автор НЕЛЛИ АВЕТИСЯН Доктор (PhD), Профессор.
«Занятия музыкой, активное приобщение к ней, сделают человека если не от-личным исполнителем, то во всяком случае, отличным слушателем, что откроет для него множество источников эстетического наслаждения, ведет к овладению культурой, к многогранному гармоническому развитию человека будущего…» — это высказывание можно воспринять как завещание гениального композитора. Арам Ильич Хачатурян (1903 — 1978) давно стал символом музыки XX века, одним из новаторов мировой му-зыкальной культуры. Его вклад в развитие различных направлений, жанров, средств художественной выразительности неоспорим, а влияние на развитие разных композитор-ских школ стало очевидным и в последующие десятилетия. В XXI веке музыка Арама Хачатуряна не потеряла свою актуальность, она исполняется во многих странах на луч-ших сценах мира, великолепными исполнительскими силами, звучит в кино, аудио и ви-деозаписях. В 2003 году мировая общественность широко отмечала 100-летние со дня рождения композитора. Празднования были проведены во многих странах: прошли кон-ференции, фестивали его музыки, были новые постановки его балетов. В том же году при содействии Министерства культуры Республики Армения и Культурного фонда «Арам Хачатурян — Конкурс», в Ереване с успехом стартовал международный конкурс имени Арама Хачатуряна для музыкантов — исполнителей, дирижеров и композиторов, который ежегодно проводится до сих пор. Большой интерес к творчеству композитора проявился многообразно: в 2006 году Армения участвовала в международном конкурсе мультиме-диа, организованном ООН. Из 156 стран участвующих в конкурсе, были представлены 20000 проектов. Выиграл армянский проект — DVD «Арам Хачатурян. Жизнь и творче-ство», сделанный на фирме ITE (Information Technologies Education). Автор и руководи-тель проекта — Гарегин Чукасзян. Эта премия считается аналогом Оскара в области ин-формационных технологий. К 110-летнему юбилею композитора, в 2013 году, ЮНЕСКО объявила годом А.И.Хачатуряна, в течении которого с большим успехом прошла Между-народная научная конференция «Арам Хачатурян и современность», в столице Армении, городе Ереване, в Доме-музее композитора, после которой был издан Сборник научных статей «Арам Хачатурян и современный мир». В разных странах состоялись множество фестивалей, исполнений его музыки и других разнообразных мероприятий. По проше-ствии десяти лет, уже в 2023 году широко отмечался 120-летний юбилей со дня Рожде-ния Великого Маэстро, который признан всем миром, Композитор, проложивший творче-ские связи между Европейской музыкальной культурой и Востоком, между Арменией и мировым искусством, поднявший армянскую музыку на небывалую высоту, заложивший основу национального армянского симфонизма, развитие которого вписало армянскую музыку в контекст мировой. Его три Симфонии, Концерты для Скрипки, для Фортепиано, для Виолончели с оркестром, Концерты-Рапсодии для тех же инструментов, инструмен-тальные пьесы и другие камерные произведения, театральная и киномузыка, балеты «Счастье», «Гаянэ», «Спартак», Кантаты, Оратории и многие другие сочинения, стали этапами развития мировой музыкальной культуры. Он является автором музыки Госу-дарственного Гимна Армянской ССР, который представлял страну во всем мире и звучал с 1944 по 1991 годы.
Гениальный композитор XX века Дмитрий Шостакович писал об Араме Хачатуряне: «Ес-ли бы не было музыки Хачатуряна, я бы наверное писал по-другому… Да, велик вклад Арама Хачатуряна в музыку наши дней…Его имя завоевало широкое признание как у нас в стране, так и за рубежом, у него десятки учеников и последователей, развиваю-щих те принципы, которым он всегда остаётся верен». Видный индийский музыкант Нараяна Менон писал: «Для молодых Азиатских музыкантов, стремящихся писать музы-ку с использованием европейских музыкальных средств, творчество и достижения Арама Хачатуряна подобны свету маяка». Через его ученика Набуо Терахара, боготворившего своего учителя, сформировалось в Японии целое направление хачатуряновской тради-ции, и далее развилось через ученика Терахары — К.Накаджиму. Страны Латинской Америки, где гастролировал композитор в 60-е годы прошлого века, также признали его творчество, поставив рядом, с национальными корифеями. Влияние композиторского мышления Арама Хачатуряна на музыкантов многих стран, проявилось повсеместно: красота и эмоциональность его музыки, блестящее владение всем арсеналом кекгомпо-зиторской техники, многоплановость, колористическое богатство его гармонического мышления, яркость звучания, театральность, придают его произведениям неповтори-мость, блеск новизны. Композитор в своем творчестве широко использовал не только армянский фольклор, но и музыкальные фольклорные источники разных народов. Он считал, что использование народной музыки очень важно, поэтому необходимо компози-торское мастерство, умение «не испортить» фольклорный материал, бережно развить его, симфонизировать, придать новый размах звучанию. Этот принцип проявился во всем его творчестве. Композитор-гуманист, для которого было важно состояние души разных народов, выраженное через музыку. Это мироощущение и мировосприятие вели-колепно проявилось в его музыке написанной для театральных постановок, кино и бале-тов. Широта восприятия мира, размах творческих новаций, бережное отношение к твор-честву разных народов, связаны с формированием личности Арама Хачатуряна, с его биографией.
Он родился 6 июня 1903 года в столице Грузии Тбилиси (старое название Тифлис), на перекрестке многих мировых культур, в музыкальном городе, где постоянно звучала музыка — грузинская, армянская и других народов живущих там. Естественно, что слу-ховые впечатления детства и юности создали основу музыкальной сущности композито-ра. Поворотным событием в его судьбе, стал переезд в Москву (1921) для получения профессионального образования. Вначале он поступил в Московский университет, где проучился недолго. Однако, непреодолимая тяга к музыке привела его в Музыкальное Училище им. Гнесина (1922), где его приняли сначала на факультет виолончели, затем композиции. Именно отсюда начался путь восхождения к славе великого композитора. Арам Ильич писал о себе: «Мог ли я мечтать, сын простого переплетчика о том, что стану студентом прославленной Московской консерватории, учеником композитора и пе-дагога Николая Мясковского, что мои первые произведения будут исполняться вели-чайшими музыкантами мира?». Действительно, первые его сочинения, пьесы для скрип-ки и фортепиано «Танец» (1926) и «Песня-поэма» (В честь ашугов, 1929), сразу стали репертуарными и исполнялись величайшими музыкантами с мировым именем. Благодаря сформировавшемуся художественному стилю, темпераменту, необычайной силе воздей-ствия его музыки, создается как бы зримое ощущение театрального действа. Театраль-ность музыки композитора, обусловлена любовью к театру и кино, общению с извест-ными режиссерами и театральными деятелями. Слушая талантливые произведения мо-лодого композитора, неудивительно что его творчество отметили и высоко оценили выдающиеся режиссёры кино и театров. Молодой композитор только что закончивший Училище им. Гнесина и собирающийся поступать в Московскую Консерваторию им. П.И.Чайковского, был приглашен известным режиссёром Рубеном Симоновым для написания музыки к ряду спектаклей которые он поставил в Московской Армянской те-атральной мастерской при Доме Культуры Армении. Среди них, «Восточный дантист» Акопа Пароняна и «Хатабала» Габриэла Сундукяна. Арам Хачатурян с большим интере-сом и любовью отнёсся к поставленным творческим задачам и написал интересную, та-лантливую музыку к этим спектаклям. Он постоянно работал с московскими театрами и выдающимися режиссёрами, а в 1941 году, по приглашению режиссера Рубена Симоно-ва написал замечательную музыку к спектаклю по драме М.Лермонтова «Маскарад», поставленному в знаменитом московском театре им. Вахтангова. Музыка написанная к этой постановке, получила широкое признание, а «Вальс» до сих пор звучит в эфире и в разных сценических воплощениях. Учась в аспирантуре Московской консерватории, он заинтересовал известного режиссера Амо Бек-Назарова, который 1934-м году предло-жил ему написать музыку к фильму «Пепо», который стал мировым шедевром, а спустя четыре года 1938-м году Арам Хачатурян написал музыку к следующему фильму Бек-Назарова «Зангезур». С выдающимся советским режиссером Михаилом Роммом, Арам Хачатурян работал над пятью фильмами. Режиссер Владимир Петров в 1948 году при-гласил Арама Хачатуряна к работе над фильмом «Сталинградская битва». Эта работа по признанию автора музыки, доставляла ему большое удовольствие и как говорил ком-позитор о себе, что «влюбляется в театр и театр влюбляется в него». Он постоянно ра-ботает с московскими театрами и знаменитыми режиссёрами. Уже накопленный опыт со-здания музыки к драматическим спектаклям, открыл для него возможность обратиться к жанрам музыкального театра. В творчестве Арама Хачатуряна, большую роль сыграли три балета, которые были написаны в разные годы: «Счастье» (1939), «Гаянэ» (1942), «Спартак» (1954). Два балета, «Гаянэ» и «Спартак» вышли на мировую арену, были по-ставлены на сценах лучших театров мира. Музыкальная драматургия балета «Гаянэ», была связана с разными либретто, на которые ставились спектакли. Современная тема-тика, разные перипетии развития сюжета, вызвали к жизни танцевальные номера, осно-ванные на национальном мелосе разных народов. Адажио Гаянэ и её возлюбленного Армена, танец Айше, олицетворяющий образ курдской девушки Айше, украинский Го-пак, русский танец, грузинская Лезгинка, Лекури, армянский танец Шалахо, Узун-дара и другие. Тема Дружбы народов, ярко проявилась в финальном дивертисменте, в сцене свадьбы любящих пар. Особое место в этом балете занимает знаменитый «Танец с саб-лями», основанный на зажигательном ритме, с эффектной мелодикой. Этот танец часто исполняется как отдельный концертный номер, кроме того, широко используется в со-четании с другими видами искусства. Балет «Спартак», основан на сюжете восстания рабов в древнем Риме и их предводителе Спартаке, который погиб во имя счастья лю-дей. Вневременная и вненациональная трагедия личности, бросившей вызов угнетате-лям. В музыкальную канву драматургического процесса этого сюжета, Арам Хачатурян включил несколько номеров, олицетворяющих образы разных национальностей. Среди них выделяются Танец Гадитанских дев из города Гадеса, Танец грека-раба, Адажио и танец египетской танцовщицы и другие. Богатство мелоса, ритмики, гармонизации, кра-сочное звучание симфонического оркестра, вызвали к жизни разнообразную пластику, обогащающую хореографические постановки. На основе музыки этих балетов компози-тор создал прекрасные Сюиты, которые звучат в концертном исполнении симфонических оркестров. Кроме того, на музыку Арама Хачатуряна созданы разнообразные обработки, фантазии, переложения, импровизации, парафразы, обогатившие исполнительский ре-пертуар основанный на восприятии его обширного творческого наследия.
Композитор придавал большое значение гастрольным поездкам в разные страны, где исполнялась его музыка, выступал по радио, телевидению, общался с выдающимися личностями, которые высоко ценили его творчество. Среди них — Папа Римский Иоанн XXIII, Королева Бельгии Елизавета II, князь Монако Ренье, Эрнст Хемингуэй, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Чарли Чаплин, Игорь Стравинский, Пабло Пикассо, президенты, руководители разных стран и многие другие знаменитости. Он имеет мно-жество Государственных Званий и наград — Ордена и Медали разных стран. Его творче-ство находилось под пристальным вниманием исследователей, известных композиторов, музыковедов и исполнителей, среди которых не только Д.Шостакович, Б.Асафьев, Г.Тигранов, Г.Хубов, Д.Арутюнов, В.Юзефович, Г.Шнеерсон но и многие другие авто-ры книг, статей, сборников, фильмов. Изданы Нотографические справочники, ноты: Клавиры и Партитуры произведений А.Хачатуряна, также Сборники его статей и вы-ступлений, Письма на русском, армянском и английском языках. Фигура мирового масштаба, всегда привлекает к себе внимание и исполнителей и исследовате-лей. Творчество и личность Арама Ильича Хачатуряна, воспринимается как открытая книга, таящая в себе много загадок и открытий.