СМБАТЯН САТЕНИК, PhD (Oxford)
Скрипачка, солист-концертант
Концертный жанр имеет большую историю возникновения и развития. Интерес к со-зданию инструментальных Концертов проявился во времена эстетики Барокко в му-зыкальном искусстве с XVI до середины XVIII веков, одновременно с развитием опер-ного искусства. Концерт для разных музыкальных инструментов возник в европейской музыкальной культуре именно как новый жанр искусства Барокко. Слово барокко — произошло от португальского определения Perola Barocco, и переводилось как Жем-чужина неправильной формы, то есть, странная конфигурация жемчужины, не имею-щей центральной точки, оси симметрии. В трактатах посвященных стилю барокко приводятся схожие названия и определяются особенности эмоционального выражения барокко: пышность, декоративность, величие, замысловатость, текучесть, порыв, страсть, экстаз, динамика, легкость и свобода духовных устремлений, зачастую по-вышенная экзальтация образов. Эта особенность ярко выражена в противопоставле-нии строго организованной, продуманной полифонии и хаоса, фантазии, импровиза-ции, разных музыкальных орнаментов, импровизационных каденций и разнообразных музыкальных украшений.
Начальный период был связан с созданием Концертов для инструментального ансамбля и оркестра старинных инструментов: Concerti grossi или Concerto grosso. Усовершенствование оркестрового звучания, а также, выдвижение роли солиста-концертанта, стимулировали возникновение и развитие виртуозного ис-полнительства. Именно личность солиста-виртуоза повлияла на создание жанра ин-струментального Концерта с оркестром, поскольку это противоположности, в звучании которых есть и дух соревнования, и противопоставления солисту звуковой массы ор-кестра, имеющего разную функцию: иногда, поддержка солирующему инструменту, иногда оппозиция. Концерты создавались для одного солирующего инструмента в со-провождении оркестра, но в то же время, композиторы писали музыку для двух и бо-лее солистов с оркестром, которые назывались двойной или тройной Концерт. Вели-кие мастера прошлых веков создавали произведения в жанре инструментального Кон-церта, развивали формообразование, заполняя его новым содержанием, вдохновляя исполнителей на поиски новых приемов игры, раскрывая новые грани исполнительско-го искусства, воздействующее на эмоциональное восприятие музыки. Виртуозное ис-полнительство повлияло также на развитие уже имеющихся инструментов и создание новых музыкальных инструментов соответствующих новым требованиям музыкальной композиции. До сих пор непревзойденными считаются струнные инструменты великих итальянских мастеров Страдивари и Гварнери. Блестящее исполнительское мастерство концертанта-солиста и звучание оркестра, стимулировали строительство концертных залов со специальной акустикой.
Эти новации в процессе развития бесконечны и дают возможность слушать в натуральном звучании прекрасных исполнителей музыки раз-ных эпох. Среди большого количества музыкальных инструментов, скрипка постепен-но завоевала лидирующие позиции в качестве солирующего инструмента в творчестве скрипачей, которые зачастую были также композиторами и сочиняли в разных жан-рах. Наряду с операми, балетами, мессами, ораториями, кантатами, ариями, песнями писали также пьесы, танцы, фуги, вариации, сонаты, концерты. Среди большого ко-личества музыкантов, необходимо выделить имена выдающихся итальянских скрипа-чей и композиторов: Алессандро Страделла (1644-1682), Лоренцо Грегори (первый музыкант, который писал о Concerto grosso в 1698 году), Арканджело Корелли (1653-1713), Антонио Вивальди (1678-1741), которые заложили основу жанра скрипичного Концерта. Среди концертов-барокко, огромную популярность приобрели концерты для солирующей скрипки и оркестра «Времена года» Антонио Вивальди, которые были со-зданы в 1725 году, (в некоторых публикациях — до 1720 года), как считают некоторые исследователи музыки Барокко.
Этот цикл представляет собой первые четыре из 12 концертов входивших в opus 8., имеющих общее название «Спор гармонии с изобре-тением». В начале каждого из четырех Концертов «Времена года» Вивальди написаны поэтические Сонеты раскрывающие создаваемые в произведениях музыкальные обра-зы. Каждый из них состоит из трех частей: быстро — медленно — быстро. Эта кон-трастная последовательность частей Концерта, в дальнейшем получила широкое рас-пространение. «Времена года» представляют собой программную музыку, каждый из них посвящен одному времени года: 1.Весна 2.Лето, 3.Осень, 4.Зима. Концерты «Времена года» Вивальди получили большую известность и звучат до сих пор с эстра-ды, в аудио и видео записях, в кино и телевидении, используются в разных музыкаль-ных стилях и направлениях, даже в джазе и рок-музыке. Скрипичные концерты с ор-кестром создавали композиторы и скрипачи. Среди них необходимо отметить имена величайших композиторов: Г.Ф. Гендель и И.С. Бах, произведения которых считают-ся вершиной эпохи Барокко и звучат повсеместно.
Это шедевры мировой классической музыки, создавшие новый пласт в развитии мно-гих жанров, в том числе скрипичных Концертов. Следующий этап связан с гениальной музыкой Моцарта и Бетховена. Пять Концертов для скрипки с оркестром Моцарта и единственный Концерт для скрипки с оркестром Бетховена являются шедеврами утвердившими классические, более уравновешенные нормы в жанре Концерта, в ко-тором крайние быстрые части противопоставлялись средней медленной части. Из тра-диции барокко, в классический концерт перешли: двойная экспозиция, которая испол-няется сначала оркестром, затем, для солиста с оркестром, также наличие импровиза-ционных каденций, которые должен был играть, импровизировать солист без оркестра в определенных местах произведения. В XVIII-XIX веках сформировались Концерты романтического направления, которые получили широкое развитие в творчестве вы-дающегося скрипача и композитора Николо Паганини, затем других европейских и русских композиторов: Мендельсона, Брамса, Сибелиуса, Чайковского, Глазунова, ве-ликолепного, известного скрипача и композитора Венявского и других. В XX веке, вместе с новаторскими тенденциями в композиторском творчестве, были созданы инте-ресные, выдающиеся Концерты для скрипки с оркестром: Шенберга, Берга, Шиманов-ского, Бриттена, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Стравинского, Жоливе, ко-торые вошли в число репертуарных произведений и исполняются в концертных про-граммах. В течении пяти веков своего развития, этот жанр распространился в разных национальных композиторских школах, обогащая мировую музыкальную культуру. В Армении, основоположником жанра Концерта для скрипки с оркестром является все-мирно известный, выдающийся армянский композитор Арам Хачатурян (1903-1978), все творческое наследие которого ЮНЕСКО утвердило в качестве Достояния общече-ловеческой Культуры, отмечая, что Арам Хачатурян входит в число гениальных ком-позиторов XX века. В его творчестве, важное место занимают инструментальные Кон-церты с оркестром, которые вошли в золотой фонд мировой музыки и часто исполня-ются известными музыкантами, имеются великолепные аудио и видеозаписи, музыка этих произведений широко используется в театре, кино и т.д. Это Концерты для фор-тепиано, для скрипки, для виолончели с оркестром, а также Концерты-рапсодии для тех же инструментов. Концерт для скрипки с оркестром Арам Хачатурян создал в 1940 году, уже будучи признанным, известным композитором. Дружба с выдающимся скри-пачом-виртуозом Давидом Ойстрахом сыграла определенную роль в замысле концерта, в его сложном, виртуозном исполнительском высказывании. Первым исполнителем был Давид Ойстрах, которому композитор посвятил это сочинение. После премьеры, Кон-церт сразу же получил великолепные, блестящие отзывы и стал одним из самых вос-требованных произведений, повлиявших на развитие скрипичного исполнительства. Его играли и играют лучшие скрипачи-виртуозы XX-XXI веков.
На первый взгляд, Концерт написан в традиционной манере, однако, Арам Хачатурян подошел к во-площению художественного замысла своеобразно. Концерт состоит из трех частей: Первая часть Allegro con fermezza (живо, с точностью) быстрый темп. Написана в форме Сонатного Allegro; Вторая часть Andante sostenuto (медленно, сдержанно), написана в Сложной трехчастной форме; Третья часть Allegro vivace (быстро, ожив-ленно), написана в форме Рондо-сонаты. Таким образом, традиционный подход к тем-повому соотношению частей: быстро — медленно — быстро, композитор сохранил. Со-хранил также особенности созданных традиций в формообразовании. Вместе с тем, по-дошел к воплощению содержания новаторски, создав свой оригинальный, неповтори-мый мир музыкальной образности. Концерт начинается небольшим вступлением (всего 9 тактов), в котором закодирован основной импульс, главный характер движения этого произведения. С самого начала скрипичной партии солиста, звучит подчеркнуто выразительная, остро ритмичная тема мужественного танца.
В экспозиции I-ой части ей противопоставляются две напевные лирические танцевальные темы. Это образное сочетание двух тематических сфер развивается на протяжении всего сочинения. II-ая часть Концерта — это сфера песенной лирики. Композитор назвал эту часть «Нок-тюрн», как-бы ночную серенаду. По словам автора, в этой части использована также музыка написанная им к кинофильму «Зангезур». Основная часть мелодии привлекает теплотой, задушевностью, элегичностью настроения. Она также близка интонациям восточных народно-профессиональных песен ашугов с инструментальным сопровожде-нием, что влияет на ее импровизационный, характер. Сам композитор писал: «Порой бывает и так, что большие куски оригинальной музыки перемежаются с народными попевками. Эти попевки рождаются порой бессознательно, как своеобразные отголос-ки слышанных когда-то и дремавших в авторском сознании». Это определение компо-зитора своего собственного отношения к народным источникам, пронизывает все его творчество. Финал Концерта тематически связанный с предшествующими частями, ор-ганично завершает весь цикл. Блестящие виртуозные фигурации и восточно-орнаментальные пассажи в партии солирующей скрипки, разнообразная ритмическая стихия, выразительные танцевальные ритмы, колоритная оркестровка — создают ощу-щение праздника, полноты жизни. Созданию этого ощущения способствуют продуман-ный симфонизм Концерта, драматургия развития его богатых и полнокровных обра-зов. Красота, великолепное красочное и живописное звучание большого симфониче-ского оркестра обогащает выразительность этого произведения. Арам Хачатурян сам написал каденцию концерта, которую многие исполняют. Однако, Давид Ойстрах так-же написал сложную, виртуозную каденцию к этому Концерту, которую сам же испол-нял во время выступлений. Каденции дают возможность исполнителям создавать и иг-рать собственную, индивидуальную, импровизационную каденцию основанную на об-разной системе, музыкальных темах Концерта, который они исполняют.
Смело примененная автором виртуозная скрипичная техника, требует от исполнителя высокого профессионального мастерства, владения всем комплексом выразительных средств скрипача: виртуозной техникой, красивым, певучим, темброво-разнообразным звуком, широкой палитрой агогики. Солист-исполнитель Концерта Арама Хачатуряна должен обладать художественной зрелостью, ярким темпераментом, развитым музы-кальным вкусом, хорошим ощущением армянской национальной образности инструмен-тальной стихии.
ЛИТЕРАТУРА
Хачатурян А.И., Как я понимаю народность в музыке., // С М., 1952, # 5.
Арутюнов Д., А. Хачатурян и музыка Советского Востока. Язык. Стиль. Традиции. М., «Музыка», 1983.
Ойстрах Д., Воспоминания, статьи, интервью, письма. М., «Музыка» , 1978.
Smbatyan S., Analysis of concerto for violine and orchestra Aram Khachaturian. Ulrich Michels., Guide illustré de la musique (volume II), Fayard, 1990.
Aram Khachaturian., Concerto for violin and orchestra., Pocet Score., Edition Sikorskyski, Hamburg.