Коваленко Н.П. — д.пс.н., профессор БГИ,
заведующая кафедрой социальной психологии
Психологическое консультирование молодой семьи
Аннотация: В статье дается обзор психологических методик, которые используются при работе с семьей, ожидающей ребенка, а так же приемы семейного консультирования семьи на разных этапах жизни. Дается обзор наиболее полезных технологий..
Ключевые слова: семья, психологическое консультирование семьи, родительство, основы консультирования, методология консультирования.
Молодая семья, ожидающая ребенка обычно прибегает к консультациям врачей акушеров-гинекологов, акушерок . И действительно особенно волнующей темой для молодых родителей является тема здоровья матери и ребенка, успешных родов. Однако, к сожалению не придается внимание психологической готовности к родам и родительской грамотности, которая так же как и грамотность вообще является залогом жизненного успеха семьи. Современная культура при всех ее достижениях, разрушающе повлияла на институт семьи разрушает семейные ценности и семейные традиции и сейчас. Семейственность и родительство — не модные темы, гораздо популярнее – свобода, развлечения, безответственность. Все это привело к серьезным проблемам для молодежи, решившихся на семейную жизнь и вынашивающих ребенка. Разобщенность в семейных отношениях, отсутствие поддержки между поколениями порождают беспомощность и безысходность у молодых в период образования своей семьи, хотя на первых порах им кажется , что на гребне влюбленности они смогут преодолеть все семейные тяготы и заботы. Но жизнь и особенно беременность актуализирует новые , неизвестные темы и без поддержки молодой паре зачастую не справиться. (Брессо Т.И., 2017)
В настоящее время в психологии развивается новая область знания – перинатальная психология, которая занимается исследованием развития семейной системы и обеспечением базы для формирования основы психического здоровья ребенка, начиная с внутриутробного периода жизни.(Коваленко Н.П.,2000)
Перинатальная психология развивается и как теоретическая и практическая наука. Исследованы закономерности влияния эмоциональной жизни матери и отца на психический потенциал ребенка, особенности психо-эмоциональной жизни женщины в период беременности и родов, условия и методы, позволяющие благоприятно выносить и родить ребенка. Причем, все практические модели не имеют отношения к медикаментозным методам сопровождения беременности и родов, а состоят из психологических, педагогических и культурологических элементов.
Цель семейного консультирования в связи с этим может быть следующей- подготовиться к рождению ребенка- физиологически, морально, психологически. При этом психологические проблемы обычно бывают самыми распространенными:
— проблемы отношений с родителями,
— страх за жизнь ребенка,
— неуверенность в своих возможностях и силах,
— проблемы взаимоотношений в молодой семье,
— неготовность к родам и кормлению ребенка,
— потеря супруга во время беременности,
— измена супруга,
— неуправляемые спонтанные эмоции во время беременности,
— психосоматические расстройства здоровья,
— страх медицинских учреждений,
— страх боли и др.
Из этого перечня видно, что проблемы, с которыми чаще всего обращаются к семейному консультанту, имеют отношение к психологической жизни молодых супругов – будущих родителей и связаны с конкретными навыками адаптации и саморегуляции, коммуникативной культурой, которые приобретаются в семье.
Если же семья не является источником благоприятных жизненных навыков и в учебных заведениях эти знания не получены, то в период ожидания первого ребенка могут возникнуть много вопросов.
Партнерство и тем более семья требуют от человека усилий, мобилизации своих ресурсов, развития и еще раз развития. Если же в это период рассчитывать на «авось», то можно получит такие непредвиденные обстоятельства, с которыми будет трудно справиться.
В перинатальной психологии предлагается комплексная программа «Глория» (Коваленко Н.П.) по подготовке семейной пары к родам. Хотя акцент ставится на беременной женщине, но подчеркивается и роль отца и в период вынашивания и в период рождения ребенка.
Семья здесь рассматривается как единый организм-система –«мать-отец-дитя», в которой все части одновременно независимы и взаимозависимы.
Основные направления и задачи семейной терапии
В настоящее время семейная терапия представляет собой достаточно гибкий подход и может включать в себя индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами (супружеской, детско-родительской, триадой «родители и проблемный ребёнок» и т. д.), нуклеарной семьей или многопоколенной. В ходе терапии делается акцент на совместные встречи и планируется создание условий для изменения во всей семейной системе.
Что касается теоретических ориентации, то среди множества концепций определяющими являются психодинамика и теория систем (А. В. Черников, 1997). В классификации школ семейной психотерапии выделяют три теоретические позиции:
А М Z
Психоаналитическая теория Теория систем
(индивидуальная ориентация) (межличностная ориентация)
Терапевты, придерживающиеся позиции А, рассматривают семейную терапию как один из методов в их терапевтическом репертуаре. Они проводят работу с семьями, фокусируясь на индивидуальном пациенте. Семья рассматривается как стресс-фактор, с которым их пациент должен справиться.
Терапевты, придерживающиеся позиции Z, используют исключительно системную семейную ориентацию. Они рассматривают семейную терапию не как метод, а как фундаментально новый подход к проблеме психического здоровья. Терапевтическая деятельность оценивается с позиций влияния на всю семью в целом. Вместо индивида в ситуации стресса терапевт в этой позиции видит его как «носителя симптома», отражающего дисфункцию всей семьи. Терапевты в такой системе ориентированы не на прошлые события, а на настоящие взаимодействия клиента. Вместо того чтобы поощрять членов семьи открывать их неприятные чувства друг другу, терапевт будет стремиться разрешить проблемы во взаимоотношениях, которые вызывают эти неприятные чувства.
Терапевты, придерживающиеся позиции М, находятся посередине — они склонны смешивать психодинамические и системные понятия.
Психотерапевтические подходы можно классифицировать, исходя из их ориентации на семейную историю, на структуру или процесс семьи, на переживание (Левант, 1980).
Роль терапевта в первой парадигме состоит в том, чтобы облегчить процесс открытия семейных зависимостей, достичь инсайта в осознании их несообразности и помочь освободиться от них.
Парадигма структура/процесс делает акцент на текущих особенностях взаимодействия в семье и взаимоотношениях этих паттернов с симптомами или проблемами идентифицированного пациента. Как правило, это краткосрочная, триадическая терапия, сфокусированная на проблеме. Терапевт играет роль эксперта. Его задачей является диагностирование дисфункциональных элементов системы и планирование серии вмешательств, которые предлагают семье альтернативы, часто носящие парадоксальный характер.
Подходы, ориентированные на переживание, включают гештальтистскую, эмпирическую и клиент-центрированную школы семейной терапии. Эти направления больше заинтересованы в повышении качества жизни индивидуальностей в семье, чем в преодолении симптомов или изменений семейной системы. Подход к терапии в этих системах основан на интенсификации аффективного опыта членов семьи, способствующего их личностному росту и самоактуализации. Роль терапевта состоит в фасилитации, отражении семейного взаимодействия и присоединения к семейному процессу так же, как и отдельной личности. В Ресурсной психотерапии (Коваленко Н.П.) большое значение придается именно симптомам, но переработка травматичного опыта дает облечение симптомов, что позволяет определить степень терапевтичности метода. (Брессо Т.И., 2017)
Многие психотерапевты используют в своей практике разнообразие подходов. В частности, В. Сатир сочетает гуманистический, системный и коммуникативный подходы и дополняет их также историческим анализом семьи (метод семейной генограммы).
В системной семейной терапии используется шестиуровневая модель диагностики семейной системы, позволяющая выдвигать частные гипотезы с позиций каждого из членов семьи.
Уровень 1. Проблемы с внешним социальным окружением. Этот уровень рассматривает проблемы семьи в контексте социальных связей (занятия в школе, работа членов семьи, жилищные условия, доходы, отношения с друзьями, соседями и т. д.). Это область социальной работы или социальной психиатрии.
Уровень 2. Проблемы в семейной системе. На этом уровне рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодействиях и структурных особенностях семейной организации. Здесь уместна семейная психотерапия.
Уровень 3. Когнитивные и поведенческие проблемы. Они охватывают нарушения или трудности в области эмоций, когнитивных функций или поведения пациента, объясняемые с позиций теории обучения, например, низкая самооценка, неразвитость социальных навыков, отставание в учебе. Основными видами помощи здесь являются поведенческая и когнитивная терапия.
Уровень 4. Эмоциональные конфликты с аспектами бессознательного. Для данного уровня наиболее распространенным диагнозом является невроз, невротический конфликт. Эмоциональные расстройства имеют как осознаваемую, так и неосознаваемую основу. Это область психоанализа.
Уровень 5. Нарушения развития и личностные расстройства. На данном уровне формируются длительные и глубинные свойства личности и отклонения в её развитии. Это касается темперамента, характера, нарушений и специфических аномалий развития. Гипотезы
этого уровня в меньшей степени оптимистичны и требуют длительной психотерапии.
Уровень 6. Биологические нарушения. Помощь на этом уровне является медикаментозной.
В отечественной психотерапии достаточно хорошо известна концепция семьи как источника психической травматизации личности, которая связывает личность с нарушением функционирования семьи (Э. Г. Эйдемиллер, 1990). При этом психические травмы семейной этиологии обусловливают состояния глобальной семейной неудовлетворенности, семейной тревоги, непосильного физического и нервно-психического напряжения и состояние вины.
Эта модель психотерапии рассматривает основные нарушения сфер жизнедеятельности семьи, которые являются источником психической травматизации личности; нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи, представлений членов семьи о личностях друг друга и семье в целом, нарушение межличностных коммуникаций и механизмов интеграции в семье, нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи, а это в свою очередь является патогенным фоном для детей.
Интегративная модель семейной терапии предложена А. В. Черниковым (1997). Она объединяет в себе пять групп идей о семейной системе. Эта модель показывает, что на семейную систему можно взглянуть с точки зрения её структуры, коммуникаций, стадий развития жизненного цикла семьи, семейной истории и функций в ней проблемного поведения и симптомов. С помощью этой модели можно проанализировать, как семейная система пришла в данную точку своего развития, увидеть логику проблем и дисфункций семьи, их взаимосвязь с другими её параметрами и как в этой ситуации можно помочь родителям и ребенку.
Большой популярностью пользуется сегодня позитивная семейная терапия Н.Пезешкиана (1977), базирующаяся на транскультурном подходе. Понятие позитивного в ней означает, что психотерапевт ориентирован не на устранение возникших расстройств и нарушений, а старается в первую очередь мобилизовать имеющиеся у пациента способности и потенциал для самопомощи. В традиционной терапии между терапевтом и пациентом находится проблема, болезнь, а в позитивной существует ещё одна переменная — способности самого человека и его семьи. Это краткосрочная терапия, которая следует установке: «Не тот здоров, у кого нет проблем, а тот, кто способен их преодолевать».
Исходя из модели этиологии психических и психосоматических заболеваний, обосновывается модель психотерапевтического процесса. Речь идет о многосторонних терапевтических отношениях, в которые включены терапевт, пациент и окружающий его мир. По своей сути это психосоциотерапия. Она включает пять основных ступеней:
1. Стадия наблюдения/дистанцирования.
2. Стадия инвентаризации.
3. Стадия ситуативного поощрения.
4. Стадия вербализации.
5. Стадия расширения целей.
На каждой из стадий используется ряд специально подобранных историй, концепций и притч, которые могут применяться в зависимости от ситуаций. Они являются вспомогательными и облегчают работу фантазии пациента, Способность помогать самому себе развивается поэтапно, при этом постоянно используются система ситуативных, парадоксальных и других видов поощрений, рефлексия и медитации на темы притч и историй.
Позитивная семейная терапия концентрируется на конкретных темах. Темы для обсуждения предлагаются членами группы либо терапевтом. Важным структурным принципом психотерапии являются три стадии взаимодействия; привязанность — дифференциация — отделение.
Многообразие методологических подходов в семейной терапии и тенденция к их интеграции в реальной практике ставят перед специалистом проблему профессионального самоопределения и формирования собственной малой концепции, опирающейся на обобщенную теорию.
Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация — это, прежде всего, общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная динамика этих контактов, создающая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности (В. В. Столин, 1993).
Ориентируясь на принцип обратной связи, психолог судит о правильности избранной стратегии и тактики консультирования и должен реализовать следующие требования к консультативной информации: конкретность и конструктивность её содержания; адресованность конкретному лицу; констатирующий, своевременный и потребностный характер.
При проведении консультаций многие психологи используют магнитофоны и диктофоны, специальные стандартизированные бланки для семейного консультирования; ассистенты протоколируют беседу, что помогает лучше рефлексировать полученную информацию, отслеживать динамику и результативность консультативного процесса.
Психолог может избрать различные типы поддержки клиента: влиятельный или внимательный, спрашивающий или утверждающий, ставящий диагноз или стремящийся к пониманию.
Влиятельный психолог, представляющий клиента слабым, будет заряжать его энергией, оптимизмом, передавать ему свою силу и уверенность.
Внимательный консультант, ведущий консультирование по типу «роджерианского интервью», внешне выглядит пассивным.
Спрашивающий психолог активен: он задает много вопросов. Он находится в более выгодной позиции, чем утверждающий.
Ставящий диагноз психолог больше рискует, он чаще использует суггестивные методы воздействия.
В процессе работы психологу-консультанту необходимо отрабатывать специальные умения и навыки: ставить открытые и закрытые вопросы; фиксировать внимание на главных мыслях клиента, его чувствах; следовать в беседе за логикой клиента; овладевать умением перефразирования (прояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний клиента, выразительного молчания; выдвижения и доказательства гипотез и совместного принятия решений.
Литература:
1. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — Петрополис, Спб., 2015.
2. Коваленко Н.П. Ресурсный тренинг. — Петрополис, Спб., 2015.
3. Р. Фогт. Психотеравма: теория и практика. Изд-во «Лема», Спб., 2013.