«Миропорядок» и «Мироустройство»

«Миропорядок» и «Мироустройство»

izueitov1
Гранд-доктор философии, профессор, академик А.Н. Иезуитов

В последнее время много и часто на самых разных уровня и в самых разных странах пишут и говорят о необходимости нового «Миропорядка» и нового «Мироустройства». Причем оба явления и понятия считаются тождественными, хотя предпочтение отдаётся «Миропорядку». Между тем, как показывает реальность, сторонники «Миропорядка» не имеют принципиального представления, что такое «Миропорядок», в теории и на практике.
«Философия взаимодействия» (ФВ) постарается в принципе разобраться в этом непростом и жизненно-важном вопросе.
В очередной раз обратимся к мудрому и поистине непреходяще значимому суждению Рене Декарта: «Объясняйте значения слов и вы избавите мир от половины заблуждений». В данном случае «заблуждение» является реально опасным для судьбы современного мира, даже губительным для него и для жизни человечества, материальной и духовной, всех и каждого.
Начнём с того, что как явление и как понятия «Миропорядок» и «Мироустройство» в принципе не тождественны, теоретически и практически.
Этимологически корневые для них слова – «порядок» и «устройство». Они имеют много и сравнительно разных значений. При этом, и в слове «порядок», и в слове «устройство» есть, теоретически и практически, доминирующий смысл, его попытается выявить и объяснить ФВ, применительно к «Миропорядку» и к «Мироустройству».
«Порядок», по сути своей, представляет собою нечто внешнее и даже в известной мере принудительное, материально и духовно, по отношению к различным явлениям, материальным и духовным. «Порядок» устанавливается кем-то, для них выступающим со стороны. Их определённое и сравнительно внешнее расположение находится под постоянным наблюдением и контролем, материальным и духовным, того, кто «порядок» установил.
Можно сказать, что «порядок» — это в известном смысле принуждение, как, своего рода, насилие, материальное и духовное, над кем-то и чем-то, что подвергается тому или иному упорядочиванию. «Порядок», по существу, ограничивает внешнюю и внутреннюю самостоятельность явлений, материальных и духовных.
«Устройство», по сути своей, нечто внутреннее, одновременно устойчивое и относительно самостоятельное, материально и духовно; регулирующее, материально и духовно, состояние и проявление кого-то и чего-то в соответствии с их собственной природой, материальной и духовной, и своими интересами, материальными и духовными. В «порядке» доминирует внешнее взаимодействие явлений, в «устройстве» — взаимодействие внутреннее. «Порядок» кем-то задаётся и постоянно контролируется, как неизменное состояние. «устройство» предполагает наличие для своего существования каких-либо реальных явлений, материальных и духовных, образующих в своей совокупности определённую структуру, что позволяет затем дать этой структуре направление и цель для её последующей относительно самостоятельной и саморегулирующей себя деятельности, материальной и духовной, дальнейшего системного развития, материального и духовного, и успешного функционирования, материального и духовного.
«Порядок» статичен, «устройство» динамично. «Порядок» консервативен, «устройство» прогрессивно.
В полной мере эти принципиально значимые различия между «порядком» и «устройством» применимы к пониманию и объяснению «Миропорядка» и «Мироустройства», особенно как предполагаемых новых «феноменов».
Итак, «Миропорядок», ныне существующий предлагается изменить и «обновить». Что же происходит и может происходить на самом деле.
Современный «Миропорядок» основан на идее превосходства материального и духовного, по существу, как насилия, материального и духовного, одних стран над другими странами. Он был установлен и сравнительно давно в интересах стран-гегемонов в мире, а фактически одной такой страны, как США. Это гегемония сравнительно внешняя и контрольно-наблюдательная отступления от неё и несогласия с нею, материальные и духовные, страной-гегемоном в лучшем случае не одобряются. В худшем – насильно устраняются и подавляются.
Надо сказать, что существуют в мире и такие страны, которые считают себя «великими» (Россия, Китай) и стремятся занять, как они считают, более влиятельное и подобающее им место в мире, чем они сейчас занимают. К ним можно отнести также Индию и Бразилию.
Сравнительно недавно на нашей планете существовали два лагеря («полюса»): капиталистический во главе с США и социалистический во главе с СССР. Сейчас, можно сказать, от прежнего социалистического лагеря («полюса») остались Китай, Вьетнам, Северная Корея, и в определённом смысле Куба и Шри-Ланка. В этом плане мир всё еще «биполярен», однако, весьма относительно.
В капиталистической системе, установившейся в доминирующей в мире в принципе не может быть несколько гегемонов, и много полюсов. Такова реальность. Одна страна в мире, всё ещё самая мощная и в самых разных отношениях, — это США. Она по-прежнему претендует быть гегемоном в мире. Любой «Миропорядок» в принципе означает насилие, материальное и духовное.
Между тем, исторически уже изживает себя сама идея насилия в плане вечного гегемонизма, материального и духовного. «Монополярность» тоже не жизнеспособна. «Многополярность» – иллюзия. Об этом мы уже неоднократно писали.
Нетождественны в точном смысле слова «монополярность» и «монополюсность», как явления и как понятия. Монополюсность – констатация. «Монополярность» предполагает определенные действия. «Биполярность» особенно практически действенна. «Полюс» — (от греч. Polos — «ось»). «Ось» имеет два («би») конца. Больше и меньше их быть не может. В геополитике уже была «Ось Берлин-Рим», как агрессивный военный союз. Были и попытки установить в Европе «Новый порядок». Кстати сказать, главные постулаты нацизма во всех его исторических видах и проявлениях: «Фюрер всегда прав», «Фюрер знает всё», «Фюрер думает за нас», «мы – исполнители воли Фюрера». Никакой настоящей самостоятельности ничьей никогда и ни в чём не допускалось. Это, как нас и сейчас уверяют, есть настоящий «Порядок», непременно основанный на насилии, материальном и духовном, иначе его не утвердить и не сохранить.
В 2001 г. в РФ была издана книга основателя партии русского фашизма «Харбин 1931» К. Родзаевского под красноречивым названием «Завещание русского фашиста». П.А. Столыпин считался «первым русским фашистом». Гербом партии был двуглавый орёл на свастике, партийным приветствием было «Слава России!». Только в 2010 г. книга Родзаевского, как экстремистская, была запрещена Красноярским судом (не Московски). Издавалась в РФ и книга идеолога «русского фашизма» эмигранта Ивана Ильина под названием «Наши задачи» (1948-1954). Свои взгляды Ильин особенно чётко изложил в своей статье «О русском фашизме» (1928), утверждая, что «дух русских фашистов — патриотический, волевой и активный». Ильин сейчас считается почти официальным и высоким авторитетом, поскольку он «думало России, думал о её будущем». В Москве всё еще немало людей, считающих себя русскими фашистами (называющими себя «фа». Как известно, к суду уже привлекались «Антифашисты» (антифа), а не «фа».
Любой новый «Миропорядок» будет неизбежно и так или иначе основан на насилии. Материальном и духовном в наше время миру нужно «Мироустройство», как «биполярность», это фактически означает два «конца» по сути своей «миролюбивой оси». Её «концы могут существенно различаться, образуя одну «ось» и взаимодействуя материально и духовно. Конечно, на такой «оси» «колесу истории» нелегко вращаться, всё же, оно реально движется вперёд.
Концы «оси» часто называют «полюсами». Для мира жизненно необходимо материальное и духовное взаимодействие двух «полюсов», иными словами, «биполярность», чтобы сохранить и упрочить мир на нашей планете. Скорее всего, «полюсами» будут США и Китай. Так называемый многополярный мир фактически находится под управлением и руководством одного какого-либо государства, считающего себя главным «полюсом». Разговоры о «полицентричном мире» — вообще нонсенс. Все «поли» выдвигаются известно кем и в интересно какой одной страны, считающей себя особым «центром», это – «Секрет Полишинеля».
Ни одна какая-либо страна уже в принципе не в состоянии быть в наше время образцом во всех отношениях для всех других стран. Несколько стран тоже не способны сделать это и стать каким-то особенным «полюсом». Неперспективна и такая ситуация, когда на какой-либо стороне одна страна, а на другой – все остальные. Причём некоторые из них тоже хотят быть ведущими для других стран, прикрываясь всемирными интересами, материальными и духовными.
Никакая страна, без ущерба для себя, материального и духовного, не может стать «противовесом», материальным и духовным, всему миру и даже группе стран. Не надо обольщать себя и обольщать других. В любой ситуации и при решении самых разных проблем не избежать в этом случае «взаимонасилия», материального и духовного.
Определённый «Миропорядок» издавна существовал и существует. При этом любой «Миропорядок» не вечен и со временем он всё больше обнаруживает свою неизбежную историческую, материальную и духовную, ограниченность.
На Ялтинской конференции (1945) был заложен такой «Миропорядок», который надолго, вплоть до наших дней, определял и определяет судьбу мира. Однако и он уже не может считаться во всех отношениях соответствующим новому времени с его материальными и духовными потребностями.
Установленный в Ялте «Миропорядок» ставил своей целью – предотвращение третьей мировой войны, и он работал. В условиях реальной угрозы (войны термоядерной) миру необходимо именно «Мироустройство», чтобы избежать такой войны.
«Мироустройство» является в принципе новой для мира структурой. организующей его и управляющей им, материально и духовно.
«Мироустройство» позитивно действеннее «Миропорядка», теоретически и практически, материально и духовно. Вместе с тем «Миропорядок» и «Мироустройство» в известной мере, генетически и функционально могут взаимодействовать в определённых исторических условиях. Идея взаимодействия поистине универсальна. Особый вопрос об отношении в наше время к предполагаемому «Миропорядку». «Миропорядок», по сути, говоря, — капкан для многих стран, из которого им трудно выбраться и залог для процветания для немногих «самоизбранных» стран.
Апологетами нового «Миропорядка» выступают сейчас лица, которые имели различные привилегии, материальные и духовные, при прежнем «Миропорядке» и надеются сохранить и даже увеличить их при новом «Миропорядке», всячески рекламируя его. Они становятся даже оголтело-истеричными, и это от бессилия. Насилие – признак бессилия, прежде всего – духовного. Недаром говорится: «Насильно мил не будешь». «Профессионализм» в насилии – удивительное по своему цинизму определение, это «профессионализм» убийц. Человека превращают в «прицельную точку», которая подлежит сверхточному уничтожению, это называют «освобождением». Точнее было бы назвать насильным и дистанционным «освобождением от жизни». К сожалению, в эпоху всеобщей «цифровизации», когда ЭВМ фактически доверены все решения, вряд ли появится человек, подобный подполковнику С.Е. Петрову, который, находясь на оперативном дежурстве вопреки тревожным сигналам приборов, (радаров) своей сверхчеловеческой выдержкой (15 минут) предотвратил в 1983 г. Ядерную войну. Он не дал команду для взлёта ракет, и они не взлетели. Приборы допустили смертельно опасную ошибку. Урок поучительный, человек надёжнее и умнее любого прибора.
Робот по команде осуществит любое насилие, которое необратимо. Робот не сомневается. За всем жизненно-важным для мира должен стоять человек, с определяющей его поведение духовностью позитивно-гуманной, что в интересах мира во всём мире.
Мироустройство создаётся всеми странами на общей для них основе, такой основой для них является взаимодействие, материальное и духовное, спокойное и деловое. «Мироустройство» нужно и полезно человечесву, всем и каждому, материально и духовно.
Именно «Мироустройство» открывает принципиально новый, другой и перспективный для человечества, материально и духовно значимый путь. В основе такого «Мироустройства» может и должна лежать идея всеобщего и глобального взаимодействия, материального и духовного. Определённое время оно является «биполярным». В настоящее время говорят и пишут о «структурном насилии», индивидуальном и социальном, которое, как считается, проистекает из экономических, социальных и политических противоречий, и его корни нужно искать в историческом и культурном контексте общества. ФВ не может в принципе с этим согласиться.
«Структура насилия» — это реальное выражение различных видов насилия в их совокупности (структуре), а не его «источник», и его «корни», не в социальных и политических противоречиях и неком непонятном контексте, а гораздо глубже.
Для ФВ насилие коренится в устойчивом стереотипе человеческого сознания, индивидуального, становящегося социальным, и социального, имеющего индивидуальное проявление. В непреодолимом убеждении, что источник всякого развития и любой победы – борьба, как насилие, материальное и духовное (кто-кого). Обострение и усиление в наше время различных противоречий обостряет и усиливает насилие, как норму человеческого сознания и поведения в их взаимодействии. Чтобы искоренить насилие (кто-кого), надо, по существу, изменить стереотип человеческого сознания, определяющего человеческое поведение, реально отказаться от него, заменив «категорическим императивом» (никто-никого), что, в принципе, сравнительно легко сделать целеустремлённо-позитивным и духовно-волевым усилием. Насилие и в этом случае внутренне-преодолимо. Поэтому насилие само постоянно испытывает страх за им содеянное и скрывает собственные потери и убытки, свою ответственность за них. Насилие вызывает и порождает не самые лучшие человеческие чувства: зависть и превосходство, жестокость и злорадство, неуёмное честолюбие и манию величия, бахвальство и безнаказанность. Недаром иронически говорят: «сила есть, ума не надо». Насилие не украшало и не украшает, насилием не надо гордиться – его надо преодолевать внешне и внутренне, материально и духовно, и это реально помогает сделать взаимодействие – антипод насилия материально и духовно.
Насилие – это принудительное воздействие материальное и духовное на существующее, в любом виде и количестве.
Во взаимодействии органично и добровольно, материально и духовно, включаются все стран мира независимо от их размера и степени развития, материального и духовного. Никакая проблема во взаимоотношениях между различными странами не может и не должна решаться путём какого бы то ни было насилия, материального и духовного, одной страна над другой страной. Все страны суверенны, и ко всем странам неприменимо насилие, материальное и духовное, при этом сама мера суверенности у различных стран может быть различной в силу тех или иных социально-исторических условий. Суверенность, как независимость – не самоцель. Она вовсе не исключает, а предполагает взаимодействие между странами, и в различных сферах, чтобы сделать суверенность действительно эффективной и жизненно-необходимой для суверенных стран всех вместе и каждой в отдельности.
Суверенность – длительное и устойчивое реальное состояние, практически выраженное. Суверенитет – фиксация определённого исторического периода, и правовой статус, как предполагаемая и предлагаемая норма. Право на суверенитет, по существу, отстаивать не надо – оно всемирно узаконено, однако это вовсе не право на какое бы то ни было насилие, якобы в защиту своего суверенитета.
Насилие поистине безгранично, но и противостояние ему тоже безгранично, и оно действительно всесильно. Никакое насилие не устоит против жизни, а жизнь – это постоянное и самовоспроизводящее себя взаимодействие материального и духовного начал.
Насилие и материально дороже, чем противостояние ему.
Взаимодействие, материальное и духовное, — реальный путь для взаимополезного и взаимовыгодного урегулирования любых разногласий и претензий, материальных и духовных, существующих между странами и регионами. Взаимодействие, материальное и духовное отнюдь не препятствует этому, а напротив – прокладывает самые разные и специфические реальные пути для такого урегулирования.
Главное – никогда, нигде, ни в чём, ни при каких обстоятельствах не упускать из вида общую для всего и вся цель, а именно – взаимодействие, материальное и духовное, всех и со всеми, полностью исключающая всякое насилие, материальное и духовное, одних стран (регионов) над другими странами (регионами). Какой будет конкретная структура власти при «Мироустройстве» в каждой стране, и в глобальном масштабе – особый вопрос, требующий специального исследования. При этом исключается всякое насилие, материальное и духовное. Действительно небывалое до сих пор «Мироустройство» — это всеобъемлющее взаимодействие, материальное и духовное, именно в таком «Мироустройстве» жизненно нуждается современный мир, чтобы он мог безбоязненно существовать и успешно развиваться, материально и духовно.
Взаимодействие по сути своей представляет собою взаимодополнение, взаимообогощение, взаимоуточнение и частичный взаимопереход друг в друга образующих взаимодействие и участвующих в нём различных начал, в конечном счёте, материального и духового. Взаимодействие исключает насилие, материальное и духовное.
Духовное начало, это внутренняя установка (готовность, предрасположенность), присущая всем реальным явлениям, т.е. существующим вне и независимо от своего восприятия, непосредственного и опосредованного, и ориентированная на своё материальное выражение.
Все разговоры об «открытости» остаются разговорами без реального взаимодействия, материального и духовного. Именно взаимодействие является действительно открытым и стабильным, материально и духовно.
Пора перестать «заблуждаться» тем, если они смогут и захотят, кто мечтает о новом «Миропорядке» «для себя и для своих». История еще не сказала, и она скажет своё весомое слово: «быть или не быть» новому «Миропоядку».
Никакого «Мироустройства» в точном смысле слова пока не было, и оно в принципе окажется «новым» для мира.
©
30.06.2022


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *