Рязанцев Александр Николаевич, Grand Doctor, Professor
Институт системных технологий и консультирования,
Санкт-Петербург
aryazancevru@yandex.ru
Аннотация: Феноменологический интегрированный метод в работе с клиентом позволяет психологу и самому клиенту “увидеть” и всесторонне разобраться в текущем его состоянии, дает возможность работать с эмоциями, в том числе скрытыми, и в относительно короткие сроки достигать существенного прогресса в терапии.
Ключевые слова: феноменология, гештальт-терапия, системно-феноменологический подход (расстановки), трансгенерационные связи, перенятые чувства.
Учение феноменологии было создано в начале ХХ в. работами немецкого философа Эдмунда Гуссерля. Гуссерль предложил в корне изменить подход к восприятию и изучению мира, что в дальнейшем оказало огромное влияние на развитие не только гносеологической философии, но и других направлений науки, в том числе, психологии, психиатрии и психотерапии.
Подход Э. Гуссерля позволяет стереть “паутину” заведомо известного с любого предмета и события и изучить его как феномен — результат очевидного, непосредственного восприятия человеком [1].
В дальнейшем этот подход развивали последователи Э. Гуссерля Ойген Финк и Марк Решир. О. Финк занимался вычленением основополагающих феноменов в человеческом восприятии, а М. Решир рассматривал их влияние на человеческую культуру [2]. Феноменология, как философия и исследовательский подход, прослеживается и узнается в идеях и работах большого числа мыслителей: М. Хайдеггера, Ж. Дерриды, Ж.-П. Сартра, М. Шелера, Л. Штрауса и многих других. В психологической и психиатрической теории и практике она была воплощена в том числе Р. Мэй, К. Ясперсом, Ю. Минковским [3, 4].
Феноменологические исследования Э. Гуссерля были привлекательны для психологов не только методологией исследования, но и его работой в области изучения мышления, интуиции, восприятия времени, субъективных смыслов и т.д. Эти важнейшие для психологии понятия, по мнению Гуссерля, в современной ему науке, подвергаясь детальному и экспериментальному изучению, оставались по сути не проясненными, не строгими и брались в рамках обыденного опыта. Теоретические и практические исследования Ф. Перлза, К Роджерса, Ю. Джендлина “передали” феноменологический подход как инструмент в руки клиентам и пациентам через самоописание, самопогружение, саморазбор собственных переживаний [3].
Феноменологический подход непротиворечиво объединяется со взглядами Курта Левина, который кардинально изменил подход в отношении взаимодействия субъекта с миром. Он считал, что поведение человека определяется не просто его природными психологическими особенностями или воздействием внешних обстоятельств, но именно субъективными переживаниями, этими обстоятельствами порожденными. Это новый шаг, позволяющий вывести интерпретацию проявлений психических процессов за рамки, обозначенные психоанализом и бихевиоризмом. В сущности, речь при этом уже идет о феномене, но без использования этого термина. Курт Левин ввел термин “жизненное пространство” человека, передающий его субъективный мир и строящийся из его переживаний, убеждений, мыслей, целей, потребностей, его личную историю, отношения со значимыми людьми и т.д. [4].
Что дает феноменологический подход?
В психологии феноменологический подход позволяет работать с человеком, исходя из самого человека, его субъективного опыта и восприятия, а не от внешних идей, представлений и шаблонов. При этом акцент переносится с измерения характеристик личности по определенным критериям и корректировки этих характеристик к рассмотрению личности как основополагающего феномена в психологии. Сама личность становится феноменом и является предметом исследования.
Состояние, переживания, внутренний мир клиента и пациента феноменологически изучаются в таких психологических направлениях как гештальт-психология, экзистенциальная и гуманистическая психология. При этом используются такие инструменты, как беседа, свободное интервью, самонаблюдение и письменные самоотчеты, диалог с обменом чувствами. Целью работы при этом является осознание клиентом ситуации, с которой он пришел за психологической помощью, эмоций и переживаний, приведших к ней, в том числе скрытых и неосознанных. Даже само по себе это осознание еще без найденных путей разрешения проблемы способно снять состояние тоски, тревоги и безысходности. Консультант при этом рассматривает клиента и его опыт безоценочно, не допуская преждевременных суждений и выводов, наиболее полно и всесторонне наблюдая конкретного человека в конкретной ситуации.
Возможность работы как в поле гештальт-терапии [6, 7], так и в области системно-феноменологического подхода (расстановок) открывает путь к решению наиболее острых вопросов и проблем большинства людей: переживания тревог и утрат, разочарований, состояния опустошенности, отношений между детьми и родителями, мужчинами и женщинами, внутриличностные и межличностные конфликты, семейные конфликты и внутрисемейные деформации ролей и взаимодействий.
Личный опыт работы и авторский метод
Мой личный опыт работы лежит в поле феноменологии, гештальт-психологии и системных расстановок, экзистенциальной психологии. Благодаря этой практике в течение 30 лет я создал и запатентовал свой подход в работе с человеком, его переживаниями, проблемами, болями — “Психология системных феноменов”. При взаимодействии с эмоциями, что характерно для гештальт-терапии, я учитываю возможность переживания не собственных, а унаследованных (перенятых) эмоций — основную область исследования в системно-феноменологическом подходе. Также изучаю какие эмоции сопровождают основную, так называемую свиту (окружение). Потому что только последовательное (одна за другой) проживание всех возникающих эмоций, таких как печаль, гнев, обида, вина, приводит к положительному результату. Далее я разбираюсь, что происходит в системе конкретного человека, как в его случае работают законы, связанные с принадлежностью, обменом и порядком внутри системы. Как система его семьи, которой десятки лет, влияет на его жизнь сегодня? Как совесть системы и личная совесть не могут разрешить конфликт лояльности.
Такая практика, подкрепленная многолетним опытом личных и групповых встреч с клиентами, изучения системных явлений образует мой подход. Интегрированный феноменологический подход — как алгоритм системного формирования бытия человека через опыт его эмоционального переживания событий и осознание своей аутентичности.
Результаты из исследований
Для показательности в таблице 1 представлены результаты оценки эффективности метода “Психология системных феноменов”. Для проведения исследования использовались:
● Тест на уровень ТРЕВОЖНОСТИ Ч.Спилбергера-Ханина.
Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
● Тест на СТРЕСС и ДЕПРЕССИЮ, разработанный Чарльзом Спилбергером, и адаптированный О.М. Радек
Данный тест предназначен для диагностики нервной и эмоциональной напряженности. Он представляет собой классический опрос, состоящий из 80 вопросов, формирующих 8 различных шкал:
1. Интенсивность любознательности (ИНТЕРЕС)
2. Интенсивность агрессии (АГРЕССИЯ)
3. Интенсивность тревоги (ТРЕВОГА)
4. Интенсивность депрессии (ДЕПРЕССИЯ)
5. Частота любознательности (ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ)
6. Частота агрессии (АГРЕССИВНОСТЬ)
7. Частота тревоги (ТРЕВОЖНОСТЬ)
8. Частота депрессии (ДЕПРЕССИВНОСТЬ)
Таблица 1. Оценка результативности метода “Психология системных феноменов”
Год исследования Количество испытуемых Тревожность: до начала работы/ после консультаций Уровень стресса
до/ после Депрессивные признаки
до/после
2010-2015 год 250 человек Высокая 93% / умеренная 57%/ низкая 46%
91%/41%
47%/23%
2016 год 170 человек Высокая 91%/ умеренная 51%/ низкая 40% 89%/37% 51%/34%
2017 год
175 человек Высокая 95% / умеренная 59%/ низкая 36% 87%/32% 89%/35%
2018 год 195 человек Высокая 94% / умеренная 53%/ низкая 41% 93%/41% 90%/36%
Результаты из практики
Системные нарушения, передающиеся из поколения в поколение, чувство вины за то, что допустили насилие в отношение себя, толкает людей на повторение и провоцирование ситуаций насилия. Один из примеров — клиентка, чья мать жила с избивающим ее мужем, сама впоследствии выходила замуж за мужчин, которые ее били. Для выхода из этой ситуации женщине потребовалось согласиться с судьбой матери и тем, что она не обязана эту судьбу повторять.
Другой показательный пример успеха метода — история клиента, который после двух лет терапии сумел найти новые смыслы в жизни, стал эмоционально устойчивым, сформировал устойчивые интересы и в целом начал успешно справляться со своей жизнью, умея выстраивать границы и правильно вести себя в условиях конфликтов. На консультации он пришел с очень тяжелой историей, имея несколько смертей в роду, ожидание тюрьмы, стыд за рождение детей и многолетнее отсутствие успеха в бизнесе. Принятие своей истории привело к неоспоримым положительным результатам.
Так благодаря знаниям феноменологии, гештальт-психологии, системных расстановок, экзистенциальной психологии и практическому опыту созданный мной подход в работе с человеком “Психология системных феноменов” дает реальные результаты реальным людям.
Список использованной литературы:
1. Гуссерль Э. Идея феноменологии. СПб.: ИЦ “Гуманитарная академия”, 2008. — 256 с.
2. https://postnauka.ru/video/85893
3. Улановский А. М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии// Методология и история психологии, 2007, Т 2, С 130.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. С-Пб.: Питер, 2008. — 544 с.
5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М. : Независимая фирма «Класс», 1994. – 132 [1] с.
6. Перлз Ф. Гештальт подход и свидетель терапии. – М.: Либрис, 1996. – 240 с.
7. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 320 с.