ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КАК ОСНОВА НАУЧНОЙ ДОКТРИНЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (IUFS)
О.Н. Сорокин , Д.Н. Сорокина , О.И. Шемякина , Махатма Шанти Д.П.К.
В данной статье авторы раскрывают натуральную основу толерантности, как ба-зовой функции разумной биологической живой системы (РБЖС) и, через закон преем-ственности функциональных связей декларируют о толерантности во всей палитре жизнедеятельности Международного Университета Фундаментального обучения, как производной живой системы (ПЖС) от личностей его представляющих.
Оксфордский словарь латинского языка даёт очень точный и развёрнутый перевод латинского слова «толерантность»: «Tolerantia. Ability to bear pain or adversity, patience, fortitude. Толерантность. Способность переносить боль или несчастья, терпеливость, стойкость» [1].
Терпеливость имеет природные корни и научно обоснованную тенденцию раз-вития: от особи – уровень жизнедеятельности, сформированный биологическими про-цессами, через индивидуальность (индивид) – уровень жизнедеятельности, сформиро-ванный физиологическими и психическими процессами, к личности – уровню жизнеде-ятельности, сформированному сложными психическими процессами.
Терпеливость – есть натуральное свойство психики человека.
Терпимость – есть функциональное проявление человека, как осознанная по-требность, сформированная мыслительной деятельностью, которая строится на родовых, видовых и культурных ценностях.
Толерантность (терпеливость, как оборотная сторона выносливости) является одним из важнейших элементов функциональной характеристики биологических живых систем (БЖС), в том числе и разумной биологической системы (РБЖС). С точки зрения психологии, толерантность можно рассматривать как неотъемлемое свойство Души.
Душа – это нетривиальная, сверхсложная система и, как всякая система претер-певает изменения состояния тех или иных функций. Отсюда, толерантность, как базовая функция имеет иерархию состояний развития, прямопропорциональное состоянию развития самой системы «человек».
Человек – это система вложений всех функциональных иерархов, матрёшка. Душа – это функциональная психологическая матрица, несущая в себе всю информацию о процессах БЖС (организма) и оперативную память всего спектра жизнедеятельности РБЖС (психика).
Отсюда, с точки зрения функциональной психологии, толерантность проявлена на всех уровнях функционального развития РБЖС: особь, индивид, личность и духовная личность.
В биологии и физиологии общепринято считать, что особь и индивид – это одно и то же, означает – единое. Но, говорить о различиях этих понятий стало возможным только тогда, когда «индивидуальное» перестало быть в науке «субъективным» с нега-тивной окраской, как нечто незначительное, примитивное по отношению, например, к общественному научному мнению.
С точки зрения философии вообще и философии психофизического холизма в частности, понятия особь и индивид самой естественной наукой разведены по разным семантическим иерархам [3].
1. Особь – категория биологического функционального единства, ограни-чивается развитой пороговой системой возбуждения и торможения, оформляется за-щитными механизмами ЦНС и определяется восприимчивостью и выносливостью системы [2].
Семантическая матрица особи, – наработка опыта ощущений, формирование ме-ханизма распознавания раздражителей в жизнедеятельности биологической системы, что в конечном итоге ограничит и определит выносливость системы. Можно сказать, что биологическая особь обучается ощущать, распознавать и классифицировать.
Выносливость и есть биологическая терпеливость. Особь нарабатывает опера-тивный опыт познания функциональной деятельности собственного интеромира, как единого механизма, как единой системы, где доминирует новый уровень ощущения – восприятие (перцепция), которое выражается градиентом возбуждения и градиентом торможения.
Градиент – это спектр функционального опыта, который формирует особенности данной особи. Количество и качество функционального опыта и обретённого функ-ционального навыка отличает эту особь от других особей, т.е. делает ее индивидуумом.
2. Индивид – категория единства функциональных отличий, которые фор-мируются оперативной памятью чувствилища, оперативными навыками и ограничиваются оперативным опытом, что определяет индивидуальные градиенты рецепции, перцепции и рефлексии [2]. Смысловая нагрузка индивида – уже не опыт ощущений, а наработка чувственного навыка, чувственного опыта и чувственной памяти, что не умоляет опыт ощущений особи, а переводит восприятие на более чувствительный уровень обобщения, а отсюда с более богатой палитрой мировосприятия. Это просто информационный скачок, можно сказать, фазовый переход качества: восприятия, состояния, отношения, что и есть усложнение системы, неминуемо ведущей к изменению (обогащению) функционального проявления системы и спектра ее жизнедеятельности в интеро- и экстеромире.
Безопасность БЖС обеспечивают инстинкты самосохранения, которые принимают активное участие в формировании основного, базового чувства – чувства меры. Мера участвует в формировании порога чувствительности и порога терпеливости вместе с оперативными функциями памяти ощущений и опыта ответной реакции. Они определяют градиент чувствительности и градиент терпеливости РБЖС, что и выражается как активная толерантность.
Система индивида, своими отличиями начинает пользоваться как дополнительными возможностями, нарабатывается вариативность (множество вариантов) функциональной деятельности.
Количество функциональных отличий увеличивает количество функциональных связей интеро- и экстеромира системы и изменяет качество проявления системы. Она становится более гибкой и активной. Наличие всё возрастающего фактора индивиду-альных отличий выносливость системы переводит на уровень активной толерантности.
3. Личность – категория целостного, функционального проявления с целена-правленным, смысловым вектором психодинамики; категория осознанной социализации [2]. Личность действует на основе осознанной видовой идентичности и на базе персо-нальных возможностей, которые определяются индивидуальными отличиями и, прежде всего, опыта и навыка чувственного проявления. Смысловая нагрузка личности: фор-мирование персональной «Я – концепции» с последующей самореализацией.
Самореализация не возможна без взаимодействия. Всякое взаимодействие есть воздействие систем друг на друга. Именно здесь, возникает эффект толерантности (пассивного терпения). Личность, включает аналитический аппарат чувствилища и вос-принимает информацию того или иного явления, со всей доступной ей функциональной палитрой.
Человек определяет: опасно – неопасно (особь), нравится – не нравиться (инди-вид), целесообразно – нецелесообразно (личность). Но, всегда в контексте персональной «Я – концепции».
Пассивная толерантность позволяет определить положение и ограничить условия нормального функционирования системы, а так же сформировать состояние интеромира системы и отношение системы к экстеромиру, как источнику раздражения и возбуждения системы.
4. На уровне духовной личности толерантность имеет статус идеальной функции, которая обеспечивает высокосознательной живой системе: непоколебимую целостность, осознанное приятие мира и созидательную, творческую функциональность.
В этом, пожалуй, можно определить семантическое поле самопознания (СПС) че-ловека в познании Семантического Пространства Бытия (СПБ).
Заключение.
Если мы внимательно всмотримся в систему толерантности особи, индивида, личности и духовной личности (её потенции), то увидим, что толерантность связана с психическим состоянием системы. Можно сказать, что толерантность есть функцио-нальная проекция психологии состояния системы, её духовная суть.
Все психические процессы и проявления психических функций полностью про-истекают из физиологических процессов биологических живых систем и разумных био-логических живых систем. Сложные психические функции, как производные от психи-ческих функций, возникают и проявляются через актуализацию влияния внешней среды. Наблюдается непрерывность процессов развития и усложнения психической дея-тельности.
Таким образом, толерантность является важнейшим аспектом жизнедеятельности РБЖС и ПЖС.
Литература:
1. Oxford Latin Dictionary / P. G. W. Glare. Oxford. 1968. P. 1946.
2. Сорокина Д.Н., Сорокин О.Н. «Индивид, как процессуальная целостность» стр.61-64. Журнал «Вестник» №10 (40) Специальный выпуск НИИ Астробиологических проблем и космической безопасности, 2009 года.
3. Стрелецкая И.В., Самойлова М.В. «Философия и психология толерантности БЖС и РБЖС или матрицы эволюции функциональной иерархии толерантности» – Сборник «Про-блемы исследования Вселенной». Выпуск 34. Ред. Клюшина Я.Г. – СПб: Акционер и К°, 2013. – 332 с. Международного Конгресса «Фундаментальные проблемы естествознания и техники», книга 3.