ОБРАЗ КОМИТАСА В БАЛЕТЕ «АНТУНИ» ЭДГАРА ОГАНЕСЯНА

ОБРАЗ КОМИТАСА В БАЛЕТЕ «АНТУНИ» ЭДГАРА ОГАНЕСЯНА

nelly8
НЕЛЛИ АВЕТИСЯН Доктор музыковедения, PhD (Oxford), Профессор

komitas6

Творчество Эдгара Оганесяна (1930-1998) — выдающегося армянского композитора XX века, на протяжении многих лет привлекает внимание известных деятелей разных областей искусства, музыкантов-исполнителей, исследователей. Его музыка, — яркая, эмоционально насыщенная, отличающаяся самобытностью национального высказывания, несет в себе отпечаток эпохи. Вместе с тем, композитор на современном уровне философского осмысления мира, неповторимого авторского стиля возрождает древнейшие пласты армянского духовного наследия, используя историографические материалы, фольклорные источники песен и плясок, а также средневековых духовных песнопений — Шараканов и Тагов. Этот подход к творчеству определил особенности мелоса, ритмики, ладоинтонаций, специфического гармонического языка его сочинений, опирающихся на Монодическое и полимонодическое восприятие акустических особенностей многоголосной полифонической ткани, тенденции полижанровости и полистилистики. Произведения Эдгара Оганесяна «аккумулируют» изысканно тонкий психологический подход в выражении лирических чувств, переживаний, и экспрессивную, мощную энергию развития в рациональной и цельной драматургии музыкальной композиции. Он является автором нескольких известных симфоний, концертов, камерных произведений, замечательных хоровых циклов на слова армянских поэтов, театральной музыки, киномузыки, вокальных сочинений и др.Однако, основное место в творчестве композитора занимают музыкально-сценические произведения, которые в большинстве своем были поставлены на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна в столице Армении, городе Ереване, и на протяжении многих лет украшали репертуар этого театра. Это опера «Путешествие в Арзрум» (1987), опера-балет «Давид Сасунский» (1976), балеты «Мармар» (1956), «Голубой ноктюрн» (1964), «Вечный идол» (1965), «Антуни» (1969), балет-транскрипция на музыку Арама Хачатуряна «Маскарад» (1982), а также балеты пока не воплощенные на сцене — «Жанна д’Арк» (1985) и «Суламифь» (1990). Философия и эстетика композитора, в полной мере проявившиеся в его музыкально-сценических произведениях, выражают общую концепцию гуманизации и психологизации его творчества, основной темой которого неизменно является человек как данность, человек и общество в контексте широкой исторической панорамы. Многоохватность тем, сюжетов, ракурсов мировосприятия стимулировали новые подходы в реализации творческих замыслов, выборе адекватных средств выразительности.

Балет-посвящение «Антуни», написанный и поставленный к празднованию 100-летнего юбилея со дня рождения Архимандрита Комитаса, является одним из выдающихся в этом жанре. В создании балета органично соединились глубинный смысл любви и понимания личности великого армянского композитора-классика Комитаса, через идейно-смысловое объединение шедевров поэтического творчества Паруйра Севака в произведении «Несмолкаемая колокольня» и Егише Чаренца в произведении «Реквием», которые стимулировали направленность художественных исканий композитора, либреттиста, а в дальнейшем и всей постановочной группы. Либреттист и балетмейстер-постановщик балета «Антуни» Максим Мартиросян писал об этом произведении: «В моей жизни было много случаев трепетного ожидания сценического воплощения моих творческих замыслов, но на этот раз я ощущал непередаваемое волнение и беспокойство, потому что комитасовская тема не могла не волновать. Это большая ответственность и большое счастье работать с композитором Эдгаром Оганесяном и художником Минасом Аветисяном». Либретто состоит из двух частей, семи картин и эпилога. Заложенная в нем идея отражает субъективное видение автором проблематики и образной системы этого произведения. Либретто построено на противопоставлении двух, принципиально разных временных отрезках, олицетворяющих оппозицию: мир — войну, созидание — разрушение, насилие — противоборство и подвиг во имя свободы и счастья народа. В либретто балета «Антуни» М. Мартиросян выразил смысл национального мироощущения в своеобразной интерпретации проблематики Художник — творец, Художник — народ, подвиг Художника во имя спасения народа. Драматургических линий способствующих раскрытию образа главного героя несколько: в I-ой части либретто представлен портрет Антуни-музыканта, композитора, Творческой личности. Эту часть можно определить как Созидание, Творчество, Труд, Любовь, Ликование. II-ая часть сразу начинается с картины насилия: «Багровый закат. На земле лежат страдальцы. Насильники тащат Хумар — возлюбленную Антуни». И, как страшный результат угнетения «…обездоленный народ осужден на скитания». Идея протеста, борьбы и подвига Художника выражена в либретто следующим образом: «С факелом в руке Антуни вступает в борьбу. В этой схватке он не одинок. Тянется идущая в бой нескончаемая вереница огней». После победы и освобождения, в эпилоге утверждается идея самореализации: «Народ бессмертен. Возрожденный, он снова ликует». Имя главного героя Антуни (переводится с армянского языка, как обездоленный, потерявший дом в результате насилия) выбрано не случайно. Являясь прототипом Архимандрита Комитаса, он наделен чертами его личности, его судьбы, также связанной со служением в церкви. Личность Антуни, смоделированная в либретто самоконфликтна и безусловно трагична, так как в противопоставлении церковь — жизнь, Антуни выбирает Жизнь. Под «жизнью» автор либретто подразумевает вдохновение, творчество, представленное собирательным образом Музы — Хумар, возлюбленной Антуни. Защищая свою Музу, Художник-творец защищает свое творчество.

Музыкальное решение драматургии этого произведения отражает творческую волю композитора, его субъективное восприятие исторических событий, гениальной личности Комитаса и выпавших на его долю страданий. Роль Комитаса в формировании национального самосознания безгранична своей духовностью, многомерностью композиционных открытий.
Эдгар Оганесян писал о желании наделить главного героя балета чертами, присущими великому композитору: «С большим удовольствием взялся за написание музыки балета. Кроме того, что очень люблю песню, меня воодушевила прекрасная идея, которая переросла в цель — придать комитасовским песням масштаб симфонического звучания. Главный герой спектакля Антуни является собирательным образом гуманиста, патриота, влюбленного в народно-песенное творчество, каким был сам Комитас, такими же людьми были и Нарекаци, и Саят-Нова, и Чаренц…» И далее, в той же публикации: «В балете я с любовью использовал некоторые из произведений Комитаса: «Антуни», «Крунк», «Сипана каджер», (Ло-Ло), «Шушики» и др. Вторая часть балета написана в хоровых музыкальных формах. Для нее послужили основой народные и средневековые поэтические произведения». Во Второй части, которую Эдгар Оганесян назвал «Реквием» (заупокойная месса), кроме симфонического оркестра участвует также и хор.

Композитор создал балет о трагической судьбе Творческой личности в ситуации насилия. В нем как бы соединяются линия психологизма, заложенная в балете «Гаяне» и линия тираноборческой героики, заложенная в балете «Спартак» Арама Хачатуряна. Такой тип синтеза вызвал к жизни новые драматургические решения, благодаря которым, этот балет представляется во многом нетрадиционной, и в то же время строго выверенной, композиционно логичной, убедительной, целостной системой. Балет «Антуни» скомпонован из двух актов, каждый из которых состоит из пяти картин. I акт — 1. «В келье», 2. «Оровел», 3. «Грезы Антуни», 4. «Прялки», 5. «Генд». II акт, который называется Реквием: 1. «Lacrimosa» (Слезно). 2. «Danze macabre» (Пляска Смерти), 3.«Tuba mirum» (Чудесная труба), Звон колоколов. 4. «Dies irae» (День гнева), 5. «Крункнер» (арм.Журавли) С точки зрения психологии восприятия балета, воздействия на зрителя-слушателя, его целесообразно рассмотреть через призму категорий-символов: Судьба, Время, Творчество, Выбор. Этому способствует музыкальный материал балета, использование тем-символов, которые формируют сюжет балета. Тема Судьбы экспонируется сразу после Вступления, далее проходит разные стадии развития во всех десяти картинах балета. Во Втором акте композитор сгущает трагизм ситуации через об’единение драматичной по смыслу темы песни «Гарун а» и канонической католической секвенции «Dies irae». Проблема Художника и Времени многомерна, однако, в балете «Антуни» Э.Оганесян рассматривает ее как историческое время, историческую ситуацию. Силы, спровоцировавшие геноцид армян в 1915 году адекватны в балете силам зла. Эта тема в истории армянского народа постоянно присутствует и актуальна по сей день. Но насилие и уничтожение не могут остаться незамеченными, так как это боль и раны на теле человечества. Рассказать об этом, погрузить героя балета в атмосферу страдания и отчаяния народа — поистине грандиозная задача, приближающаяся по масштабам к Пассионам и Ораториям. В этой связи, использование жанра Реквиема во II акте балета выполняет важную драматургическую функцию.

Тематику связанную с категорией Творчество, композитор раскрывает многообразно, выстраивая музыкальную драматургию балета «Антуни», воссоздает творческий процесс героя балета: с одной стороны, через использование музыкального материала Комитаса-композитора, как бы идентифицируя своего героя с ним, с другой, участвуя в этом процессе в качестве творца, идентифицируя самого себя со своим героем Антуни. Если Выбор в творчестве неотделим от творческого процесса, сливается с ним и не имеет собственного музыкального материала, то Выбор жизненной позиции сформирован в балете через определенную последовательность музыкального тематизма. Она объединяет тему Противодействия и ее развитие во II акте балета, тему тага (духовной песни) «Рождества Христова» из Патараг-а (армянская Литургия), с текстом: «Сегодня Солнце Свободы взошло для людей». Это тематический материал из III-ей картины Второго акта балета Tuba mirum со звоном колоколов на очень громком звучании (fffff). Именно так сформирована кульминация всего балета, где Антуни совершает подвиг, становясь символом освобождения, Колоколом Свободы.
В завершении балета, композитор использовал трагическую по характеру песню «Крунк», в сочетании со своей знаменитой песней «Эребуни — Ереван», созданную им к празднованию 2750-летия древнего города Эребуни, который пройдя сквозь века, воссоздался и продолжился в современном городе Ереване. Благодаря об’единению символических тем-образов в красочном симфоническом звучании, балет завершился оптимистично.
Некоторые аспекты аналитической интерпретации драматургии и конструктивных принципов балета «Антуни» позволяют сделать вывод, что драматургически цельная, строго выверенная структура балетной музыки стала залогом огромного успеха, выпавшего на долю этого произведения. Необходимо отметить великолепное сценическое воплощение этого грандиозного замысла либреттистом и балетмейстером-постановщиком Максимом Мартиросяном, прекрасную сценографию, декорации созданные художником Минасом Аветисяном, выразительные сценические костюмы созданные художником Робертом Элибекяном. Особенно впечатляюще звучат слова всемирно известного композитора Арама Хачатуряна о балете своего ученика и последователя: «Я переполнен чувством гордости за нашу армянскую музыку. Балет Эдгара Оганесяна — яркое тому свидетельство. «Антуни» — великолепное произведение. Все выглядит очень свежо, очень талантливо. Музыка Э. Оганесяна выразительна и необыкновенно изобретательна». Высокая оценка балета «Антуни», данная А.Хачатуряном, который сам является основоположником современной балетной драматургии в армянском искусстве, определила место, которое по праву занимает это произведение, вошедшее в золотой фонд балетного музыкального творчества.
В сентябре 2024 года исполнилось 155 лет со дня рождения великого армянского композитора, Архимандрита Комитаса (мирское имя Согомон Согомонян (1869-1935). В ознаменование этой исторической даты, я выступила с докладом в Париже, на XVII Научном Конгрессе Международной научной Академии Арарат. (Президент профессор Агоп Керкиашариан) и Международного университета Фундаментального обучения IUHAK (Ректор, доктор, профессор Санти Джаясекера. Заведующая кафедры «Музыка», доктор, профессор Нелли Аветисян (автор данной статьи). Конгресс состоялся 21-23 сентября 2024 года в Париже и прошел на высоком уровне. Мое выступление на Конгрессе с темой доклада «Образ Комитаса в балете «Антуни» Эдгара Оганесяна», стало Музыкальным Приношением гению Армянской музыки Комитасу.
Отрадно отметить, что в Армении, в Ереванском Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиаряна возобновили постановку Балета «Антуни», возродив и восстановив исторический спектакль созданный в 1969 году либреттистом и балетмейстером-постановщиком М.Мартиросяном, художниками М.Аветисяном (сценография) и Р.Элибекяном (костюмы). Премьера прошла 26-27 сентября 2024 года с большим успехом.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *