Психологическая матрица производных живых систем

Автор: Сорокин Олег Наумович,
Гранд-доктор философии, доктор психологии, полный профессор
Аннотация: В работе рассматривается иерархия взаимосвязей разумных биологических живых систем (РБЖС) с производными от их жизнедеятельности живыми системами (ПЖС).

Науке известен тот факт, что эволюция всего живого подчинена единой системе законов симметрий и принципа порядка. Поэтому рассматривать психологические проявления развития Живых Систем, а также психологические свойства проявлений Производных Живых Систем в бесчисленном Мире Вещей нужно через гносеологию вопроса.
Из «Основополагающей психологической матрицы» вытекает, что развитие Производных Живых Систем, так же имеет аналогичные этапы эволюции, как и особи, образуя в себе системы жизнеобеспечения. Они проходят периоды рождения и становления, старения, смерти или обновления, нарабатывают навыки, развивают защитные функции и управленческие системы, а так же формируют общественные ценности, мышление и сознание, тем самым, обеспечивая удовлетворение потребностей (инстинктивных, чувственно-эмоциональных, интеллектуальных и духовных). Формирование сознания (например: общественное сознание), так же, как у особи, проходит этапы развития от интуитивного сознания, построенного на вере (возникновение религии и института церкви), через хилотропное сознание (философия материализма или рационализма) – уровень разума, к холотропному сознанию – объемному мышлению и целостному миропониманию, уровень духовного сознания. Надо отметить, что при формировании общественных институтов возникает потребность в идеологии. Идеология — есть продукт психологического иммунитета, и отражает здоровье нации. Отсутствие идеологии есть признак психологического кризиса системы или неразвитости общества.
Все этапы общественного развития проходят через формирование нравственности и морали, через этику к духовности, которая выражена основными Принципами Порядка, где связующей нитью является Принцип Взаимодействия. И общественное сознание проживает эволюцию от родовых, племенных отношений, через рабовладельческие, феодальные, капиталистические отношения, до вульгарно-демократических отношений. Тем самым, приобретает опыт (на уровне инстинкт-нравственность), через оформление чувственной системы общепринятых эстетических ценностей (красиво – не красиво, нравится – не нравиться) к эталонам этики через призму общепринятых норм поведения – мораль. Далее, производная живая система приобретает навыки избирательности (система разума – этика). Выбор формирует ответственность за свой народ, проявляя заботу о каждой особи, а так же сохраняет и развивает производные живые подсистемы: семью, коллектив, партию, всевозможные институты и аппараты. Возникает потребность в регламентации жизнедеятельности через сонм политических, экономических, торговых и военных законов, определяющих взаимоотношения между такими же производными живыми системами (ПЖС), т.е. соседями. Рождаются внутренние производные системы (подсистемы) – институты культуры, науки, образования, а так же юридические, политические, экономические и военные. Проявляясь, Производная Живая Система постоянно балансирует между «добром» и «злом». Она осваивает главный закон жизнедеятельности Живых Систем – Неустойчивое Равновесие, что отражается в идеологии. Хотя мы понимаем, что это всего лишь другой уровень проявления все тех же инстинктов выживания и самосохранения.
Но вот, что интересно, – особь, в развитии производных живых систем, общества или государства, берет на себя функцию «рецепторов», реагирующих на внешний и внутренний «раздражитель» и подающих своим поведением сигнал в «мозг» ПЖС – аппарат управления. Здесь ясно вырисовывается закон преемственности ролевых функций. Но, перекладывая часть функций особи на функциональный аппарат ПЖС, особь непременно теряет энергоинформационную составляющую. Точнее, она переходит в потенциальное состояние. Это переориентирует оперативные функции психики, изменяет этические и нравственные ценности, затрагивает психологический и генетический энергоинформационный потенциал особи, у которой изменяется вектор оптимального проявления и жизнестойкость, ибо меняется функциональность (сообща жить легче) и, подчас, ослабляется психологический иммунитет через ослабление ответственности. Здесь проявляется принцип паразитирующего состояния. Когда все устремления особи сводятся, в конечном счете, к комфортности с наименьшими усилиями. И чем сильнее развита производная живая система, тем слабее особь.
Вспомним, – Римская империя пала под натиском «варваров», так как и сама ПЖС в процессе развития атрибутов цивилизации наращивает комфортность, порождает инертность и, как следствие, снижение потенции жизнестойкости. Патология Этики в развитии «разума» производной живой системы порождает четыре основные группы внешних сигналов-раздражителей, которые способствуют регенерации ПЖС, ее мутации или гибели (Рис. 1).

Порядок перечисления их не случаен. В основе заложен принцип проявления психогенетического, т.е. энергоинформационного кода живых систем – «Быть!». Нетрудно понять, сравнивая данную четверичную модель проявлений ПЖС с таким же «основанием» «Универсальной Матрицы Живых Систем» и увидеть связь между ними и рычаги управления (манипуляции) при пограничных состояниях проявления: Агрессия – война, Голод – революция, Размножение – катастрофа, Экспансия – эпидемия.
Агрессия, как начальная форма психической энергии, при примитивной форме развития особи или ПЖС проявляется через насилие, что мы и наблюдаем у всех видов и подвидов растительного и животного мира (и людей в том числе). Это обусловлено инстинктами выживания и отсутствием развитого аппарата мышления и проявленного сознания. Отсюда, война, как форма проявления ПЖС является показателем уровня развития государства, партии или общества (общественного, политического строя). Война создает цепную реакцию для последующих проявлений в системе следствий: голод – возможность бунта, протеста, революции, падение репродуктивных функций, а так же проявляет экспансивный характер. Вспомним лозунг большевиков в период первой мировой войны: от войны к революции. Война сама по себе и, тем более революция есть катастрофа для той формы ПЖС, которая создала ошибочные условия «жизнеобеспечения» и породила выше обозначенные проявления и носит эпидемиологический характер для всех ее соседей. Такая политическая система не конструктивна. Воинственность есть следствие неразвитости системы, возможно, является показателем заболевания системы, или патологии. И если это становится основной формой проявления политики ПЖС, то, вследствие психологического износа, происходит накопление усталости и распада (гибели) – это дело времени. Известно, что все войны порождают эпидемии и падение рождаемости. Война уносит жизни, обрывает развитие рода и исчезновение целых наций. Длительные войны вследствие отсутствия рождаемости не воспроизводят нового поколения, что неминуемо скажется во всех аспектах жизнедеятельности ПЖС в ближайшем, «послевоенном» будущем.
Революции, как следствие «голода» основной массы производительных сил порождают внутренние войны (гражданская война). В основании любой революции, заложена классовая ненависть, т.е. нетерпимость. Затухание рождаемости, как и вспышка рождаемости, в их крайних проявлениях, доведенных до абсурда, приведет все к тем же цепным реакциям: голод, эпидемии, бунты и, как следствие, к внутренним войнам или сформирует криминогенную обстановку внутри ПЖС. Ослабленное ПЖС может стать объектом для нападения со стороны «соседей». Эпидемии проявляют все выше перечисленные следствия и без каких-либо «шумных» методов. И не трудно догадаться, что последствия могут быть тотальными.
Основным психологическим переживанием, эмоциональным проявлением жизнеобеспечения и самосохранения является страх. Страх – это чувство, порождение инстинкта самосохранения. Мы уже обозначали, что страх, по законам психолингвистики, – это начало бессмертия. Все четыре катаклизма вызывают три основные психологические реакций – это борьба, страх и паника.
Борьба является атрибутом для всех военных действий, а так же является единственным, позитивным эмоциональным состоянием для класса «неимущего» в период революции, тогда как для класса «имущих» основными являются уже два проявления – это борьба и страх (страх потерять все). Но страх является основным позитивным чувством во время катастрофы. Он подвигает особь к мерам максимальной безопасности.
Катастрофа так же порождает двойственное (в равной мере) эмоциональное состояние, где имеют место чувства – страх и паника. Но, именно паника имеет приоритет над всеми эмоциональными состояниями в период эпидемий. Жизнь, как неоспоримая ценность любых живых систем, обеспечивается только при развитой системе самосохранения, сигнальной системой которой является чувство – страх. Он и толкает особь к активному противостоянию, т.е. к борьбе. Если эмоциональное поле засеяно паникой – пожнешь смерть. Жизнь и смерть есть проявление единого, целого – бессмертия, которое выражено через воспроизводство ПЖС. Оно является латентной, потенциальной информацией.
Для нас с Вами важно выделить чувственно-эмоциональный адаптер психологического иммунитета (Рис. 2), который нам позволит создать предпасылку для формирования принципиально другого мировосприятия, а стало быть мышления и творческого проявления как Разумных Живых Систем, так и Производных от их жизнедеятельности Живых Систем.

Мы сложили психологическую матрицу свойства производной живой системы коллективного характера – государства, Матрицу «Бессмертия» (Рис. 3). Таким выглядит мир людей в эксцентричных, но закономерных проявлениях. Возникает мутная волна безысходности, если ты слаб. Но появляется улыбка, когда читаешь приговор: эволюция Производных Живых Систем – исторически сложившийся путь развития сообщества людей. Достаточно сказать, что «историю» пишет «победитель». А «мутная вода» нужна тайным «управителям». Поэтому, написанная история – уже не факт, а «легенда» (слово используется в контексте спецслужб).

Автор сознательно избегал в этой статье использовать такие понятия как человек, человеческое общество, человечество. Наверное, пора перестать авансировать честолюбие людей, ибо Человеком еще нужно стать. Выше приведенная матрица отразила психологию построенного людьми общества: по образу и подобию своему. Во всех мифах, легендах, былинах, сказаниях и сказках отражено множество разумных и высоко сознательных народов, которых люди называли «нелюдь». Оглядитесь, ведь кроме людей на Земле, «на прекрасной Арде» (так называли нашу планету Эльфы Толкина) нет сегодня никого, кто, якобы, угрожал нашему биологическому виду. Разрушал наши города, убивал детей и стариков, попирал наши идеалы. Где же та Нелюдь? И кто же мы? Ведь не далёк тот день, когда люди назовут Человека – нелюдью. «И подул сильный Ветер, и люди превратились в обезьян» [2]. Так гласит самый древний южноамериканский миф известный науке, где любому ученому мужу ясно, что так обозначена психическая эпидемия – Ветер, которой, задул разум когда-то нашим предшественникам.
Литература
1. Bell J.S., Physica, 1 (1964) 195; ‘t Hooft G., Found. Phys. Lett., 10 (1997) 105; Class. Quant. Grav., 16 (1999) 3263; также важные для нас результаты можно найти в монографии: Nicolis G., Prigogine I., “Self-organization in non-equilibrium systems”, Wiley-Interscience, N.Y., (1977).
2. Мишель Монтень, т.2, 1991 стр. 114
3. Самойлов В.Н. «Преодоление психофизического дуализма». Докторская диссертация. – СПб.: МУФО, 2003.
4. Smuts J.C., “Holism and Evolution”, N.Y., (1926); 2-nd ed., L., (1927) 218.
5. Сорокин А.О. «Матрица фундаментальных взаимодействий». – Сборник «Проблемы исследования Вселенной». Выпуск 28. / Ред. Смирнов А.П. – СПб: Акционер и К°, 2004. – 516с.
6. Сорокин О.Н. «Психологическая матрица замысла». – Сборник «Проблемы исследования Вселенной». Выпуск 28. / Ред. Смирнов А.П. – СПб: Акционер и К°, 2004. – 516с.
7. Сорокин О.Н. «Матрица психофизического холизма» – Сборник «Проблемы исследования Вселенной». Выпуск 29. / Ред. Смирнов А.П. – СПб: Осипов, 2005. – 441с;
8. Сорокин О.Н. Монография ISBN 978-5-600-00088-9. «Философский камень или философия психофизического холизма. Методология познания – матрица». СПб, 2013 год

No Comments

Post a Comment