МОДИФИКАЦИЯ ДРЕВНЕГО МАВАНДУЙСКОГО КОМПЛЕКСА ЦИГУНА
Prof. Zhanat Kozhamzharov, PhD, Grand PhD., Academician, Professor
Эта статья написана с истинным чувством глубокого уважения ко всему китайскому народу, его уникальной витальной силой и восхищением древней культурой, наукой и искусством Китая. Самоназвание Китая – «Срединное государство» — объясняется тем, что китайцы издревле считали, что они находятся в центре Мира, однако это не совсем так. Действительно первоначально в середине – конце первого тысячелетия до нашей эры под этим названием подразумевалось не какое-то конкретное государственное образование, а многочисленные царства, находившиеся на Центральной равнине – «Срединные царства» или «Царства Срединной равнины». Тем самым их отличали от южных царств, которые располагались на территории современных южных провинций, преимущественно Гуанчжоу и Фуцзянь. Уже потом название «Срединное государство» стало соотноситься с конкретным государством, которое и стало известно во всём мире как Китай.
Истоки происхождения русского названия «Китай» до сих пор недостаточно ясны, хотя полагают, что происходит оно от названия народности «кидани» или «китай» (по –китайски – цидань), под которым объединялись племена монгольской группы – племена восточных Ху, которые проживали в древности в районе Монголии и Маньчжурии. Кидани создали своё мощное государство Ляо в 907-1125 гг., отторгнув от Китая ряд территорий, в частности провинции Хэбэй и Шаньси. В 15 веке часто для Северного Китая использовались название «Китай» и его производные, а для Южного – Чина (Хина). Так, например, русский путешественник Афанасий Никитин (1470-е гг.) использовал название «Чина» для Южного Китая, а «Кита» — для Северного. Китайскую Народную Республику нельзя путать с Китайской Республикой (Чжунхуа Миньго). Китайская Республика была основана в 1911г. и, как следует из официальной позиции КНР, существовала до 1949 г. Однако власти острова Тайвань и сегодня называют себя Китайской Республикой, то есть считают, что это государство не прекратило своего существования. По официальной же версии Тайвань является частью КНР, а именно одной из её провинций. Это – очень жёсткая позиция, поэтому всегда необходимо быть очень аккуратными в отношении названия Китая и чёткой официальной позиции этого государства применительно к Тайваню. Полное официальное название страны Китая – Китайская Народная Республика (КНР) была официально провозглашена 1 октября 1949 года, и этот день является и в настоящее время национальным праздником КНР. По-китайски КНР звучит как «Чжунхуа жэньминь гунхэго», а Китай – «Чжунго», что переводится как «Срединное государство» или «Центральное государство».
В 1973 году в ходе раскопок захоронения № 3 в районе Мавандуй (г. Чанша, пров. Хунань), относящегося к периоду династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г.н.э.), была обнаружена «Схема «ведения и привлечения (ци)» (даоиньту), выполненная в цвете, на шёлковой ткани, а также «Заметки о том, как обходиться без еды и питаться ци». На основе этих археологических находок нами была разработана «мавандуйская система «ведения и привлечения ци». При дальнейшей разработке этой системы также использовались другие, как древние, так и современные методики «ведения и привлечения ци».
Воздействие, оказываемое применением этой системы цигун, основано на «открытии» активных точек, когда «ци и кровь» мысленно направляются из точки цзуцяо в точку шэньцюэ. Эффективность упражнений будет выше, если их выполнять в период с 23 до 1 часа или с 11 до 13 часов. При правильной организации занятий приблизительно за две недели может быть сформирован «поток сознания шэньцюэ» различной интенсивности, который, распространяясь по телу, обеспечивает бесперебойную циркуляцию ци и крови во всем организме, уравновешивает силы инь и ян, способствует «единению неба, земли и человека», вводят его в состояние душевного равновесия, создаёт прекрасное настроение, вызывает «ощущение сверхпокоя», регулирует работу коры головного мозга и создаёт условия для её полноценного отдыха. В результате в полной мере активизируется «жизненная информация», накопленная «изначальным духом». Данный комплекс состоит из подготовительного и шести основных этапов.
Подготовительный этап
Перед занятием необходимо максимально опорожнить кишечник и мочевой пузырь, избегать перевозбуждения, воздержаться от курения и употребления крепкого чая и кофе. Следует избавиться от посторонних мыслей, расслабиться и сосредоточиться. После этого можно приступать к дальнейшей подготовке, помня о том, что «мысль ведёт ци, ци следует за мыслью, форма способствует реализации скрытых возможностей». Начинать «удаление мутной и набирание чистой ци» можно лишь тогда, когда в «ведении и привлечении ци» достигнута определенная степень отработанности. «Удаление мутной и набирание чистой ци» осуществляется следующим образом. «Истинная ци» ведётся из точки байхуэй в точку юнцуань, а затем из точки юнцуань — в «центр Земли», в результате чего и происходит удаление «мутной ци» из «истинной ци». Одновременно с этим «чистая ци», которая тоже находится в «истинной ци», поднимается в точку цзуцяо, расположенную между глазами. В это время может наступить различное по интенсивности «прояснение сознания», которое проявляется в ощущении «естественного покоя», «полного расслабления тела», «возвращении к изначальному». Иными словами, наступает состояние отрешенности, когда «внешнее и внутреннее сливаются воедино». Как написано в трактате «Цинцзин цзин»: «Внутри созерцаешь душу, снаружи созерцаешь форму, (а) форма бесформенна, вдали созерцаешь предметы, (а) предметы отсутствуют».
Только после этого можно начинать выполнение комплекса.
Этап 1. Небесные одежды не имеют швов
Порядок выполнения упражнения
Завершив подготовительный этап, поверните обе руки ладонями вверх и синхронно поднимите их вдоль боковых поверхностей туловища до темени. Сначала направляйте ци в темя через точку байхуэй, а затем через заушную область, шею, грудь в точки шэньцюэ, хуэйинь и далее через носки и пятки в «центр Земли». Выполнить девять раз.
Примечание
При выполнении упражнения надо стремиться к тому, чтобы положение тела и движения рук были согласованы с движением ци. Представьте, что вы после трудового дня принимаете водные процедуры, водой оптимальной температуры, «омываете душу и тело». Вообразите, что вас нежно обволакивают «небесные одежды без швов», сотканные из «истинной ци» и свежего воздуха. Во время выполнения упражнения движения не обязательно должны достигать тех точек, которых достигает «мысль». Если же «одежды покрывают носки ног», то руки продвигаются только до уровня глаз, а затем возвращаются в исходное положение. Если же «одежды покрывают пятки», то руки достигают только шеи, а «мысль» ведёт ци от ушей через грудь, точки хуэйинь, юнцуань до «центра Земли».
Этап 2. Преломить инь, вернуть ян
Порядок выполнение упражнения
Выполнение второго этапа начинается сразу вслед за предыдущим. Выполните упражнения подготовительного этапа. Медленно поднимите ладонь правой руки («ладонь ян») вдоль поверхности туловища справа таким образом, чтобы кончики пальцев были направлены на звёзды, луну, электрическую лампу, свежие цветы или любой другой красивый предмет. Вызовите ощущение тепла в ладони левой руки («ладонь инь»). Поднимите левую руку вперёд по дуге до места соединения лобковой кости таким образом, чтобы точка лаогун оказалась строго напротив точки хуэйинь. Продолжайте поднимать руку через точку шеньцюэ до точки цзуцяо. Сделайте короткую паузу и ведите ци, начиная с точки цзуцяо, через точку шэньцюэ до точки хуэйинь (это и есть «преломление инь, возвращение ян»). Аналогичным образом упражнение выполняется и с правой стороны туловища. Выполните его девять раз.
Примечание
Это упражнение, взято из схемы 6 «Преломление инь» «Схем ведения и привлечения ци», найденных при раскопках в районе г. Чанша. Во время выполнения упражнения «душа и тело» должны продолжать расслабляться, сосредоточенность – возрастать. Только при выполнении этих условий можно заставить ци перемещаться между точками цзуцяо, шэньцюэ и хуэйинь, добиться равновесия между инь и ян.
Этап 3. Небесный круг Великого предела
Порядок выполнения упражнения
Выполнение третьего этапа начинается сразу вслед за предыдущим. Выполните упражнения подготовительного этапа. Руки, согласуясь с движением мысли, слева направо очерчивают линию, делящую Знак Великого предела пополам. При этом точка шэньцюэ рассматривается в качестве центральной, а точки байхуэй и юнцуань — в качестве полюсов. Мужчины выполняют упражнение левой рукой, женщины – правой. Свой организм и Знак Великого предела мысленно соединить в единое целое. Выполнить девять раз.
Примечание
Во время выполнения упражнения надо добиваться, чтобы «движения рук и мысли» согласованно очерчивали Знак Великого предела. Упражнение регулирует работу всего организма, снимает психическое напряжение.
Этап 4. Проникнуть в Срединный дворец
Порядок выполнения упражнения
Выполнение четвёртого этапа начинается сразу вслед за предыдущим. Выполните упражнения подготовительного этапа. Подведите обе руки к груди. Массируйте грудь вдоль срединной линии, область подмышками. Выполнить девять раз.
Примечание
Во время выполнения упражнения движения выполняются только сверху вниз. «Мысль» ведётся от «небесных тел» (сверху), до «центра Земли» (внизу). Это упражнение способствует не только «единению неба, земли и человека», но формированию устойчивой походки, когда «верх опустошен, низ наполнен». Упражнение предупреждает развитие болезней сосудов головного мозга, гипертонии и коронарной недостаточности.
Этап 5. Благодать орошает темя
Порядок выполнения упражнения
Выполнение пятого этапа начинается сразу вслед за предыдущим. Выполните упражнения подготовительного этапа. Одну руку (мужчины – левую, женщины – правую) подведите к голове таким образом, чтобы ладонь оказалась повёрнутой к точке байхуэй; другую – подведите к точке юйчжэнь и зафиксируйте ладонь напротив неё. Выполняйте круговые движения. Мужчины сначала выполняют движение по часовой стрелке, а затем — против часовой стрелки. Женщины выполняют упражнение в обратной последовательности. Выполнить девять раз.
Примечание
Общее требование заключается в том, чтобы точка лаогун была спроецирована на соответствующую точку на теле. Должно возникнуть ощущение, что «точки соприкасаются и не соприкасаются, что ладонь прижата и не прижата». Надо стремиться к тому, чтобы вращательное движение рук и «движение мысли» осуществлялись согласованно. Внимательно следите за тем, чтобы не касаться волос и тем более кожи головы. После окончания выполнения круговых движений вновь добейтесь ощущения, что «точки соприкасаются и не соприкасаются», что «ладонь прижата и не прижата».
С помощью этого упражнения можно быстро нормализовать работу нервной системы, активизировать накопленную «жизненную информацию» и проявить скрытые возможности человеческого тела.
Этап 6. Изначальный дух возвращается в лоно
Порядок выполнения упражнения
Выполнение шестого этапа начинается сразу вслед за предыдущим. Выполните упражнения подготовительного этапа. Упражнение выполняется, лёжа на боку, расслабившись. Левую руку, подведите к точке шэньцюэ и слегка прижмите областью точки лаогун. Правую руку подведите к уху так, чтобы мочка уха оказалась между большим и указательным пальцами («подпереть мочку уха областью хукоу»). Затем выполнятся следующие действия: «наблюдать цяо» (переводить взгляд с точки цзуцяо на точку шэньцюэ), «считать дыхание» (считать про себя от одного до девяти четыре раза), «слушать дыхание» (всем телом прислушаться к звуку своего дыхания), «ощущать сверхпокой» (представьте себя в лодке с «книгой реки Ло» в руках переправляющимся сквозь туманную дымку над спиной дракона р. Хуанхэ к Фэнлай сяньгэ и обратно).
Примечание
Это — упражнение высокого уровня, в результате выполнения которого «изначальный дух возвращается в лоно». Выполнение этого этапа должно основываться на базе прочных навыков. Это упражнение, кроме полного сосредоточения, абсолютной точности действий, «слияния человека с небом», требует уединенной обстановки и свежего воздуха. Только выполнив эти требования, можно глубоко погрузиться в «ощущение сверхпокоя». «Поток сознания шэньцюэ» будет неиссякаем. Активизировавшийся «изначальный дух» успокоится и «вернётся в лоно». Упражнение не только не вызывает «отклонений», но и может открыть в человеке особые способности.
Список использованных источников
1) Маслов А.А. Китай без вранья – М.: РИПОЛ классик, 2015. – 288 с.- (Заграница без вранья).
2) Лукоянов В.В. Познай себя. Энергетика красоты, здоровья и долголетия. – СПб, 1993. – 66 с.
3) Тун Юаньцзе Мавандуйский комплекс цигун – М.: «Цигун и спорт», 1992, №4. — 64 с.
4) Цан Даулай Чань-Ми Гун Тренировка жизненной энергии – ци в буддийской традиции – СПб, издательство «Финансы и статистика», 1992. – 32 с.
5) Цан Даулай Китайская цигун-терапия – М.: Энергоатомиздат, 1991. -67 с.
6) Дубровин Д.А. Трудные вопросы китайской медицины – Л.: Аста-пресс 1991. – 112 с.
7) Джексон Адам Десять секретов Здоровья/ Перев. с англ.- М.: Издательский дом «София», 2006. — 144 с.
8) Воронов И.А. Тайна 72-х воинских искусств Русского «Апокалипсиса» — СПб.: Атон, 1998. – 384 с.
9) Насонова Л.В. Хочу поделиться, или семейные секреты исцеления, Книга 1 – М.: Золотая библиотека здоровья, журнал «Физкультура и спорт», Альманах (выпуск 11-й), 1995. – 224 с.
10) Воронов И.А., Куликова З.В., Курганский Ю.Н. Древнекитайская психомоторная гимнастика ДАО-ИНЬ и её военный вариант: Методич.пособие. – СПб.: ЛНПС ЦСМ, 1996. – 279 с.
11) Абаев Н.В., Горбунов И.В. Сунь Лутан о философско-психологических основах «внутренних» школ у-шу. – Новосибирск: Наука, 1992. – 224 с.