Проф. А.Н. Иезуитов,
Махатма Санти П. Джаясекера
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
Уважаемые коллеги!
Вы, конечно, понимаете и согласны в том, что прежде чем говорить об осуществлении тех или иных научных замыслов, необходимо выяснить что в принципе представляет собою сама наука как явление и понятие, как она соотносится с философией. И здесь все не так благополучно, как может представиться.
Уже существует ставшим устойчивым и даже традиционным такое определение науки: Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Мы будем рассматривать с позиций и в свете «Философии взаимодействия» («биализм») (ФВ) и науку, и философски значимые научные замыслы, и их реальное осуществление.
ФВ объективно существует уже 30 лет, и она имела возможность показать и доказать свою научную значимость, что она постоянно делала. ФВ уже фактически отделилась от своего автора, став общим научным достоянием, позволяющим успешно решать самые разные научные проблемы, в том числе проблему «Замыслы и их осуществление», в ее разных аспектов и в разных проявлениях.
Для ФВ, приведенное определение науки является односторонне-ограниченным. В нем никак не учитывается духовное начало, присущее науке, и функции науки вовсе не сводятся к выработке и «теоретической систематизации объективных знаний о действительности».
Очередной раз напомним, что для ФВ, духовное начало представляет собою внутреннюю установку (предрасположенность, готовность), свойственную всем реальным явлениям, существующим вне и независимо от своего восприятия, непосредственного и опосредованного, природным и созданным человеком, и прежде всего, самому человеку, ориентированную на свое материальное выражение.
С точки зрения ФВ, наука – это особый вид духовной человеческой деятельности, ставящей своей целью постижение и объяснение реальности на разных уровнях и в разных ее проявлениях как взаимодействие присущих ей материальных и духовных начал и деятельности, способствующей поступательному развитию и совершенствованию многообразной человеческой практики, материальной и духовной.
Считается, что философия по отношению к науке в той или иной мере выполняет функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов.
На самом деле, философия по отношению к науке не просто в той или иной мере выполняет функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов. Это явно упрощенное понимание сложной и многогранной проблемы «Наука и философия».
На самом деле, философия составляет основу науки в целом и любой конкретной науки, онтологическую и гносеологическую, определяет их многообразную деятельность, материальную и духовную, характер и направленность. Именно такой философией является ФВ, соответствующая реальности.
Философия и наука постоянно и органично взаимодействуют друг с другом, духовно и материально, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга.
Философия имеет при этом определенные преимущества перед конкретными науками. Еще Гельвеций писал, что «знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов». ФВ выдвигает и обосновывает принципы, необходимые любой науке.
ФВ познает и объясняет все действительно новое, открываемое наукой в реальности как взаимодействие материального и духовного начал. При этом сами научные открытия представляют собою взаимодействие познания и объяснения реального взаимодействия материального и духовного начал, присущих этому новому в самой разной мере, в самых разных сочетаниях, в самом разном виде и самом разном выражении.
Недавно появилась поистине удивительное истолкование философии, на котором следует остановиться. Считается, что сущность философии не «познание бытия», а «удивление бытием» и «восхищение им» как «тайной» и «чудом». Бытие непознаваемо. Для ФВ, «удивление» и «восхищение» могут быть результатом познания, но никак не заменой его.
В основе философии лежит вовсе ни «удивление бытием» как непознаваемым «чудом», ни какая-то непостижимая «тайна», а, скорее всего, любопытство.
М. Горький подчеркивал: «Я очень любопытен… я всегда хочу знать: все знать – это мое постоянное стремление».
Именно из любопытства как постоянного стремления человека все знать рождается философия как неутолимая жажда реального постижения и объяснения человеком реальной сущности всех реальных явлений, материальных и духовных, и одновременно как принципиальный ориентир, на основе такого постижения и объяснения, для многообразной человеческой деятельности, материальной и духовной.
Еще непознанное, непонятое, необъясненное, непримененное – совсем не «тайна» в точном смысле этого слова. «Тайна» предполагает сознательное скрывание, утаивания чего-то уже известного, хотя и немногим. Философия раскрывает, а не скрывает, разгадывает, а не загадывает, не затемняет, а освещает. Философия устремлена в будущее человечества, всех и каждого. Она действительно нужна людям материально и духовно.
Известный физик Ричард Фейнман призывал отличать «настоящую науку» от «науки, которая таковой не является». «Речь идет, — считает ученый, — о своего рода честности, о признаке научного мышления, соответствующим такому человеческому качеству, как безоговорочная искренность и открытость, о чем-то вроде обучение на ошибках… Если вы ставите эксперимент, вам следует сообщить обо всем, что вы считаете его недостатками, а не только об его достоинствах, о других возможностях объяснениях, полученных вами результатов».
Такое суждение о «настоящей науке», с точки зрения ФВ, представляется, по меньшей мере, спорным.
Если я сам не уверен в своей научной правоте, каким образом я могу убедить в ней других ученых, тем более, своих оппонентов. Какой-то нонсенс получается. Это «нечестность», а предвзятая и странная «самокритика», в которой «настоящая наука» не нуждается, если она хочет действительно поступательно и неограниченно, постоянно и целенаправленно развиваться и совершенствоваться. Ученный должен быть убежден в своей правоте и доказывать это.
Особый вопрос, каким может и должен быть критерий для оценки «настоящей науки». Таким критерием сейчас нередко принято считать наукуметрию, т.е. количество статей, опубликованных ученым в зарубежных научных журналах. Критерий явно ограниченный. Статьи могут быть в научном плане различными по своему уровню и реальной значимости. В данном случае количество далеко не всегда переходит в качество.
Конечный результат исследований тоже не может считаться исчерпывающим научным критерием. У науки предметом ее материального и духовного исследования являются материальные и духовные явления, и конечный результат исследования оказывается и материально и духовно значимым. При этом материально и духовно значимыми могут быть и промежуточные, незавершенно-конечные результаты. Бывает принципиально важной и перспективной высказанная та или иная идея в процессе исследования как своего рода озарение. Особая роль принадлежит фундаментальной науке. Она потому и называется фундаментальной, что в ее основе лежит фундаментальная, а именно философски глубокая и принципиально новая идея как взаимодействие мысли и чувства.
Как уже говорилось, особенно перспективной и практически значимой является идея взаимодействия материального и духовного начал применительно к реальности и к науке, ее изучающей в материальном и духовном плане, и потому открывающей и объясняющей действительно новое в реальности, новое для самого исследователя и его коллег.
В связи с этим вспомним определение Фейнманом «честной науки». И вот что происходит в реальности. Согласно проведенному недавно международному опросу, 89% ученых подтасовывают результаты своих исследований, т.е. лгут. Вот вам и «честная наука» с ее открытым «объявлением» научных «недостатков» в своих исследованиях. Всем ученым мира есть о чем подумать.
В то же время, согласно другому опросу, проведенному в 28 странах мира, 61% опрошенных с доверием относятся к науке. В России – даже 75%. Ученым мира ничего другого не остается как перестать лгать и оправдать такое высокое доверие к себе, зная, что 89% их коллег – лгуны и не заслуживают доверие. Такова реальность, не очень приятная для науки. Но C’est la vie.
В некоторых странах чиновник, находящийся на высоком посту и имеющий ученую степень, уличенный в плагиате, лишается ученой степени и высокого поста. Так, очевидно, и следует защищать «честную» науку от любой ее фальсификации.
Есть также все основания сказать, что «честная» наука не поддается управлению никакой властью ни материальной (ее покупают), ни духовно (официально восхваляют). Говоря словами А.С. Пушкина, «честная» наука «идет туда, куда влечет ее свободный ум». И еще Пушкин: «Зависеть от властей, зависеть от народа. Не все ли мне равно». Это тоже относится к действительно «честной» науке.
Показательно, что на XXIV Международном Фестивале документального кино в Салониках (февраль 2022), научно-значимой «главной темой» было «взаимодействие правды и постправды, реальности и постреальности». Эта проблема особенно актуальна в условиях всеобщей «цифровизации», фактически исключающей из реальности ее духовное начало.
По существу, деятельность Фестиваля означало признание им «реальности» как взаимодействие материального и духовного начал и признание важнейшей роли в «реальности» именно духовного начала которое долгое время фактически недооценивалось и сейчас сознательно изгоняется из жизни «постреальностью».
Само представление о «реальности» оказывалось и оказывается в этом случае односторонне-ограниченным.
Правда, по сути своей, «бинарна», а не «монистична». Правдоподобие односторонне, тем более, одностороння «постправда». Правдоподобие выражает внешние признаки, правда сущность явления. Правда представляет собою взаимодействие материального и духовного начал во всех реальных явлениях и процессах. «Постправда», в сущности, игнорирует духовное начало и поэтому перестает быть правдой в точном смысле слова.
В настоящее время объявлена особая премия «За верность науке». Вместе с тем все еще нет достаточно точного и соответствующего реальности определения что такое наука. Получается верность не очень понятна чему. Подлинную науку это никак реально не развивает и не совершенствует.
Снова вспоминается Р. Декарт: «Объясняйте значение слов, и вы избавите мир от половины заблуждений». Если нет «половины», то хотя бы о значительной части. И это совсем немало для современного мира.
Скорее можно и нужно говорить о «верности» науки определенному принципу, который последовательно развивает и применяет в науке ее автор, принципу плодотворному, материально и духовно.
Само слово «верность», по существу, означает статическое состояние, сохранение уже существующего неизменным. Это противопоказано науке, которая находится в постоянной динамике и в поисках нового.
Точнее было бы говорить о премии «За развитие науки». Развитие предполагает извлечение нового из уже существующего и получение нового из настоящего. Развитие устремлено в будущее. К науке не относятся слова: «Все новое – это хорошо забытое старое». Истинно новое в науке нелегко забыть и оно действительно не забывается.
Следует также подчеркнуть, что слова, произнесенные властью, для науки – не истина в последней инстанции.
Наука не является служанкой никакой власти. Наука существует и развивается не по указаниям власти. Приоритетные направления в науке определяются не властью, а самой наукой, в результате реального выявления ею в процессе научной деятельности, теоретической и практической, в результате собственных интересов и целеполаганий. Это власть должно иметь в виду и удовлетворять, материально и духовно. Интересы науки направлены на развитие самой науки в целях более эффективного удовлетворения ею реальных потребностей человечества, материальных и духовных, всех и каждого.
Жизнь показала, особенно с помощью современных СМИ, что человечество вовсе не является бесконечным для своего восприятия. Реально и практически осуществимо непосредственное обращение науки ко всему человечеству, чтобы само человечество делало для себя выводы из такого обращения. Главное – сохранить и утвердить на Земле мир без насилия. Это самая насущная потребность, материальная и духовная, для человечества, всех и каждого.
Может обратиться к человечеству с призывом мира во всем мире и наш Конгресс. Надо надеяться, он будет в какой-то мере результативным.
В СМИ сейчас много говорят и пишут о создании «новых технологий». Попытаемся разобраться в данном вопросе, с точки зрения «Философии взаимодействия». Это имеет прямое отношение к теме нашего ВНК.
Считается, что технология (от греч techne – умение, мастерство) – это совокупность различных методов обработки, изготовления, измерения состояния и свойств сырья и материалов; методов, осуществляемых в процессе производства различной продукции и тесно связанных с теоретическим выявлением физических, химических, механических и других закономерностей, которые способствуют повышению эффективности развития производственных процессов.
Как видим, технология – это материально-практически осуществляемый процесс, и к нему применяют уже известные закономерности. Они становятся просто заметными.
В существующем определении технологии нет ничего о духовном начале, составляющим технологию и ничего не говориться о философии, которая реально должна лежать в основе технологии. Именно такой философией является «Философия взаимодействия», согласно которой реальность представляет собою взаимодействие присущих ей материального и духовного начал. Это в полном мере относится к истолкованию и применению технологии как явления и как понятия. Новая философия – основа новой технологии, и все истинно новые технологии можно и нужно создавать на основе новой философии.
Особый вопрос «технология как товар».
Как продукт человеческого труда товар предназначен для продажи, и он производится в результате определенной технологии, применяющейся человеком при изготовлении какого-либо товара. Различные технологии можно покупать и продавать как товар, так происходит в современном мире, однако, по сути своей и в точном смысле технология не является сама по себе товаром. Одна и та же технология в принципе может использоваться для производства разных по своей номенклатуре товаров.
Технология не является непосредственно товаром еще и потому, что товар сравнительно безлик и малодуховен, а технологии содержат в себе духовное начало тех, кто ее создает духовно и материально и впервые начал использовать, материально и духовно. Технология от одних людей не может поэтому полностью и функционально передаваться другим людям, в ней всегда останется некий «духовный задел», не получающий у ее нового «хозяина» исчерпывающего применения, материального и духовного. В этом плане всякая технология, особенно сложная, сохраняет свою известную неповторимость. Лучше и эффективней какую-нибудь технологию создать самому, чем приобрести ее у другого создателя.
Можно в этом случае продать и купить лишь материальное начало технологии, духовное начало не поддается купли-продажи. Это и есть мастерство, его внутреннее содержание.
Вспомним слова Пушкина: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». В принципе поэт прав и его слова применимы к такому явлению, материальному и духовному, к технологии как товару.
Всегда будет обучающий и обучающийся определенной технологии, причем всегда действует «чуть-чуть».
Никакие научные замыслы не осуществимы без участия энергии, теоретически и практически.
Для ФВ, энергия в принципе представляет собою взаимодействие материального и духовного начал, при важнейшей роли начала духовного. Энергия проявляется и реально воздействует на что-либо и кого-либо и материально, и духовно. При этом духовное начало энергии способно частично и заметно переходить в начало материальное, значительно усиливая его, и тем самым материальное воздействие энергии в целом. Для реализации этого есть поистине безграничные практические возможности. Естественно, что в разных научных сферах энергия проявляется по-разному, всегда оставаясь взаимодействием присущих ей материального и духовного начал.
Как известно, всякая энергия, в том числе глобальная, рождается для великой цели. Нет цели более великой, чем сохранение и упрочнение мира во всем мире, мире без насилия, материального и духовного, мира для всех и каждого. Для этого и должна, по сути своей, рождаться энергия, в том числе глобальная.
К проблеме «Замыслы и их осуществление» имеют самое прямое отношение, причем именно философское, попытки создания в настоящее время квантового компьютера, пока малоуспешные и в основном потенциально обещаемые в непредсказуемом будущем. Для ФВ, эти в принципе попытки объяснимы и понятны.
Дело в том, что традиционно игнорируется духовное начало как реальное начало, присущее всему природному и всему создаваемому и созданному человеком. Естественно, самому человеку.
Квантовый мир – это мир особого взаимодействия материального и духовного начал, где безусловно доминирующим и определяющим является духовное начало, по сути своей, не имеющее пространственно-временных, скоростных, проникающих ограничений и непосредственно-количественно неизмеряемых, будучи в принципе количественно значимым. Упорное игнорирование духовного начала и признание лишь материализма в физике и других науках делает в принципе невозможным создание подлинного и безграничного по своим возможностям квартового компьютера. Подробнее об этом уже писал проф. А.Н. Иезуитов в своих работах: «Философия взаимодействия» как основа «квантовой теории», «О «кубитах» в свете «Философии взаимодействия», опубликованных в его книге «Философия взаимодействия. вопросы и ответы» (СПб., 2021).
На фактически бесперспективное создание современных квартовых компьютеров, исключительно на основе материализма, тратятся миллиарды долларов (рублей). Для признания духовного начала кванта не требуется никаких денег. Это важно иметь в виду.
Во всех квантовых процессах (физика, химия, медицина) доминирует духовное начало, которое присуще всем природным микрочастицам. Именно через духовное начало происходит их соединение – взаимодействие.
Широкое и разнообразное обращение современной науки к квантовой теории, позволяющей ей добиваться действительно эффективных практических результатов (физика, химия, медицина) настоятельно требует от ученых признания ими духовного начала, доминирующего в квантовости как особом реальном явлении со своими исключительными свойствами, традиционно необъяснимыми. Это сделает результат сознательного обращения квантовости как духовно реальному явлению поистине прорывным, можно сказать, беспредельно эффективным.
Следует подчеркнуть, что любой научный замысел может быть практически эффективно реализован, если он опирается на прочную философскую основу, по сути своей, соответствующую реальности. Такова ФВ.
Это важно отметить, особенно в настоящее время, когда выдвигается немало различных замыслов, не имеющих глубокого и действенного философского обоснования.
Осуществление научных замыслов может быть и непосредственно-практическим, и теоретически-опосредствованным.
Непосредственно-практическая реализация научного замысла осуществляется, прежде всего, через определенную технологию. Здесь особенно велика роль прикладной науки.
Опосредованно-теоретическая реализация опирается, прежде всего, на фундаментальную науку, которая в принципе может давать и непосредственно практически значимые результаты (радио, рентген, лазер, пенициллин и т.д.).
И прикладная и фундаментальная наука опирается на философскую основу, которая, чем больше соответствует реальности, тем практически эффективнее, материально и духовно, оказывается результат осуществления научных замыслов. Такую основу предоставляет науке ФВ.
Обратимся к конкретики. Чего только нам не наобещают, какие только замыслы не предлагаются. Мы ограничимся в данном случае анализом и оценкой с позиции философии взаимодействия, лишь некоторых принципиально значимых замыслов и способов их осуществления.
С проблемой «Замыслы и их осуществление» тесно связана проблема создания «искусственного интеллекта». При этом до сих пор, как это ни странно, нет принципиального определения того, что реально представляет собою сам интеллект.
С позиции ФВ, интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) – это особая способность человеческого мышления, рациональное познание, в отличие от интуиции и чувства, самостоятельное образование понятий и новых идей в определенной системе.
Этим сущностным признакам и особенностям интеллекта ни в коей мере не соответствует «искусственный интеллект». Их в принципе невозможно создать механически, а «искусственный интеллект», по сути своей, это механизм. Поэтому тщетны все попытки создать полноценный «искусственный интеллект», адекватный и, тем более превосходящий интеллект природно-естественный.
Понятие «искусственный интеллект» иногда истолковывают как «имитацию интеллекта», т.е. его некое подобие, притом весьма ограниченное. Это истолкование стоит ближе к существу явления и понятия, которое называют «искусственным интеллектом». «Искусственный интеллект», как мы знает, еще никем не создан в точном смысле этого слова.
Предпринимаются различные технические, механические попытки создать некое подобие человеческого интеллекта, попытки создать нечто адекватное естественному человеческому интеллекту. Они в принципе несостоятельны. Во всяком случае, пока и в обозримое время. Необходимо теоретическое и принципиальное признание реальности и принципиальной значимости духовного начала.
Говорят об особой идеологии создания «искусственного интеллекта», с чем тоже невозможно согласиться.
Не следует смешивать идеологию с философией. Идеология – это система определенных идей на фундаментальной философской основе. Причем идеи самые разные. В идеологии главное – система как взаимодействие материального и духовного начал.
Не прекращаются ожесточенные споры о том, какого именно происхождения коронавирус и его штаммы: природного или искусственного. Вирус – доклеточное живое образование, в котором доминирует начало духовное. Его в принципе невозможно создать никаким искусственно-лабораторным путем. Вирус можно только в известной мере имитировать в специальной лаборатории. Имитация (от лат. imitationem – подражать, подделывать). Вирус, безусловно, вышел из природы, в которой потенциально существует еще самые разные и нам еще неизвестные вирусы. У них у всех природное происхождение. В известной мере их тоже можно будет имитировать в лабораторных условий.
К проблеме «Замыслы и их осуществление» принципиальное отношение имеет проблема цифровизации. И в этом случае, мы тоже все еще не имеем точного и четкого определения, что, по существу представляет собою «цифра».
Для ФВ цифра реально представляет собою взаимодействие материального (графически-знакового) начала, явно доминирующего в цифре, с началом духовным (значением), которое в цифре непосредственно почти не ощутимо и не поддается непосредственно-количественному измерению, будучи в то же время количественно-значимым в принципе.
В различных сферах человеческой деятельности (экономика, медицина и т.д.) как взаимодействии материального и духовного начал, «цифровизации» доступно их материальное начало непосредственно измеряемое. Присущее им духовное начало составляет в этом случае «духовную погрешность» как реальное дополнение к непосредственно-измеряемому.
Разница между реальным непосредственно-количественным измерением и предполагаемым количественным измерениям, будет составлять количественно-выраженную значимость духовного начала. При значительном переходе в определенных условиях (температура, плотность, давление, частота и т.д.) духовного начала энергии в материальное значительно усиливается материальное начало энергии и таким образом усиливается материальное начало энергии в целом. Энергия может стать в этом плане материально-разрушительной силой (БАК, АЭС, трубопроводы и т.д.). Аналогичный разрушительный процесс может происходить в «микроэлектронной технологии», когда духовное начало энергии заметно переходит в начало материальное, что заранее не учитывается, и его усиленному материальному воздействию, которое становится материально разрушительным.
Применение цифры как таковой может ускорить какой-либо механический процесс (перебор явлений, их фиксация и т.д.), но цифра в принципе и сама по себе не может сделать более позитивно-результативным, материально и духовно, какой-либо структурно-сложный и фундаментально-неоднозначный процесс. При этом цифра сама по себе никак не определяет качество того, что она обозначает, а только количество чего-либо. Это тоже необходимо иметь в виду.
Попытки создать «искусственный интеллект», предпринимаемые на основе «цифровизации», не делают такие попытки и, тем более, их результат реально эффективным.
Если сторонники создания «искусственного интеллекта» и «цифровизации» фактически занижают и принижают реальные возможности и способности человека, особенно духовные, то другие деятели, обещающие человеку бессмертие и телепортацию, явно гиперболизируют такие возможности и тоже далеки от реального человека и его способностей.
Жизнь – это постоянное самовоспроизводящее себя взаимодействие материального и духовного начал. Материальное начало мы можем лишь временно усилить и искусственно продлить его существование медицинскими средствами. Духовное начало само по себе вечно и бесконечно, его в принципе невозможно ни создать, ни искусственно продлить. Смерть разрушает взаимодействие материального и духовного начал. Это реальное явление никак и ничем не устранить. Бессмертие – очень привлекательная и заманчивая, но все же иллюзия для человеческого существования, мало того сильные мира сего надеются обеспечить себе бессмертие финансово-медицинским путем. Ну что же, блажен кто верует, легко ему на свете, однако, это всего лишь иллюзия. Современное высокоточное оружие проникает всюду. Взаимодействие, материальное и духовное, всех и со всеми – единственно реальный путь для сохранения и развития жизни на нашей планете. Взаимодействуйте, господа! Ваша коллективная и индивидуальная безопасность – это всеобщее взаимодействие в мире, материальное и духовное.
Появилась даже особая «Медицина бессмертия», основанная не на таблетках, а на физических явлениях (электромагнитные волны, свет) и в то же время никак не учитывающее духовное начало жизни, определяющее для нее. При этом всячески подчеркивается особая роль «закона единства и борьбы противоположности» (опять борьба) и совершенно не принимается во внимание «Закон бинарного взаимодействия», материального и духовного начал, основополагающей для жизни. «Медицина бессмертия» не более чем наукообразное иллюзия для кого-то и привлекательная. Жизнь – это не борьба материального и духовного начал, а их взаимодействие. Надо прямо об этом сказать, чтобы избавить мир от очередного заблуждения, при этом весьма затратного.
И вот еще одно принципиально важное проявление несоответствия замыслов как проявления ожиданий предположений с их результатом.
Демографы уверяют, что в ближайшее время будет происходить значительный рост населения «Земли». Сейчас – это 8 млрд. человек, скоро будет – 10 млрд. Вопрос этот требует своей дифференциации, связанный с особым взаимодействием материального и духовного начал.
Рост населения происходит там, где сравнительно слабо представлен духовный негатив, главным образом как военная напряженность. Это Индия, значительная часть Африки и Латинской Америки. Происходит снижение рождаемости там, где усиливается духовный негатив, главным образом, как военная напряженность (Европа, Северная Америка, КНР). Парадокс состоит в том, что сравнительная низкая рождаемость наблюдается в странах с высоким материальным уровнем жизни. Этот процесс усиливается в них духовным негативом, который создает военное напряжение.
Существует выражение: «Нечего войны бояться, бабы новых людей нарожают.» При реальной угрозе войны, как свидетельствуют СМИ, бабы рожать не хотят. Они рожают для жизни, а не для смерти. Женщины могут все, чтобы остановить войну. Вспомним комедию Аристофана «Лизистрата». Это и смешно, и грустно.
И снова реальный выход из сложившейся противоестественной ситуации может и должен происходить для человечества, всех и каждого, в установлении и развитии прочного мира во всем мире. Это нормализует демографический процесс, рост и замедление рождаемости, как взаимодействие материального и духовного начал.
В современном мире все отчетливей звучит предложение о создании новой редакции Всеобщей декларации прав человека, принятой еще в 1948 г. Это тоже относится к проблеме «Замыслы и их осуществление».
Считается, что в существующем тексте Декларации недостаточно учитываются особые ценности, присущие отдельным странам, регионам и даже континентам. У ФВ принципиально свой и соответствующей реальности взгляд на этот вопрос и свои принципиально значимые предложения.
ФВ убеждена, что Всемирная декларация прав человека может и должна и во всех своих статьях и положениях, и взятая в целом, исходить из идеи взаимодействия материального и духовного начал, всячески утверждая эту идею в тексте Декларации.
Человек в основе своей представляет собою взаимодействие присущих ему материального и духовного начал, при определяющей роли начала духовного.
Права и обязанности человека постоянно и реально взаимодействуют друг с другом материально и духовно. В свою очередь сами права и обязанности человека представляют собою взаимодействие материального и духовного начал.
Основополагающим и принципиальным правом и обязанностью человека в материальном и духовном отношении, является всеобщее и полное неприятие, материальное и духовное, любого насилия, материального и духовного, как принудительного воздействия на человека, материального и духовного.
Ненасилие и противостояние ему, материальное и духовное, это абсолютная ценность, материальная и духовная, для всех стран, регионов и континентов, востока и запада. Именно эта ценность создает между ними устойчивое и жизненно необходимое им взаимодействие материальное и духовное, исключающее всякое насилие, материальное и духовное, как ослабление и нарушение мира во всем мире.
Точнее было бы поэтому назвать документ Всеобщая декларация прав и обязанностей человека. Это поистине Декларация не насилия, а взаимодействия, материального и духовного, как всеобъемлющей всемирной ценности.
Много говорится и пишется в наше время о стабильности как о чем-то неизменном и постоянном. Это в принципе неточно.
Этимологически стабильность означает по-латински stabilis – устойчивый. При этом устойчивость может быть самого разного масштаба и конкретного выражения. Это явление, по сути своей, периодически временное и неоднозначное по характеру и направленности, замыслу и его осуществлению.
Стабильность в основе своей представляет собою устойчивое взаимодействие в статики и потенцированной динамики. Это, если прибегнуть к сравнению, стабильность бегуна на старте: он в данный момент внешне неподвижен и вместе с тем готов рвануться вперед.
По существу, стабильность представляет собою определенное и сравнительное устойчивое состояние, материальное и духовное, во взаимодействии, материальном и духовном, с потенцированным развитием, материальным и духовным. Важно также учитывать, что стабильность может быть и позитивной и негативной, застойной, задержавшейся в своем развитии. Негативную стабильность необходимо всячески преодолевать материально и духовно. Один период стабильности может сменяться другим по своему характеру и направленности, с другим взаимодействием материального и духовного начал.
Стабилизация в мире – это постоянное и устойчивое, развивающееся и усиливающееся состояние мира без насилия как взаимодействие самых разных материальных и духовных начал.
Следует подчеркнуть, что взаимодействие не есть компромисс. При компромиссе каждая из сторон добровольно отказывается в чем-то и от каких-то своих интересов, чтобы другая сторона сделала то же самое, и между сторонами установилось некое и временное согласие по какому-либо спорному вопросу.
Партнерство тем более временно и непрочно. Каждый партнер хочет получить выгоду для себя, материальную и духовную, и необязательно обоюдно-равновеликую с другим партнером.
Что касается переговоров – это взаимословестные обещания, которые необязательно завершаются чем-то реально значимым и обязательным для исполнения обеими сторонами, участвующими в переговорах.
Сотрудничество, соглашение, содружество – тоже временные явления, в значительной мере декларативные.
Консенсус, в свою очередь, носит временный и частный характер.
Рассмотрим и объясним этимологически истинное, а не приписываемое им в собственных интересах значение некоторых широкое употребляемых сейчас слов, обозначающих очень важные реальные явления. Этимология – это дело и сфера науки. Следовательно, и нашего ВНК.
Гегемония этимологически означает превосходство в силе, господство, первенство, руководство, подчинение какому-либо лидеру, вождю. Подчинение, материальное и духовное, главное в гегемонии.
Интеграция этимологически означает объединение частей в некое целое под каким-то верховным руководством. Снова и в основе своей это подчинение, материальное и духовное, какой-то верховной власти.
«Обыденное сознание» не очень-то углубляется в истинное значение слов и обозначаемых ими явлений. Это очень удобно для разного рода и уровня манипуляторов, осуществление ими своих выгодных и удобных им действий, материальных и духовных. Все они, так или иначе, скрывают реальное стремление к насилию, материальному и духовному, подчинение себе, материальное и духовное.
Взаимодействие – внутренняя потребность человека, поистине генетическая. Взаимодействие ничем не заменить по своей жизненной значимости для отдельных стран, регионов и для всего человечества.
При взаимодействии ни одна из сторон ни от чего не отказывается и совместно находит некую общую для обеих сторон цель и общий для них интерес, что вовсе не исключает сохранение сторонами своих частных интересов и их дальнейшего удовлетворения и развитие каждой из сторон не в ущерб каждой из сторон. Взаимодействие, начавшись, уже не кончается. Оно может усиливаться или ослабевать, даже приостанавливаться, но в принципе совсем прекратиться не может. Такова логика и потребность жизни. С этим нельзя не считаться, если люди хотят жить естественной и удобной для них, материально и духовно, жизни без какого-то ни было насилия, материального и духовного. Главное начать взаимодействовать, материально и духовно, желательно во всем мире и всех со всеми. Это сделать нелегко, но реально. Жить хотят все, хотя и по своему. Это поистине всеобщий закон, который нет оснований каким-то образом преступать.
Показательно, что официальные лица очень редко говорят о взаимодействии, а если говорят, то имеют в виду материальное и духовное подчинение себе того и тех, с кем они якобы взаимодействуют. Реально взаимодействуют только две стороны. Взаимодействие является для них жизненно необходимым, неограниченным во времени и взаимообязательным, материально и духовно.
Современные руководители, считающие себя сильными мира сего, находятся во власти стереотипов и навязывают их всему миру. Такие стереотипы не жизнеспособны и даже опасны в наше время для дела мира во всем мире. Они ставят мир на грань всеуничтожающей мировой войны. Это никак нельзя допустить.
Возможны и допустимы различные и временные «торговые войны». Лишь бы не было никакой войны.
В воображаемом «многополярном мире» каждый гегемон представляет себя «полюсом». Не слишком ли много будет в мире «полюсов». Они не объединяют, а раскалывают мир.
«Однополярным» мир никогда не был и не может быть. Он реально биполярен.
«Полюс» — от греч. polus – ось. У оси только два конца. Больше быть не может.
В мире была и останется «биполярность» (капитализм – социализм, США – КНР). При этом «полюсам» необходимо взаимодействие, материальное и духовное, в интересах мира во всем мире и в интересах самих «полюсов».
Обратимся к сравнению. У человека две ноги, у сороконожки их сорок, различие очевидно, как и между биполярностью и «многополярностью». Чтобы человек жил естественной жизнью, ноги у него должны не соперничать друг с другом, какая из них главнее, а взаимодействовать. Сороконожка без взаимодействия у нее всех ног не сдвинется с места. Тем более если каждая пара ног считает себя главной.
Мир может и должен быть не «многополярным», а «многорегиональным», состоящим из сравнительно многих и относительно самостоятельных регионов, включающих в себя несколько стран и взаимодействующих друг с другом материально и духовно. Разные регионы могут тяготеть к тому или другому «полюсу», сохраняя свою относительную суверенность. В регионе может быть своего рода «центр», но это никакой не полюс. Можно быть гегемоном в «центре», при этом «биполярность» и «многорегиональность», постоянно взаимодействуют друг с другом взаимодополняя и взаимообогащая друг друга, материально и духовно.
Что касается постоянных призывов из разных сторон в современном мире к справедливости, то вопрос этот совсем непростой и вовсе неоднозначный. Он, по сути своей, не имеет абсолюта и в принципе соотносим с проблемой «Замыслы и их осуществление».
Что справедливо для одного, несправедливо для другого, справедливое в одних условиях становится несправедливым в других. Для «обыденного сознания» справедливое означает какое-то всеобщее равенство. Этимологически считается, что «справедливость» — это беспристрастность, фактически равнодушие. Такое определение справедливости является неполным и неточным.
«Философия взаимодействия» полагает, что справедливость представляет собою «бинарное» взаимодействие, генетически и функционально, образующих ее различных начал: возможность и действительность, мысль и чувства, повторяемость и неповторимость, любовь и ненависть, общее и частное, внешнее и внутреннее, право и мораль, прекрасное и безобразное, прошлое и настоящее, старость и юность и т.д. Все возможные «бинарные» взаимодействия справедливости перечислить невозможно, да, видимо, и не нужно.
Справедливым является то, что, так или иначе, материально и духовно, взаимодействует с чем-то другим без всякого насилия и принуждения, материального и духовного, взаимодополняя и взаимообогащая тем самым каждую из сторон, способствуя их реальному и совместному поступательному развитию и сближению, материальному и духовному. Главное в справедливости – взаимодействие разных сторон, материального и духовного, без какого-то ни было насилия, материального и духовного.
Справедливость исторически и социально видоизменяется и эволюционирует, при этом она всегда индивидуально значима и получает индивидуальное выражение, материальное и духовное. Она – взаимодействие общего и особенного.
Много говорится в настоящее время о необходимости создания инфраструктуры. Правда, нередко в самом общем виде, став своего рода заклинанием. Не совсем ясно, что именно под этим подразумевается и что необходимо для успешного существования и развития инфраструктуры.
Снова возникает проблема «Замыслы и их осуществление», которая нередко выражается как «вымысел и действительность». «Вымысел» и «замысел» нетождественны. «Замысел» реально осуществим, «вымысел» нет.
А.С. Пушкин так писал о себе: «Давно, усталый раб, замыслил я побег. В обитель дальнюю трудов и чистых нег» и «Над вымыслом слезами обольюсь».
Ничего не говорится о том, что структура в принципе, включая инфраструктуру, представляет собою взаимодействие образующих структуру материального и духовного начал. В инфраструктуре оно особое. Это локальное (региональное) взаимодействие входящих в инфраструктуру различных учреждений с различной своей направленностью.
В инфраструктуре: есть особые учреждения с отчетливой духовной направленностью (школы, кино, театры, библиотеки и т.д.); есть учреждения с материальной направленностью (мастерские, различные производства, транспорт и т.д.); есть учреждения, где генетически и функционально взаимодействуют материальное и духовное начала (аптеки, магазины и т.д.), при этом в каждом из учреждений, входящих в инфраструктуру, между учреждениями, входящими в нее, и во всей инфраструктуре в целом реально происходит органичное взаимодействие материального и духовного начал как их взаимодополнение, взаимообогащение и частичный взаимопереход друг в друга. Именно всеобщее взаимодействие материального и духовного начал в инфраструктуре делает ее реально эффективной и плодотворной, материально и духовно.
Когда речь идет об уничтожении инфраструктур, то реально уничтожаются и учреждения, не имеющие никакого военного предназначения. Это, по меньшей мере, негуманно.
Не бывает чисто военных инфраструктур. В любой инфраструктуре, ориентированной на войну, есть люди без оружия, они – не агрессоры. Самое высокоточное оружие поражает в инфраструктуре не только людей вооруженных, но и людей безоружных. Это надо иметь в виду.
В настоящее время существует мнение, что «любую идею можно испортить плохим исполнением». Такое мнение реально связано с проблемой «Замыслы и их осуществление».
ФВ считает необходимым учитывать в данном случае, какой, по существу, является сама идея, определяющая тот или иной замысел. Дело в том, что идею взаимодействия материального и духовного начал как основополагающий закон для природы и человека в принципе невозможно «испортить». Эта идея, по существу, не является односторонне-ограниченной. Взаимодействие – это закон самой жизни, которая «бинарна» как взаимодействие материального и духовного начал. Взаимодействие можно меньше или больше реально учитывать, теоретически и практически, но «испортить» саму идею в принципе невозможно. Она не «портится». Взаимодействие – это жизнь. Жизнь можно «испортить» ее «плохим исполнением», уничтожить жизнь нельзя как взаимодействие материального и духовного начал. Жизнь – это взаимодействие, по сути своей, и никаким «исполнением» существо взаимодействие не «испортить». Если я начал с кем-то взаимодействовать, материально и духовно, всякое насилие, материальное и духовное, само по себе исключается из жизни. Такова реальность.
Особую остроту и значимость, теоретическую и практическую, приобретает в наше время вопрос об отношении к «Болонской системе» образования в высшей школе как определенной концепции (1999) и ее реализации. Это тоже «замысел и его осуществление».
Сущность «Болонской системы» состоит в разделении процесса высшего образования на различные этапы. В ВУЗах вводится бакалавриат и магистратура. После нескольких лет обучения (в разных странах 2-4 года), студент выбирает себе специальность и поступает в бакалавриат (тоже 2-4 года) и затем для повышения уровня своего специального образования (по выбору) может поступать в магистратуру (1-2 года).
Предлагается изменить «Болонскую систему», сделав 2 года общего образования, 2 года – специального и 2 года – бакалавриат. Всего 6 лет в высшей школе. При этом сначала теория (5 лет), затем – практика (1 год).
ФВ полагает, что необходимо определенные уточнения и в самой «Болонской системе», и в предложениях по ее изменению. Вот, что предлагает ФВ. Прежде всего, образование представляет собою взаимодействие материального и духовного начал, обучения и воспитания, которые, в свою очередь, есть взаимодействие тех же принципиальных начал.
И общее и специальное образование в высшей школе постигают и объясняют предмет своего изучения как взаимодействие присущих ему различных, «бинарных» в своей основе начал, в конечном счете, материального и духовного. Бакалавр и магистр – первые ученые степени. Бакалавр еще в ВУЗе обнаруживает способности к самостоятельным различным научным занятиям. Магистр (после окончания ВУЗа) предлагает и обосновывает решение какой-либо научной проблемы. И теория, и практика представляют собою взаимодействие материального и духовного начал и находятся в постоянном материальном и духовном взаимодействии. Ими следует заниматься одновременно. При этом в теории доминирует начало духовное, в практике – материальное.
Именно идея «бинарного» взаимодействия различных начал, в конечном счета материального и духовного, лежит в основе всего высшего образования, общего и специального, и его принципиально общей для всех предметов и наук методологии, не исключающей, а предполагающей ее своеобразное проявление и применение в различных областях высшего образования и научной деятельности на принципиальной основе ФВ.
Замыслы, считающиеся научными, бывают самыми фантастическими. Скорее, это вымыслы, реально не осуществимые.
Снова оживились дискуссии о «телепортации» как материальном и неограниченном перемещении в пространстве человека в качестве материального явления. При этом духовное начало в человеке полностью игнорируется. Предполагается каким-то образом осуществить искусственное разложение человека на элементарные частицы (фотоны), которые тоже каким-то образом из исходной точки перемещаются в любую другую точку нашей планеты. Кстати, фотон представляет собою взаимодействие материального и духовного начал, при явном доминировании начала духовного. В точке, куда срочно перемещаются фотоны, они тоже каким-то образом соединяются и образуют человека. Из точки, куда он перемещается, тоже непонятно каким образом, человек в его прежнем виде появляется в исходной точке, откуда он, в качестве элементарной частицы фотона, был отправлен в другую точку на нашей планете.
Вряд ли все эти построения можно серьезно воспринимать как научные. Между тем, как не покажется странным, находятся идеологи и сторонники такого рода «телепортации» человека. ФВ не может всерьез заниматься такими вымыслами. Разных химерических иллюзий в современном мире немало. На все подобные вымыслы нельзя научно реагировать, их надо просто отметить. Будем надеяться, что они сами по себе изживут себя и прекратят свое существование.
Следует подчеркнуть, что ФВ полемизирует, прежде всего, с определенными идеями, а не с авторами, их носителями. Это принципиально важно.
В наше беспокойно-тревожное время миру жизненно необходим именно духовный позитив, в разных его видах и проявлениях. Он становится особенно эффективным при снижении военной напряженности в мире. В свою очередь сам духовный позитив реально способствует такому снижению в интересах всех и каждого, живущих на нашей планете.
Духовный позитив призвана нести и действительно несет в себе современная наука.
ФВ позволяет сэкономить колоссальные финансовые средства, которые пока тратятся впустую. Это заслуживает особого и безотлагательного внимания. ФВ весьма экономна и прибыльна. Пора уже это понять. Как говорится, «мертвый все еще хватает живого». ФВ живет и будет жить.
В некоторых странах все громче звучат голоса: нам нужна «другая страна», иными словами, «страна взаимодействия». Взаимодействие действительно становится всеобщей потребностью, материальной и духовной. Миру нужен, материально и духовно, не «мир насилия», а «мир взаимодействия», материального и духовного.
В заключение надо сказать, что самые смелые замыслы и предложения можно реально осуществить, и они уже осуществляются, если эти замыслы, так или иначе, опираются на философскую основу, которую предоставляет им для своей реализации ФВ, действительно соответствующая реальности как взаимодействие материального и духовного начал.
Философия и наука «Замыслы и их осуществление» в принципе, материально и духовно, нерасторжимы именно в ФВ. ФВ – это философия мира во всем мире, мира без насилия, материального и духовного.
Благодарю Вас всех, уважаемые коллеги, за Ваше внимание и терпение.
Я полагаю, что ради утверждения мира во всем мире можно и потерпеть.
Еще раз всех благодарю.
©
21.10.2022 Санкт-Петербург