«Кризисные ситуации и энергетические способы их преодоления»

Д. Елистратова

Одесса, Украина

«Кризисные ситуации и энергетические способы их преодоления»

Данная статья посвящена разнообразию восприятия кризиса в разных культурах и способу взаимодействия с кризисной ситуацией как полезной для себя. Мой интерес к данной теме развивался на протяжении 14 лет работы  в разных регионах вначале как адвоката, а чуть позже — как группового психотерапевта. В обоих случаях задача одна — помочь клиенту в его непростой  внутренней и(или) внешней ситуации, помочь человеку, который периодически встречается с новой проблемой, где пока еще отсутствуют модели реагирования. Классически это описано в притче: «Бог решил разделить животных на 2 группы, и попросил умных стать справа, а красивых – слева. А обезьянка бегает, волнуется и никак не может  никуда примкнуть. На вопрос  Бога почему она не делает как все, отвечает:  «Так что же, мне разорваться, что ли?».

А действительно, что же такое кризис,  как с этим быть и стоит ли разрываться?

       Кризис — (греч. krisis — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом.  А в китайском языке — «Вэй»: (путь) «опасность» и «страх», и «Цзи» — «возможность».

Именно в этот период особенно остро включается хорошо известное состояние, обозначаемое термином — человеческий фактор – определяющий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Этот фактор проявляется в ситуациях, когда психологические и (или) физиологические характеристики человека не соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем. В этих случаях отсутствие полной уверенности в успешности выполнения предстоящего действия, сомнения в возможности достижения цели  порождают внутреннее эмоциональное напряжение, интенсивное переживание : волнение, интенсивное переживание человеком процессов деятельности и ожидаемых результатов.

В жизненных, бытовых коллизиях человек воспринимает свою затруднительную ситуацию, как правило, не как кризис, а как потерю жизненных ориентиров, разочарование и потерю ощущения смысла в происходящем, в результате чего и получает, как следствие, базовую неудовлетворенность, которая является очень сильным раздражителем и копилкой эмоционального напряжения.

Особенно выматывает состояние беспорядка внутри себя, словно «что-то не так». Самоощущение, связанное с предполагаемым новым положением, как при любом переходе и непосредственно перед ним порождает ощущение дискомфорта. Для человека – это «своеобразный скачок в бездну, когда тело и сознание сопротивляются чувству неизведанного, сопровождаемого некоторыми изменениями привычного уклада жизни и необходимостью принять решение о будущем, особенно если это происходит впервые. В этот период человеку важно отслеживать, в первую очередь своё психофизиологическое состояние и общий уровень готовности, поскольку ощущения каждого человека при переходе индивидуальны. Человек чаще всего  отгораживается  и тормозит волевым усилием этот процесс. Однако именно этот период трудностей позволяет узнать другую сторону себя самого.

Опыт работы с клиентами показал, что одним из эффективных способов  выхода из вышеуказанного состояния оказалось  составление списка желаний и распределение их по основным сферам жизни: здоровье, отдых, отношения, семья, карьера (деятельность), финансы, саморазвитие. Так, например, я  прошу моих клиентов и участников терапевтических групп составить индивидуально список своих желаний (их минимальное количество 110), а затем распределить по вышеуказанным секторам с помощью стикеров.  Затем, каждый сам составляет  план  по достижению целей, связанных с этими желаниями и, самое главное, берет на себя ответственность  за  результат и успех. Если кто-либо не справляется с подобным планом, я как консультант – психолог, оказываю необходимую помощь. Кроме того, мы составляем список незавершенных дел, договоренностей  и планов, включая те, что пообещали самому себе выполнить и  не выполнили. Затем формируем сроки, когда все это должно быть выполнено, либо участники  принимают решения — что они этот пункт своего списка делать не будут. Вследствие этих приёмов у каждого формируется стройная система действий.

По отзывам клиентов,  к ним  возвращалось их чувство осознанной уверенности и устойчивости в неприятной жизненной ситуации, а так же ощущение реальности происходящего  «здесь и сейчас», что было основным и важным компонентом  адаптации каждого к своему  новому внутреннему состоянию.

Значит, кризис – это еще и переход, переход от хаотичного существования, к осознанному…

Поскольку по мере нашего взросления  мы получаем все больше знаний об окружающем мире, и эти знания фиксируются, наш разум начинает ограничивать себя этими знаниями. Большинство из этих знаний основано  на способах восприятия мира согласно психотипу конкретного человека, на привычной работе его органов чувств и левого  полушария  мозга.

Большое влияние на состояние мозга человека, и, как следствие, на уровень сенситивности оказывают образование, род деятельности и  образ жизни. Развитие правого полушария мозга фактически является постижением инь и ян – двух сторон человека, отражающих его  целостность. Для достижения успеха необходимо помочь человеку  вернуться к его естественному состоянию, к его способности быть ребёнком: уметь творчески выражать воображение и фантазию. Без навыка расслабления сознания и активизации творческого полушария мозга,  результат успешного перехода к новому благоприятному состоянию не возможен.

Усилить готовность к восприятию, ко всему, что не логично, невозможно, абсурдно с точки зрения левого полушария, зато совершенно очевидно и понятно при включении правого полушария, что   и   приводит  к  новым творческим озарениям.

И здесь особенно помогает изо – терапия, возможность нарисовать себя и своё состояние, себя и своё понимание ситуации. После выполнения рисунка, необходимо ненадолго отстраниться от  него, чтобы взглянуть на ситуацию свежим взглядом и внести в рисунок коррективы в соответствии с вопросом: «А как бы мне больше понравился этот сюжет?». Практика ведения групп показала, что очень важно обсудить полученное изображение в парах, используя вопросы: что ты видишь, слышишь и чувствуешь  по отношению к этому сюжету, что хотелось  бы изменить, что получилось бы тогда? Получив  образ, отражающий субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств,  человек оценивает ситуацию, после чего принимает решение о своем поведении. Часто бывает, что рисунок начинается с  ожидания увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту, а завершается тем, что  человек видит то, в чем нуждается или, что считает важным,  и это, как правило, его  потребности и мотивация.

Минуя сопротивление сознания,  у каждого участника группы происходит расширение его Я-концепции – набора само собой разумеющихся норм и представлений о мире,  которые находятся в прямой зависимости  от восприятия человеком самого себя. Как следствие, улучшается самооценка и самоощущение себя.

Таким образом, сам собой напрашивается вывод, что кризис – это удивительное состояние, провоцирующее нашу психику и сознание  на необходимость опираться на свою интуицию, развивать себя и свои каналы восприятия, чтобы как можно скорее принять собственное новое состояние в новых условиях  в жизни человека.

 

Литература:

  1. Горелик А. Л., Скрипкин В. А. Методы распознавания. — 4-е. — М.: Высшая школа, 1984, 2004. — С. 262.
  2. Вапник В.Н., Червоненкис А.Я. Теория распознавания образов. — М.: Наука, 1974. — С. 416.
  3. Васильев В. И. Распознающие системы. Справочник. — 2-е. — Киев: Наукова думка, 1983. — С. 424.
  4. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – С. 198-199, С. 398
  5. Трейси Брайан. Измени своё сознание изменится твоя жизнь.- Киев.:ф. Колибри, 2004.-С. 81

 

 

 

No Comments

Post a Comment