ИСКУССТВО  И  ЕГО  ВЛИЯНИЕ  НА  ЗДОРОВОЕ  ДУХОВНОЕ  РАЗВИТИЕ  ЧЕЛОВЕКА.

ИСКУССТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВОЕ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.

borislav13
Борислав Михалевич
( Михалевич Борис Аркадьевич )

ПЬЕТА ( Оплакивание Христа ). Микеланжело 1499 г
ПЬЕТА ( Оплакивание Христа ). Микеланжело 1499 г

ПЬЕТА ( Оплакивание Христа ). Микеланжело 1499 г.

Доктор философии PhD (в философии,эстетике,искусствознании), МУФО (OXFORD).
Выдающийся деятель науки и культуры, исследователь, теоретик и практик, создавший новое философско — системное миропредставление, основатель субстанциально — мировоззренческой парадигмы духовной гармонии Всесущности, творец, открывший новую Эстетику — « Изтонику », Эстетическое поле, высшую духовную гармонию в её эстетическом качестве Абсолюта, впервые во времени давший определение понятий Искусство, Произведение искусства, Стиль, Ценностность как свойство субстантной , субстанциально освоенной реальности, художник, вошедший в образный строй квантово-голографического Света и разработавший свой, духовно — просветлённый художественный стиль « СубстанСИализМ », в логико – символическом, созерцаемом представлении создавший произведения искусства
« Белый КВАНТ » СИМВОЛ ЦИВИЛИЗАЦИИ,
Всемирный Гран При « Белый КВАНТ » СИМВОЛ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Конгрессмен Всемирного Конгресса по науке и культуре, Член Международного Высшего Учёного Совета; член Союза художников Эстонии ( Таллинн, Тарту ); член Союза художников Санкт-Петербурга; Президент Союза художников АВАНГАРД – ФОРУМ Санкт — Петербурга; член Философского общества Санкт — Петербурга, Философского
общества России.

ИСКУССТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВОЕ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Все виды искусств служат величайшему из них — искусству жить на земле.
Бертольт Брехт

Если рассматривать эстетическое явление культуры как феномен цивилизации, то в проекции на внутренний мир человека, его здоровье представится, как возможность экранизации духа на живое пространство времени. В распространённом изложении значит – в настоящем показать весь капитал состоявшейся реализации человека, сквозь результаты проявленного им саморазвития. Дух переходит в реальность открыто формируясь сознанием. Благодаря стволовой гармонии сущего, субстанциальная материальность — человек получает насыщенные эстетические качества. Субстанциальность также позволяет пульсирование Эволюции — Инволюции и наполняет всесущность Эстетическим полем. В гармонии её напряжения и возникает реальность Красота, проявленная артефактами искусства. Эстетическое поле обладает тончайшими нюансами движения и реализации красоты, присутствующей, ощущаемой и часто незримой в бытии и нами. В тональностях, которыми живёт и дышит необозримая Вечность. Мы можем лишь благодарить Бога за то, что он позволил нам ощутить её, божественную благосклонность всевышнего. В действительности, проявление гармонии, её высших качеств в Эстетическом поле многогранны и то, что обозначается Искусством, является реальностью одного из них. Искусство – есть высокая гармония, эстетически разлитая чувственной формой в пространстве и времени, а Произведением искусства является эстетическое качество, проявленное в Художественной форме.
Таким образом, наша внешняя форма (тело) внутренне самоощущаема по отношению к Эстетическому полю и зависит от его субстанциального движения и гармонии, рефлектируемой в нас. Здоровый дух определяет и содержит тело. Рассматривая развитое волевое сознания, можно вполне привести в соответствие и равновесие нашего положительное присутствия в мире бытия. Кроме того, качествами эстетического давления, формами искусства субстанциальность позволяет реально наполнять, производить чистку внутреннего баланса гармонии.
Вот и пришли мы к тому, что гармония является эстетической сущностью нашей души, облачённой внешностью тела. А Искусство –является ноосферой культуры развитого человечества. Появление искусства связывают с проявлением мифологически-мистических представлений людей. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров. И если, пройдя время, сформировавшееся мышление человека раскрывает бытие с помощью абстрактно — конструктивного мышления, искусство осваивает, проектирует творчеством мир в образно представленном осознании его.
Чувственность сливается с логическим потенциалом творца, что в рефлекторном представлении сознания зрителя вызывает интерес сотворчества, соучастия в создании произведения искусства. Данный процесс связан с физиологическим перевоплощением, трансформацией сознания. Для человека, как показывают наблюдения медиков, благотворно не только созерцание художественных творений, но и непосредственное приобщение к процессу творчества. Конечно, радость соучастия, сопредставления воображения легко, мягко вписывается в приятие результатов творчества, вопреки нежеланию ощущения неприятия, обострения чувств, боли, вызванной раздражающими картинами, произведениями искусства, музыки либо в зрительном ощущении туннеля, тёмного пространства. Такие неожиданные надрывные состояния ведут к расстройству организма, нередко к болезням. Этот невербальный способ освоения языка творчества не имеет границ, возраста и времени. Он всеяден и вкусен при обладании обострённой остротой чувств.

Boris-M2
Давид. ( Микеланжело ) 1504 г.

Такое присутствие искусства волнует эстетическим настроением многие сущностные составляющие человека – психологию, физиологию, память и фантазию, органику, о чём подробно упоминают древние посвящённые.
Наблюдения философов убедительно свидетельствовали о влиянии искусств на настрой, личность, здоровье человека. Полотна Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти самобытный, но прекрасный, порой трагический путь. Ощущение определённых мелодий цвета, музыки своим эстетическим воздействием благоприятствовали восприятию прекрасного, даже способствовали занятиям математикой, гимнастикой, танцами, спортом. И пифагорейцы этими эстетическими качествами искусства владели в совершенстве. Платон ( продолжая традиции Пифагора по исследованию музыкальных ладов ) предлагал не допускать к прослушиванию миксолидийские, высокие лидийские и похожие лады ибо они исключительно «жалобны» и плохо влияют на женщин, лишая их благоразумия. Убедителен факт, но в Парфянском царстве III в. до н.э. был построен музыкально-медицинский центр для лечения душевно больных. В XIX в. учёный Догель описал конкретные эффекты воздействия музыки на физическое состояние человека, подчеркнув изменения кровяного давления, частоты сокращений сердечной мышцы, глубины и ритма дыхания. К тем же выводам, но с констатацией положительного эффекта пришёл выдающийся психоневролог Бехтерев. Своеобразное решение принял академик Б. Петровский, знаменитый русский хирург, сопровождая множество сложных операций мелодиями, и наблюдая положительную гармонию влияние музыки на работу организма. И не только на человека. Эксперименты, наблюдения проводились многими учёными и над животными, растениями, флорой и фауной. Один из них — создатель музыкальной фармакологии ученый Роберт Шофлер. Его рекомендациями пользуются по настоящее время.
Развитая научная деятельность положительно способствовала адаптированию человека к окружающей среде, к познанию себя, своих психорегулирующих свойств, природы, освоению тонких связей живого, одухотворённого организма с высшей сущностью, с органической природой зстетического качества, Эстетического поля и жизни искусства в нём. Эти проблемы волновали философов, учёных, медиков практически во все времена эволюции цивилизации.
Открывались новые, неожиданные аспекты проблем. Так, например, было научно установлено, что звуки колокола в течение нескольких секунд убивают палочки тифа и вирусы гриппа. Исследования этого явления были проведены шведским музыкально-терапевтическим обществом, существующим с 1969 г . Проводимые современными учёными научные исследования о влиянии искусства и в частности музыки на человека в большинстве своём направляются на выяснение психофизических, психорегулирующих свойств, на выяснение управляемых, рефлекторных реакций человека. И астрально-эстетические качества меньше витают в сфере догадок. Таким образом, наша внешняя форма (тело) внутренняя по отношению к Эстетическому полю, зависит от его движения и гармонии, рефлектируемой в нас. Здоровый дух определяет и содержит тело. Рассматривая это силой сознания, можно вполне привести в соответствие равновесие качественного присутствия человека в реальном мире. Кроме того, качествами эстетического давления, формами искусства производить наполнение, чистку внутреннего баланса гармонии.
Наша жизнь развивается в сфере эстетического поля, нельзя его представить вне нашего участия, участия в ней архитектуры, музыки, поэзии, изящных искусств, кино, театра. В этом наша органическая, духовная потребность. В лучших случаях, музыка мягко звучит в окружении, пусть и в больничных палатах, согревает душу, наполняет воображение гармонией и ладом. Но не всякое искусство лечит. стрессорные реакции идут с выбросом гормонов и резким усилением окислительного метаболизма, что способствует резкому подъёму артериального давления, нередко приводя к сердечным спазмам.
Известный русский психолог Д. Азаров заметил, что в звучащем ладу есть особое сочетание нот, которое он обозначил музыкой-убийцей, при неоднократном прослушивании воздействующей на человека мрачным настроением, глубоко тревожным состоянием души и мыслей.
boris-M4
Даная. ( Рембрандт 1636 – 1647 г.г.)

В другом варианте может произойти и психосоматическое расстройство, при котором реакция человека становится обострённой и он воспринимает искусство как параллельную, угрожающую реальность. Показания «Синдрома Стендаля», впервые описаны психиатром из Флоренции в 1979году Грациэллой Магерини. Название связано с классиком французской литературы Анри Стендалем. Будучи впечатлительным по происхождению, во время поездки во Флоренцию, он посетил храм Святого Креста, известного знаменитыми фресаками Джотто, храм, в котором упокоится прах многих великих людей Италии: Микеланжело Буонарроти, Макиавелли, Галилея и других. Увиденное потрясло писателя до такой степени, что «насыщенные энергией духа шедевры искусства всё сделали маленьким, ограниченным так, что когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда они лишаются страстей…». (А.Стендаль ««Неаполь и Флоренция: путешествие из Рима в Реджио».) А Грациэлла рассказала также о юном американце, который, взглянув на скульптуру Давида Микеланжело, под энергетическим воздействием восприятия произведения искусства потерял сознание…Здесь налицо отсутствие ориентации в пространстве и времени, явления галлюцинаций. Плутарх рассказывал, что приступы бешеного гнева у Александра Македонского обычно усмиряли игрой на лире и песнопением.
В произведениях Иконы моменты психологического, психотерапевтичиского воздействия искусства, образа, восходящего к божественности духа, являлись высоко приоритетными. Момент влияния учитывался до такой степени, что употреблялась обратная перспектива, золотой цвет фона как признак присутствия вечности, острые лучи света от Всевышнего, только чтобы ввести молящегося в органическое присутствие медитацией акта службы в глубину пространства духа. Это ясно читается и в одной из ранних православных икон с изображением Святого Варлаама Хутынского (до пострижения в монахи Алексея Михалевича ), по сей час духовного хранителя Великого Новгорода.
Различны формы выражения и происхождения причин, но завершаются они и различной формой реакций.
Творцы страдают от переполнения, часто непреодолимой, невосполнимой, непередаваемой силы красоты, которая энергетическим экстазом ведёт в бездну… Ван Гог, Михаил Врубель, Сальвадор Дали… наиболее известные имена из близкого времени. Любование искусством превращается в ад жизни. По крайней мере, синдром Дориана Грея, персонажа романа Оскара Уайльда, средствами искусства ( любоваться своим портретом, собой ), при мысли, что молодость не вечна, вызывает панический страх за себя перед старением и физическим увяданием. «Вот если бы портрет менялся, а я оставался таким как есть?!» — лелеял мечты светлокудрый красавец… Его желание исполнилось: время приберегло красоту Грея, в то время как его изображение на портрете постепенно, но неуклонно превращалось в ужасную старческую физиономию. И наступила расплата. Дориан Грей поплатился за вечно неувядаемую внешность собственной душой: постепенно она стала такой же жуткой, как и вид старика на портрете. История печальна своим концом — надрывный конфликт между прекрасным телом и доведённой до уродства душой… Грей набросился на портрет с ножом и, убивая портрет, он сам убивал, казнил себя. Нападение в Эрмитаже на прекрасную «Данаю» Рембрандта, когда полотну был нанесен ряд ножевых ударов… Многие годы реставраторы трудились над восстановлением картины. Но вся сложность в том, что реставрируемые участки во времени наверняка покажут несовпадение химических процессов красочного слоя, разную цветность. Потеря целостности оригинала. Это всего лишь несколько примеров, того, когда здоровье и даже жизнь человека во многом зависят от его гармоничного или если нет, душевного состояния, случайного или предрешено принятого решения. Эмоциональное воздействие цвета, красок все шире используются в архитекторе, дизайне, оформлении интерьеров, в работе предприятий и лечебных заведений, пансионатов, школ, детсадов… Искусство, музыка, цвет, форма влияют на психику, душевное состояние положительно, увеличивается результативность и не наносится вред человеку, не в пример действующим допингам. Учитываются лечебные и профилактические цели. Учитываются и в тренировочной методике спортсменов.
Boris5
Икона со святым Варлаамом Хутынским (ХII век), Заступник древнего Новгорода.

В искусстве часто сосредотачиваются мировоззренческие, концептуальные проблемы времени, эпохи и в чувствительном восприятии, медитируя в представлениях, освещаются, настраивается на положительную общечеловеческую гармонию. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образного присутствия. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка, затрагивающего и влияющего на чувства человека.
Именно возможность реального присутствия в бытии, наличие высокого качества сознания, эстетического ощущения красоты, произведения искусства, возможности наслаждаться творениями культуры в её здоровом явлении, дарит нам радость видеть перспективу развития как человека, так и цивилизации во времени.
Выдающийся датский физик Нильс Бор отметил: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа», для науки.
Из научных источников известно следующее: конкретные звуковые частоты резонируют с отдельными участками мозга, соответственно влияя, тормозя или активизируя их:
-высокий бета-ритм 30 Гц похож на сознание кокаина;
-альфа-ритм 10,5 Гц вызывает тяжёлое релаксирующее состояние;
-тета-ритм 7,5 Гц ассоциируется с медитацией;
-тета-ритм 4 Гц переводит человека в состояние «путешествия вне тела»;
Ранообразные ощущения и последствия их действий.
Моцарт влияет музыкальным строем с мощным положительным эффектом и его особенно полезно слушать беременным и детям. Положительные киносюжеты так же полезны своим продолжительным воздействием.
Диагностируются также состояния пациента через анализ его рисунков на определение эмоционального статуса. Изотерапия, танцевальная терапия, лечение музыкой, живописью, пластическими формами повседневно вошли в нашу жизнь. Без искусства невозможно представить себе наше существование. Именно в этом проявляется актуальность данной темы.
Искусство вечно ибо наполняет нас красотой и здоровой духовной энергией.

В авторской редакции 2015 -2021г.г.
© Борислав Михалевич 2021 г.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *