Система поэтапного формирования умственных действий при обучении спортивным единоборствам в начальный период обучения в технических университетах.
Методы обучения техническим действиям в самбо и дзюдо в базовый период обучения.
Катанский С.А. гранд доктор, профессор МУФО, Есаулов М.Н. К.Т.Н., доцент кафедры физического воспитания НИЯУ МИФИ, Паперно А.А. Ст. преподаватель кафедры физического воспитания НИЯУ МИФИ.
Резюме. Методы быстрого и качественного освоения приёмов борьбы стоя в базовый период обученияз
Ключевые слова. Поэтапное формирование умственных действий и двигательного навыка.
Как показал многолетний научный и практический опыт работы в высших учебных заведениях, что многие студенты технических Вузов, которые приходят на кафедры физического воспитания для элективного выбора вида спорта на время своей учёбы останавливают своё внимание на различных видах единоборств, которые на ряду с плаванием и спортивными играми оказывают наиболее благоприятный эмоциональный и оздоровительный эффект на их организм. Иногда этот выбор психологически связан с тем, что многие из поступивших в вуз являются одарёнными в интеллектуальном плане, но отстают в своём физическом развитии. Чтобы поступить в престижное учебное заведение и получить в будущем хорошо оплачиваемую специальность большинству из них приходилось оставить спортивные кружки и свободное время отдавать репетиторам и математическим олимпиадам. Поскольку двух разовое посещение занятий на кафедрах физического воспитания у студентов является обязательным, то у них появляется альтернатива, в какое отделение физической подготовки записаться. Если она падает на спортивные единоборства, то некоторые неофиты объясняют свой выбор тем, ещё в детстве через средства массой информации виртуально познакомились с представителями мира боевых искусств, восхищались их силой, мужеством, отвагой, а потому имеют желание, наверстать упущенное в детстве и быть похожими на своих героев.
Но записавшись в секцию, не все выдерживают, длительность срока обучения: для одних нагрузка оказывается слишком тяжёлой, у других появляется страх при отработки технических действий, или спарринга, у третьих слабая координация не позволяет качественно разучивать новые задание, от сюда может появляется комплекс не полноценности, пропуски занятий под разными предлогами разочарование и бездарно потерянное время предназначенное для физического саморазвития. Что бы постараться этого не допустить педагог должен проявить в обучении личное мастерство и заставить студента поверить в свои силы. Практика показывает, что изучение любого из единоборств начинается с освоения базовой техники, включающей простейшие по координации движения с постепенным переходом ко все более сложным. По мнению (Матвеева Л.П.,1977; .Филина В.П.; Фомина Н.А.,1980), основной целью этапа базовой подготовки в общей структуре многолетней технической подготовки является формирование у спортсменов богатого арсенала двигательных умений и навыков и овладение основами рациональной техники. На этом этапе обучения специалисты по борьбе (Андреев В.1975; Хорст .В., 1978.) рекомендуют строить последовательность изучения технико-тактических действий по правилам дидактики: «от простого к сложному», «от легкого к трудному». Однако в подавляющем большинстве своем предлагаемые методики обучения далеко не всегда учитывают этапы формирования двигательного навыка и эффект его переноса с одного двигательного действия на другое, который, по мнению (Матвеева Л.П., 1977; Новикова А.,1974; Богена М.М.,1985), может быть как положительным, так и отрицательным. Если рассматривать такие популярные в студенческой среде, как самбо и дзюдо, то в их технике борьбы стоя можно насчитать 10-12 ключевых технических действий из которых образуются многочисленные родственные технические действия. Так профессор Чумаков Е.М. сделал методическую работу в которой изложил 1200 приёмов спортивной борьбы самбо стоя и столько же лёжа. А один из основателей борьбы самбо Харлампиев А.А. сделал классификацию этого вида спорта и разработал специальные таблицы по алгоритмам которых можно было составить несколько тысяч технических действий. Сколько приемов и в какой последовательности нужно изучать на различных этапах обучения, какова методика их освоения и совершенствования? На эти вопросы пытались ответить многие отечественные и зарубежные специалисты. Эту проблему по усвоению знаний стало возможно рассмотреть с позиций теории деятельности, которую осуществил профессор Гальперин П.Я, 1958. Под его руководством была разработана теория поэтапного формирования умственных действий и управления процессом обучения. Её использование предполагало из нужного для изучения разнообразия технических действий выделить элементы, которые могли являться ключевыми для своих родственных групп и на основе которых могла строиться цепочка следующих усложнений. Также разработка системы ориентиров которая помогала обучающимся осознанно усваивать новый материал и создавали для них такие условия, которые вынуждали их действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями. Основные положения его теории позволили объяснить многие феномены обучения, обосновать эффективные методы в организации учебного процесса. Все это позволило принять данную теорию в качестве элемента методологической теории обучения двигательным действиям. Применение теории нашло отражение и в спортивной науке, так (Чхаидзе Л.В.,1948) использовал ее в обучении велоспорту, (Покровская-Руденко Н.Г.,1959) — в гимнастике, (Палий В.К.,1974) — в акробатике, (Шадрин М.В.,1965) — в подготовке байдарочников и т.д. Как показала практика работы с студентами спортивных секций самбо и дзюдо основные постулаты данной системы можно хорошо использовать при разучивание технических действий этих единоборств.
В период базовой подготовки, когда новичок приходит в спортивный зал его обучают правилам безопасности: страховки, само страховки и элементам акробатики, эти элементы очень важно освоить на первых занятиях обучения, чтобы не травмироваться при падении от броска выполняемого из положения стоя. Это может произойти как по причине неопытности атакующего, который может, взять не правильный захват, не довернуться при входе в приём, или потерять равновесие и упасть на партнёра и т.д., а также по неопытности атакуемого, который может испугаться высоты падения и вовремя не сгруппироваться. Но как показал биомеханический анализ книг по борьбе самбо (Рудмана Д.Л. 1982, 1983), что приёмы борьбы стоя вначале разучивания можно выполнять и из положения, когда оба партнёра опускаются на колени, например: передняя подножка рис.1, задняя подножка рис.2 бросок толчком в колено, захватом голени снаружи рис.3, подсечка стопой в колено рис.4. Эти облегчённые условия позволяют, не только легко выполнить разучиваемое техническое действие, но и безбоязненно само страховаться.
Рис. 1 Рис.2 Рис. 3 Рис. 4
Так же облегчённым элементом исполнения технического действия может быть когда вариант, когда защищающий в положении стоя, а атакующий в положении стоя на коленях( рис.5-8).
Рис.5 Рис.6 Рис.7 Рис.8
Третий вариант облегчённого исполнения может быть, когда атакующий в положении стоя, а защищающийся в положении стоя на коленях (рис.19-12).
Рис.9 Рис.10 Рис.11 Рис.12
Четвёртый вариант разучивания технического действия когда оба партнёра находятся в положении стоя. Как можно понять из изложенного выше, для качественного и в тоже время быстрого разучивания какого либо технического действия выбирается его ключевое звено, присутствующее в различных вариантах исполнения , например задняя подножка. В этом приёме ключевым звеном является бросок через ногу назад и прежде чем его начать разучивать в классическом стиле, можно на отдельных занятиях потренировать его облегчённые, но логически связанные варианты исполнения. Такой подход обучения сложным техническим действиям очень актуален для использования на занятиях физического воспитания в высшем учебном заведении. По сколько на практическую работу отводиться тридцать два занятия, из них студенты могут какое -то время потратить на выбор секции, какое-то на получение справки от врача, а какое-то просто проболеть и преподаватель вынужден в короткий промежуток оставшегося в первом семестре времени должен в них вложить программный материал. Практика показала, что использование теории поэтапного формирования умственных действий позволяет быстро и качественно осваивать студентами базовые технические действия, затем закреплять их концентрическим методом, предложенная профессором (Чумаковым Е.М.,1976), делая через определённый цикл акцент на одном из них. На дальнейших курсах совершенствовать технику разучивая защиты против освоенных приёмов и в комбинации с другими действиями.
Используемая литература.
1.Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий// Доклады АПН РСФСР. — 1958. — № 2. — С. 28-31.
2.Запорожец А.В. Роль ориентировочной деятельности в обучении формирования образа производственных движений // Ориентировочно-исследовательский рефлекс и ориентировочная исследовательская деятельность. — М.: АПН РСФСР, 1958. — 42-47 с.
3.Новиков А.А., Пилеян Р.А. Систематизация средств и методов совершенствования тактико-технического мастерства с позиций закономерностей теории управления движением (в спортивной борьбе)// Теория и практика физической культуры. — 1974. — № 11. — С. 54 — 57.
4. Чумаков Е.М. Обьём технико –тактических действий для изучения в секциях борьбы самбо в коллективах физической культуры и д.ю.с.ш..М.: 1983. 106 с.