Проблемы устойчивого развития региональной экономики в современных социально-экономических условиях.
д.э.н., профессор Ипатов Ю.М.
Ключевые слова: устойчивое развитие, социально-экономические условия, глобализация, транс-национальные корпорации, концепция. Окружающая среда, экономическое равновесие.
Аннотация: В работах российских ученых термин «устойчивость» ассоциируется и используется в значениях «стабильность и равновесие». Рассматриваются ресурсные и структурные факторов устойчивости экономической системы и условия ее устойчивого развития с учетом фактора времени и современной схемы воспроизводства совокупного капитала.
Особенностью современного мирового процесса и одной из главнейших тем в экономике, социологии, бизнесе является глобализация. Весь мир почти стал рынком транснациональных корпораций и мультинациональных банков. Глобализация — это монополизация экономики, финансов, информационных сетей, сфер обслуживания. Национальные границы в конце ХХ в. стали играть довольно слабую роль, а география фирм распространяется на огромные пространства [7, 8, 10]. Например, фирма «Хьюлетт-Паккард» (США) имеет резиденцию в Калифорнии, а медицинское оборудование производит на северо-востоке США, компьютеры в Швейцарии, оптику — в Германии, лазеры в Сингапуре [8]. Многие транснациональные корпорации (ТНК) по выпуску продукции достигают уровня целых стран. Так, оборот фирмы «Дженерал-моторс» (168 млрд. долл., 1996 г.) превзошел валовый национальный продукт (167 млрд. долл.) – Таиланда [8]. То, что ранее решали правительства стран, теперь все чаще решается шефами ТНК. Некоторые историки сравнивают глобализацию с революцией, с новым мировым порядком. На этот счет имеются прогнозы, что национальные государства будут играть подчиненную роль у ТНК. Шефы ТНК предоставят себе и своим сотрудникам благоприятные условия, которые будут хорошо охраняться спецслужбами. Не попавшие в этот круг люди будут работать на производство продовольствия в условиях искусственного климата, так как все работы и заботы правительств по сохранению естественного климата не будут иметь места ввиду их дороговизны. Другие люди будут собраны в особые зоны, подобные резервациям.
Лиссабонская группа ученых выполнила довольно солидную работу по глобализации капитализма [8]. Их выводы — глобализация капитализма предопределяет: 1) разрушение государств; 2) крах среднего класса; 3) возникновение новых форм бедности. Например, транснациональные корпорации будут решать все вопросы размещения производств и рабочих мест, тогда как государство сможет только лишь реагировать на действия ТНК.
Лидер «зеленых» Германии Й.Фишер констатировал: «…глобализация как интернациональный процесс идет без альтернативы — хотят или нет Китай, Россия, Азия… участвовать в этом процессе»[8]. Очевидно, что процесс глобализации готовится и России.
В качестве альтернативы глобальному капитализму возникла концепция устойчивого развития [10]. Во второй половине ХХ века, когда развитие промышленности стало оказывать отрицательное влияние на экосистему и возникла угроза жизни будущих поколений человечества, устойчивое развитие стали связывать с необходимостью усиления охраны окружающей среды. Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брутланд) в 1987 году. Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Понятие устойчивого развития включает в себя:
1) признание того, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
2) охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
3) право на развитие должно реализовываться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего так и будущих поколений;
4) уменьшение разрыва в уровне жизни населения, искоренение бедности и нищеты.
Таким образом, устойчивое развитие охватывает политическую, экономическую, экологическую и социальную сферы деятельности общества.
Развитие определяется Большой советской энциклопедией как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов или связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
В экономической литературе вопросы устойчивого развития в последнее время анализируются достаточно активно, однако отдельные аспекты проблемы освещены недостаточно широко. В этой связи представляется важным остановиться на некоторых теоретических и практических аспектах понятия «устойчивости», его взаимосвязи с другими ключевыми категориями развития, в частности, безопасности.
Концептуально экономическая устойчивость – это состояние автономной хозяйственной системы, которое обеспечивает ее способность к целенаправленному функционированию (стабильно развивающейся деятельности) в обозримом временном периоде. Это особенно актуально для региональных социально-экономических систем.
На межнациональном уровне понятие устойчивости было официально закреплено решением Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которое принято в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Здесь были выработаны основные идеи и принципы по использованию природных ресурсов, обеспечивающему устойчивое развитие всех стран в последующих столетиях. На конференции в Рио-де-Жанейро была создана Комиссия Объединенных наций по устойчивому развитию с целью постоянного контроля выполнения положений Повестки дня на ХХI век на национальном уровне и проводятся координации действий между различными программами ООН по защите окружающей среды и развитию.
В соответствии с Повесткой дня на ХХI век каждое национальное правительство должно выработать стратегию устойчивого национального развития. К настоящему времени такие стратегии были разработаны и утверждены во многих странах мира и даже городах.
С учетом рекомендаций и принципов Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Российской Федерации также была разработана и утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [1], которая включала следующие основные разделы:
- Устойчивое развитие — объективное требование времени;
- Россия на пороге ХХI века;
- Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию;
- Региональный аспект устойчивого развития;
- Критерии принятия решения и показатели устойчивого развития;
- Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества;
- Этапы перехода России к устойчивому развитию.
К сожалению, в дальнейших указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации, вплоть до 2001 года, о рекомендациях Конференции ООН почти не упоминалось, а реальная экономическая политика была далека от устойчивого развития.
За истекший период не были решены ни экономические, ни политические, ни экологические проблемы устойчивого развития экономики Российской Федерации: ситуация во всех перечисленных странах значительно ухудшилась. Лишь в 2001 году в «Основных направлениях социально-экономического развития на перспективу» указывается необходимость устойчивых высоких темпов экономического развития.
Зарубежные ученые-экономисты: Дорфман Р., Портер Н., Самуэльсон П., Солоу Р., Харрад Н., Хикс Д. — связывают понятие устойчивого развития с непрерывным процессом управления объемами производства и сбыта продукции, с полной занятостью работоспособного населения, ростом технического прогресса, созданием новых сфер бизнеса.
Представляется, что в настоящих условиях более актуальной является трактовка устойчивости в плане обеспечения стабильности и надежности экономики в целом (не выдвигая на первый план экологические факторы). Это особенно актуально для региональных социально-экономических систем.
Главное условие национальной модели устойчивого развития — независимое экономическое развитие. Применительно к региону эта идея должна трансформироваться в идеологию обеспечения самодостаточного (при всей многозначности этого понятия) развития экономики региона, реально опирающаяся на свои силы и возможности.
Изменение характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращение доли государственной собственности пока не позволяют создать экономические условия, обеспечивающие высокую деловую активность. При этом необходимо повышение роли государства – гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области развития экономики.
Характер происходящих процессов пока не свидетельствует о реальных возможностях формирования в России социально-экономической системы, способной осуществить переход к устойчивому развитию. Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей. При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:
- в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию использования природно-ресурсного потенциала;
- добиться активизации институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение современно ориентированных методов управления;
- ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.
Следует отметить, что с точки зрения возможности реализации концепции устойчивого развития существуют национальные особенности, в частности для стран с переходной экономикой. Россия в обозримой перспективе не может отказаться от развития сырьевого комплекса и остро нуждается в ускорении, а не стабилизации темпов экономического роста. В ближайшие годы освоение жестких экологических стандартов промышленно развитых стран невозможно без коренной структурной перестройки народного хозяйства.
Реализация концепции перехода России к устойчивому развитию в условиях нестабильной экономики требует перехода к эколого-экономической сбалансированности и предполагает существенные изменения содержания, методов и форм регулирования экономического и научно-технического развития, радикальную структурную перестройку технико-технологического базиса народного хозяйства, при котором экономика и организация управления народным хозяйством должны рассматриваться с экоинновационных позиций, связанных преимущественно не с очисткой и утилизацией вредных выбросов, а с разработкой и использованием новых технологий, не допускающих или значительно снижающих эти выбросы, либо использующих их как новый источник производства добавленной стоимости.
Для России экоинновационное развитие как особый тип устойчивого развития народного хозяйства предполагает сохранение или увеличение темпов экономического роста, добычи и использования природных ресурсов на основе нового технологического уклада, обеспечивающего сочетание высокой конкурентоспособности и социально-экономической эффективности основных отраслей народного хозяйства с сохранением и улучшением окружающей среды.
Необходимость разработки механизмов устойчивого развития экономики особенно актуальна для субъектов Российской Федерации. За последние два года произошли серьезные изменения взаимоотношений Центра и регионов. Региональные проблемы сейчас затрагивают не только политические, но и многие организационные, экономические и финансовые вопросы. Создание федеральных округов – это принципиальная мера, направленная на укрепление государственного управления регионами. Представители Президента в округах не только осуществляют функции по реализации государственных задач в области внутренней и внешней политики, но и обеспечивают решение основных социально-экономических проблем.
Практический переход от нестабильности, спада, депрессии в экономике к реализации схемы устойчивого развития означает применение современных антикризисных технологий, что требует учета принципов их эффективной реализации. К таким относятся, прежде всего, постепенность (к достижению конечной цели приступают только тогда, когда достигнут ряд промежуточных); комплексность, связанная с учетом взаимовлияния отдельных мероприятий; результативность (ориентация на достижение отдельных эффектов по ключевым проектам и обеспечение общего эффекта).
По представлениям синергетики, нарушение устойчивости только в той мере оправдано, в какой оно ведет к возникновению устойчивости более высокого порядка. Синергетика рассматривает разрушительность лишь в конструктивном плане: как источник и основу самоорганизации. Разрушение ради разрушения утрачивает эволюционный смысл, отбрасывая сам принцип конкурентного отбора новых элементов структур [3].
Между тем некоторые реформационные решения, рассчитанные на радикальное обновление общества, связывались с рынком и только рынком. На вооружение были взяты теории либерализма в интерпретации Ф. Хайека и М.Фридмена. Так, принцип «невидимой руки» и экономической свободы, по М.Фридмену, показывает, как «сложная, организованная, постепенно развивающаяся система может эволюционировать и процветать без всякого центрального управления»[13].
Чтобы выйти из перманентного состояния неустойчивости, нужны радикальные меры. В режиме развития система может приблизиться к устойчивому равновесному состоянию только за счет включения в борьбу с неустойчивостью параметров порядка. Параметром порядка в общественной системе выступает регулятивная деятельность государства, государственное вмешательство в экономику. Вот почему нельзя не согласиться в Дж.Стиглицем, когда он пишет: «Существуют определенные области макроэкономического управления, где действия, инициируемые государством, должны быть нормой» [3, 12]. И тогда для страны, вставшей на путь реформ, на первый план выходит умение эффективно распоряжаться добытыми ресурсами. В таком случае организация служит стороной и средством самоорганизации, отлаживая и регулируя поступление ресурса в систему.
Общеизвестно, что устойчивость — это ключевое понятие экономического равновесия, проблемы которого анализировались в «экономических таблицах» Ф. Кенэ, «моделях общего экономического равновесия» Д. Кейнса, «межотраслевом балансе» В. Леонтьева, «моделях равновесий расширяющейся экономики» Дж. Неймана и др., в частности, в работах А.В. Бачурина, В.М. Палтеровича, Н.П. Федоренко и др. [3; 5; 6]. Необходимо отметить, что в работах российских ученых термин «устойчивость», как правило, ассоциируется и используется в значениях «стабильность – равновесие». Переход к рынку обострил внимание ученых и практиков к этой проблеме, поскольку экономическая устойчивость хозяйственных субъектов в условиях нарушения многих воспроизводственных соотношений превратилась в одну из ключевых проблем.
Следует отметить, что, как правило, проблемы устойчивости исследуются применительно к экономическим субъектам. Однако потребности практики, поиск новых финансовых рыночных технологий обусловили необходимость распространения этого понятия на такие сложные системы, какими являются, в частности, региональные финансово-экономические системы. К основным составляющим экономическую устойчивость этих системных свойств можно отнести следующие: финансовая устойчивость, организационная устойчивость (гибкость конструкции системы), воспроизводственная комплексность (наличие резервных мощностей, уровень диверсификации системы и др.).
В этой связи представляется необходимым анализировать категорию «устойчивость» в комплексе с компенсирующей категорией «надежность». Устойчивость рассматривается как «стабильность-сохранность» и имеет два аспекта: во-первых, позитивный — в плане недопущения разрушения, распада системы, во вторых, обеспечение поддержки основных параметров в нормальном (достигнутом) режиме, закрепляющем определенные позитивные качества, выработанные ранее.
Проблема государственного регулирования регионального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики, между сепаратистскими тенденциями и сохранением эффективной государственной вертикали власти. В большинстве публикаций по этой теме [3; 11; 13] развивается идея об активизации роли государства, способного обеспечить баланс интересов в этих сферах.
Требование устойчивого развития приводит к необходимости развития теории и методологии экономической устойчивости, критериев и критических значений социально-экономических показателей, определяющих границы эффективного, безопасного и устойчивого развития экономических систем разного уровня. Исследование факторов устойчивости, определяющих область существования экономической системы, — основной путь формирования единой динамической, устойчивой развивающейся системы.
Среди множества факторов устойчивости экономической системы определяющую роль играют ресурсные и структурные. К первым относятся такие важные экстенсивные характеристики, как наличие комплекса ресурсов, ко вторым – исторически сложившиеся социально-экономические отношения. В таблице 1 представлены факторы, в наибольшей степени влияющие на устойчивость экономических систем.
Таблица 1
Основные факторы, определяющие устойчивость экономических систем
Вещественно-ресурсные | Социально-регуляционные |
1. Природно-сырьевые
2. Трудовые 3. Инфраструктурные 4. Научно-технические 5. Информационные |
1. Регуляторы социально-экономических отношений воспроизводства
2. Финансово-кредитные 3. Ценообразование 4. Инвестиционно-инновационные механизмы 5. Административно-правовые 6. Социально-политические 7. Национально-этнические |
Важнейшим свойством экономической системы является ее динамизм. Согласно общей теории систем, условием эффективного функционирования динамических систем является их устойчивость, характеризующаяся способностью сохранять определенные свойства в изменяющихся условиях, а также обеспечение минимального уровня, ниже которого система не может устойчиво функционировать. Учитывая региональный аспект экономической системы страны, для ее устойчивого развития должно сохраняться максимально возможное межрегиональное разнообразие в интересах системной устойчивости всей экономики страны. Устойчивое развитие представляет собой динамичное развитие всех элементов экономики, включая производство, сельское хозяйство, строительство, транспорт, сферу услуг, улучшение социально-бытовых условий жизни людей.
Устойчивое развитие экономики страны и региона требует интенсивного использования факторов производства, создания таких механизмов и инструментов, которые посредством системы налогов, кредитов, цен, таможенных пошлин, методов государственной поддержки и содействия обеспечивали бы активную инвестиционную и инновационную деятельность, рост объемов производства конкурентоспособной продукции, рентабельную работу предприятий, социальную защиту населения, охрану окружающей природной среды.
Переход к устойчивому развитию региона можно рассматривать как решение сложной социально-экономической, финансовой и организационной задачи. И для ее решения необходимо выделение ключевых ресурсов и граничных условий. Так, в самом общем виде необходимо наличие достаточных ресурсов (природных, финансовых, социальных) для решения задачи; достаточного времени на решение задачи; достаточного объема полномочий при выборе методов решения задачи.
К граничным условиям можно отнести следующие: во-первых, ни один из ресурсов не должен быть равен нулю, во-вторых, недостаток одного ресурса должен дополняться усилением других, в-третьих, плавность и интенсивность развития экономики региона не должна нарушаться кризисными внешними воздействиями.
Одним из обязательных условий устойчивого развития экономики региона является широкая интеграция в экономику России и мирового сообщества машиностроительного, топливно-энергетического комплексов, пищевой, химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Реальное осуществление перечисленных задач достигается не только за счет региональных (внутренних) факторов, но и за счет внешних, зависящих от федеральных органов власти, таких как: политическая и экономическая стабильность в стране, поддержка и содействие со стороны государства в активизации инновационной и инвестиционной деятельности, ценовая и тарификационная политика, налоговая и кредитная политика и др.
Опыт стран Европы подтверждает необходимость и актуальность региональной экономической политики, направленной на устойчивое развитие. На основе анализа литературных источников можно выделить следующие принципиальные положения и методы проведения региональной политики в развитых странах мира [2; 3; 4; 9]:
— региональная политика является составной частью национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития страны;
— наличие специальных региональных программ по развитию промышленности, транспорта, сферы услуг и других сфер экономики, отсталых регионов;
— разработка специальных экономических, организационных и производственных механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие того или иного региона.
Применительно к условиям субъектов России достижение устойчивого развития экономики регионов включает в себя задачи динамичного роста объемов продукции отраслей промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и других сфер экономики при одновременном росте валового внутреннего продукта, существенном увеличении доходов населения, рациональном использовании природных ресурсов, расширенном воспроизводстве лесных запасов и использование их в пределах государственного прироста, удовлетворяя потребности населения республики в промышленных товарах и сельскохозяйственной продукции.
К числу обязательных требований, которые должны быть реализованы в условиях устойчивой экономики региона, по нашему мнению, следует отнести: увеличение численности населения; развитие системы местного самоуправления; развитие малого предпринимательства; развитие сферы услуг; повышение профессионального и общеобразовательного уровня населения; развитие национальной культуры; исключение межнациональных конфликтов.
Переход к устойчивому развитию потребует, на наш взгляд, устранения таких негативных тенденций и факторов в экономике регионов как: низкий уровень доходов значительной части населения; наличие безработных; низкие объемы выпускаемой промышленной и сельскохозяйственной продукции и ее низкую конкурентоспособность; финансовую несостоятельность многих предприятий; дотационность субъектов.
Неэффективное использование внутренних резервов и ресурсов большинства регионов обусловлено в настоящее время как недостаточно объективной оценкой созданных экономических потенциалов и их роли в современном воспроизводственном процессе, так и несоответствием современных мер регулирования интересам долговременного социально-экономического развития. Повышение эффективности использования экономического потенциала региона неразрывно связано с совершенствованием методологии обоснования выбора стратегии устойчивого развития и его комплексной оценкой.
Устойчивость, по нашему мнению, следует рассматривать в динамике, поскольку время – важная характеристика целостной системы. Особое значение временного фактора очевидно, причем он приобретает ключевое значение. Надо учитывать, что прошлое, будучи отчужденным от системы, вместе с тем воздействует на нее, так как она происходит из прошлого. Будущее еще не принадлежит системе, однако влияет на ее развитие, формирует ее. Такой подход позволит определить устойчивость как способность системы находиться в равновесии (устойчивом состоянии) и поддерживать его под воздействием внешних и внутренних факторов при переходе от одного состояния к другому. Другими словами, устойчивость представляет собой многомерное понятие, характеризующее качественное состояние системы в динамике.
Устойчивость региональной экономики — это ее способность противостоять внешним и внутренним воздействиям, сохранять стабильное равновесие и надежность в течение времени. Стабильное равновесие можно определить как способность системы выполнять свойственные ей функции при условии соблюдения целостности системы и финансовой устойчивости ее элементов, при обеспечении соответствующей надежности, которая является одной из важных характеристик устойчивости экономики региона как системы.
Нарушение равновесия динамически развивающейся системы приводит к кризису, который, с одной стороны, является элементом саморегулирования, поскольку обнажает пределы развития, а с другой, — дает импульс развитию, выполняя стимулирующую функцию по переходу к новому состоянию равновесия.
В основе модели устойчивой экономики должна лежать современная схема воспроизводства совокупного капитала, позволяющая оценить взаимодействие капиталов, функционирующих как в сфере материального производства, так и в сфере услуг и финансово-распределительной сфере. Данная схема структуры воспроизводства совокупного капитала должна обеспечить выявление важных народнохозяйственных пропорций, новые условия реализации совокупного регионального продукта.
Список литературы:
1
|
Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ, 1996 |
2 | Воротилов В.А. Региональная экономика (концепция развития). – СПб, 1995 |
3 | Дорждеев А.В. Теоретико-методологические основы устойчивого развития экономики регионов // www.msiu.ru/conference/section_1/ |
4 | Жолков А.П., Котилко В.В. Региональная политика и реформы в России. – М.: Полистар, 1998 |
5 | Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. |
6 | Кенэ Ф. Избранные эконом. произведения (пер. с франц.). М., 1966. |
7 | Кондратьев К.Я., Романюк А.П. Устойчивое развитие: Концептуальные аспекты // Изв. Русского Геогр.общества. – 1996. — Т. 128, вып. 6. — С. 1-12. |
8 | Лавров С.Б. Реалии глобализации, миражи устойчивого развития // Изв. Русского Геогр. общества. — 1999. — Т. 131, вып. 3. — С. 1-8. |
9 | Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования регионального развития. – М., 2003 |
10 | Литвина Л.А. Глобальный капитализм и устойчивое развитие. — Томск, 2002 |
11 | Смирнов С., Критерии определения статуса территориального приоритетного развития. — «Экономист». № 6. 1994.. |
12 | Стиглиц Дж. Куда ведут реформы // Вопросы экономики. 1999. № 7. |
13 | Friedman M.R. Free to Choose. A Personal Statement. — N,Y., 1980. |