ЖЕНЩИНА И ТВОРЧЕСТВО – ПУТЬ К ГАРМОНИИ

ЖЕНЩИНА И ТВОРЧЕСТВО – ПУТЬ К ГАРМОНИИ

Савельев Ю.Ф. — Дипломант 1-й степени ЮНЕСКО в области
оздоровления; Полный профессор МУФО; Гранд-доктор
психологии; мастер дыхательных психотехник; остеопат;
биосенсолог, художник.

В наше суматошное время, которое наложило на хрупкие женские плечи множество дополнительных обязанностей, они, сгибаясь под их тяжестью, пытаются сохранить внутренний баланс и гармонию.
Творчество в жизни женщины — это не только одно из форм хобби. Это и приятное времяпрепровождение, и самореализация, и вдохновение, и творение. Это предвкушение, эмоциональный подъем, приятное напряжение, удовольствие от процесса, удовлетворение результатом и самое важное – это физическое, ментальное и психоэмоциональное Здоровье. И обязательно, поиск идей, как в себе, так и в окружающем мире. Если раньше считалось, чтобы женщина была счастлива, ей достаточно было только удачно выйти замуж, а все остальное – по обеспечению семьи и детей – уже было дело сугубо мужской задачей.
В современном мире женщина часто чувствует себя на месте заколдованной принцессы, которая заточена в замке из постоянных домашних проблем, профессиональных обязанностей или других рутинных занятий.
Исследования показывают что, несмотря на все кажущееся благополучие, многие женщины глубоко в душе чувствуют нереализованность и неудовлетворенность.
К тому же, часто женщины боятся идти по пути раскрытия своего уникального внутреннего потенциала, не позволяя себе дышать свободно и не открываясь миру всей душой. Причины на это всегда найдутся: недостаток времени или денег, непонимание родственников и друзей, неимение возможностей или знаний и т.д.
А ведь у каждой женщины есть свой уникальный внутренний потенциал, который она способна преподнести этому миру. У каждой есть свое глубинное и индивидуальное призвание, которое призвано сделать счастливой и целостной. На раскрытие такого потенциала мир дает женщине неограниченную энергию Природы, Вселенной. Это исключительный дар каждого человека. Это необходимый элемент для эволюции всего человечества.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: использование методов Трансбиосенсорной психотехнологии (ТБПТ) в стимуляции творческой деятельности женщин приводит к повышению креативности, гармонизации психоэмоционального состояния женщин, что выражается в улучшении самочувствия, настроения и росте активности, благотворно сказывается на здоровье членов семьи, рабочих коллективов, в обществе в целом.
Наука уже доказала, что творческие способности не создаются, а высвобождаются (Художественное творчество, 1983). И требуется разработка адекватных методов обучения, способствующих «высвобождению» творческих возможностей женщин, повышению интеллектуального уровня и развитию профессиональных умений.
Здоровье человека — это гармония и стабильность его биологических ритмов. Оно обеспечивается гармоничным взаимодействием трех материальных составляющих компонентов тела — физического, энергетического и информационного. В здоровом состоянии, эти тела находятся в состоянии динамического равновесия, благодаря чему все органы и системы человека работают слаженно и синхронно.
Трансбиосенсорная психотехнология (ТБПТ) работает со всеми энергообразующими центрами, каждый из которых связан с определенными нервными узлами и железами внутренней секреции человека и используется как для диагностики, так и для саморегуляции и лечения.
Оздоровление при занятиях происходит на основе раскрытия и очистки энергетических меридианов, усиления тока энергии в них, дополнительного набора энергии через открытые каналы и БАТ (биологически активные точки). Система меридианов представляет собой сеть микроскопических каналов (тонкоматериальных проводников), по которым энергия движется в физическом теле и питает нервную, кровеносную системы, внутренние органы.
Практикующие ТБПТ реже болеют, отмечают улучшение работоспособности, развитие навыков по владению своими эмоциями, способности «брать себя в руки». Кроме того, улучшаются коммуникативные навыки – развивается способность лучше чувствовать психологическое состояние окружающих.
Фактически наше экспериментальное исследование нацелено на то, чтобы показать возможность применения методов саморегуляции для актуализации творческого потенциала.
Трансбиосенсорная психотехнология включает в себя: дыхательные психотехники, силу и пластику движения, звукообразование и интерес человека к своей деятельности, к самому себе.
Экспериментальное исследование проводилось на базе женских групп, занимающихся в «ИРБИС-СТУДИО» в С-Петербурге. В исследовании участвовали женщины от 21 до 59 лет, среди которых были студентки, домохозяйки, а также женщины, занятые в проффесиональной деятельности; всего 124 человек; из них экспериментальная группа – 65 женщин, контрольная группа – 59 женщин.
В ходе исследования фиксировались изменения в показателях креативности, мотивационной направленности, психоэмоционального состояния (самочувствия, активности, настроения) у испытуемых экспериментальной группы до и после специальных практических занятий (медитация и психофизическая гимнастика ТБПТ).
Те же параметры подвергались оценке и в контрольной группе – тоже два среза, но без проведения каких-либо специальных занятий; психодиагностика в экспериментальной и контрольной группах проводилась на одной и той же неделе.
Исследование состояло из трех этапов: первый и третий – диагностико-констатирующие этапы и второй – формирующий.
На первом и третьем этапах в психодиагностических целях были использованы следующие методики: для диагностики креативности – невербальный тест исследования креативности Е. П. Торранса «Незаконченный рисунок»; для диагностики мотивации – методика О. Ф. Потемкиной «Выявление установок на «процесс деятельности» – «результат деятельности»; для изучения особенностей психоэмоционального состояния – опросник САН (самочувствие, активность, настроение), авторы В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников.
Второй этап исследования включал в себя практический курс специальных занятий психофизической гимнастикой ТБПТ. Общая продолжительность курса –12 практических занятий по 1,5 часа каждое, включающее в себя: разминку, суставную гимнастику, комплекс специальной психофизической гимнастики ТБПТ методы релаксации. После каждого занятия проводилось повторное тестирование самочувствия с использованием методики САН.
В нашем экспериментальном исследовании также использовались методы беседы, интервью, наблюдения.
Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии использованных методов медитации и психофизической гимнастики ТБПТ на рост творческих способностей, смену типа мотивации, а также на особенности психоэмоционального состояния (самочувствия, активности, настроения).
Изменения произошли по всем показателям креативности («беглость», «гибкость», «оригинальность» и «разработанность») по тесту Торранса, но степень различия была неодинаковой. Так, по показателю «беглость» результаты до и после занятий почти одинаковые (98% – до и 100% – после), что может быть связано со спецификой женской психической деятельности, в которой необходимо развитие способности быстро справляться с множеством задач различного типа (уход за ребенком, профессиональная деятельность и т.д.).
По показателю «гибкость» выявились следующие различия: 83% – до и 98% – после занятий. Это означает, что возросла гибкость и переключаемость внимания (напомним, что влияние медитации на расширение сознания заключается в развитии способности к удержанию в поле внимания нескольких предметов одновременно); испытуемые стали относиться к заданиям теста с большим интересом и более творчески, до занятий они выполняли задания скорее автоматически, относились к ним как к делу, которое надо сделать просто «потому, что надо», и видя только то, что им дано.
Существенные различия обнаружились также и по показателю «оригинальность» – наиболее значимому из показателей креативности: 62% – до и 76% – после занятий. На первом этапе исследования испытуемые старались выполнить задания как можно быстрее, отдавая предпочтение количественным результатам своего труда. После занятий испытуемые экспериментальной группы, обретя новое для них «состояние творчества», напротив, с удовольствием вырисовывали и придумывали необычные сюжеты, не задумываясь о времени и наслаждаясь самим процессом, а не конечным результатом.
По показателю «разработанность» были получены достаточно высокие результаты как до, так и после занятий. Однако заметим, что испытуемые экспериментальной группы после занятий показали результаты значительно выше (70% – до и 94% – после), были целиком поглощены процессом выполнения заданий, много времени уделяя деталям рисунка. Испытуемая С.: «Ой, я совсем потеряла ощущение времени, я будто, как тогда, на занятиях по медитации, полностью «ушла» в эти линии, это просто удивительно, я себя не узнаю!»
Отличительной чертой мотивационной сферы женщин до наших занятий является установка на результат деятельности, тогда как после занятий это стремление оказывается значительно менее выраженным и в большинстве случаев на смену ему приходит ориентация на процесс деятельности (творчества).
Пройдя курс занятий, женщины стали наслаждаться самим процессом творчества – процессом (пением, живописью, приготовлением пищи и т.д.). уже не фиксируясь лишь на конечном результате; так, ими было высказано мнение, что если процесс деятельности нравится, то, значит, и с результатом скорее всего все будет в порядке. Интересно отметить также, что после занятий женщины экспериментальной группы стали более уравновешенными и доброжелательными.
После наших занятий женщины стали в большей степени концентрироваться на саморазвитии и самореализации, при этом чаще ориентируясь на познание, нежели на достижения и социальную оценку.
Их деятельность стала чаще побуждаться чувством долга перед коллегами, ответственностью за общее дело всей труппы, да и просто получением удовольствия от участия в создании творческого продукта, в то время как до занятий характерными тенденциями были: индивидуализм, скрытность и преобладание мотивации достижений (ориентация на результат и социально одобряемые ценности.
Таким образом, сравнительный анализ проявлений мотивации у испытуемых до и после практических занятий по саморегуляции показал, что после проведенных занятий произошел сдвиг мотивации с результативной на процессуально-творческую.
Перейдем к рассмотрению и сравнительному анализу различий в психоэмоциональном состоянии (самочувствие, активность, настроение) у испытуемых во время практических занятий по саморегуляции.
Общая картина прослеживаемой динамики в состоянии испытуемых в течение всех 12 дней проводимых занятий, учитывая контрольные замеры в 1-й и 12-й дни, представлена в сводной таблице.
Общая сводка данных по каждому дню (1–12-й день) после занятий по саморегуляции (в баллах от 7 до 1)

Проведенный анализ результатов позволяет констатировать следующее: общее самочувствие испытуемых экспериментальной группы в конце занятий стало заметно лучше, нежели было в начале; в середине цикла занятий – на 3–4-й день – наблюдалось изменение чувствительности в виде снижения субъективного порога чувствительности, обострения обоняния, вкусовых ощущений, кожной чувствительности, также в повышении раздражительности, однако к последнему дню занятий отмечалось снижение раздражительности, а общий фон оценок самочувствия стал более позитивным, чем в начале занятий.
Сравнивая результаты по трем составляющим психоэмоционального состояния в 1-й день занятий, можно видеть, что:
средние баллы по настроению (5,0 из максимально возможных 7 баллов) намного превосходят оценки по самочувствию (2,3) и активности (2,1).
Это может свидетельствовать о возникновении состояния усталости, что совпадает с данными, в которых испытуемые отмечают достаточно высокий уровень стресса и наличие перегрузок.
Однако психоэмоциональное состояние после экспериментальных занятий у женщин сильно менялся: в последний – 12-й – день занятий по показателям самочувствия, активности и настроения получены соответственно следующие результаты: 6,9, 6,6 и 6,9 из максимально возможных 7 баллов (табл. 5).
Известно, что у отдохнувшего человека с хорошим психоэмоциональным состоянием показатели самочувствия, активности и настроения должны быть примерно равны, что мы и видим в данном случае (см. табл. 3, 4, 5).
Таким образом, можно говорить о том, что проведенные нами специальные занятия по саморегуляции оказали положительное воздействие на психоэмоциональное состояние наших испытуемых, приведя его в норму. Те же данные мы получили из наблюдения за испытуемыми и анализа их самоотчетов.
Из отзывов:
— испытуемая Н. (после занятий): «…многое изменилось в восприятии окружающего пространства, многое переосмыслилось, мы стали лучше себя чувствовать, и появилось желание творить!»;
— испытуемая Л.: «…я стала спокойнее, более открытой к окружающему миру, прекрасно себя чувствую, и появилось время поразмыслить над всем происходящим в моей жизни…».
Наиболее выраженное воздействие проведенных нами практических занятий по саморегуляции было отмечено в отношении самочувствия и активности в сторону их значительного улучшения и роста (см. табл. 5).
Примечание. Согласно данным психодиагностического среза среди испытуемых контрольной группы (с которой не проводились практические занятия по саморегуляции), не было обнаружено существенных изменений как показателей креативности и мотивации, так и показателей психоэмоционального состояния.
Результаты экспериментального исследования показали следующее:
1. Практическое применение специальных психофизических упражнений ТБПТ воздействует на изменение креативности, мотивации и психофизического статуса женщин, являясь эффективным способом коррекции функционального психоэмоционального состояния, регуляции их самочувствия, активности и настроения.
2. После проведенных занятий возросли показатели креативности, что отметили и сами испытуемые; произошли изменения в мотивационной сфере: отмечается сдвиг мотивационной направленности с результативной на процессуально-творческую; улучшилось психоэмоциональное состояние испытуемых по всем трем показателям – самочувствия, активности, настроения.
3. Приемы Трансперсональной биосенсорной психотехнологии могут быть использованы при проведении практических занятий по психологии креативности, творчества, на производстве в различных областях промышленности, для поддержания здоровья людям, занятым в стрессотравматических профессиях, для организации творческих коллективов, а также в качестве практических рекомендаций для студентов вузов художественной направленности.
Кроме того, проведенное исследование показало необходимость создания психологических установок на формирование здорового образа жизни, обучения методам самоконтроля и психофизиологической саморегуляции, что может стать неотъемлемой частью воспитания и организации образовательного процесса в учреждениях, связанных с творческой деятельностью.
Заключение. В жизни женщины многое зависит от ее внутреннего состояния. Только гармоничная, одухотворенная и радостная женщина способна творить жизнь по божественному сценарию. Где же найти тот ресурс, который позволит открыть такое состояние женщине, когда постоянный стресс, усталость, фрустрация (разочарование от несбывшихся ожиданий) бессменные спутники современной женщины?
Источник силы женщины находится внутри, а путь к нему — творчество! Творчество — это процесс создания нового в жизни при помощи воображения и способностей-талантов, заложенных Природой в каждом человеке. Творчество — это путь Души, путь к Гармонии.
Позитивный эффект творчества заключается в наполнении женщины энергией, развитию способности видеть красоту в окружающем мире, гармоничном, уравновешенном состоянии, повышении самооценки, самоуважения и уровня любви к себе и, как следствие, проекция этого эффекта в окружающий мир. Творчество лучшее лекарство от депрессии.
Женщина благодаря творчеству становится легкой, радостной, наполненной, таинственной, самореализованной, уверенной в себе, любящей, вдохновляющей и привлекательной.
«Пробуждение» креативности женщин и повышение их творческого потенциала – залог успешности здоровья семьи, здоровья общества.
Литература;
Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск, 1994
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
Бассин Ф. В., Прангишвили А. С., Шерозия А. Е. О проявлении активности бессознательного в
художественном творчестве // Вопросы философии. 1978. № 2. С. 57–69.
Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
Учебное пособие. Москва, 2001
Галкина Т. В., Савченко Т. Н., Мацкевич О. А. Синтез восточных и западных подходов в
психологической диагностике // Психология, практика, образование: формы и способы
интеграции: Сборник статей / Под ред. И. В. Блинниковой, Т. Н. Савченко. М.: Изд-во
«Институт психологии РАН» и «Высшая Школа Психологии», 2007. С. 223–242.
Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Л.; М., 1967.
Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. Минск, 1981.
Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: Изд-во «Институт
психологии РАН», 2004.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
А.Маслоу.- Мотивация м личность.-СПб.-2009
Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. СПб., 1995. С.165–181.
Савельев Ю.Ф. «Энергоинформационные поражения и защита от них», в сборнике «Оранжевая
долина», СПб.: Издательство А. Голода. 2010, с. 70-75
Савельев Ю.Ф. «Энергетическое дыхание». Журнал «Времена года» № 1, 2007, с. 36-39.
Савельев Ю.Ф. «Дыхательные биосенсорные практики при работе с людьми с
психосоматическими проявлениями» Отчет Научно-практической конференции с
международным участием «Дыхание. Здоровье. Успешность» 7-28 октября 2007 года в
Санкт-Петербурге.
Савельев Ю.Ф. «Современные средства восстановления здоровья методом развития творческой
деятельности на основе спонтанной живописи» — Альманах. Архетипические
Исследования. Октябрь 2010.
Савельев Ю.Ф. Биосенсорные практики выведения человека из кризисных психосоматических
состояний — Сб. БПА ноябрь 2010
Савельев Ю.Ф. Биосенсорный метод решения психосоматических проблем стимуляцией
творческой деятельности на основе создания стихотворных форм. хокку). Журнал
«Времена года» № 4.2010
Савельев Ю.Ф. Возможности арт-терапии в повышении психологической толерантности и
стрессоустойчивости (на примере биосенсорной спонтанной живописи). — Вестник Балтийской Педагогической Академии №100-2010. с 96-99.
Савельев Ю.Ф. Внутренний мир человека, как способность формирования личности –
Сб. БПА май 2011
Савельев Ю.Ф. Доклад « Биосенсорные методы стимуляции творческой деятельности на основе
биосенсорных практик» на Открытом Международном Конгрессе « Психика и
психические процессы как реальный фактор практики чудотворения» 25.06.2011
Савельев Ю.Ф. Трансперсональная биосенсорная цветотерапия, как эффективная психоррекция
стимуляцией творческой деятельности» — Сб. БПА февраль 2012
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962.
Художественное творчество. Сборник. Л., 1983. С. 105–122.
Guilford J. P. The nature of human intelligence. N.Y.: Mc-Graw Hill, 1967.
Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. 1965. P. 663–679.

15.04.2015


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *