БЕДНАЯ НАУКА

БЕДНАЯ НАУКА

izueitov1

Гранд-доктор философии, доктор филологических наук, профессор, академик А.Н. Иезуитов

«Бедная Лиза» так называется повесть Н.М. Карамзина, «Бедный Йорик», — так говорит Гамлет в трагедии В. Шекспира «Гамлет», «Жил на свете рыцарь бедный», — читаем у А.С. Пушкина, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского. Примеры подобного рода можно продолжить. Как видим, слово «бедный» вовсе неоднозначно и обозначаемое им явление и понятие несводимо к «бедный», т.е. небогатый, малоимущий.
Этимологически слово «бедный» полисемантично и полифункционально. Оно означает: не имеющий достаточных средств для нормального существования и развития; недостаточно обеспеченный всем необходимым для нормального существования и развития; небогатый по своему содержанию, мыслительно-идейному; возбуждающий сочувствие своим униженным положением.
Все это в принципе и в полной мере относится к науке, особенно к состоянию науки в РФ. Следует заметить, что слово «российский» не тождественно слову «русский». «Русский» шире и многозначнее «российский» по отношению к науке. Мы будем иметь в виду Российскую официально-государственную науку в РФ. Существует и развивается русская наука, неуправляемая властью внутри РФ, и свободная русская наука за пределами РФ. Это бесспорный факт. У нас речь пойдет о реальном состоянии Российской официально-государственной науки в РФ.
Мы пользуемся обозначением РФ (Российская Федерация), а не понятием Россия. Россия исторически и географически включала в себя Прибалтику, Украину, Белоруссия, Кавказ, Среднюю Азию, Царство Польское и Княжество Финляндское. Современная Россия в настоящее время лишена всего этого. Фактически от России географически осталась Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика в несколько урезанном виде. Сейчас это и есть Российская Федерация (РФ), а не Россия в точном смысле слова. Мы исходим во всех своих рассуждениях из исторической реальности, в первую очередь, реальности современной.
У РФ есть намерение стать Империей. Вспоминаются слова поэта: «Ей-ей намеренье благое, а исполнение плохое». Поживет – увидим.
Итак, «Бедная наука». Что же реально позволяет называть науку «бедной». И что это за наука.
Именно Российская официально-государственная наука в РФ явно недостаточно финансируется из бюджета, по сравнению с другими странами, что не может негативно не сказаться на ее состоянии и положении в государстве. О науке даже в официальных документах и выступлениях упоминается от случая к случаю, а нередко наука вообще не упоминается. Видимо, не совсем понятно, что это такое.
Кстати сказать, фундаментальная наука требует не таких уж больших финансовых инвестиций. В то же время большие финансовые вложения в науку – не гарант ее фундаментальности.
Фактически «бесплатными» оказались поистине фундаментальные открытия: Менделеева, Циолковского, Рентгена, Флеминга и т.д. В науке главное – голова ученого, а не финансы, которые ему выделяются и которые так или иначе им используются. Финансировать надо внедрение результатов науки в практику, их эффективную реализацию. Это действительно обходиться недешево, по сравнению с самим научным открытием. К сожалению, банки сознательно ограничивают финансирование науки.
Испытывает российская наука недостаточную обеспеченность и дефицит в современном оборудовании и новейших препаратах. Это официально признается. Специальное оборудование, и отечественное и зарубежное, стоит дорого.
В современной российской науке действительно мало новых идей, а фундаментальных фактически нет. Чтобы выйти из такого положения фундаментальным объявляется то, что на самом деле, фундаментальным не является. Чаще всего это некоторое уточнение и обновление уже существующего в науке. Фундаментальность предполагает принципиально новый взгляд на впервые обнаруженные явления и явления ранее уже существующие, их объяснение с принципиально новых позиций. Такой взгляд и такое объяснение предлагает и обосновывает «Философия взаимодействия (биализм)».
Нельзя признать благополучным положение современного российского ученого, финансовое и приоритетно-исследовательское. Это вызывает общественное сочувствие.
Показательно, что среди ученых есть «свои» для власти, не очень «свои» и совсем не «свои». Отсюда разная мера их административной и финансовой поддержки. Совсем недавно одни молодые ученые «За верность науке» получили премию в 40 тыс. рублей каждый. Общая сумма премий составила 5 млн. рублей. В то же время другие молодые ученые за инновации в области науки получили премии в 5 млн. рублей каждый. Молодых ученых, получивших премию «За верность науке» было 14 человек, молодых ученых получивших премию за инновации в области науки было пятеро. Сравнение премий красноречиво. Между тем уровень и значимость «открытий» тех и других молодых ученых был, по сути своей, одинаковыми. Такова в Российской реальности научная справедливость. Определяющую роль сыграла иерархия вручения премий. Комментарии излишни.
При вручении премии «За верность науке» была предложена оригинальная номинация… «наука – это модно». Сделать науку «модой» — действительно почти фундаментальное научное открытие. «Наука» объявляется «искусством». В то же время считается авторитетным высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: «Педагогика не наука, а искусство». Выходит, искусство и наука не одно и то же. Надо бы в этом разобраться тем, кто сохраняет «верность науке».
Установлены также особые звания: «научный режиссер», «научный фотограф», «научный журналист». Все это не что иное, как профанация и дискредитация подлинной науки и научной деятельности, ее смысла и предназначения.
Популяризация науки объявляется и становится в настоящее время главной сферой научной деятельности. Популяризация – это общедоступность, общепонятность. Для науки – это вовсе не закон. Известно, что, по признанию А. Эйнштейна, он сам не очень понимал свою «теорию относительности». Так тоже бывает в фундаментальной науке. Слишком сложными по своему выражению оказываются фундаментальные открытия.
В настоящее время предлагается ряд путей и способов для «Восхождения науки». Что же именно предлагается.
С гордостью заявляется, что «треть из закупленных учеными приборов отечественного производства», но ведь две трети приборов надо закупать за рубежом. Это считается неважным для развития науки. Предлагаются многообещающие и потенциальные цифры в собственном будущем. Пока без иностранных закупок не обойтись, а это требует немалых финансовых средств. Их надо изыскать в интересах науки и не только науки.
Своеобразно рассматривается вопрос о пользе, приносимой наукой людям. Утверждается, что прежде чем реализовать научные проекты, нужно создать для их исполнителей различные удобства: кафе, фитнес-клубы, спортивные площадки. Это уже само по себе приносит пользу людям, а потом ожидать пользу людям от реализации в перспективе научных национальных проектов. Жизненно-бытовой комфорт ученых, как показывает история мировой науки, никогда механически не порождал научные открытия, полезные людям. Недаром существует мудрая поговорка: «сытое брюхо к учению глухо». В принципе она применима и к науке.
Как это не странно выглядит, в Российской государственно-официальной науке в РФ предлагается сейчас идея соревнования. Предлагается соревнование между регионами: кто больше и скорее произведет на своей территории кандидатов и докторов наук. Это такой случай, когда количество не переходит в качество. Более того, ученые степени кандидата и доктора наук признаются сейчас только в РФ. Ни в какой другой стране, включая бывшие республики СССР, они не считаются действительными, не улучшают ученые степени их обладателям и финансового благополучия в РФ. Это, естественно, не очень стимулирует обладателей научными степенями на активную научную деятельность. Этим в значительной мере обусловлена весьма обширная эмиграция молодых и не только молодых ученых. Если в РФ аспирант может получать стипендию в 5 тыс. рублей в месяц, то за рубежом аспирант получает минимум 5 тыс. рублей в неделю. Выводы из этого делайте сами, и не только аспиранты.
После отказа РФ от «Болонской образовательной системы», которая нам ранее всячески навязывалась властями, и те, кто не принимал эту систему, увольнялись с работы, дипломы о получении высшего образования в вузах Российской Федерации теперь потеряли всякое международное признание. Вряд ли это пойдет на пользу российской науке в РФ, особенно молодежной.
Набирает силу и такое оригинальное явление, как «научное волонтерство». Это «участие непрофессионалов в научной деятельности, в проведении экспериментов». Такое явление можно уподобить участию не спортсменов в спортивных соревнованиях. Реальный результат в том и другом случае очевиден. Кроме того, проведение экспериментов «непрофессионалами» бывает опасно для них самих и окружающих.
Мало того, к научной деятельности привлекают школьников и вообще детей. Так можно дойти и до детского сада. Организаторы рассмотренного нами «Восхождения науки», похоже, сами впадают в некое детство. Так тоже бывает в отношении к науке.
Одним словом, «Бедной науке» в ее собственных, материальных и духовных, интересах и в материальных и духовных интересах тех, кому она предназначена, пора выходить из «бедности», материальной и духовной. Время не ждет.
Лиза, Йорик, рыцарь и «бедные люди» пусть остаются этимологически «бедными». Это и делает их бессмертными, нетерпящими никакого насилия, материального и духовного.

©
03.03.2023 Санкт-Петербург


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *