ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛОРИМЕТРИЯ

Кузнецов Б.П., Кулешов В.А., Шанти П. Джаясекара
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛОРИМЕТРИЯ

В современном телевидении и кино используется технология колориметрии [1] (измерения цвета). Ее основная цель – донести до зрителя неискаженную цветопередасу сцен. С другой стороны, при съемках фильмов и других материалов кино и телевидения используются приемы цветорежиссуры. Однако и в первом и во втором случаях за кадром остается подсознательное воздействие цвета на зрителя, что может оказаться небезопасно для здоровья зрителя. Эксперименты, проведенные в лаборатории анализа аудиовидеоинформации при кафедре цветоинформационных систем факультета вычислительной техники и информационных систем Международного Университета Фундаментального Обучения (МУФО) показали такую опасность.
Нами уже на двух конференциях по безопасности [2,3] показывались теоретические основы психофизиологической колориметрии. Нами создано математическое и программное обеспечение для вычисления цветового спектра видеокадров (фотографий и прочих цветных однокадровых материалов), видео- и кинофильмов, а также телепередач за заданный временной интервал.
Психофизиологическая колориметрия (ПФК) – новое научно-практическое направление науки «Цветонология», созданной доктором Кулешовым В.А. ПФК включает два этапа: компьютерный синтез цветового спектра видеоматериала (СЦС) и цветонологическая экспертиза (ЦЛЭ) этого спектра. Результатом последней является перечень как положительных, так и отрицательных параметров психофизиологического воздействия анализируемого видеоматериала.
Нами было выполнено несколько сеансов ПФК для телепередач различных каналов. Результаты были показаны работникам телевидения. При этом, подавляющее большинство СЦС и результаты ЦЛЭ оказались очень похожими друг на друга и крайне негативно виляющими на здоровье телезрителя. Единственным на тот момент телевизионным каналом, к передачам которого не имелось претензий оказался канал «Теленяня».
Полученный опыт ПФК оказался работоспособным и требует внедрения в четырех направлениях: 1) производство кино-телепродукции, 2) компоновка телепрограмм на телецентрах, 3) производство и размножение DVD-дисков, 4) создание Интернет-сайтов.
По первому направлению предлагается использовать нашу ПФК по результатам съемок сцен, при монтаже и цветокоррекции отснятого материала. При этом результаты ПФК снятых эпизодов необходимо чередовать с тем расчетом, чтобы компенсировать негативные характеристики предыдущих эпизодов положительными характеристиками последующих эпизодов.
По второму направлению следует различать доэфирную ПФК подготовленных к передаче телепередач в записи и непрерывный ПФК-мониторинг эфирного канала в целом. Доэфирная ПФК позволить отсортировать записи телепередач по принципу негатив-позитив, и планировать телепрограммы уже с учетом компенсации передач с негативными результатами ПФК последующей трансляцией передач с позитивными результатами ПФК. Непрерывный ПФК-мониторинг позволит выявить периоды негатива и позитива телетрансляции и вещания канала в целом, что позволит оценивать и сравнивать телеканалы между собой и выявлять как наиболее вредоносные, так и наоборот благотворные телеканалы.
В дальнейшем предлагается снабжать рекламные газеты с телепрограммами цветными логотипами в виде круговых гистограмм СЦС для каждой телепередачи с той целью, чтобы телезритель мог самостоятельно выбирать видеоматериал с нравящимся именно ему цветовым спектром цветового потока.
По третьему направлению отметим, что DVD-продукция делится на следующие основные категории: 1) фильмы, 2) музыкальные видеоклипы, например, караоке или сборники песен и танцевальной музыки, 3) компьютерные игры, 4) обучающие курсы, 5) познавательные материалы, например, экскурсии по городам и музеям, 6) другие материалы.
Авторами предлагается для начала снабжать упаковку каждого DVD-диска цветным логотипом в виде круговой гистограммы СЦС, чтобы покупатель мог выбирать из множества предлагаемых ему дисков те, которые он подсознательно считает необходимыми ему (как в выборе пищи в магазине или на рынке). Кстати, это один из способов определения конкурентноспособной продукции. В дальнейшем предлагается снабдить производителей видеоматериалов для DVD авторской технологией ПФК.
По четвертому направлению авторами предлагается провести массовый ПФК-мониторинг Интернет-сайтов с публикацией примеров как негативных, так и позитивных сайтов, а в будущем – возложить все функции ПФК на известные поисковые порталы.
В обеспечение предложенного, необходимо соответствующим образом доработать и специализировать компьютерные программы видеомониторинга и синтеза СЦС, стандартизировать бланк-форму ЦЛЭ, строго формализовать процедуру ЦЛЭ и создать экспертную систему для автоматической цветонологической экспертизы.
Для продолжения начатых в МУФО работ по ПФК необходимо наладить финансово-производственные связи как с кино, так и с телеиндустрией не только в России, но и за рубежом. Необходимость данной деятельности вытекает из того факта, что большинство современных видеоматериалов, как показывает имеющийся опыт ПФК, имеет негативный цветовой фон, вызывающий, например, агрессивность или уныние, и ведущий к психосоматическим осложнениям.
Отдельно следует отметить не указанные выше области взаимодействия человека с видеоматериалом – это операторские станции и компьютерные рабочие места. Современный человек-оператор имеет дело с обычным цветным монитором и несет многочасовую вахту. Во избежание аварий на боевом и гражданском транспорте, на электростанциях и промышленных предприятиях необходимо внедрить широкомасштабный ПФК-мониторинг видеослайдов, с которыми работают многочисленные операторы, включая пилотов и заканчивая цеховыми операторами. Далее, можно выполнять масштабный ПФК-мониторинг всех программных продуктов, включая средства программирования и разрабатываемые тексты программ.
ЛИТЕРАТУРА:
Годен Ж. Колориметрия при видеообработке. М.: Техносфера, 2008
Кузнецов Б.П., Шанти П. Джаясекара. Телевизионные цветовые потоки и безопасность телезрителей. В сб.: «Безопасность личности, общества, государства», Материалы Третьей Международной научно-практической конференции (проблемы, задачи, технологии). Том 2 (третья, четвертая, пятая и шестая секции) – СПб.: Издательство «UT». 2009. С. 69-70.
Кузнецов Б.П., Джаясекара П.Шанти. В интересах безопасности телезрителей. Цветовая аттестация видеофайлов. В сб.: «Безопасность личности, общества, государства», Материалы Второй общероссийской научно-практической конференции (проблемы, задачи, технологии). Том 2 (третья и четвертая секции) – СПб.: «Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка». 2008. С. 116-117.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *