ОТЗЫВ НАУЧНОГО РЕЦЕНЗЕНТА ЛУКОЯНОВА ВИКТОРА ВИТАЛЬЕВИЧА НА КНИГУ САНТИ ДЖАЯСЕКЕРА «ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ИНДИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ»

ОТЗЫВ НАУЧНОГО РЕЦЕНЗЕНТА ЛУКОЯНОВА ВИКТОРА ВИТАЛЬЕВИЧА НА КНИГУ САНТИ ДЖАЯСЕКЕРА «ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ИНДИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ»

0W5A1529
ОТЗЫВ НАУЧНОГО РЕЦЕНЗЕНТА ЛУКОЯНОВА ВИКТОРА ВИТАЛЬЕВИЧА НА КНИГУ САНТИ ДЖАЯСЕКЕРА «ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ИНДИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ» (последняя четверть двадцатого века – настоящее время) / Санти Джаясекера – Спб.:, Переплётный Центр, 2024; Париж: IUHAC – OXFORD PRESS, 2024. – 368 с., ил.

Книга Санти Джаясекера – основателя и бессменного руководителя созданного им Международного Университета Фундаментального Обучения (МУФО 1998), а с 2007 г. и Международного Высшего Учёного Совета (МВУС), как ассоциации учёных мира, Президента Inter – University Higher Academic Council (IUHAC) в Париже.
Санти Джаясекера является Президентом World Academy of Cinematography, Paris, France и главным редактором трёх научных журналов: «Дух Времени», «World Scientists» и «Les Scientifiques Francais».
В книге, состоящей из введения, трёх глав, заключения и библиографии, подробно рассматривается история и современное состояние индийского кинематографа, как части великой культуры Индии. Братья Огюст и Луи Люмьер изобрели кинематограф в 1895 г. и уже в 1896г. в Бомбее (Индия) демонстрировались фильмы братьев Люмьер, а затем был снят уникальный фильм англичанином Стивенсоном, состоящий из различных цветовых фрагментов бенгальского музыкального спектакля «Персидский цветок». В 1899 г. сняты Х. С. Бхатвадекаром фильмы «Состязание двух борцов» и «Дрессировщик обезьяны» в них гармонично сочетались документальность и традиционная индийская мифология.
В 1902 г. Дж. Ф. Мадан основал первую в Индии компанию по демонстрации фильмов «Эльфистон», а в 1912 г. в Бомбее был продемонстрирован первый индийский игровой фильм «Пундалик» режиссёра Р. Д. Торне, запечатлевший спектакль по мифологической драме, причём регулярное производство игровых фильмов началось в Индии с 1913 г., когда режиссёром Д. Г. Пхалке (Дадасахеб) был создан фильм «Раджа Харишчандра». Кстати сам Пхалке считается родоначальником индийского кинематографа, его картины мифолого-исторической направленности способствовали формированию и утверждению социально-нравственного самосознания индийского народа. Интересно, что Пхалке чётко удалось органично состыковать народные театрализованные представления с самим кино, он ввёл в индийское кино различные трюки, граничащие с мифологическими чудесами и эмерджентностью. В 1931 г. в Бомбее состоялась премьера первого индийского звукового фильма на языке хиндустани режиссёра А. Ирани, также развернулось производство кино и на других языках (бенгали, тамили, телугу, маратхи, гуджарати…). Индийское кино уже призывало народ к единству перед угрозой раскола страны, чреватого для простого народа различными социально-нравственными бедствиями.

Освобождение Индии от колониальной зависимости знаменовало собою принципиально новый этап в развитии индийского кинематографа. В 1953 г. было утверждено Гос-Кино, усилились социальные и внутренне объединяющие людей мотивы в кинокартинах: Радж Капур «Господин 420», 1959 г., Х.А.Аббас: «Четыре сердца», «Четыре дороги», 1959; «Город и мечта», 1963; «Семь индийцев»,1969; «Две капли воды»1971; Б.Рой «Испытание», 1960; С.Рей «Песня дороги. Трилогия» (1955-1959) по праву относят к числу 100 великих фильмов в истории мирового кинематографа. В 1968 г. Сен и А. Каул издали «Манифест нового кино»,противостоящего чисто зрелищной развлекательности и навязчивым мифам, в котором выдвинули положения «Параллельного кинематографа»: сближение искусства с жизнью,органическое освоение традиционного кино, использование непрофессиональных актёров. Сен поставил фильм «Бхуван Шом» (1969), к новому направлению примкнули многие и самые разные режиссёры: Б.Чаттержи, Р.С.Беди, М.Каул, К.Шахани, К.Б.Тилак, П.Бхаскаран, В.Рао и т.д. Во второй половине 70-х годов 20-го века начинается особый период в развитии индийской кинематографии. В условиях обострения политической борьбы внутри страны и в связи с этим отказа Корпорации субсидировать производство отечественных кинофильмов, не приносящих дохода «параллельный» кинематограф переживает значительные идеологические и финансовые трудности. Начинает поэтому преобладать чисто зрелищный кинематограф и создаются широкоэкранные фильмы, в жанровом и стилистическом диапазоне. Это «Искры» (реж. Р.Сиппи,1975), «Стена времени» (реж. Р.Тандон, 1980), «Судьба» (реж. М.Десаи,1981). Снимаются мелодрамы сентиментальные, приключенчески напряжённые: «Стена» (реж. Я.Чопра, 1975), «Непоседа» (реж. П.Чакраварти, 1976), используются даже различные остросюжетные и сказочные сюжеты «Мираж» (реж. Р. Шукла, 1976).

В конце 70-х – в начале 80-х годов в кинокартинах многих режиссёров получает реально острое отражение современной Индии, а именно борьба женщин за своё равноправие в семье и в обществе, обездоленное положение крестьян: «Роль» (реж. Ш. Бенегал,1977), «Деревенская история» (реж. М. Сен, 1980), «Лишённые земли» (реж. Г. Гхош, 1981). Значительное внимание уделяется в кинематографе и выступлениям трудящихся за свои права: «Почему разозлился Альберт Пинто» (реж. С. Мирза, 1980). Необходимо отметить, что новые индийские фильмы не уступают европейским и американским картинам, при всём этом индийские кинокартины по – прежнему не утрачивают свою национальную самобытность, они всё также отличаются особой целомудренностью, музыкальностью, патриотизмом, торжеством духовных и нравственных ценностей. По данным ЮНЕСКО периодически кинокартины Индии показываются на экранах более чем в 100 странах мира и даже в США уже открыто более десятка кинотеатров, в которых показывают постоянно только индийские фильмы. В 1998 году в Бомбее был создан по образцу американского «Голливуда» индийский центр кинематографии «Болливуд», представляющий собою уже собрание частных фирм – киностудий, имеющих определённое общее управление при годовом бюджете 20 млрд. долларов на выпуск 1 000 художественных фильмов в год и ежегодная зрительская аудитория 1,5 млрд. человек. Настоящая культура любого народа должна способствовать укреплению семьи, доверию между людьми, создавать гармонию личной жизни, пробуждать в человеке чувства красоты, гармонии, благости, спокойствия и сердечное стремление творить добро, заниматься собственным творческим развитием и помогать другим познавать самого себя и Мир вокруг, а также понимать ответственность свою за направление Миру – Мир без войн и насилия независимо от его национальности, религиозных традиций и территорий проживания. Благодарим автора книги «Традиции и современность в индийском кинематографе» Санти Джаясекера (под редакцией Андрея Николаевича Иезуитова) за исторический экскурс, великолепную иллюстрацию и желаем дальнейших творческих успехов в её продвижении среди читателей России и Мира!

LukoyanovV
Научный рецензент
Виктор Витальевич Лукоянов
Доктор технических наук, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, Гранд-доктор философии в области психологии, Гранд-доктор в области физики и математики, Гранд-доктор в области телеологии и эмерджентной психологии (США), профессор, академик, Заслуженный испытатель и создатель космической техники РФ, Генерал-полковник, Лауреат Международной Золотой Медали Мира Махатмы Ганди
29 апреля 2024 г.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *