ВЛИЯНИЕ ТРАВМ РАЗВИТИЯ НА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

ВЛИЯНИЕ ТРАВМ РАЗВИТИЯ НА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

logunova-sm

Аннотация: Статья посвящена отображению научных изысканий и практической деятельности автора в направлении телесно-ориентированной психотерапии и смежных областей знаний, связанных с изучением влияния травм развития на стратегии поведения человека во взрослом возрасте. Итогом этой многолетней деятельности является создание программы «Психология телесного развития».
Ключевые слова: телесно-ориентированная терапия, бодинамика, травма развития, интегративный подход.
Основной целью автора программы стала интеграция и структурирование методов и направлений, находящиеся в разных сферах научных знаний. Причиной и необходимостью такой интеграции послужили теоретический и практический обширный опыт автора, требующий систематизации и структуризации всех накопленных данных, а также потребность клиентов в более эффективных и одновременно легко понимаемых и практикуемых техниках, как в работе со специалистом, так и в самостоятельном их освоении.

Мы полагаем, что травма развития представляет собой нарушение нормального функционирования психики, которое возникает вследствие воздействия на нее неблагоприятных факторов среды. Травмирующим может стать любое событие, которое сознательно или неосознанно воспринимается человеком в качестве потенциальной угрозы для жизни (Левин, 2011: 15). Соответственно травма развития «является остановкой клиента на какой-либо стадии развития и приводит к фиксации определенного паттерна восприятия и поведения» (Корнеев, Моргун, 2004: 98). В той части, где произошла остановка развития, человек остается ребенком, и, попадая в стрессовую ситуацию, справляется с ней не эффективным способом. Причем остановка развития проявляется как ослабление или чрезмерное усиление определенного двигательного импульса, моторного движения и эмоциональной реакции. Вследствие этого человек постоянно испытывает внутреннее напряжение, которое разрушает его и приводит к психосоматическим нарушениям, коллапсу, смерти (Корнеев, Моргун, 2004: 100).
Выборка. На разных этапах исследования приняли участие 386 человек в возрасте от 25 до 63 лет. Из них 19 (4,9 %) мужчин и 367 (95,1 %) женщин. Респонденты были разделены на три группы: психологи/психотерапевты и специалисты смежных профессий – 181 (47 %) человек, участники для личностного роста –87 (22,5 %) человека, родители – 118 (30,5 %) человек.

Группу сравнения проходили 132 человека. Из них психологи/психотерапевты и специалисты смежных профессий – 78 (59%) человек, участники для личностного роста – 23 (17,4%) человека, родители –31 (23,5%) человек.
Теоретическими основами программы «Психология телесного развития» являются: 1) постулаты классической телесно-ориентированной терапии, в частности: характерологический анализ В. Райха; биоэнергетический анализ А. Лоуэна; метод Ф. М. Александера и концепция телесного осознавания М. Фельденкрайза; 2) бодинамический анализ Л. Марчер и Э. Ярлнеса; 3) система «Baby Contact» А. Гарафеевой и О. Зотовой; 4) «Система «Псикор»» Е.А. Воробьевой и Е.В. Сафроновой; 5) педагогическая система М. Монтессори. Рассмотрим подробнее каждое из данных направлений.
В современной научной литературе под телесно-ориентированной терапией понимается активно развивающееся направление психологии, магистральной идеей которого является положение об интеграции тела и разума. Термин телесно-ориентированная терапия объединяет множество направлений и методов, работающих с проблемами и неврозами человека посредством воздействия на его тело. В настоящее время существуют около 50 телесно-ориентированных лечебных систем (Юдина, 2013).

Изучение классических концепций соматической терапии позволило определить их общие черты и различия. Общими положениями для рассмотренных систем являются: 1) постулат о психофизическом единстве тела и ума; 2) направленность методов телесно-ориентированной терапии на уменьшение привычного напряжения и восстановление естественного состояния тела. Различие в данных концепциях заключается в 1) в принципиальных точках зрения авторов на процесс оздоровления клиентов; 2) техниках, воздействия на телесные процессы. Например, райхианская теория и биоэнергетический анализ имеют дело с эмоционально нагруженными блоками в теле, а целью терапии считают разрушение характерологических защит. В то время как метод интеграции движений М. Александера и концепция телесного осознавания М. Фельденкрайза в большей степени сконцентрированы на обучении клиента эффективному использованию тела в процессе жизнедеятельности, что в итоге приводит к улучшению его качества жизни (..).
Особое значение для нашей программы имеет теория бодинамического анализа, ключевой идеей которого является постулат о развитии мышления и движений. В его русле также разработана собственная система структур телесных характеров. Основное положение бодинамики связано с описанием развития детей с внутриутробного до подросткового возраста. Л. Марчер соотнесла этапы моторного развития ребёнка с его психологическими задачами и формированием мышечных реакций. Ею выделены 8 основных этапов развития ребенка и описаны психологические задачи каждого из них; создана карта тела человека, которая тестирует 125 мышц в 400 точках и диагностирует «включенность» мышц у ребёнка на каждом этапе развития; определены факторы, способствующие здоровому формированию мышечных реакций и обозначены два отклонения от здоровых реакций (гипер- и гипореакции мышц). Согласно концепции бодинамического анализа, в процессе развития ребенка движущей силой является «поиск баланса между установлением взаимной связи с родителями и другими значимыми людьми и сохранение собственного достоинства» (с. 4). Прерывание связи в детстве, которое само по себе всегда является шоком, становится причиной различных травм развития.

В системе «Baby Contact» значимым для нас стала ее цель – обеспечение психомоторного и психоэмоционального развития ребенка путем создания телесного взаимодействия между родителями и малышами в движении. Данная система относится к направлению танцевально-двигательной терапии, суть которой, как известно, заключается в психотерапевтическом использовании танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности (Грёнлюнд, Оганесян, 2011). Система Baby Contact позволяет работать с детьми в возрасте с 3-х месяцев до трех лет, помогая родителям освоить многие формы контакта (с ребенком, с собой, с другими людьми) в совместной танцевальной деятельности с ребенком.
Теоретически значима для нашей программы система «Псикор». Она представляет собой интеграцию нейропсихологического и телесно-ориентированных подходов, позволяющих проводить диагностику и психокоррекцию развития детей (Воробьева, Сафронова, 2010). Ее основной принцип – принцип «замещающего развития» – заключается в формировании у ребенка нового здорового моторного движения, которое позволяет заменить движения, сформировавшиеся под воздействием травмы. В системе описаны три уровня последовательной работы с ребенком, относящиеся к положению его тела в пространстве (лёжа, сидя и стоя). Эти упражнения направлены на позитивное переобучение детей и взрослых с ограничивающих их травматических реакций на естественное поведение. Также проводимый процесс психокоррекции способствует восстановлению утраченных ресурсов или восполнению недосформированных навыков, которые по тем или иным причинам не были сформированы естественным образом в ходе развития ребенка. Телесные практики, осваиваемые со специалистом, затем могут выполняться ребенком совместно со взрослыми и в домашних условиях. Исходя из личного опыта автора, можно утверждать, что программа, разработанная для детей, при определённом формате эффективна и для оздоровления взрослых.

Близкими для себя и важными для программы автор считает педагогические идеи М. Монтессори о создании развивающей среды для ребенка. Теория свободного воспитания, разработанная М. Монтессори и Л.Н. Толстым, постулирует идею свободного развития ребенка, недопустимости для педагога навязывать ребенку свою волю (Деменьтьева, Голенкова, 2018). Подход Монтессори определяют как антропологический, поскольку в центре ее педагогической системы стоит ребенок, с его темпом развития, уникальными индивидуальными эмоциональными, психическими и физическими потребностями (Тарасова, 2017). Основными принципами системы являются: свобода в установленных границах; организующая среда, обеспечивающая самостоятельность ребенка; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребенка.
Характеристики интеграции используемых направлений
Интеграция описываемых в работе направлений позволяет проводить терапевтическую и психокоррекционную работу с основной массой запросов клиентов, направленную на улучшение качества их жизни и повышения эффективности взаимодействий с окружающими людьми и предъявления себя в социуме.
Цель такой интеграции – нахождение всевозможных ресурсов, создающих человеку опору для его эффективного функционирования, а также возможность качественного восстановления психических и телесных функций, учитывая степень готовности человека к внутренней работе (информационной, коррекционной, терапевтической) над имеющимися травмами развития.
Основными принципами при работе с травмами развития являются: интегративный подход, позволяющий индивидуально относиться к выявлению глубины готовности человека решать вопросы, связанные с травмами развития; диагностическая обоснованность применения коррекционных и терапевтических практик в каждом конкретном случае; возможность сочетания терапевтической работы с самостоятельными занятиями клиентов; отбор наиболее эффективных методов, учитывающих базовые телесные реакции человека.
Терапевтический эффект позволяет решать такие задачи, как:
– улучшение уровня собственной психологической безопасности в социуме;
– качественное повышение контакта с собой и с окружающими людьми;
– изменение стратегий поведения через осознание психологических защитных реакций, сформированных в детском возрасте;
– обнаружение индивидуальных ресурсов, позволяющих быть активными в социуме;
– смена жизненных стратегий клиентов с «бороться – выживать» на «жить с удовольствием и радостью».
Решение данных задач позволяет уменьшить влияние защитных реакций, сформировавшихся в детском возрасте; развить и укрепить стратегии поведения, соответствующие реальному возрасту человека, таким образом приобретая адекватную самооценку и умение взять ответственность за себя и своё предъявление в социуме.
Данные изменения достигаются за счёт точности диагностики проблемы; научения или восстановления здоровых мышечных реакций; телесных практик (работа с дыханием, интеграцией движений и мышечным тонусом); работы с эмоциональными переживаниями; осознанности имеющихся жизненных установок и их изменения; переобучение стратегиям поведения.
Терапевтическая работа имеет несколько аспектов: восстановление контакта с собой (принятие себя); восстановление контакта с внешним миром (возможность проявления собственной индивидуальности в мир); гармоничное сочетание контакта с собой и с внешним миром (учитывая собственные потребности и возможности, адекватно взаимодействовать с окружающими людьми и с окружающим миром).
Преимуществами программы «Психология телесного развития» являются: учитывание сформированных в детстве базовых мышечных реакций и подбор индивидуальных практик для психологического и физического оздоровления (особенно это важно для периода до 3-х лет, когда «язык тела» является основным в процессе общения ребенка); получение нового безопасного практического опыта взаимодействия с собой в контакте с окружающим миром; широкий выбор предлагаемых практик, позволяющий подобрать качественный вариант для коррекции или терапии, что делает возможным в короткие сроки восстановить здоровые реакции и эффективные стратегии поведения.
Таким образом, программа «Психология телесного развития» направлена на исследование телесных, эмоциональных и психологических ресурсов, приобретенными человеком в процессе развития. Кроме того, инструментарий программы позволяет выявить сформировавшиеся стратегии защиты как ответ на травмирующие ситуации и, используя техники и практики, определять возможности для их коррекции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воробьева Е.А., Сафронова Е.В. Система психомоторной коррекции «Псикор» : нейропсихологический и телесно-ориентированные подходы к диагностике и коррекции психического развития в детском возрасте. – М.: Экспресспринт ИК, 2010. – 64 с.
2. Грёнлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2011. – 288 с.
3. Дементьева И.Ф., Голенкова З.Т. Теория семейного воспитания в общетеоретическом контексте социальных наук // Вестник РУДН. – М., 2018. – №3. Серия: Социология. – С. 542-554.
4. Корнеев А., Моргун А. Высота ступеньки // Российская телесно-ориентированная психотерапия в лицах / ред.-сост. В.Ю. Баскаков. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. – С. 97-106.
5. Левин П. Исцеление от травмы. – М.: Весь, 2011. – 128 с.
6. Тарасова Н.М. Метод М. Монтессори: от теории к практике // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – Таганрог, 2017. – № 1. – С. 129-133.
7. Телесная психотерапия. Бодинамика / пер. с англ. / ред.-сост. В.Б. Березкина-Орлова. – М.: ACT, 2010. – 409 с.
8. Юдина И.И. Телесно-ориентированная психотерапия как метод психотерапевтической коррекции в работе с пациентами, страдающими депрессией // Современная терапия в психиатрии и неврологии. – М., 2013. – №3-4. – С. 47-55.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *