ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ

Метельская Татьяна Алексеевна
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и самостоятельно строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. В кратком словаре по философии понятие НРАВСТВЕННОСТИ приравнено к понятию мораль. Мораль «(латинское слово mous- нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей , а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)»[16,92].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [9,345]. Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому; духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к Нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный , согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»[9,558].
С годами понимание нравственности изменилось. У С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуются человек, этические нормы, правила поведения определяемые этими качествами»[23 ,414 ]. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающею всеми добродетелями человека»[2,360].
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определенную роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. В свою очередь общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность со своими идеалами. При этом мораль оформляется в различных принципах, заповедях, предписаниях как следует поступать. Из всего этою мы можем сделать вывод, что человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не ударив лицом в грязь. А что говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека»[26,120]. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [6,170].
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного поведения.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Человек в день совершает 120-150 поступков. Очень важно, в какую сторону личность будет развиваться.
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями его личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание. Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Они стабильно позволяют человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Понять сегодняшний день и состояния воспитания наших детей можно значительно глубже и вернее, если опереться на день вчерашний: корни многих удач и неудач лежат именно там. Учителя часто задаются вопросом: почему как только пошатнулся советский социалистический строй жизни, первой об этом дала знать «коммунистическая нравственность» общепринятой «системы коммунистического воспитания?». Попробуем ответить посредством анализа прожитых нами за последние 50 лет систем нравственного воспитания. Сделаем краткий экскурс в наше недавнее прошлое. В системе коммунистического воспитания нравственное воспитание относилось к одному из главных направлений – идейно-политическому. Целью такого воспитания было формирование марксистско-ленинского мировоззрения, как мировоззрения научного, классового, атеистического, а в целом – воспитание «строителя коммунизма и борца за дело КПСС». Эти цели окончательно оформились к концу 50-х годов и излагались в программных документах: Программе и Уставе КПСС, Уставе ВЛКСМ, Положении о Всесоюзной пионерской организации. Правилах октябрят и морального кодекса строителя коммунизма. Моральный кодекс строителя коммунизма был своего рода концепцией нравственного воспитания граждан, который не выдержал испытания времени и стал быстро декларативным документом.
Почему:
— отрыв провозглашаемых идей от реальной жизни, возвышение нравственности в идеале и падение ее в реальной жизни;
— построение его на сиюминутных интересах власти и ради власти;
— отрыв нравственного воспитания и нравственных качеств от духовности, явный атеизм документа;
— несоответствие духовной культуры народа, особенно воспитанного на православии;
— определение «добра» и «зла »на основе отношений человека с партией, комсомолом, пионерией.
Моральный кодекс быстро устарел. В 80-е годы о нем без критики уже не говорили. В конце 80-х годов началась «перестройка», обернувшаяся сменой общественно-экономического устройства страны и рождением нового государства – Россия. Все нравственные основы советского времени были отброшены и заменены новыми под общим названием – гумманизация. Новыми знаковыми документами этого времени стали так называемый «Переделкинский манифест» – «Педагогика сотрудничества педагогов-новаторов » 1986 г., Закон об образовании РФ 1992 г.. Федеральная концепция развития образования 1994г.
Идеи гумманизации образования, начавшиеся с педагогики сотрудничества ученика и учителя, были расширены до безграничности через посредство всеобщего «плюрализма», «гласности», «peгионализации и демократии образования». Это коснулось не только структур, образовательных программ, учебников и пособий, но и мировоззренческих основ воспитания и образования. В школах стало внедряться практически без разбора все, что обещало быстро сделать детей добрыми, нравственными и при этом развитыми, даже если эти программы были разрушительными по своей сути и противостоящими тысячелетней кульгуре народов страны (примером служат те же вольдорвские школы и школы «Живой этики», муновские учебники).
Этап гуманизации школы, рассчитанный на воспитание любви и свободы, все-таки дал положительные результаты – разнообразные виды и типы образовательных программ, учреждений и технологий, стали реальными некоторые права детей, смягчился психологический климат в школе, появились признаки комфортной учебной среды, стали лучше и целенаправленней работы с проблемными детьми. И в тоже время в образовании получил развитие принцип абстрактного гуманизма, отчуждающего народ от его культуры, жизненных смыслов и реальных ценностей людей. Стала распространяться идея о воспитании нового поколения на «общественных ценностях» и мировой культуры, под которыми понимались самые разные веши.
Такая гуманизация школы не дала ожидаемых результатов в главном – нравственном воспитании детей, продолжает падать нравственность, растет детская криминальность, обесценивается учебный груд, не растет даже обученность по нашим привычным ЗУНам (знаю, умею, могу).
Можно доказательно утверждать, что эти программы реформирования образования – они отражали сиюминутное настроение, но не затрагивали главного – духовности, не соответствовали культуре ни одного проживающего в России народа. Определение «добра» и «зла» шло уже по отношению к «рынку», к «плюрализму», «западным моделям» жизни.
Сейчас начинается новый этап – время становления новой, принципиально иной системы нравственного воспитания, на новых методологических основах.
Следующий этап становления нравственного воспитания членов общества связан с верой в Бога, в его силу и помощь, а само «Нравственное воспитание» неизбежно становится Духовно- Нравственным. И вот почему православное обращение к педагогике нужно рассматривать как особую образовательно-воспитательную систему:
Во-первых, это готовая, выверенная жизнью и временем, целостная мировоззренческая система; Во-вторых, Православие есть основание русской культуры, культуры государство образующего русского народа (русских в России 83-85 % населения). В-третьих, именно эта вера определила особенности русского характера, от которого зависит сегодня жизнь страны. В-четвертых, это целостное учение, со своей программой общественного воспитания, самовоспитания, перевоспитания человека, не требующее материальных затрат.
Именно на поприще преодоления «себя – грешного», и формируется воля, рождается мужество и терпение, способность ладить с житейскими трудностями и при этом не осквернить свою душу.
Переход от простого «Нравственного» к более сложному «Духовно-Нравственному» воспитанию не прост. Для этого надо признать ТРИЕДИНСТВО человеческой сущности — ДУХА, ДУШИ и ТЕЛА. В этом единстве и заключена великая тайна человеческого бытия. При этом именно ДУХ в человеке есть основа его жизни, развития и действия. Именно ДУХ в человеке являет собой разумное начало в человеке. Особенностью православия является соединение духовного и нравственного начала в человеке. Само слово «духовность» происходит от слова «Дух», которое в православно-византийском контексте означает именно Святой Дух как третью ипостась Святой Троицы. Так в посланиях апостола Павла выражением «дух», «духовность», в «Духе» придается значение:
1) Разумного начала в человеке.
2) Действию Святаго Духа.
3) Самому лицу Святаго Духа.
Если сказать словами Святого Григория Богослова, наш Дух есть частица Бога. Таким образом, непосредственно словом «Духовность» будет справедливо назвать только то, что освящено дыханием свыше, что носит отпечаток воли Божества, соответствует тому, что сказано в Евангелии.
ДУХОВНОСТЬ – это также свойство личности, выражающая способность человека осмыслить свое «Я» и миссию своего земного существования, а также соизмерить их с нравственными законами жизни и действовать согласно им. Благодаря духовности одухотворяются душа и тело человека.
Это качество формируется в единстве сознания, поведения и чувств. Самосознание стремится к познанию Истины, как к познанию Бога и Божественного в себе, к пониманию собственной миссии на земле, к узнаванию законов развития духа и собственного «Я». И в этом познающем смысле духовность можно рассматривать как свойство интеллекта. Она проявляется в поведении через волю как собственная творческая деятельность, как умение выбирать способы достижения цели, создать продукт, наполненный жизненным смыслом. Что касается чувств, то «духовные» чувства дают человеку присутствие внутренней и внешней свободы, личного достоинства, ответственной субъективной позиции. Эти три феномена человеческой жизнедеятельности наполняют ее смыслами, одухотворяют труд радостью, а отношения – любовью, общение, быт, работу – служением. Духовность позволяет человеку подняться над миром природы.
Итак, Духовность связана со смыслами, назначением человека, его ценностными ориентирами, целями. То, что выше материального биологического, телесного, земного, то и может составлять духовную сущность человека.
Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своими духовными началами, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира.
Если Духовность – это то, чем и ради чего мы живем и действуем, то Нравственность – это как мы живем и действуем.
Смыслы задает Духовность, правила и способы действия – Нравственность. Основой Духовности является Дух, а Нравственности – Душа, душевный мир человека. Духовность и Нравственность существуют в неразрывном единстве по идее, в целостном и гармоничном. Если они входят в противоречие, начинается раздвоение и даже распад личности. Вот почему их нельзя рассматривать врозь.
Основой русской педагогики всегда было воспитание на примере христианских идеалов. О нравственном влиянии на людей этих идеалов Ф.М. Достоевский писал: «Идеалы русского народа сильны и святы, они то и спасли его в века мучений. Они срослись с его душой и наградили ее на веки честностью, искренностью и широким, открытым умом. Исторические идеалы русского народа – это Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, Тихон Задонский, Амвросий Оптинский и др.».
В Российской культуре педагогические аспекты духовности и морали нашли отражения в трудах отечественных мыслителей, писателей, ученых практиков, таких, как А.П. Аксаков, Н.А.Бердяев, Ф.М. Достоевский, Ю.Г. Жуковский, B.C. Соловьев, Л.II. Толстой, П.А. Флоренский [7; 6; 13; 253; 84; 123; 157].
Значительное место занимают труды К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерова, Д.И. Менделеева, К.Н. Вентцеля. Авторы были единодушны в том, что нравственное воспитание является существенным элементом процесса формирования личности |27; 28; 89; 90; 91; 153; 6; 278].
Особого внимания заслуживают труды и исследования адмирала С.О. Макарова, который одним из первых стал использовать термин «Военная психология», которая, по его мнению, изучает нравственный элемент. Проблемы духовно-нравственного воспитания поднимаются в трудах современников великих реформ: заслуженных героев Отечества, участников нескольких войн, генералов М.Д. Скобелева, М.И. Драгомирова, П.Л. Карцева, подполковников М.С. Галкина, В.Л. Райковского, Н.П. Бирюкова, Д.И. Трескина [148;63;94;117]. Опираясь на собственный практический опыт, авторы разрабатывали теоретические основы, определяя направление, по которому следовало развивать систему духовно-нравственного воспитания в военной педагогике.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *