«Фундаментальные науки и различные искусства в свете «Философии взаимодействия» – «Философии Мира»

«Фундаментальные науки и различные искусства в свете «Философии взаимодействия» – «Философии Мира»

Послание для президента Франции

shanti0073sm
Санти П. Джаясекера,
photo-izeiov-33
А.Н. Иезуитов

«Фундаментальные науки и различные искусства в свете «Философии взаимодействия» – «Философии Мира».

Уважаемые коллеги!

Как мы все хорошо видим, современное человечество стоит перед лицом разнообразных и новых геополитических, экологических и интеллектуальных вызовов. Это происходит в условиях глубокого системного кризиса, по сути своей, вызванного кризисом традиционных философских представлений о реальности (материализм, идеализм, дуализм, агностицизм…) все они, по существу, являются односторонне-ограниченными и уже позитивно не «работают» в новых исторических условиях, когда, несоизмеримо с прошлым, расширились и углубились наши представления о микромире (элементарные частицы), и макромире (Космос), по природе человека и его многообразной деятельности, материальной и духовной, обострились разнообразные конфликты в мире, в основе которых лежит «Философия насилия».
Жизненно необходима в настоящее время именно «новая философия», которая позволит познать сущность ещё не познанного, дать ему научное объяснение и наметить принципиальные ориентиры для успешной и многообразной человеческой деятельности, материальной и духовной, содействующей делу мира во всём мире.
Такая философия уже существует. Это «Философия взаимодействия» («биализм») – принципиально новая и действенная философия 21 века, подлинная «философия мира», созданная проф. А.Н. Иезуитовым (ныне проректор МУФО и вице президент МВУС) ещё в 1992 г. (т.е. более четверти века тому назад) и уже получившее заслуженное признание у всемирной научной общественности.
Работы А.Иезуитова, в которых он излагает ФВ, представлены на нашей выставке. ФВ лежит в основе деятельности МУФО и МВУС.
ФВ исходит из того, что в реальности не существует никакой «Первичности» и «Вторичности» материального или духовного начал. Это соответствует самой реальности, «бинарной» в своей основе.
Реальность представляет собою «бинарное» взаимодействие материального и духовного начал как начал суверенных. При этом одного начала в принципе не существует вне и без другого. Всё материальное, так или иначе, и в той или иной мере, духовно значимо. Всё духовное имеет то или иное материальное выражение. Духовность никем и ниоткуда не вносится в реальность. Духовность представляет собою внутреннюю установку (предрасположенность, готовность), органически присущую всем реальным явлениям, природным и созданным человеком и, естественно, самому человеку, т.е. явлением, существующим вне и не зависимо от своего восприятия, и ориентированную на материальное выражение, самое разнообразное.
И в элементарных частицах (квант), и в Космосе, как взаимодействии материального и духовного начал, доминирует начало духовное, которое не поддаётся непосредственному материально-количественному измерению и в то же время является количественно-значимым по своему реальному восприятию человеком и по результату своего реального воздействия на человека. Духовность по природе своей вечна, бесконечна, всеобща и всепроникающа. Вместе с тем в реальности она, в известной мере, так или иначе ограничена материальным началом как своим носителем.
Материальное воспринимается непосредственно чувственно; материально; Духовное – внутренним ощущением; духовно. Взаимодействие — есть взаимодополнение, взаимообогащение, взаимоуточнение и частичный взаимопереход друг в друга различных начал, в конечном счёте материального и духовного.
Взаимодействие, в принципе, не совместимо ни с каким насилием и принуждением, материальным и духовным, внешне и внутренне противостоит им. Именно взаимодействие – реальное и важнейшее условие и реальный путь для сохранения и укрепления мира на Земле.
ФВ может составить принципиальную основу и фундаментальной науки, и различных видов искусства, реально способствуя укреплению ими дела Мира.
Фундаментальные науки познают и объясняют глубинную сущность реальных явлений. В то же время фундаментальные науки очень широко, многообразно и даже оперативно практичны. Фундаментальными науками были открыты электродинамика, радио и лазер, сразу же ставшие практически очень нужными людям. ФВ реально помогает в познании и объяснении кванта, Космоса, гена, термояда, таких явлений, как цунами («Волны-убийцы»), авиакатастрофы и т.д., оперативно делают фундаментальные открытия практически полезными.
Фундаментальные открытия генетически малозатратны. Прикладные науки при своей реализации гораздо дороже фундаментальных (особые оборудования и т.д.) и при этом диапазон их практического применения существенно ограничен, по сравнению с наукой фундаментальной, основополагающей для прикладных наук.
Показательно, что во всех реальных явлениях, природных и созданных человеком (например микроэлектроника), присущее им духовное начало играет важную и, даже во многих случаях, определяющую роль. Однако традиционной философией и основанных на ней науках и искусствах фактически не принимают это во внимание, что делает их в значительной мере односторонне-ограниченными для собственного существования и развития и для применения в человеческой жизни во имя и в целях сохранения и укрепления Мира на Земле.
С точки зрения ФВ, духовность нельзя никаким образом искусственно создать; духовность, уже реально существующую можно лишь усилить или ослабить в определённых условиях; в известной мере трансформировать, заметно изменить её направленность и влияние, сделать это духовно-волевым усилием творца и реципиента; стимулировать аудиовизуально, тактильно и мыслеобразно. Интеллект — особый вид духовности, в котором доминирует неизмеримо многообразное, индивидуально-неповторимые сознательно-целеустремлённое начало. Интеллект искусственно равнозначный равноценный человеческому в принципе создать невозможно.
В науке духовность изучается и применяется согласно её особому выражению, то есть опосредованно.
В фундаментальной науке выражаем идею как взаимодействие мысли и чувства духовно-практически значимы и для самих учёных и для их реципиентов. В гуманитарных науках, по сравнению с науками естественными, их духовное начало (как объект и субъект, находящиеся во взаимодействии) выступает непосредственно активнее, сильнее и заметнее эмоционально действеннее.
В искусстве различные, духовностью насыщенны, создаваемые различными авторами их различные произведения. Сам автор в своём творчестве использует присущее ему духовное начало во взаимодействии духовного начала, свойственным используемым им средством (слова, краски, звуки, структуры) в искусстве его духовное начало непосредственно, конкретно чувственно и внутренне целостно воздействует на реципиента.
Как известно, с 15го по 18е марта 2015 г в Париже проходил традиционный международный книжный салон. На нём всего лишь одним стендом была представлена Россия. Показательно, что на стенде не было ни одной книги по философии. Между тем известно, что русская литература традиционно рассматривала и по-своему решала поистине глобальные философские проблемы, связанные с человеческим бытием, духовным и материальным. Более того, её всю пронизывает идея жизненной необходимости взаимодействия между людьми.
Современная русская литература, к сожалению, лишена этого. Её в значительной мере характеризует изощрённая самоизоляция и самолюбование своей исключительностью.
ФВ могла бы помочь литературе, русской (и не только ей) приобрести поистине глобальную и жизненно новую философичность, нужную современному человечеству, духовно и материально. В основе такой философии – идея взаимодействия как всеобъемлюще универсальная, плодотворная и для литературы и для отражающей её жизни, так постоянного и самовозводящего себя взаимодействия материального и духовного начал.
Современное живописное искусство, по сути своей, сугубо индивидуалистично. Тот или иной автор стремится любым способом выразить свою исключительность и неповторимость, фактически важную и нужную лишь для него самого. И это отражает реальное состояние общества в котором люди действительно разобщены. Между тем гораздо плодотворнее и перспективнее для живописи (и не только для неё), является воплощением, пусть даже самые причудливые и прихотливые, идеи взаимодействия всего со всем и всех со всеми.
В принципе это относится и к другим видам искусства (музыка, театр, кино, и т.д.) именно взаимодействие может и должно стать нормой и образцом для любого современного искусства, для его собственных интересов и интересов его реципиента.
Что касается экологии, то и в ней руководящим и направляющим может и должно стать взаимодействие, материальное и духовное, человека с окружающей его природой, а не доминировать, как это, к сожалению, происходит. Беспощадная эксплуатация и даже уничтожение природы в корыстных целях. Природа нужна человеку, природе, в свою очередь, нужен человек, как защитник природы от её собственных стихийных бедствий.
Особым образом необходимо выделить принципиально новое философское и практически действенное объяснение ФВ, в каких именно условиях и каким образом возникает рак и каковы в связи с этим могут и должны быть реальные меры и способы для излечения и профилактики рака. Ранее это нигде, никем, никогда не делалось, и впервые даётся А.Н.Иезуитовым в его работе «Духовная терапия» и онкология» («Дух времени», 2019, № 24, январь). Работа представлена на нашей выставке.
Жизнь убеждает, что без философски обоснованного выявления и объяснения принципиального источника возникновения рака, невозможны действенная профилактика и эффективное лечение рака.
Это действительно важное и приносящее пользу человечеству открытие, сделанное ФВ, и оно, по праву, заслуживает особого внимания со стороны ЮНЕСКО.
Для ФВ культура представляет собою целенаправленную духовную деятельность человека, которая получает различное материальное выражение. Значительному реальному изменению и даже разрушению может подвергаться в определённых условиях именно материальное начало культуры, что негативно сказывается на его взаимодействии с духовным началом культуры и на самом духовном начале культуры. Необходимо поэтому постоянное и поистине безграничное материальное и духовное взаимодействие материальной (особенно) и всемерной духовной защиты культуры от любого негативного, материального и духовного, становящегося реальным, воздействия на культуру. Это надо делать незамедлительно, как показывает недавний пожар собора Нотр-Дам-д-Пари (15 апреля 2019 г) материальный ущерб имеет духовные последствия. Духовная ценность требует особенно тщательного материального хранения. Сохраняя культуру, мы сохраняем Мир на Земле.
Следует сказать, что в современных геополитических условиях, с точки зрения ФВ, диалог сам по себе уже явно не достаточен для дела Мира в мире. Диалог, по природе своей, носит сравнительно временный и неустойчивый характер (может быть прерван в любой момент), практически не очень эффективен и не обязателен по исполнению его намерений для обеих сторон диалога. Именно взаимодействие различных геополитических сил гораздо эффективнее, прочнее и универсальнее. В принципе, взаимодействовать может всё со всем и все со всеми. Даже у самых полярных сторон находится общее (это сохранение жизни и мира на Земле), при этом каждая из сторон может успешно реализовать свои локальные интересы. Начавшись, взаимодействие неизбежно будет расширяться и углубляться (если это истинное взаимодействие суверенных сторон, а не его имитация и профанация), становится всё более жизненно нужным каждой из сторон, реально нейтрализуя любое насилие материальное и духовное.
В современном мире всё отчётливее проявляет себя принципиально значимая тенденция: взамен фетишизации глобального начала, уже исторически исчерпавшего себя, происходит фетишизация начала национального, в свою очередь не менее односторонне-ограниченного и даже опасного. Жизненно необходимо, считает ФВ, реальное взаимодействие в жизни глобального и национального начал, относительно суверенных, как общего и особенного в геополитике. Такое взаимодействие сможет реально способствовать сохранению и укреплению Мира на Земле и поступательному развитию человечества, всех и каждого, человека любой национальности и любого материально-социального положения.
И вот что особенно следует подчеркнуть. Раньше, как мы знаем, существовало всемирное движение за Мир. Сейчас мы видим движение за безопасность. Дело в том, что мир нуждается в разоружении, а безопасность в сохранении и даже наращивании вооружения, его совершенствовании в целях устойчивого самосохранения. Всё это не больше, чем успокоительная иллюзия. Увеличивается не воображаемая безопасность, а растёт реальная опасность. В наше время жизненно необходимо всемирное движение именно за Мир во всём мире.
Нельзя быть заинтересованным в Мире в каком либо одном регионе и установить в нём устойчивый Мир. Мир нужен всем регионам, то есть всему миру. Устойчив и плодотворен всеобщий Мир во всём мире, при взаимодействии самых разных регионов.
Исторический опыт показывает, что в любом виде борьба как насилие вовсе не является действенным способом сохранения и укрепления Мира на нашей планете. Нет и не может быть вечных победителей и навсегда побеждённых. Всё приходящее. Любые победы исторически временны, неустойчивы, внешне и внутренне материально и духовно. Побеждённый жаждет реванша и нередко его добивается, тогда всё начинается заново: бесконечное насилие, а неустойчивый Мир. Первая Мировая Война была «временно Второй Мировой» — такова реальность.
Пьер Клод Буаст проницательно замечает: «Насильственные меры – порождение бессилия».
Мы видим сейчас, что взаимная духовная нетерпимость (особенно религиозная) ведёт к взаимной материальной нетерпимости, крайним выражением которой является взаимный терроризм, взаимогубительный для обеих сторон. Вспомним в связи с этим терракты в Новой Зеландии (15 марта 2015 г) и на Шри-Ланка (21 апреля 2019 г). Подобное не должно повториться, и этому способна реально содействовать ФВ.
Именно ФВ может и должна составить основу нового мироустройства – «Мира взаимодействия», а не мира борьбы как насилия, который сам загнал себя всеобщим насилием материальным и духовным в безвыходный тупик, смертельно опасный для Мира во всём мире.
Взаимодействие предполагает самые разные виды и способы своего реального проявления, всеобщеприемлемы, различный уровень и меру своей реализации. Всё это в принципе реально способствует делу Мира во всём мире, его укреплению и развитию. «Философия взаимодейсвтия» — это содействие Мира в мире.
Мир — это постоянное взаимодействие различных начал в конечном счёте материального и духовного. Мир нужен, материально и духовно, всем и каждому на Земле.
Фундаме6нтальная наука и различные искусства, утверждающие взаимодействие как норму бытия, материального и духовного, реально способствуют делу Мира во всём современном мире.
Так давайте все и всегда взаимодействовать материально и духовно, особенно духовно, духовность это наша с вами общая сфера, а не бороться, так или иначе, друг с другом. Взаимодействие – это жизнь. Жизнь – взаимодействие, а жить хотят все и все имеют право на жизнь, как взаимодействие.

Благодарю за внимание.

No Comments

Post a Comment