«ЖИЗНЕННЫЕ ТУПИКИ, РАСТЕРЯННОСТЬ, БЕСПОМОЩНОСТЬ ИЛИ  ЛИЧНАЯ СИЛА И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ? »

«ЖИЗНЕННЫЕ ТУПИКИ, РАСТЕРЯННОСТЬ, БЕСПОМОЩНОСТЬ ИЛИ ЛИЧНАЯ СИЛА И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ? »

УДК 159.9.01, 159.95

«Жизненные тупики, растерянность, беспомощность или личная сила и новые возможности? » //«Человек счастливый» или практический опыт применения семейной Социальной панорамы в клинической практике.
Д. Ю. Елистратова, соискатель Grand PhD, Одесса

Dina-Елистратова Д.фото

ДИНА ЕЛИСТРАТОВА – профессор МУФО, PhD Оксфордской образовательной сети, системный дизайнер бизнеса, инструктор ОШО медитаций, женских энергетических практик и цигун, президент Международного центра духовных практик.
Обучалась тантрическим практикам и внутреннему дизайну у Ананды, Ошо практикам у Нисаргана, дзен-практикам у мастеров-монахов ( Шаолинь -Китай).

Аннотация:
Заявленная тема может быть интересна каждому человеку, и, особенно, тем, кто осознает важность связи индивид – среда, принимает идею, что в каждом из нас есть информация обо всей Вселенной. Автор исследует тему с необычного ракурса.

Ключевые слова:
Стресс, пространство сознания, психодиагностика, самоознание, экология сознания.

«Знаки и символы правят миром,
А не слово и закон»/ Конфуций

Всем знакомы такие принципы, как: «Хочешь изменить мир — начни с себя», а «выход всегда там же, где и вход», и, применительно к жизненным проблемам и тупикам – «проблема, по определению, содержит решение в самой себе». Как оказалось и далее станет ясно почему, увидеть это решение не представляется возможным, пока человек не совершит внутреннюю работу, и не извлечет из себя и для себя скрытое в этой ситуации знание.
Конечно же, существует множество методов, техник и психотехнологий, помогающих овладеть основами внутренней работы с собой.
И одним из таких методов является метод Социальная панорама. Этот метод, с одной стороны, безусловно, пересекается с различными психотехнологиями, а с другой – предполагает широкий спектр возможностей для духовного и личностного развития, расширения мировосприятия, развития креативности и эмерджентности. А так же запускает раскрытие внутренних ресурсов организма на различных уровнях – физическом, психическом и духовном, ведущих, как к самоисцелению, так и к глубинным структурам психики, вплоть до выхода на архетипические, с дальнейшей возможностью наладить осознанное взаимодействие с самим собой и укрепить свое психическое здоровье.

Задачей данной статьи является:
1. показать особенности метода Социальная панорама;
2. поделиться результатами применение метода на практике на примере разновидности Социальной панорамы — Семейной Социальной панорамы
Социальная панорама  — эту теорию создал в рамках психотерапии, европейский психолог - Лукас Деркс. Её суть в том, что наша бессознательная трехмерная карта социальной реальности, выстраивается в виде   схематических изображений в нашей памяти через наши органы чувств и неврологию в искаженном, обобщенном и ограниченном виде. Так как в большинстве взаимодействий нам нужно знать, где мы находимся, и чего от нас ждут, то, мы сводим других людей к простым схемам, которые помещаем в свое ментальное пространство. (термин введен Ж. Фоконье и М.Тернером в 1994 году в когнитивную лингвистику и представляет собой постоянно модифицируемые когнитивные конструкты, которые строятся в режиме реального времени в ходе дискурсивной деятельности и хранятся в оперативной памяти говорящих) И эти схемы мы задаем характеристиками: расстояние, направление и высота в нашем ментальном пространстве. Как же применить эту теорию? Для того чтобы применять модель Социальной панорамы вводится понятие — «персонификации». Персонификация - это образ или фигура, человека,  предмета  или чего-нибудь ещё представленная в нейронной сети человека. Например,

 Персонификация себя (Self),
 Персонификация других, семьи,
 Персонификация группы,
 Духовная персонификация,
 Метафоры (образы, символы, растения, животные, предметы).
Основополагающим фактором в модели Социальная панорама, является то, что с персонификациями можно производить различные действия, необходимые для гармонизации внутреннего социального пейзажа и как следствие,  решение задач  своих собственных или клиента.  Фигурам и образам можно добавлять ресурсы,  изменять местоположение, как по горизонтали, так и по вертикали. 
Модель Социальной панорамы опирается на несколько принципов:
 Местоположение образов равно отношению и тем эмоциям, которые  вызывает коммуникация с  человеком, чей образ представлен.
 Персонификации рассматриваются, как части личности человека, в 
социальной панораме которого они находятся. И ещё потому, что персонификации представлены в нейронной сети  самого человека.
 Изменение характеристик персонификаций, есть изменения в 
коммуникации.
 Внесение изменений в один элемент системы (изменяя образ человека),
 влияет на всю  социальную систему в целом, по закону действия систем.
Семейная же Социальная панорама придает концепции ментального пространства центральную роль, т.е. мы проецируем изображения других людей вокруг и в наших телах исходя из периода нашего детства и это определяет относительный и эмоциональный смысл отношений. И эмоциональное влияние этих образов на нас дает разные переживания: поддержка, конфронтация, сила и беспомощность, любовь и отвращение, обожание или одержимость, единение или одиночество. А это значит, что близость, интимность, статус, подобострастие, доминирование, антипатия, амбивалентность и ненависть возникают из-за того, что людям мы в своем ментальном пространстве даем определенное расстояние, направление и высоту. А сами мы, ощущая себя в центре нашей Семейной социальной панорамы, создаем свои собственные позиции и роли. И тогда, ядро нашего образа Я становится окруженным трехмерной конструкцией, в которой мы определили, кто мы есть. И, осознанно изменяя эту конструкцию внутри себя – мы изменяем ситуацию во вне.
Для демонстрации этого утверждения, автор статьи предлагает Вашему вниманию один из случаев из своей клинической практики в этом Методе.
Итак, Сессия 1. Диагностика нежелательной характеристики:
Клиент- мужчина 48 лет, с клиническим диагнозом «шизофрения» (далее-Клиент)
Запрос – жалоба клиента: сложное отношение с женой и мамой, из- за постоянных конфликтов и его курения.
Агрессивность и раздражительность — широко укоренившаяся, нежелательная социальная характеристика, которая, как мы предполагаем, проистекает из его ранней юности
1.Клиент определяет себя такими характеристиками:
• «Я вонючка»
• «Маменькин сынок»
• «курильщик»
• «неудачник»
• «Шизофреник»
• «Демон»
• «Воин Христов»
И утверждает, что имеет сильное внутреннее напряжение из раннего детства, из-за внутренних конфликтов между этими частями себя
2. Тестовые ситуации для проверки изменений
1) Ситуация нейтральная — Клиент на берегу моря, сидит на песке, ему 6 лет. Ситуацию назвали: «Я на берегу моря»
2) Ситуация, в которой у Клиента сильно чувствуется импульс к нежелательному поведению — накануне вечером, во время курения, клиент ругал себя за то, что курит. А снаружи его ругали мать и жена. Ситуацию назвали: «Курение»
3) Ситуация из детства, когда Клиент впервые прожил нежелательное поведение — детство, клиенту примерно 5 лет и ситуация там — его родители сильно ругаются друг на друга, что все их проблемы в отношениях из-за Клиента- ребенка. И его отец уходит от его мама. Ситуацию назвали: «Конфликты родителей»
3. Результат первой сессии:
1) Клиент осознал, что стал мужем для своей мамы, вместо папы. И это вызвало у него сильный стресс.
2) Клиент попросил перерыв

Сессия 2 Изучение семейной панорамы
1. Здесь снова вышли все его субличности:
• «Я вонючка»
• «Маменькин сынок»
• «курильщик»
• «неудачник»
• «Шизофреник»
• «Демон»
• «Воин Христов»
2. И добавились новые:
• Мама
• Черный ежик
• Наблюдатель ( в нем самом)
• Его Духовный учитель 1
• Архангел Михаил
• Чёрт
• Его Духовный учитель 2
• Папа

Рисунок 1. Семейная панорама первая (см. в приложении)

3. Что мы здесь сделали:
1) Внесли ресурсы в род отца и матери Клиента. Начиная с пятого поколения назад. Этим оставили причинно — следственную, когнитивную структуру в прошлом.
2) Уточнили у Клиента, видит ли он связь, между своим ранним семейным положением и его нежелательной характеристикой. Клиент ответил с удивлением- «Да». И признался, что понял, что это связано с позицией его отца в семье и нереализованной сексуальностью его матери.
3) А так как Клиент, с одной стороны, взял на себя, из детства функцию мужа матери, но сексом с ней заниматься, по его словам, не мог, «так как с мамой секс под запретом», то он создал себе шизофрению и 2 года лечился стационарно. И далее, Клиент осознал у себя всё вышеописанное количество расщепленных частей.
4) После введения ресурсов в семейную панораму и осознания, что мамина сексуальность, это её ответственность перед нею самой, Клиент смог отпустить свое чувство вины перед мамой и свою неполноценность. К нему вернулась уверенность.
5) И Клиент снова попросил перерыв, чтобы переосмыслить этот новый для него опыт.

Сессия 3. Экологическая проверка результата
1. На листе бумаги Клиент сам написал все свои персонификации и стрелочками разместил на них направления и высоту взгляда.
2. Постоял на месте каждой персонификации.
3. Сообщил, что все персонификации были довольны местоположением своим и других персонификаций.
4. И здесь у Клиента пришло осознание-озарение причины курения и недовольства собой: — «Я курю потому, что для меня это единственный способ чувствовать себя мужиком и взрослым. Так как хочу ребенка и хочу стать папой, но из-за моего диагноза не могу себе это позволить». И здесь Клиент расплакался.
5. Спустя время, выпил воды и успокоился. После чего мы с ним сделали переопределение смыслов через внесение ресурсов в Семейную панораму.

Стабилизация и проверка результата
1. Мы разместили эмоциональное качество его отношений с каждым членом семьи. Автор статьи зачитала их со скоростью. Клиент начал улыбаться. И сказал: «я вернул власть свою над собой себе. У меня есть место в моей жизни как мужа, сына, профессионала, духовного искателя и сексуального партнера. И я могу это реализовать без необходимости создавать конфликты, внутри себя и во вне».
2. При визуализации панорамы далее, Клиент выделил ресурсы:
• Опора на себя
• Принятие своей идентичности «Я мужчина»
• Навык договариваться без сигареты из позиции «Я-ок, Ты- ок»
• И осознал что ему уже не 5 лет и он сам может дорасти до своих 48 лет
3. Далее в Семейной социальной панораме он заметил, что проявились образы его не рожденного ребенка и жены.
4. И через взаимодействие с образом не рожденного ребенка он принял решение, что вместо ухода в монастырь, куда провоцировал через конфликты, чтобы его отправили мама или жена, он будет вести занятия, в воскресной школе для детей, в церкви, в которой он работает, получив благословение у батюшки.

Рисунок 2. Семейная панорама итоговая (см. в приложении)

Завершения работы.
1. Мы дорастили Клиента от 5 до его 48 лет. С новыми ресурсами и новой Семейной Панорамой.
2. Проверила тестовую ситуацию «Курение». Клиент отметил, что вместо сигареты хочет Святой воды. И был спокоен и доволен.
3. При тестовой проверке в будущее – видел себя пьющим святую воду.
Итог работы
1. Клиент сообщил, что 60 дней не курит и не хочется, начал активно изучать святые писания и готовится преподавать. И диагноз «Шизофрения» не обострялся.
2. Его жена передала автору статьи благодарность и сообщила, чтотеперь все вопросы решаются с Клиентом – ее мужем мирным путем. И пошутила: «что ей мужа подменили, на другого — хорошего».

Приложение
Рисунок 1. Семейная панорама первая
Рисунок 2. Семейная панорама итоговая

dina001

Таблица с данными для Рисунка 1.

Имя
Расстояние
Где находится Рост
Уровень взгляда Направление взгляда
1 Я — — — — —
2 Наблюдатель Внутри Я — — На 30см ниже На Я
3 Я вонючка 30 см Слева за спиной 45* — На Я
4 Маменькин сынок 35 см Слева за спиной 30* — На 5см ниже На Я
5 Курильщик 1 м Впереди справа 70* — На 1,5 м выше На Демона и на Ёжика
6 Неудачник 1,5 м Впереди справа 45* — На 5 см ниже На Я
7 Шизофреник 5 м На право 90* На 7 см выше На Маму
8 Демон 2 м Слева за спиной 45* На 2 м выше На Я
9 Воин Христов 2 м справа за спиной 45* На 0,5м выше на Ёжика
10 Мама 5 м справа за спиной 60* Выше на 2 м Вниз в противоположную от Я
11 Папа 2,5 м От мамы слева На 2,5 м Выше на 10см На Воина Христова
12 Черный ёжик 1,5 м Прямо спереди Рост 5—7см На 180 см ниже На Я
13 Духовный учитель №1 30 см справа за спиной 30* На 5 см ниже На Я
14 Архангел Михаил 0,5 м Слева за спиной 70* 200 м На 15 м выше На Я
15 Чёрт 5 м Впереди слева 54* Выше на 50 см На Я
16 Духовный учитель №2 1,5 м Впереди справа 10* Один уровень В противоположную сторону

Dina022

Рисунок 2. Семейная панорама итоговая

Таблица с данными для Рисунка 2.

Имя
Расстояние
Где находится Рост
Уровень взгляда Направление взгляда
1 Я — — — — —
2 Наблюдатель стал -Мужниной Внутри Я Внутри Я Тот же размер Тот же размер В туже сторону
3 Нерожденный ребенок 1,5 м Прямо впереди Над Землей на 2 м 1,5 м выше На Я
4 Жена 30 см Слева сзади 10* На 20 см вше На Я
5 Мама 5 м справа за спиной 60* Выше на 2 м На Я
6 Папа 2,5 м От мамы слева На 2,5 м Выше на 20см На Я
7 Демон 10 м Слева за спиной 10* На 5 см ниже На Воина Христово
8 Воин Христов 2 м справа за спиной 45* На 0,5м ниже На Я
9 Духовный учитель №2 1,5 м Впереди справа 10* Один уровень В вниз

Выводы: 1. 1. 1.Социальная панорама и расположение значимых фигур в ней, рассказывает об  уникальном внутреннем мире  человека.
И еще — это уникальный и универсальный набор инструментов  для работы над дизайном  социальных отношений. Скорость изменений в социальной панораме,  способствует применению  этого метода к решению  практически  любых  задач  в коучинге и индивидуальном консультировании. И особенно эффективно помогает в ослаблении симптомов клинических заболеваний, таких как шизофрения и другие, поскольку работая с ситуацией как с одним симптомом, можно выявить и устранить последствия скрытых других симптомов.
2. Данная практика подтверждает, что мы бессознательно представляем наши трудности, проблемы и отношения на трехмерной карте.
А применяя метод Социальной Панорамы, практикующий движется от события к событию, опираясь на каждую встреченную трудность. Энергия жизненных проблем трансформируется в личную силу и новые возможности, и управление событийными потоками происходит без насилия и воздействий на внешний мир. И вся активность практикующего направляется только на него самого, а внешняя среда меняется в строгом соответствии с изменениями в самом человеке, так как система человек – среда пронизана неразрывными структурными связями.
А это означает, что каждую трудность в любой из сфер жизни можно и нужно рассматривать как большую ценность, так как в ней содержатся не только знания о том, какие именно внутренние изменения необходимы, но, так же и потенциальную энергию для этих изменений.
И тогда, homo errans (человек заблудившийся), появившееся определение в ХХ веке, преобразуется в homo felix (человека счастливого – термин автора статьи). «Человек счастливый» — тот, кто осознанно строит свою жизнь и наслаждается изобилием возможностей Вселенной для самореализации, и его психическое здоровье и энергия укрепляются, поскольку все его действия осознанны и согласованы с его же внутренними смыслами и ценностями.

Рекомендуемая литература
1. Лукоянов В.В. Познай себя. Энергетика красоты, здоровья и долголетия. –СПб,1993. – 66 с.
2.Курис И.В. «Методологические особенности современных трансперсональных психотехнологий»
3. Курис И. В.»Развитие внутреннего знания как необходимого
условия защиты от манипуляций сознанием человека».
4.Пальчик М.Я. «Реальна ли реальность?», -М.:Шико,2014
5.Пальчик М.Я. «Квантовая модель эволюции личности» -М.:Шико,2017
6.Ahsen, A., 1968, Basic Concepts in Eidetic Psychotherapy, Random House, New York.
7. Andreas, S., 2001, Building Self-Concept, Anchor Point, July 2001, Vol. 15, No. 7.
8.Bateson, G., 1972, Steps to an Ecology of Mind, Ballantine, New York.
9.Baron-Cohen, S., 1991, The Theory of Mind Deficit in Autism: How specific is it? In: British
10.Derks, L., 1996, Teambuilding met het Sociaal Panorama. In: NVNLP informatiebullitin, November 1996.
11.Derks, L., 1997a, Family Systems in the Social Panorama. In: NLP World, Vol. 4, No. 1, March 1997.
12.Derks, L., 1998b, Families in the Social Panorama. In: Anchor Point, Vol. 12, No. 2, February 1998.
13.Derks, L., 1998c, The Social Panorama Model: Social Psychology meets NLP, SON Repro Service, Eindhov


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *