Анализ биомеханического  сходства и различия техники различных единоборств лежащих в основе современного рукопашного боя

Анализ биомеханического сходства и различия техники различных единоборств лежащих в основе современного рукопашного боя

katanski
Катанский С.А. гранд доктор, профессор МУФО, к.п.н., доцент кафедры физического воспитания НИЯУ МИФИ

paperno
Паперно А.А. Ст. преподаватель кафедры физического воспитания НИЯУ МИФИ.

Проводя сравнительный биомеханический анализ кино-, фото- и видеоматериалов по базовой технике дзюдо, каратэ, айкидо, джиу-джитсу, кен-до, кобу-до,нин-дзютсу входящий в общую систему современного рукопашного боя, можно отметить особенности их сходства и различия. Все приемы построены на биомеханических принципах эффективности, экономии сил, базирующихся на простоте движений. Техника бросков построена на моменте вращения тела противника за счет создания пары сил, а выполнение приемов в технике ударов – на вращательных и поступательных движениях различных частей собственного тела. В единоборствах мышцы и костный аппарат с точки зрения биомеханики выполняют функции рычагов, которые производят перемещения, сокращения, разгибания и т.д. Знание биомеханических законов необходимо для правильного понимания взаимодействия костей и мышц при проведении бросков и ударов, в которых первые играют роль рычагов, а последние – роль сил, действующих на них. При проведении как ударов, так и бросков руками атакующий использует силу реакции опоры, в результате чего происходит усиление взаимодействия между нею и различными частями тела. Биомеханическая цепочка исполнения движения прослеживается следующим образом: опора – стопы – бедра – плечи.
Сравнивая между собой биомеханические основы выполнения техники ударов и бросков, можно отметить, что, будучи на вид противоположными в исполнении, они имеют много общих биомеханических принципов. В обоих случаях обучающимся приходится следить за сохранением устойчивого положения тела, которое будет зависеть от принятия позы, высоты расположения центра тяжести, величины площади опоры, от степени отклонения проекции центра тяжести за площадь опоры, а также от силы и действия мышц, сохраняющих равновесие. Сравнивая между собой стойки в различных видах единоборств, можно отметить, что главным принципом их исполнения является сохранение проекции центра тяжести на плоскости опоры между стопами как в статическом положении, так и в динамике. При проведении приемов ногами как в броске, так и в ударах также применяется общее правило, которое гласит: чем меньше проекция центра тяжести уходит на площадь опоры, тем устойчивее положение тела. Это полностью соответствует законам механики. Так как вышеперечисленные виды спортивной борьбы базируются на различных видах техники, для роста спортивного мастерства необходимо определить механизм переноса положительного и отрицательного навыков как на отдельные приемы, так и на занятия различными видами единоборств, что особенно важно в базовый период обучения.
Сравнивая между собой стойки бойцов в различных видах единоборств, можно отметить, что в них рекомендуют сохранять проекцию центра тяжести в пределах площади опоры.
(Мatson О., 1970) отмечает, что учителя в Китае и на Окинаве отводили много времени упражнениям, направленным на повышение устойчивости. С их точки зрения, они укрепляют мышечный корсет и формируют правильную осанку, что вырабатывает чувство равновесия и способность к быстрому перемещению.
Вначале рассмотрим стойки, которые такие классики боевых искусств, как : (Такаи А.,1978), (Фунакоши Г..1981), (Кано Д.,1986), (Уэсиба М.,1991), (Мусаси М., 1995)-относят к естественным позициям, имеющим общее японское название «шизентай». Простейшие из них – «строевые» стойки, встречающиеся во всех видах единоборств: хейсоку-дачи – стопы вместе, пятки вместе; мусуби-дачи – пятки вместе, носки врозь; хейко-дачи – стопы на ширине плеч. описание можно встретить в монографиях: (Харлампиева А.А.,1964), (Чумакова Е.М.,1967) и др.; в дзюдо в этой стойке носки развернуты наружу, и она называется «шизен-хонтай» (шизентай). Передвижения в ней осуществляются в боковом направлении (еко-аси).
К следующим естественным позициям, как отмечает (Накаяма М.,1972), относится стойка, которая в каратэ называется «мотто-дачи»: стопы разводятся на ширину плеч, и одна нога выставляется вперед параллельно другой. В учебном пособии по самбо (Андреева В.,1967) эта стойка
Стойка хейко-дачи в самбо называется «узкая фронтальная стойка», ее называется «правосторонняя» или «левосторонняя». В учебнике по дзюдо Д.Кано, переизданном в 1986 году, приведена модификация этой стойки, называемой «мини» или «хидари»: сзади стоящая нога развернута под углом 450 наружу, впереди стоящая – развернута носком вперед. Такое положение ног приводят в своей работе по самбо (Гулевич Д.,Звягинцев Г.,1976). Перемещение в этих стойках осуществляется вперед-назад и в стороны.
Как отмечают: (Брант Р.,1994), (Флоке А., 1995), (Исаму К., 1995), (Хайс К.,1996 )в айкидо, кендо, айки-дзютсу, нин-дзюцу к естественным позициям относятся стойки миги-ханаами или хидари-ханаами: стопы ставятся перпендикулярно друг другу, одна нога выдвигается вперед приблизительно на длину стопы. Подобную стойку, которая в каратэ называется «тензи-дачи», можно встретить в книге (Паджиева С., 1994) и в учебниках фехтования (ФишераБ.,1796), (Вальфиля А.,1817), (Люгара А., 1910). Модификацией этой стойки можно считать стойку ренодзи-дачи: сзади стоящая стопа разворачивается наружу под углом 450. Описание этой стойки можно найти в книге (Канадзавы Х.,1995). Передвижение в этих стойках осуществляется так же, как и в предыдущих стойках, с добавлением естественного шага (аюми-аси).
Широкая фронтальная стойка в каратэ, кендо, айкидо называется «киба-дачи» — стопы перпендикулярны друг другу, или «шихо-дачи» — стопы развернуты под углом 450. В кун-фу подобная стойка называется «ма-бу», в дзюдо – «джиго-хонтай» или «джигентай»; их описание можно встретить в книгах (Матвеева В. В.,1990), (Смирнова В.,1991), (Самуйлова З., 1991), (Товкая Г.,1992), ( Барановского В.В., Кутырева Ю.Н.,1992) (Хацуми М., 1996).
Дзенкудцу-дачи – передняя стойка, в которой примерно 70% веса тела приходится на впереди стоящую ногу. Она встречается в каратэ, дзюдо, айкидо, кендо в момент атаки, когда один из партнеров делает выпад. Передвигаться в этой стойке можно как скользящим, так и естественным шагом.
Каги-дачи – это стойка, в которой сзади стоящая нога зашагивает за впереди стоящую ногу и стопы ставятся перпендикулярно друг другу. Это положение встречается во всех видах борьбы в одежде и без нее и применяется, когда атакующий поворачивается к партнеру спиной, чтобы выполнить бросок или удар.
Еще одним связующим звеном между различными видами единоборств являются стойка косо-дачи, когда исполняющий сзади стоящей ногой зашагивает за впереди стоящую ногу, и повороты – сабаки. Они могут осуществляться как из положения стоя на месте – на 3600, так и в движении, когда исполняющий сзади стоящей ногой зашагивает за впереди стоящую и делает поворот на 1800 или когда впереди стоящую стопу ставят перпендикулярно своей сзади стоящей и делают поворот на 900. Подобные скрестные шаги в сочетании с уклонами и поворотами в фехтовании называются вольтами и описаны подъесаулом (Гладковым Н.,1893) и (Капканом Ю.1916).
При сопоставлении кино- и фотоматериалов по исполнению приемов айкидо, дзюдо, джиу-джитсу бросается в глаза их биомеханическая схожесть и присутствие в различных видах единоборств. Например, в бросках через бедро (коси-нагэ, коси-гурума), в бросках через плечо (сэои-нагэ ипон), бросках через плечи (ката-гурума), бросках с передней подножкой (таи-отоши) присутствует один и тот же элемент – поворот. Эту схожесть можно проследить и в исполнении болевых приемов на различные части тела, которые выполняются в основном за счет скручивания или перегибания суставов, а также в удушающих приемах. К перечисленным техническим действия хочется добавить и наличие схожих ударов различными частями тела, включенных в программы обучения вышеупомянутым видам борьбы.
Сравнивая базовую технику приемов защиты и нападения каратэ и фехтовальных техник, таких, как кендо, кобудо, можно заметить, что они близки по исполнению. Удары пальцами – колющие удары острием меча, удары ребром ладони – рубящие удары лезвием меча, удары основанием кулака подобны ударам рукояткой меча, а блокирующие движения предплечьем аналогичны отводящим движениям меча. На это сходство указывают мастера каратэ – Я. Атзато и Я. Итосу. Они советовали ему следующее: «Занимаясь каратэ, всегда думай о своих руках и ногах, как о мечах» (Фунакощи Г.,1995)
«Каратэ и кобу-до являются взаимно дополняющими вдами боевых искусств , знание одного стиля значительно повышает способность восприятия другого . Спортсмены не обладающие основами каратэ, не смогут достичь вершины мастерства и в обращении с тонфа. И напротив получив хорошие навыки в обращении с тонфа помогут быстрому и качественному освоению каратистами различных оборонительных и наступательных техник» (Демуро Фумио,2002).
Взаимосвязь ударно-бросковых и фехтовальных видов можно проследить и на примере айкидо. Многие элементы и технические приемы айкидо берут свое начало от традиционного японского искусства фехтования на мечах. Это родство легко подметить, если внимательно проанализировать все основные стойки и движения, применяемые в айкидо: так, например, атакующий (нагэ) различным способом использует свои руки и ладони для ударов, уколов, режущих движений, толчков и отведения ударов соперника. Это, как правило, единственное «оружие» борца айкидо образно называется «меч-рука» («тегетана»).
Техника айкидо разрабатывалась не для спортивной борьбы, а для отражения атаки холодным оружием и освобождений от захватов различных частей тела. В ней есть элементы фехтовальной техники, которые гармонично вписываются в различные технические действия. Кроме схожих приемов движений, проводимых за счет ударов, взаимосвязь этих видов боевых искусств можно проследить и на примере обезоруживания, для которого приемы айкидо биомеханически идеально разработаны. Защитные действия борца айкидо рассчитаны на круговую или линейную траекторию руки противника, за счет инерции движения которой получается бросок, переход на болевой прием и отбор оружия.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что несмотря на внешнее биомеханическое различие различных стилей единоборств, входящих в общую систему рукопашного боя у них много технических действий имеющих общих, ключевых элементов исполнения.
Поэтому при обучении рукопашному бою очень важно подметить ассоциативные связи между на первых взгляд разными в биомеханическом исполнении техническими действиями входящими в его систему. Затем довести до сознания учеников ключевые элементы их исполнения и помочь осуществить положительный перенос навыка исполнения с одного приема на другой.
На основе проведенного анализа литературы можно сделать следующее заключение. Большинство вышеупомянутых единоборств биомеханически связаны между собой и являются составляющими звеньями комплексной системы современного рукопашного боя.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *