«Переход в новый сюжет: психоанализ общества»

Владислав Лебедько, Гранд доктор философии, доктор психологии, профессор, Дипломант ЮНЕСКО, заведующий кафедрой «МТ и АИ» МУФО

«Переход в новый сюжет: психоанализ общества»

Мы живем в сложное и интересное время.
Хотим мы того или нет, происходит радикальный переход в совершенно новые сюжеты жизни планеты, социума и это не может не сказаться на существенном изменении и личных сюжетов. А значит, сейчас приходится пересматривать (подчас драматично) почти всю систему ценностей — всё, что связано с духовными, социальными ценностями, ценностями взаимоотношений, гражданской позицией, даже биологическими потребностями. Жизнь требует от нас уже не на словах, а на деле перейти к позиции внутреннего номада-кочевника, гибко адаптирующегося к быстроменяющейся реальности, а главное — способного творить реальность. Уже сейчас в странах Европы и России показатель смертности существенно превышает рождаемость. И связано это, согласно нашей гипотезе, отнюдь не только с климатическими, природными процессами, и не только с наблюдаемыми геополитическими явлениями, о которых пока можем судить лишь только с точки зрения поверхностных интерпретаций, а с недостаточной адаптационной готовностью человека к новой реальности. Безусловно, в наступающем сюжете нам требуется совершенно иной (значительно больший по количеству и отличный по качеству) потенциал здоровья. Поэтому сейчас, в переходный период, актуален пересмотр самой концепции здоровья в целом. Это большая и сложная работа, и в данной статье предлагается лишь одна из граней нового концептуального подхода к здоровью.

1. Выделим уровни здоровья, на которые будем в дальнейшем ориентироваться. Это здоровье: физическое, психическое, социальное, духовное, ноосферное.

2. Причины нездоровья в более узких контекстах (физическое, психическое здоровье индивида) следует искать в более широких контекстах. Так, нездоровье личности, семьи, нездоровье физическое и душевное является следствием широкого спектра глобальных процессов — социальных, культурных и ноосферических — которые мы предлагаем вывести в доминанту дальнейшего рассмотрения.

3. Что же происходит на уровне более глобальном, чем физическое и душевное здоровье нации? В эпоху постпостмодерна, в которую мы вступаем, в общественном сознании всё более и более проявляется губительный нигилизм, звучащий в лозунгах: «все слова сказаны», «истины нет», «никому нет доверия» и т.п. Таким образом, мы видим, что мир привычных ориентиров рушится. И это, увы, уже не метафора. Если мы будем дальше усугублять это общее недоверие всему, что происходит, при отсутствии каких-либо ориентиров, мы погрязнем в цинизме, во мраке, в тотальном недоверии, исчерпании любых ценностей, а это – прямой путь к полному самоуничтожению.
На наш взгляд, альтернатива этому пути развития — революция сознания, охватывающая самые широкие слои общества, а именно — манифестации прозрачности! Под прозрачностью мы понимаем высветление в общественном сознании как бессознательных, так и осознанных, но скрытых социальных процессов – понимание скрытых до сих пор факторов. Эпоха прозрачности, Театр прозрачности, Миссия прозрачности, прозрачная личность, прозрачная социальная структура, прозрачные отчёты, прозрачные действия тех, кто управляет и тех, кто управляется, прозрачные СМИ, и т.д.! Если мы не принимаем эту необходимость прозрачности как своеобразную конституцию культуры, знаменующую переход к качественно иному видению себя, своего места в мире, то цивилизация, скорее всего, погибнет, потому, как сейчас она уже сама себя уничтожает. Как частный инструмент манифеста прозрачности мы предлагаем т.н. Социальный Театр Прозрачности в различных контекстах культуры и человеческого бытия.

4. Современные российские умы, формирующие общественное мнение, а на самом деле, сознание: политологи, социологи, социальные дизайнеры, блоггеры и общественные деятели, — в открытых обсуждениях политических явлений, социальных идеологий, культурных и научных событий, к сожалению, почти не используют аппарат глубинного психоанализа (во всех его разновидностях: от Транзактного анализа Э.Берна до Шизоанализа Ж.Делёза и Ф.Гваттари). Публикуемые для широкой аудитории интерпретации в большинстве своём поверхностны, и потому не обладают целительным для общества потенциалом. А мы считаем, что именно глубинная — психоаналитическая — интерпретация системных явлений может привести к качественному скачку в оздоровлении общества, если суть этой интерпретации будет усвоена самыми широкими слоями населения. В этом случае можно будет говорить об эффекте социального самопсихоанализа. Следовательно, в медийном пространстве необходимо создать проект, в котором любое сколько-нибудь значимое социальное, культурное, научное и даже бытовое событие могло бы быть проанализировано на самых различных уровнях и, в то же время, на доступном для среднего гражданина, и при этом ёмком и глубоком языке. К чему это приведёт? Во-первых, в широких слоях общества начнёт формироваться объёмное многомерное мировоззрение, что, в свою очередь, является фундаментом для интеллектуального здоровья общества; во-вторых, у наших соотечественников появится чёткая и осознанная гражданская позиция, что, в свою очередь, является платформой для нравственного здоровья общества; и, в-третьих, социальные процессы обретут прозрачность, будут указаны их причины и мотивы с различного уровня глубины интерпретаций, что позволит лечить (в социальном масштабе) не следствия, как это происходит сейчас, а непосредственно причины. Это сформирует платформу для душевного здоровья общества. И, как следствие, не замедлит сказаться и на конкретном повышении физического и душевного здоровья отдельных граждан, семей и трудовых коллективов.

5. Таким образом, перед нами встаёт необходимость создания масштабного проекта, который мы можем условно назвать Социальный Театр Прозрачности, методология которого может быть взята из разработанного нами в 1992 г. Магического Театра (название «Магический Театр» взято из романа Г.Гессе «Степной волк», как метафора, а сам метод Магического Театра уже 20 лет успешно применяется в области психотерапии и личностного роста, а также творческих разработок и развития коллективов). При этом, в отличие от Магического Театра (который происходит в реальности), сам Социальный Театр Прозрачности будет разворачиваться в медийном пространстве, особенно в интернете.

6. За 20 лет жизни Магического Театра и Архетипических Технологий мы накопили колоссальный опыт экспресс-работы с теми причинными механизмами проявленных явлений, которые скрыты в бессознательной части психики людей или структур, и которые крайне трудоёмко или вовсе невозможно точно выявить в аналитическом экспертном режиме. Работа же Магического Театра (импровизационные психодраматические действа, с проявлением контактов с теми или иными архетипами коллективного бессознательного) быстра, наглядна, глубока и происходит не только в диагностическом, но и (далее) в исцеляющем режиме. Конкретные формы зависят от задач, поставленных заказчиком – представителем прикладной науки или руководителем социальной структуры (компании, учреждения, районной администрации, и т.д.). В результате устанавливается контакт с архетипами территории, коллектива, социальной структуры; происходят творческие озарения и инсайты; выявляются скрытые действующие факторы и появляется системное вИдение по различного рода задачам (административным, научным, бизнес-задачам) в пределах стуктуры: города, региона, страны…

7. Возвращаясь к Социальному Театру Прозрачности как особенному случаю Магического Театра, отметим, что, к сожалению, язык психоанализа, особенно таких его современных направлений, как юнгианство, лакановский психоанализ, шизоанализ, деконструкция – и вообще, богатейшая школа французской социальной критики (Деррида, Делёз, Бодрийяр, Фуко, Лиотар, и др.) и современного фрейдо-марксизма (Жижек, Кастродиадис, Бадью и др.) – язык всех этих направлений является сложным, перегруженным терминами, непонятным для людей, не имеющих специального философского образования. А мы уверены, что применение именно этого багажа знаний к анализу социальной жизни России с целью высветления бессознательных коллективных феноменов может привести к очень мощным результатам, которые не замедлят сказаться как на оздоровлении социального климата, так и на оздоровлении конкретных личностей, семей, рабочих коллективов (причем на всех пластах: физическом, душевном, культурном, интеллектуальном, нравственном).

8. Таким образом, для реализации Социального Театра Прозрачности необходимо сформировать три рабочие группы. Первая группа — «переводчики». Это специалисты в области современной философии и психоанализа, которые смогут переводить труднодоступные тексты великих мыслителей и практиков на простой и понятный для большинства язык, не теряя при этом сути. Вторая группа – аналитики. Это психологи и социологи-практики, которые уже используя простой, но ёмкий язык (подготовленный первой группой), оперативно реагируют на сколько-нибудь значимые социальные, политические, культурные, научные события написанием аналитических текстов в виде статей, записей в блогах, на интернет-форумах, текстов для радио- и телетрансляций и т.п. Третья группа – группа краудсорсинга. Эти участники, как это и следует из самого термина «краудсорсинг» , осуществляют распространение всех текстов, сгенерированных второй группой, для охвата максимально широкой аудитории, в частности, в интернете, путём ссылок, перепостов, комментариев, и т.п.
Первая группа может быть небольшой (3-7 человек), и среди специалистов, с которыми активно сотрудничает наша кафедра, можно легко её собрать. Вторая группа – чуть более многочисленна (20-30 человек, в дальнейшем при переходе к анализу различных региональных событий она может расти за счёт местных специалистов). Тут понадобится учитывать необходимость аналитического подхода к любому событию с точек зрения самых разных концепций психоанализа, психологии и вообще, системных наук. Например, любое событие может быть проанализировано с точки зрения: а) классического психоанализа, б) транзактного анализа, в) юнгианской аналитической психологии, г) архетипической психологии Дж.Хиллмана, д) лакановского психоанализа, е) социальной критики в духе Ж.Бодрийяра, М.Фуко, Ж.Лиотара, ж) деконструкции Ж.Деррида, з) шизоанализа Ж.Делёза и Ф.Гваттари, и) таких системных наук, как синергетика и эвентология . (см. сводную таблицу). Самая многочисленная группа – это группа краудсорсинга, впрочем, процесс краудсорсинга – самоорганизующийся. Необходимо сформировать лишь стартовую инициативную группу активных участников социальных сетей и блоггеров.

9. Кафедра Магического Театра и Архетипических Исследований Международного Университета Фундаментального Обучения может выступить координатором и инициатором проекта Социального Театра Прозрачности. Однако, нам требуется поддержка от всех заинтересованных граждан (как от специалистов в соответствующих областях, так и от активных пользователей социальных сетей). Для координации действий по данному проекту возможно создание отдельного сайта, либо использование уже существующего сайта кафедры Магического Театра и Архетипических Исследований МУФО www.kafedramtai.ru , с открытием в нём соответствующего раздела.

10. Предложенным образом можно работать в разных масштабах – так, Социальный Театр Прозрачности охватывает важнейшие события в жизни России и работает на уровне причин, а Магический Театр — также на уровне причин, но с относительно небольшими структурами, компаниями, районными администрациями. Уже разработаны и апробированы социальные программы на основе Архетипических Технологий и Магического Театра, например, проект «Комплексное развитие и социальное проектирование территории» для проектирования полноценного использования территориального потенциала через работу с архетипами данных территорий. Создание высокоэффективных методов в данном направлении отмечено Дипломами 1 степени ЮНЕСКО и Международного Парламента Безопасности и Мира (Палермо), а также Золотой Медалью Барака Обамы (за его подписью), врученной заведующему кафедрой В.Е.Лебедько за применение метода Магический Театр в области подготовки спортсменов, а также широкого класса специалистов в различных областях науки, культуры, управления и производства.

11. В завершение приводим аналитическую таблицу Социального Театра Прозрачности: по горизонтальной оси – области анализируемых явлений, по вертикальной – концепции психоанализа, психологии и системных наук, с помощью которых производится анализ.

Политические события Социальные явления Культурные феномены Научные инновации
Классический психоанализ
Транактный анализ
Юнгианская аналитическая психология
Архетипическая психология Дж.Хиллмана
Структурный психоанализ Ж.Лакана
Социальная критика (Ж.Бодрийяр, М.Фуко, Ж.Лиотар и др.)
Шизоанализ Ж.Делёза и Ф.Гваттари
Современный фрейдо-марксизм (Кастродиадис, Жижек, Бадью)
Синергетика
Эвентология
Др.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *