ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества».

Говард Шин, Ph.D

Важнейшим психолого- педагогическим фактором правильного применения здоровьесберегающих технологий на практике является знание, умение и навык по обеспечению гармоничного формирования человека уже с детского возраста, причём главная задача в работе психолога-педагога обеспечить получение необходимого результата –здоровья, радости и гармонии в самом процессе такого непрерывного взаимодействия. Психологическое​здоровье​– это своеобразная гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, а также ментальными. Это индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу необходимо включать здоровьесберегающие технологии. Ведь современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть очень креативным. Поэтому в системе международного образования всё больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает всё большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Здоровьесберегающие технологии, всегда способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Деятельность психолога связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.
Поэтому учитывая основную цель психологического сопровождения: обеспечение психолого — педагогических условий для успешного обучения и развития каждого воспитанника на средней ступени образования. Перед всеми психологами,​встала​задача​психологической​поддержки​детей, направленная на сохранение психологического здоровья воспитанников.

Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:
— выявить​факторы,​которые​вызывают​стрессовые​ситуации​и невротические состояния у детей;
— комплектование​«группы​риска»​для​коррекционных​занятий; проведение занятий;
— создание благоприятного психологического климата в школе и семье;
— применение здоровьесберегающих технологий в работе.

Выявление​факторов,​которые​вызывают​стрессовые​ситуации​и невротические состояния у детей и даже у взрослого человека, ведь даже ещё специалистами не разработаны прямые методики, которые позволили бы изучить психическое здоровье. Хотя некоторые психологи в качестве показателя психического здоровья предлагают использовать степень адаптированности ребёнка к социуму и уровень тревожности.
Оценка показателей психологического здоровья проводится посредством предварительного тестирования детей, позволяющее выявить личностные нарушения, определить механизмы негативных воздействий на развитие воспитанников, а также сформировать «Группы риска» для коррекционных занятий.
Проводимое исследование, целью которого является изучение особенностей психического здоровья развития учащихся, показывает, что у большинства имеются не адекватные проявления эмоционального развития, кроме того, у некоторых школьников проявляется негативное отношение к школе и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости. В данном случае, такие реакции являются, своего рода, психологической защитой в новой социальной среде.

С целью коррекции эмоциональных состояний, развития познавательных процессов необходимо использовать психологические коррекционно-развивающие программы: «Познай себя», «В мире эмоций»,
«Волевая регуляция» (профилактика и снятие агрессии) и «Энергетика красоты, здоровья и долголетия». Развивающая и психокоррекционная работа с учащимися всегда направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для воспитанников школы-интерната проводятся отдельные групповые занятия, предполагающие активное участие ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции. Естественная склонность ребёнка к игровой деятельности, художественному творчеству, богатство детской фантазии побуждают психологов активно использовать в коррекционно-развивающей деятельности интерактивные, ролевые игры и креативные методы, в частности, технологии арт-терапии.

Традиционны в практике работы школы тренинговые занятия. Комплекс подобных занятий позволяет сформировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.
В своей профессиональной деятельности психологи-педагоги советуют применять следующие здоровьесберегающие технологии:
Игротерапия — метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.д.

Коммуникативные игры — игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.
Технология воздействия цветом (цветотерапия). Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) — техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах.
В процессе групповой работы используются приёмы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам всей программы:
• Определённые ритуалы приветствия и прощания;
• Эффективные дыхательные методики;
• Упражнения на развитие психофизической регуляции;
• Упражнения на развитие двигательной координации;
• Статические​и​динамические​упражнения​на​развитие выразительности мимики и жестикуляции;
• Упражнения​и​этюды​на​развитие​умений​соотносить​и отображать эмоциональные состояния;

• Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;
• Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных и экстремальных ситуаций;
• Релаксация и реабилитация человека.
Участие в таких занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся гораздо мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.
Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия и даже выживания в экстремальных условиях жизнедеятельности и окружающей среды.
Решающим фактором в возникновении невротических состояний у детей является неправильное воспитание и агрессивно-вседозволенная обстановка в семье.
Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдаётся следующим формам постоянной работы с родителями:
• Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Адаптация детей к условиям школы», «Психофизические возрастные особенности развития подростков»,
«Чтобы не опоздать: особенности суицидального поведения детей»,
«Причины детской агрессивности и методы её устранения» и т.д.), обеспечение специализированной психолого-педагогической литературой, а также памятки с рекомендациями по формированию необходимой психолого- педагогической культуры родителей;
• Индивидуальное консультирование по вопросам развития духовности, воспитания и обучения;

• Обучение агрессивных учащихся особым способам выражения гнева в достаточно приемлемой форме;
• Обучение воспитанников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам эмерджентной саморегуляции;
• Обучение воспитанников бесконфликтному общению с помощью психологических эмоционально-развивающих игр;
• Повышение самооценки для тревожных и неуверенных в себе детей;
• Обучение​воспитанников​навыкам​сотрудничества​и согласованным действиям в команде.
Рекомендуется систематически проводить научно-исследовательскую работу с детьми по научно-познавательному и патриотическому характеру в виде сочинений и проектных работ с конкретными полученными результатами.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем — успешному обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников показал: снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. Преодолены уже трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками, трудности в общении с учителями, трудности в сфере собственного самопознания, трудности в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослыми, действовать согласно заданному алгоритму и чётко выполнять все действия по образцу. Более того, рекомендуется сформировать необходимый перечень всех мероприятий (в виде отдельных планов работы) для учащихся, учителей и административного состава, а также для родителей.

I. План рекомендуемой работы с учащимися всех классов
школы
1. С учениками 1-х, 5-х, 8-х, 10-х классов в начале учебного года провести вводные адаптационные тренинговые занятия, для успешной адаптации к школе или к вновь сформированному коллективу (совместно с классными руководителями).
2. С учениками, испытывающими трудности адаптации, провести индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по следующим программам: «Новичок в средней школе» (5кл.); «Программа помощи первоклассникам с личностными и поведенческими проблемами».
3. В целях профилактики нарушений психологического здоровья провести классные часы по следующей тематике: «Как уберечься от стресса»;
«Мой портрет в лучах солнца»; «Самое дорогое, что есть»;
«Общечеловеческие ценности, их место в жизни каждого», «Я всё смогу и осилю».
4. Для профилактики переутомления и психологических перегрузок разработать ряд рекомендаций по проведению физкультминуток, упражнений по снятию напряжения глазных мышц, эмоционального и физического напряжения, переутомления; обучение антистрессовым приёмам и эмерджентным методам снятия напряжения.
Провести индивидуальные и групповые занятия по темам: «Я планирую свой день», «Я отвечаю за своё здоровье» (обучение методике нервно – мышечной релаксации, аутогенной и гетерогенной тренировки; применение метода символдрамы).
5. В целях профилактики насилия и обеспечения психологической безопасности нужно провести воспитательные часы: «Опасный путь»,
«Познай себя», «Самое дорогое, что есть», «Как не попасть в неприятную ситуацию», «Безопасность личности», «Всемирный проект без войн и насилия» (ЮНИСЕФ – ЮНЕСКО).

6. Подготовить и провести коррекционно – развивающие занятия по программе «Профилактика девиантного поведения подростков» для учащихся, состоящих на внутришкольном индивидуальном контроле.
7. Подготовить и провести индивидуальные и групповые занятия по программе помощи подросткам с личностными и поведенческими проблемами «Грани моего Я», «Дорога», «Круг воли», «Шаги к уверенности и справедливости», «Гармония личности».
8. Осуществить стендовое информирование «Практическая психология для подростков», «Осторожно – конфликт!», «Возможности достижения состояния психологического комфорта», «Как управлять своими эмоциями»,
«Радость и счастье».
9. Разработать необходимые рекомендации для учащихся, обратившихся с вопросом или проблемой к психологу через «Почту доверия».
10. Для учащихся 9 – х, 11- х классов подготовить и провести классные часы, тренинговые занятия, групповые и индивидуальные консультации по темам: «Психологическая подготовка к ЕГЭ», «Стратегии подготовки и сдачи ЕГЭ», «Успешно сдаём экзамены», «Способы саморегуляции», «Тренируем память», «Режим моего дня», «Здоровья, счастья и удачи – Пусть будет так, а не иначе!».
11. Для исследования психологического климата в классных коллективах можно использовать методы социометрии по методу М.Р. Битяновой; метод исследования отношений Дембо — Рубинштейна; проводить исследование индивидуальных особенностей учащихся ( «Опросник EPI»,
«Определение модальностей», «Тип личности человека»); для диагностики тревожности и её составляющих использовать тест «Определение уровня тревожности» Филлипса; для исследования направленности индивида и системы его отношений, использовать тест «Незаконченные предложения»; для исследования психологических свойств и состояний личности опросник «САН», тест «Определение способов преодоления эмоционального дискомфорта», методику оценки эмоционально – волевых качеств, тест

Люшера; методики изучения особенностей нервной системы, интеллекта –
«ШТУР»; методики изучения мотивационной сферы и направленности личности: «ДДО», «ДДЧ», «Карту интересов» и методику Голланда .

II. Работа с преподавателями
1. Подготовить и провести с классными руководителями вновь сформированных классов (1,5,8,10) обучающие семинары по проведению адаптационных занятий в своих классах: «Введение в школьную жизнь»,
«Новичок в средней школе», «Адаптационный тренинг во вновь сформированных классах», «Всегда готовы!».
2. Создать тематический лекторий:
«Особенности развития детей седьмого года жизни»;
«Особенности психического, личностного развития школьников при переходе из начальной школы»;
«Способы снятия психоэмоционального напряжения»;
«Готовность к обучению в средней школе и её составляющие»;
«Роль учителей по предупреждению суицидальных случаев среди школьников»;
«Как предотвратить жестокое обращение с детьми. Эмоциональное и психологическое насилие».
3. Подготовить и провести семинар – практикум «Индивидуальные особенности школьников».
4. Подготовить и провести профилактическую работу с использованием информационных листов, наглядности: «Как управлять эмоциями», «Правила эффективного общения», «Антистрессовые приемы»,
«Заповеди построения гуманистического контакта с детьми», «Правила эффективного общения», «Стиль педагогического общения», «Принципы международного взаимодействия».
5. Подготовить и провести индивидуальные релаксационные занятия для снятия напряжения, обучить способам эффективной саморегуляции по

программе «Образы здоровья» (сентябрь — декабрь), а также воспользоваться рекомендациями по здоровьесберегающим технологиям от Государственной Программы РФ «Здоровье нации» (постоянно).

III. Работа с родителями
1. Проводить индивидуальные и групповые консультации, лекции по темам:
• «Психологические​особенности​детей​данного​возраста»​(все возрастные категории учеников);
• «Тепло родного очага» (профилактика суицида);
• «Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка»;
• «Как помочь своим детям подготовиться к экзаменам».
2. Проводить​индивидуальные​консультации​для​оказания неотложной помощи, психологической поддержки, родителям, оказавшимся в
«сложных» взаимоотношениях со своим ребёнком.

3. Подготовить и провести общешкольные родительские собрания:
«Психологические особенности первоклассников»
«Профилактика деструктивного поведения подростков»
«Социально – психологическая готовность к школьному обучению – её составляющие»
«Все начинается с семьи»
«Особенности перехода учащихся в среднее звено»
«Освещение значения изучения интеллектуального развития учащихся для профессионального самоопределения»
«Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам»
4. Посещение классных собраний по запросу.
Заключение​по​результатам​проведённых​психологических исследований:

1. Уровень психического здоровья определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности применён «Тест школьной тревожности Филипса».
Результаты диагностики показали, что к 16-летнему возрасту проблемная нагруженность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. Наибольшую нагруженность проблемами имеют подростки в возрасте 11–13 лет. При благоприятных условиях и поддержке со стороны окружения эти дети будут испытывать достаточный психологический и социальный комфорт. У учащихся начальной школы среди факторов тревожности преобладает страх ситуации проверки знаний и несоответствие ожиданиям окружающих. Наименее ярко выражены переживания социального стресса, что говорит о благоприятном школьном эмоциональном климате.
2. Для определения степени комфортности учащихся во вновь сформированных классных коллективах рекомендуется провести тестирование по методике Дембо – Рубинштейна (итоговое – апрель- май).
3. Для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения можно использовать опросник САН (для обследования детей с личностными и поведенческими проблемами и проведения коррекционно – развивающих занятий для детей с орфанными заболеваниями).

Список литературы
1. Лукоянов В.В. Познай себя. Энергетика красоты, здоровья и долголетия. –СПб,1993. – 66 с.
2. Субетто А.И. Самосозидание через научное познание (опыт автогносеургии) научно-философское эссе / Под научн.ред.д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб. Астерион, 2017. — 110 с.
3. Субетто А.И., Джаясекара П. Шанти, Лукоянов В.В. Ноосферно- Космическая гармония – СПб.: Астерион, 2014. – 20 с.

4. Субетто А.И., Джаясекара П. Шанти, Лукоянов В.В. Ноосферизм – новая обобщающая научная идея и новая парадигма история человечества (Россия – Шри-Ланка — Великобритания): научный доклад на IX Всемирном Научном Конгрессе / под науч. Ред. д.э.н., проф. А.А.Горбунова. – СПб.: Астерион. – 2017. – 100 с.
5. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981.
– 278 с.
6. О.Нил Дж. Парадокс успеха. Обратная сторона совершенства. М.: София, 2008. – 383 с. ТЕХНОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества».


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *