Крашенюк Альберт Иванович
Доктор медицинских наук, профессор, академик Европейской академии Естественных наук, Почётный учёный Европы, Гранд-Доктор философии, Полный профессор Оксфорда
Курылева Наталья Александровна
Доктор-рефлексотерапевт,
специалист по ультразвуковой диагностике
Ультразвуком называют волны частота которых лежит за пределами слышимого для человека диапазона — приблизительно от 20 кГц и выше.
Воздействие ультразвукового облучения вызывает в тканях организма целый ряд специфических изменений, зависящих от параметров ультразвукового воздействия: акустические течения, деформация среды и кавитация [1].
Поглощѐнная энергия видоизменяется, часть еѐ преобразуется в тепло. Происходит нагрев тканей. В одном исследовании новорожденных ультразвук вызвал повышение температуры на 1,3 градуса Цельсия, и кровь быстрее циркулировала в мозге младенца [2].
Облучение мышей ультразвуком 0,93 МГц; 5 мин) на 15-й день беременности увеличило предродовую смертность эмбрионов, послеродовая смертность при этом не изменилась [3]. Ультразвуковое облучение в эксперименте замедляет рост и деление клеток. Еще в 1970 г. Macintosh и Davey сообщили об увеличении числа хромосомных аберраций после облучения культуры лейкоцитов человека ультразвуком диагностической интенсивности.
Существует исследование китайских ученых Zhang J et al., когда измерялась фрагментация ДНК в ворсинках хориона в абортивном веществе после экспозиции ультразвуком соответственно 0, 10, 20 и 30 минут методом хроматографии (см. Рис. 1) [4].
Рис.1. Изображение получено доктором JZhang в 2002 г.
Защитники ультразвука считают, что еще не было проведено достаточное количество исследований, опровергающих безвредность этого метода для диагностики в акушерстве. Противники ультразвука заявляют, что, так как результаты исследований противоречивы, метод следует применять с осторожностью [5, 6].
Существует огромное количество исследований ставящих под сомнение безопасность использования ультразвука. Эксперты в целом согласны с тем, что ультразвук может оказывать вредное биологическое воздействие на плод. Например, критерии ВОЗ описывают риски, определенные исследованиями на животных и клетках. Однако, эти риски не были подтверждены в исследованиях на людях. Финансирование лабораторных исследований на животных и клетках практически исчезло с тех пор, как в 1991 году разрешенные уровни оборудования были увеличены в 8 раз. В 1992 году допустимая мощность для акушерского ультразвука была увеличена до возможной интенсивности SPTA 720 МВт/см2.
Stanton в 2001 г. провел исследование на мышах, выявил повышенную гибель клеток в кишечнике при средней интенсивности ультразвука. Дальнейшее финансирование продолжения исследований было отклонено.
Ang в 2006 г. вызвал озабоченность общественности, когда сообщил о дисфункции миграции нейронов в мозге плодов мышей, вызванной ультразвуком низкой интенсивности [7].
Hočevar в 2012 г. провел высокотехнологичное исследование на крысах, в условиях максимального приближения сценария развития человеческого плода при воздействии ультразвука. Он изучил экспрессию клеточных генов после воздействия низкоинтенсивного ультразвука [8]. Неожиданно обнаружил биоэффекты, аналогичные воздействию рентгеновского излучения. Ультразвуковое излучение не классифицируется как ионизирующее излучение. Ранее считалось, что такой эффект невозможен. Hočevar поддержал более раннее исследование Doreen Liebeskind в 1981 г., доктора медицинских наук, из Колумбийского университета, которая исследовала акустическое излучение по аналогии с рентгеновским. В ее исследованиях ультразвуковые повреждения были идентичны рентгеновским повреждениям от 250 рентгеноскопий грудной клетки, наблюдаемым под электронным микроскопом. Повреждение было устойчивым, передаваемым после деления клеток, демонстрируя, как и Cachon в 1981 г., что воздействие ультразвука на эмбрион может предположительно повлиять на многие поколения людей [9].
Krasovitski в 2011 г. представляет чувствительную математическую модель ультразвукового повреждения. В этом исследовании рассматривались механизмы взаимодействия ультразвука и биологической ткани, повреждения клеток были обнаружены при очень низкой интенсивности [10].
В 1990 году Professor Ruo Feng, of Nanjing University опубликовал обзор исследований Chinese Human Studies (CHS) – неизвестные западным ученым опасности ультразвука были подтверждены в Китае исследованиями с конца 1980-х годов (23 года критических исследований, с 1988 по 2011 год). Тысячи женщин, добровольно согласившихся на аборт, подвергались тщательно контролируемому диагностическому ультразвуковому исследованию, а затем абортированные «отходы» анализировались лабораторными методами. Эти исследования включают в себя воздействие диагностического ультразвука на более чем 2700 пар мать-плод [11]. Китайские ученые измерили повреждения головного мозга, почек, роговицы, ворсин хориона и иммунной системы. Они определили объем ультразвукового воздействия, необходимого для повреждения человеческого плода, и это количество оказалось очень низким. Ультразвуковая опасность для человеческого плода была подтверждена без сомнения. Китайские ученые пришли к выводу, что пренатальное ультразвуковое исследование ответственно за причинно-следственную связь или инициацию многих состояний и расстройств.
Многие исследования были проведены профессором Руо Фэном из Акустического института Нанкинского университета [12]. Он определил руководящие принципы использования ультразвукового сканирования, оговаривая, что рутинного ультразвука следует избегать. Только при наличии исключительных медицинских показаний ультразвук должен быть разрешен, причем с минимальной интенсивностью. Сеансы должны быть очень короткими, не более 3 минут, максимум 5 минут. Следует избегать многократных сеансов, поскольку опасности накапливаются. Чувствительные органы были обнаружены поврежденными при 1-минутном воздействии.
Ультразвук теоретически способен инициировать уязвимость плода к последующему токсическому воздействию. Таким образом, риск последующего воздействия вакцин, противозачаточных средств, антибиотиков и других факторов окружающей среды будет повышен с помощью пренатального ультразвука не в дополнение, а в качестве мультипликатора.
Известно исследование, проведенное в Department Neurological Surgery в университете Вашингтона в Сиэтле [13]. Исследователи применили 30-минутное диагностическое ультразвуковое исследование к беременным мышам. Мышата, подвергшиеся воздействию ультразвука, были значительно менее заинтересованы в социальном взаимодействии, чем контрольные. Эти результаты показывают, что у потомства, подвергшегося воздействию ультразвука, меняется типичная модель социального поведения, на модель, характерную для аутизма.
Был подвергнут облучению мозг цыплят на 19-й день. Функции обучения и памяти оценивались на 2-й день после вылупления. Результаты демонстрируют, что длительное воздействие импульсного доплеровского ультразвука может отрицательно повлиять на когнитивные функции цыпленка, даже когда воздействие происходит близко ко времени вылупления [14].
Проведено исследование, когда приматы многократно подвергались воздействию ультразвука во время беременности в трех разных режимах. Эти исследования показали временное влияние на массу тела, количество лейкоцитов и мышечный тонус в послеродовом периоде [15].
Исследователи искали возможную взаимосвязь между тяжестью симптомов аутизма и ультразвуковым воздействием в течение первого триместра беременности у детей с генетической предрасположенностью. Для 133 детей с аутизмом и с генетическим отягощением (CNV), воздействие ультразвука в первом триместре проявило статистически значимое значение более низкое невербальное IQ. Также наблюдались тенденции к более нарушенному адаптивному поведению и тенденции к увеличению наблюдаемого повторяющегося поведения [16].
Было проведено когортное исследование, включавшее мужчин, родившихся в Швеции с 1973 по 1978 год, которые поступили на военную службу. Исследователи сделали выводы, что воздействие ультразвука в течение жизни плода увеличивает риск леворукости у мужчин, т.е. пренатальное ультразвуковое воздействие влияет на развитие мозга плода [17].
В Чувашском государственном университете им И.Н. Ульянова изучено состояние здоровья 85 врачей ультразвуковой диагностики: выявлены различные нарушения, в том числе в работе сердечнососудистой, нервной системы в виде дисфункции вегетативных центров, изменение в макро- и микроэлементном составе сыворотки крови в виде снижения содержания железа, фосфора, кальция, хлора [18].
Как мы видим, ученые давно обнаружили опасность ультразвука с помощью исследований на животных и клетках; однако их выводы были признаны неубедительными, поскольку они не были подтверждены исследованиями на людях. Без определенных доказательств, производители ультразвукового оборудования продолжают исходить из предположения, что люди устойчивы к токсичности ультразвука. Термин «безопасность» предполагает полное отсутствие нежелательных эффектов, т.е. процедура должна исключить какой-либо риск.
Изложенная работа посвящена исследованию влияния низкоинтенсивного высокочастотного ультразвука, с характеристиками диагностического, на организм человека. Исследование проведено несколькими способами, разрешенными к использованию Минздравсоцразвития РФ. В результате проведенной нами работы был получен ряд новых экспериментальных данных, которые позволяют высказать предположение о том, что ультразвук с характеристиками, используемыми в диагностической ультрасонографии, способен влиять на состояние тела человека, а именно: меридиональную, сердечнососудистую, вегетативную и аквасистему. Далее приводятся результаты некоторых экспериментов.
Применение теста Акабане для регистрации влияния ультразвука на меридиональную систему человека.
Тест Акабане широко используют при анализе состояния меридианов (каналов) в практике акупунктуры [19]. Разница во времени становится критерием диагностической оценки. Если имеет место патологический очаг, то время прохождения импульсов меняется, и эта разница, в сравнении с идеальной величиной, отражает суть процессов, происходящих в органе, а также характер динамики его состояния — положительный или отрицательный. Задачей исследования была возможность использования термопунктурного теста для определения биологических эффектов ультразвука на человека.
Способ оценки влияния ультразвукового излучения на канальную структуру тела человека иллюстрируется в таблице 1.
Таблица 1. Исследуемая Ольга М. в возрасте 26 лет, жалоб нет.
В следующей серии экспериментов была отслежена динамика влияния ультразвука на меридианы операторов (врачей ультразвуковой диагностики) сразу после воздействия, через 1 час, через 1,5 часа.
Таблица 2. Оператор Севиндж М.
В результате проведенной серии экспериментов показано, что воздействие диагностического ультразвука, может изменять состояние меридианов мочевого пузыря (V), селезенки-поджелудочной железы (RP), желудка (E), почек (R) и легких (P) пациента и оператора ультразвуковой диагностики. Тест Акабане может быть использован для исследования влияния ультразвукового воздействия на каналы.
Использование транс-резонансного функционального топографа «Аквафон» для регистрации функциональных изменений после воздействия низкоинтенсивного ультразвука.
Для того, чтобы понять, что происходит в организме человека при воздействии диагностического УЗИ мы использовали транс-резонансный функциональный (ТРФ) топограф «Аквафон». В 90-е годы опубликована серия исследований, посвященных резонансно-волновому состоянию воды и водной компоненты биосреды живых организмов [20]. Резонансно-волновое состояние организма свидетельствует об определенном уровне пространственной (молекулярная структура) и временной (синхронизация волновых процессов) организации биосреды [21]. При использовании метода резонансно волнового исследования на приборе «Аквафон», было установлено принципиально негативное влияние низкоинтенсивного ультразвука на аквасистему организма – мы видим резкое повышение функциональной активности в зоне воздействия.
Рис.2. Динамика изменения структуры аквасистемы человека в области щитовидной железы до и после воздействия диагностического УЗИ по данным прибора «Аквафон».
Зона шеи спереди до воздействия УЗИ. ТА = 35750. Зона шеи спереди сразу после УЗИ. ТА = 30620. Резкое снижение функциональной активности в центре зоны, уровень снизился более чем в 2 раза. Зона шеи спереди после УЗИ через 30 минут. ТА = 30030.
До воздействия диагностического УЗИ мы видим исходное состояние аквасистемы левой и правой доли щитовидной железы голубого цвета (красным и синим цветом обозначены различные частоты излучения аквасистемы органов). В центре рисунка красного цвета представлена область трахеи. После воздействия диагностического УЗИ картина аквасистемы щитовидной железы и трахеи резко меняется, происходит изменение кластерной структуры аквасистемы, что влечет за собой изменения спектра ее излучения (меняется цвет!). Можно предположить, зная эффекты диагностического УЗИ, что в зоне контакта датчика УЗИ с тканями происходит активная генерация свободных радикалов НО• + Н• в аквасистеме этих тканей. Вероятно, акустический сигнал способен вызвать волновой резонанс.
Проведенные эксперименты позволили выявить факт передачи воздействия диагностического ультразвука на организм человека и определить пики этого воздействия во времени. С учетом этих результатов разработан способ определения воздействия диагностического ультразвука на организм в режиме реального времени и зарегистрирован патент на изобретение [22].
Особое значение имеет вопрос о безопасности использования УЗ-исследования в акушерстве. После оплодотворения мужская и женская клетка, сливаясь, образуют первичный энергетический диполь. Энергетические каналы первичны и создают каркас в пространстве для образования биополя, а значит для корректного формирования органов и систем, и их взаимовлияний. Если в результате ранее представленных данных становится понятно, что ультразвук нарушает меридиональную и аквасистему тела человека, то каково будет его влияние на формирующиеся системы зародыша и в дальнейшем эмбриона? Как определить это влияние, какими современными методами?
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Яваева Т. Н. Выпускная квалификационная работа бакалавра. Математическая модель первичного взаимодействия ультразвуковых волн с биологической тканью. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург – 2017 г.
2. Wynn L., Tomokazu F., Opitz A., Mueller J., Aaron B., Williams A., William J.. Transcranial focused ultrasound modulates the activity of primary somatosensory cortex in humans. Nature Neuroscience 17, 322–329 (2014) doi:10.1038/nn.3620 Received 10 September 2013.
3. Salvesen K, Lees C, Abramowicz J, Brezinka C, Ter Haar G, Maršál K (2011). Safe use of Doppler ultrasound during the 11 to 13+6 week scan: Is it possible? Ultrasound in Obstetrics and Gynecology, 37, No6, p. 628.
4. Zhang J et al. “Long Dwell-Time Exposure of Human Chorionic Villi to Transvaginal Ultrasound in the First Trimester of Pregnancy Induces Activation of Caspase-3 and Cytochrome C Release,” Biology of Reproduction 67, no. 2 (August 1, 2002): 580–83.
5. Kieler H, Haglund B, et al. Routine ultrasound screening in pregnancy and the children’s subsequent growth, vision and hearing. Brit J Obstetric and Gynae 1997; 104: 1267-72. October 1, 2020.
6. Kieler H, Haglund B, Cnattingius S, Palmgren J, Axelsson O. Does prenatal sonography affect intellectual performance? Epidemiology. 2005. May; 16(3): 304-10. October 1, 2020.
7. Ang ESBC Jr, Gluncic V, Duque A, Schafer ME and Rakic P (2006). Prenatal exposure to ultrasound waves impacts neuronal migration in mice. Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA, 103 (34) 12903-12910; https://doi.org/10.1073/pnas.0605294103, https://www.pnas.org/content/103/34/12903.
8. Hočevar Z et al. “Gene Expression Profiling of Rat Fetuses Exposed to 2-Dimensional Ultrasound,” Journal of Ultrasound in Medicine 31, no. 6 (June 1, 2012): 923–32.
9. Liebeskind D, et al. “Morphological Changes in the Surface Characteristics of Cultured Cells After Exposure to Diagnostic Ultrasound,” Radiology 138 (February 1981): 419–23.
10. Krasovitski et al., “Intramembrane Cavitation as a Unifying Mechanism for Ultrasound-Induced Bioeffects.” op. cit.
11. Jim West. Prenatal Ultrasound A New Bibliography of Human Studies Conducted in Modern China. May 2015. http://harvoa.org/chs/pr/
12. West J. 2015. 50 human studies in utero, conducted in modern China indicate extreme risk for prenatal ultrasound. A new bibliography commentary, Library of Congress Control Number 2015944054. ISBN 978-1-941719-03-8. – Accessed on October 10, 2020.
13. Abbi M. McClintic, Bryan H. King, Sara J. Webb and Pierre D. Mourad. «Mice Exposed to Diagnostic Ultrasound In Utero Are Less Social and More Active in Social Situations Relative to Controls.» Autism Research, Ноябрь 18, 2013.
14. Schneider-Kolsky M E, Avobi Z, Lombardo P, Brown D, Kedang B and Gibbs M E (2009) Ultrasound exposure of the foetal chick brain: effects on learning and memory, International Journal of Developmental Neuroscience, Vol 27, Issue 7, Nov 2009, p677-683.
15. Tarantal AF et al. Evaluation of the bioeffects of prenatal ultrasound exposure in the Cynomolgus Macacque (Macaca fascicularis): III Developmental and Mematologic Studies, Teratology (1993), 47: p.159-170.
16. Webb S, Garrison MM, et al. Severity of ASD symptoms and their correlation with the presence of copy number variations and exposure to first trimester ultrasound.Autism Res. 2016 Sep 1. doi: 10.1002/aur.1690. Accessed October 1, 2020.
17. Kieler H, Cnattingius S, Haglund B, Palmgren J, Axelsson O. Sinistrality-a side-effect of prenatal sonography: A comparative study of young men. Epidemiology 2001 Nov; 12(6): 618-23. Accessed October 30, 2020.
18. Суворова Н.Б. «Гигиеническое изучение условий труда и здоровье врачей ультразвуковой диагностики. Автореферат, Казань 2007 г.
19. Samosiuk I Z, Samosyuk N I, Chuhraev N V, Chuhraeva E N, Zukow W A. Современная технология проведения акупунктурного термочувствительного диагностического теста Kobei Akabane. Journal of Education, Health and Sport. 2015;5(2):225-245.
20. Петросян В.И., Житенева Э.А., Гуляев Ю.В. Взаимодействие физических и биологических объектов с электромагнитным излучением КВЧ-диапазона. // Радиотехника и электроника, 1995, т.40, в.1.
21. Петросян В.И., Синицын Н.И., Ёлкин В.А. и др. Роль резонансных молекулярноволновых процессов в природе и их использование для контроля и коррекции состояния экологических систем.// Биомедицинская радиоэлектроника, 2001, №5-6.
22. Патент на изобретение № 2569246 Крашенюк А.И., Курылева Н.А., Данилов А.Д. Способ определения влияния диагностического ультразвука на человека. 2014 г.