МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ ДЕТЯМ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ ДЕТЯМ

margarita11
Маргарита Леонтьевна Токажевская (Семилетникова)

Доктор философии, Ph.D в области психологии и педагогики, Профессор дополнительного обучения (МВУС при МУФО, Оксфордская образовательная сеть), Лауреат и Дипломант Всемирных научных конкурсов «Современный детский рисунок народов Мира», Главный разработчик Всемирной программы психолого-педагогические аспекты формирования и развития художественных способностей детей (ЮНЕСКО), поэт, эссеист, член Союза писателей России, руководитель ИЗО-студии «АИСТ» в г. Санкт-Петербург.

Ключевые слова: живопись, дети, методика преподавания, педагогика, психология, уроки рисования, изобразительное искусство, радость, здоровье, гармония, счастье.

Цель работы моей студии – привлечь как можно больше детей к рисованию именно красками. Работаю с детьми с 1995 года. Началась студия с одной группы – было набрано семеро учеников в возрасте от 5 до 6 лет. Опыта обучения детей, да ещё таких маленьких, у меня не было. И пошли бессонные ночи, т. к. днём нужно было работать ещё на нескольких работах (перестройка). Через несколько лет работы я поняла — привлекать детей к рисованию красками нужно раньше – девочек с 3, мальчиков – с 4-х лет (среднестатистически, хотя всё индивидуально). Я имею в виду уже серьёзное, реальное изображение предмета, а не просто цветовые упражнения, которые возможны ещё до года. Дети с 3 до 5 лет у меня занимаются, сидя рядом с родителями (детей в группах много, и родители помогают в формировании определённых навыков, а также учатся навыкам обучения своих детей простым вещам, т. е. приобретают индивидуальный педагогический опыт, где ученик – собственный ребёнок). Сначала это трудно: приходится следить за родителями, чтобы они не заравнивали и не выглаживали детскую индивидуальность – некоторую «лохматость» начальных рисунков, которая очаровательна для специалиста, но среди родителей почти максимальное количество аккуратистов, и терпения по отношению к своим детям нет ни у кого, а если есть, то несоизмеримое с желаемым.
Родители нужны и для того, чтобы подбодрить ребёнка, подсказать ему, что делать дальше – следует учитывать высокую эмоциональность детей этого возраста – они могут растеряться в новой обстановке или просто не очень хорошо себя чувствовать физически (в наше напряжённое время на детей ложится большая нагрузка – практически все мои ученики посещают обычные детские сады с переполненными группами, а приходят на занятия после садика или по воскресеньям).

Привить стойкую любовь к рисованию красками легко – если знаешь, как это сделать. На первых порах ни в коем случае нельзя ругать ребёнка, нужно свести к минимуму даже повышение тона (я себе этого не позволяю, а родители вначале часто срываются, сердятся, если ребёнок не понял чего-то сразу). Приходится исподволь и впрямую очень многое объяснять родителям, в первую очередь, общие педагогические принципы. Делаю это параллельно с ведением предмета в очень популярной, зачастую артистически-эмоциональной манере полунамёков-полушуток. Здесь же беготня между партами – показать приёмы нужно каждому и проверить не раз за урок, понял ли, работает ли согласно объяснению, иногда приходится начинать работу за ребёнка – страх «белого листа» есть уже в 3-4-летнем возрасте, а в 7-8 лет процент его выше в 2-3 раза.

Постепенно родители проникаются ко мне доверием, а дети просятся в студию и завтра, и каждый день сразу же после первого рисунка (а он обязан быть удачным, не может быть незакончен – дети нацелены на результат, на то, что можно будет забрать рисунок домой, показать его близким). Надо видеть радость новичка, когда, первый раз нарисовав картинку, он слышит: «Ребята, к нам сегодня в первый раз пришёл Алёша и нарисовал такой красивый рисунок! Давайте ему похлопаем! На моих глазах совершается чудо – маленький человек загорается творчеством. До сих пор я не могу привыкнуть к таким чудесам, даже понимая, что не без моего душевного и интеллектуального участия они совершаются.

Работать с малышами и их родителями чрезвычайно трудно. Темп ведения урока – высочайший, т.к. среднее время психологической устойчивости ребёнка в 4-5 лет – 15-25 минут, а при теперешней повышенной невротичности детей – и того меньше. Устойчивость внимания повышается буквально на глазах за счёт огромного интереса ребёнка к работе с цветом. Общее количество простых, интересных, лёгких для исполнения рисунков не безгранично, хотя их реестр я постоянно расширяю за счёт нахождения простых способов в каждом данном случае. Но в 4 года ребёнок при грамотном объяснении и минимальной помощи в рисунке (не в красках) рисует лебедя, кораблик в море с облаками и волнами, пейзажи с деревьями, ананас, подсолнух, божьих коровок и многое другое. Концентрированность урока и доказательства бесспорной самостоятельности ребёнка (взрослые уже не спрашивают, что здесь ребёнок рисовал сам, а терпеливо наблюдают и подсказывают своему ребёнку)- всё это и многое другое, помогают мне заинтересовать и родителей, и они стараются не пропускать занятия, а, по возможности, приводят детей дополнительно. Если малыш заболевает, родители уже умеют организовать работу красками дома. У ребёнка появляется стойкая увлечённость рисованием, семимильными шагами увеличивается тонкая цветовая и линейная наблюдательность.
Польза таких занятий велика, и здесь не нужно подробно говорить об этом. Вокруг моей студии, а студия – всегда поиск новых форм и способов подачи материала, вокруг студии создалась добрая эмоциональная атмосфера. Мне не нужно тратить время и усилия на рекламу – срабатывает «сарафанное» радио. Многие родители впервые начинают смотреть на своего ребёнка внимательно, я учу их всматриваться, поддерживать и развивать минимальный успех, терпеть и мужественно преодолевать трудности, верить в своего сына или дочку. С первого раза это получается не всегда, но со 2-го, с 3-го родители включаются, хотя рецидивы невнимательности к мелочам и удивительной резкости и нетерпения по отношению к своему чаду возможны, но это моя работа, и я стараюсь скорректировать настроение ребёнка, вовремя его подбодрить и, не улыбайтесь, успокоить взрослого взглядом или словом. В студии есть волшебные предметы – кедровые шишки с орешками, которые мягко звенят, раковины с морем внутри, старые добрые игрушки типа калейдоскопа и волчка или неваляшки. Эти игрушки многим детям в диковину, хотя дом обычно завален современными зачастую безликими игрушками, которые, из-за их обилия, интересны ребёнку лишь попервости. Также в моём арсенале шутки, поговорки, потешки, просто ласковые слова и мягкое поглаживание по голове или по руке. Иногда приходится употреблять нарочито-строгий тон, и, так как он исключительно редок, ребёнок затихает. Это лишь тогда, когда возникает очень резкая ситуация громкого каприза ребёнка и его конфликта со взрослыми или детьми (в студии должно быть спокойно, хотя шум неизбежен). Обычно же мне удаётся вести корабль, избегая столкновения с айсбергом или посадки на мель. Обязательна в конце занятий общая похвала детям и благодарность родителям. Все довольны, значит, в мире прибавилось добра.

Все дети начинают сразу же много рисовать дома, даже те, которые якобы не любили рисовать. Просто не было толчка – похвалы, сказанной вовремя, элементарного внимания взрослого: а что это ты нарисовал? Ребёнок обязательно расскажет, и ещё нарисует.

margarita12
За последние годы работы благодаря включению детских работ на постоянное участие в международных конкурсах Всемирного Ареопага Искусств «Аполлон» (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), более 30 Дипломантов и Лауреатов конкурсов, «Содружество Муз» «Афродиты» под эгидой МВУС при МУФО, МПБМ и ГД ООН.
Что касается детей, которые работают сами – после пяти лет. Они обычно из учеников, которые какое-то время были поддержаны родителями, но процент новичков, которые не имеют задела, велик. Тут помогает чувство коллективизма – раз большинство работают, я тоже буду стараться. И увлекается, и догоняет, хотя моего внимания требуется намного больше – нет навыков и собственных маленьких открытий, приобретаемых при частой практике. Частота занятий работает на ребёнка, на его интеллектуальное и эмоциональное развитие, корректирует психологические особенности в сторону улучшения – человек просто успокаивается. Часто дети начинают напевать или мурлыкать едва слышно какую-то сейчас сочиняемую мелодию. Налицо полная гармония в душе. Благодаря большой практике, я могу сказать, что улучшается психологическое состояние трудных детей, большинство начинают верить в себя, хотя с ними приходится возиться больше, чем с уравновешенными, спокойными детьми. Я горжусь своими учениками и тогда, когда вижу небольшие подвижки в сторону умения владеть кистью, но когда ребёнок начинает искать нужный ему оттенок, ошибается, берётся искать заново, я просто радуюсь. Я постоянно учусь у детей, ведь они такие изменчивые – теперешние дети не те, что были 10 лет назад. Они гораздо более живые, менее уравновешенные, но открыты для всего позитивного, откликаются, кажется, на молекулу доброты (как тут не вспомнить о нана-технологиях). Дети постарше вовсю экспериментируют и в красках, и в рисунке. Группы у меня обычно большие, дети эмоциональные. Бывают и шалости, но общие правила – отлучаться от своего рабочего места только по необходимости, громко не разговаривать, спокойно понимаются детьми. Дети после пяти с половиной лет работают уже очень плотно – полтора часа, и выдерживают, и ждут- не дождутся следующего урока.

Материал – гуашь: возможность исправлений, легче «спасти» работу. Мазки: длинные, короткие, прямые, полукруглые, быстрые, медленные, густые, жидкие, летящие, длинные, извилистые и др. – показ, тренировка. Развитие – бесконечное. Что-то ребёнок непременно откроет сам, нужно заметить и поддержать.

Неудачи в работе – поистине трагичны и сразу лучше избежать их, любым способом подвигнуть к исправлению, то, что он не может, исправить самому по минимуму, но спасая… К возможности неудачи нужно медленно подхолить – вначале беседы, потом – показ: всё можно исправить – доделать или переделать иногда легко, иногда с трудом.

Беседа перед уроком минимальная, но яркая – 2-3 особенности предмета, самых ярких: ананас похож на шишку, шея лебедя – на двойку, голова кенгуру похожа на яйцо, уши – на лепестки цветов, что самое особенное у слона – хобот, у жирафа – шея…
Короткие беседы всегда разнообразны, повторяться неинтересно самому, да и всегда ищешь новое, смотря в глаза и души детей, ожидая от них отклика, но и понимая сопротивление, которое непременно из-за возраста, минимальности навыков и начальности процессов синтеза и анализа. Многое знаешь, но часто идёшь yfjoegm? Напряжённо всматриваясь в свои наблюдения, сиюминутные ощущения, возникающие в процессе взаимодействия с маленькими детьми. Язык детства требует постоянной тренировки в нём. То, с чем мы когда-то родились, больше или меньше забывается нами в процессе роста, получения образования и т.д. работая с детьми младших возрастов, нужно суметь вписаться в неведомые процессы, происходящие в существе ребёнка во время творчества, вписаться с целью позитивной необходимости учителя в этом процессе. Здесь нет полностью готовых, неизменных рецептов. Это всегда непрерывность творчества души педагога…

Уважая теорию во всём, являюсь сторонником мнения, что теория без практики – ничто. А практика – это постоянный поиск и усовершенствование. Любая педагогическая догма, постулат имеет множество уточнений, ответвлений и часто является лишь отправной точкой. Считаю, что практиков, влюблённых в своё дело, нам не хватает. Надеюсь, что среди сотен учеников, начавших учиться у меня и продолжающих обучение в художественных школах города, найдутся и те, кто захочет передать ремесло, зажечь искру божью…
У меня 7 поэтических книг, один сборник верлибров и эссе. Критические статьи о творчестве современных поэтов пишу скорее редко, чем часто. Редактируя сборники, пишу живые предисловия или послесловия. Читаю каждый день вне зависимости от занятости, чаще поздним вечером. Любимые писатели – Герман Гессе, Лев Толстой, чехов, лесков, Бальзак, Чарльз Диккенс и мн.др. Любимые художники – Рембрандт, Ван Гог, Врубель….
Исповедуя православную религию, но являясь по роду занятий светским человеком и имея взаимодействие со взрослыми и детьми разных вероисповеданий, лишь косвенно пропагандирую идеи православия, хотя дети уже привыкли, что я иногда рассказываю понятным языком общеизвестные библейские легенды, и просят рассказать ещё что-нибудь.

Как художник, иллюстрирую свои поэтические сборники, коллективные сборники и книги отдельных поэтов. Сделала несколько детских стихотворных сборников-раскрасок, как составитель и художник, используя стихи для детей современных поэтов.

В стихотворном творчестве придерживаюсь единства традиции и поиска (предпочитая точные рифмы, ищу оригинальные способы подачи мысли). Всё это требует высокого градуса эмоционального и интеллектуального напряжения, и неизбежно исступленье сил. Но с утра я готова к работе.
Конечно, довольство собой – недостижимо. Удачи воспринимаются как отправные точки к движению вперёд и вверх. Но вечные сомнения не дремлют и выполняют свои страхующие и тренирующие терпение функции.

Также веду концерты поэтов, творческие вечера в Доме писателя на Звенигородской, 22.
Мои творческие вечера единичны из-за нехватки свободного времени, но всегда проходят успешно и укрепляют мою веру в людей.
Скорее горжусь, чем тягощусь своей скромной и тихой ролью мирного труженика духовной нивы, понимая, что и здесь возможны стихийные явления, полагаюсь на трудолюбие, но и надеюсь на Божью помощь.
Член Союза писателей России с 2010 года, редактор журнала поэзии «Окно» при Союзе писателей России, автор 27-ми поэтических книг, автор многих эссе о современных поэтах. Лауреат премии им. Иннокентия Анненского в области поэзии, лауреат премии «Петраэдр» как эссеист.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *