ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВЕ ДИСКУРСИВНО-ОЦЕНОЧНОГО МЕТОДА

ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВЕ ДИСКУРСИВНО-ОЦЕНОЧНОГО МЕТОДА

Проведение психофизиологических мероприятий с военнослужащими как способ повышения качества человеческого фактора военных операций на основе дискурсивно-оценочного метода

Carrying out psychophysiological measures with military personnel as a way to improve the quality of the human factor of military operations on the basis of the discursive-evaluation method

31bf0a21-799d-4292-a1a9-c1737f1ff372

Проф. Араби Лотфи Сами, PhD, Град-Доктор,
Prof. Arabi Lotfi Sami, PhD, Grand PhD

Аннотация. Изученный опыт организации психофизиологических мероприятий в Вооружённых силах Российской Федерации показывает, что методология организации психофизиологических мероприятий нуждается в обновлении. Противоречие, возникшее между необходимостью качественного улучшения человеческого фактора и количественными параметрами комплектования войск, может быть устранено, если всю работу по психофизиологической диагностике профессиональной пригодности и сопровождению профессиональной деятельности военнослужащих осуществлять посредством практической реализации дискурсивно-оценочного метода.
Ключевые слова: психофизиология, дискурсивно-оценочный метод, военнослужащие

Keywords: psychophysiology, discursive evaluation method, military personnel

В государствах с развитой экономикой и высоким уровнем жизни населения, значительным объемом финансирования военного бюджета человеческому фактору уделяется важное значение. Для этого используются современные научные достижения и подходы к оценке профессиональной пригодности и соответствия специалистов, привлекаемых к выполнению как гражданских, так и военных задач. Уделяется значительное внимание снижению уровня профессиональной патологии, общей заболеваемости, травматизма и аварийности, сохранению и укреплению профессионального здоровья, повышению профессионального долголетия [1]. Такое отношение к человеческому фактору диктуется объективной необходимостью роста производительности труда, эффективностью экономики, надёжности подготовки и использования специалистов, эффективным применением высоких технологий и дорогостоящего оборудования, энергоёмкой техники, а также современных средств вооружения и военной техники, включая средства гибридной, холодной, экономической и информационной войны.
Актуальность повышения качества человеческого фактора, в том числе за счет психофизиологических мероприятий, для Вооружённых сил более чем очевидна [2, 3, 4]: воинские формирования оснащаются всё более сложными образцами вооружения и военной техники; продолжается планомерный переход на контрактную систему комплектования войск. Идет процесс локального боевого применения сил и средств РФ.
Анализ применения российской военной группировки за рубежом показал, что государству важно сохранять профессиональное долголетие военных специалистов [5]; цена ошибки военного специалиста, выполняющего как боевую, так и учебно-боевую, чревата срывом целей боевого применения, огромными потерями людских, материально-технических и экономических ресурсов России [6].
Настало время высокотехнологических военных столкновений. Главным способом достижения целей таких войн становится дистанционное бесконтактное воздействие на противника за счет массированного применения высокоточных и дальнобойных средств поражения с воздуха, моря и из космоса. Эта тенденция оказалась очевидной в ходе ведения вооруженной борьбы в Сирии.
Война в Сирии показывает важное значение информационного противоборства. Нужно иметь специальные силы, способные отражать информационные атаки, а также формулировать и выполнять комплекс боевых задач оборонительного и наступательного характера в сфере информационного противоборства. Кроме специальных сил нужны и свои средства информационного противоборства. Не менее важно и психофизиологическая подготовка военнослужащих к высокотехнологическому виду боя и информационному противоборству.
Важной особенностью высокотехнологического столкновения является то, что военные специалисты должны быть адекватно подготовлены, оснащены всеми видами обеспечения и иметь готовность выполнять профессиональные обязанности в экстремальных, угрожающих жизни и здоровью условиях [7, 8]. Это повышает требования к отбору, подготовке и профессиональному использованию военных специалистов [9,10, 11].
Анализ системы отбора, сопровождения профессиональной подготовки и использования военных специалистов позволил выявить ряд недостатков, которые касаются уровня квалификации, организации и обеспечения деятельности военнослужащих.
В сложившихся условиях одной из мер повышения качества подготовки и использования военных специалистов является проведение психофизиологических мероприятий с военнослужащими. Это способ повышения качества человеческого фактора военных операций в локальных конфликтах.
Мы полагаем, что введение в подготовку и использование военных специалистов психофизиологических мероприятий как системы организационных, медико-физиологических, психологических, педагогических мер будет способствовать повышению профессиональной работоспособности военнослужащих, обеспечивать надёжность профессиональной деятельности, оптимизировать процесс адаптации к военной службе, повышать профессиональное здоровье и долголетие военнослужащих.
Нашей целью является разработка содержания психофизиологических мероприятий в Вооружённых силах Российской Федерации, научно-методическое обоснование перспективных направлений психофизиологических исследований.
Анализ современного научного опыта [12,13] позволил выделить в качестве методологии разработки содержания психофизиологических мероприятий дискурсивно-оценочный метод [14].
Суть дискурсивно-оценочного метода заключается в организации обратных социальных связей в виде визуализации массовых оценок по целому набору шкал (шкал вреда, должного поведения, эмоциональных, этических, групповых оценок личности и т.д.) в управлении подготовкой и использованием специалистов в режиме реального времени в локальных или глобальных информационных средах.
Дискурсивно-оценочный метод основан на процедурах массового оценивания и дискурса с позиции экологического императива, обозначающего норму и ценность поведения участников оценки и дискурса.
Экологический императив как экологическая норма и нравственная ценность распространяется на любую человеческую деятельность. Имеет безусловным приоритетом непричинение вреда себе, другим и природе [15].
Экологический императив (ЭИ) является безусловным и общепризнанным принципом поведения. Это запретная черта во взаимодействии человека с самим собой, другими и окружающей средой (природой). Переступать эту черту человек и само человечество не могут, так как сам экологический императив является естественной и признаваемой всеми нормой поведения.
Естественную и признаваемую всеми норму поведения задает глобальный экологический принцип (ГЭП) «не вреди». Норма – это то, что общество приписывает делать конкретному человеку, так и всем людям. Из глобального этического принципа (ГЭП) проистекает глобальный нравственный принцип (ГНП), или глобальный этический принцип. Он означает, что человек должен вести себя так, чтобы не вредить.
ГЭП (глобальный экологический принцип) составляет основу универсальной и безусловной нормы поведения человека и общества – «не вреди».
ГНП (глобальный нравственный или этический принцип) составляет основу универсальной и всеми принимаемой ценности человека и общества – вести себя так, чтобы не вредить себе и другим.
ГЭП и ГНП составляют экологический императив, суть которого связана с правилом «Три С» — не вреди себе, соседям, среде обитания.

ЭИ → ГЭП, ГНП

Степень вреда оценивается в дискурсивной процедуре (дискурсивно-оценочный метод – ДОМ).
ДОМ (дискурсивно-оценочный метод) допускает оценки по широкому спектру шкал. Ценность ДОМ (дискурсивно-оценочного метода) в том, что в его основании лежит экологический императив, одобряемый абсолютным большинством людей.

ДОМ → процедуры массового оценивания и дискурса
(ЭИ → ГЭП, ГНП)

Особенности ДОМ:
опирается на экологический императив;
мировоззренчески нейтрален;
не претендует на истинность, но позволяет искать пути к истине;
балансирует солидарность и справедливость в человеке и обществе;
не летален;
гуманен, мягко удерживает от вредных и дурных поступков.
Мера вреда определяется дискурсивно-оценочной процедурой.
В итоге ДОМ:
позволяет корректировать конкретное поведение;
обеспечивает включенность в дискурс и оценивание всех заинтересованных лиц;
гарантирует коммуникативное равновесие в оценивании и обсуждении оценивания – голоса и аргументативные практики всех равны
Использование дискурсивно-оценочного метода позволяет найти оптимальное управленческое решение при определении содержания психофизиологических мероприятий в процессе подготовки и профессионального использования военных специалистов.
Дискурсивно-оценочный метод позволяет существенно повысить качество профессионального отбора и сопровождения военно-профессиональной деятельности, может применяться как напрямую для изучения военной профессиональной деятельности, военной профессиональной пригодности, военного профессионального соответствия, работоспособности и здоровья военнослужащих, так и послужить методической основой для проведения дальнейших психофизиологических исследований.
Участие военнослужащих в дискурсивно-оценочных процедурах позволило наблюдать улучшение физиологических, психологических и социально-психологических состояний военных специалистов.
Обратная социальная связь и визуализация групповой или массовой оценки позволяет придать устойчивость физиологическим, психологическим и социально-психологическим характеристикам функционального состояния военных специалистов, является наиболее показательным способом обеспечения надёжности профессиональной подготовки и использования военных специалистов.
Непрерывная диагностика и оценка вреда от социальных субъектов, затрагивающих подготовку и использование военных специалистов, позволяет установить количественные критерии профессионального здоровья военнослужащих и проводить необходимые мероприятия психофизиологического сопровождения с назначением адекватных коррекционных мероприятий.
Использование дискурсивно-оценочного метода в содержании психофизиологических мероприятий процесса подготовки и использования военных специалистов обеспечивает эффективную профессиональную деятельность военнослужащих.
В заключении следует отметить, что анализ теоретических взглядов, прикладных психофизиологических исследований показывает, что дискурсивно-оценочный метод имеет самые широки перспективы для использования в психофизиологии военной профессиональной деятельности.
Участие военнослужащих разных уровней управления, подготовки и использования в дискурсивно-оценочной процедуре позволяет им корректировать поведение и самооценку на физиологическом, психологическом и социально-психологическом уровне.
Большинство действующих в Вооружённых силах моделей профессионального психологического отбора построено на различной методологии и моральной устарело. Необходим серьезный и масштабный дискурс с массовой оценкой всех практических вопросов мобилизации, отбора, сопровождения и использования военных специалистов. По оценкам специалистов Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, прогно-стичность программ диагностики ниже установленных нормативов эффективности и по показателю точности (<65%), и по показателю достоверности (<75%). Существующие батареи диагностических тестов, используемые в в диагностике профессиональной пригодности отражают разные научные школы и не могут быть использованы для нужд высокотехнологической войны. Разработка современных моделей диагностики профессиональной пригодности и профессионального соответствия для разных категорий военнослужащих и для разных военных профессий должна осуществляться на основе дискурсивно-оценочного метода. Это перспективное направление научно-методического обеспечения психофизиологических мероприятий профессионального отбора кандидатов на военную службу и сопровождения подготовки и использования военных специалистов. Психофизиологические мероприятия сопровождения профессиональной деятельности человека должны включать его в дискурсивно-оценочную процедуру как способ современной диагностики и коррекции профессионального здоровья. При этом основные усилия должны быть сосредоточены на вовлечении военнослужащих в военных профессиональный дискурс и групповую оценку, что позволяет осуществлять коррекцию актуального, сформировавшегося в процессе профессиональной деятельности функционального состояния военного специалиста. Участие в дискурсивно-оценочной процедуре обеспечивает устойчивость физиологических, психологических и социально-психологических механизмов, регулирующих работу различных компонентов функционального состояния. Это является наиболее показательной и легко определяемой характеристикой работоспособности и надёжности военной профессиональной деятельности. Военнослужащие с более устойчивыми к воздействию внешних факторов, в т.ч. факторов профессиональной деятельности, физиологическими, психологическими и социально-психологическими показателями более надёжно справляются с военной профессиональной деятельностью, меньше болеют и не нарушают воинские законы. Наиболее перспективным направлением исследований профессионального здоровья является разработка диагностических и коррекционных методик, моделирующих дискурсивно-оценочный метод. Это, по преимуществу, автоматизированные аппаратно-программные комплексы групповых и коллективных оценок и комментариев с использованием различного вида шкал. Проверенные в ходе наших исследований методики психофизиологической коррекции функционального состояния (тренинги с использованием технологии, разработанной на базе дискурсивно-оценочного метода, методики обратной социальной связи и психотерапевтические методики рациональной терапии, активной и пассивной мышечной релаксации) являются эффективным средством восстановления и укрепления профессионального здоровья. Их применение вызывает целостную положительную реакцию, затрагивающую и физиологический, и психологический, и социально-психологический уровни регуляции функций. Изученный опыт организации психофизиологических мероприятий в Вооружённых силах Российской Федерации показывает, что методология организации психофизиологических мероприятий нуждается в обновлении. Противоречие, возникшее между необходимостью качественного улучшения человеческого фактора и количественными параметрами комплектования войск, может быть устранено, если всю работу по психофизиологической диагностике профессиональной пригодности и сопровождению профессиональной деятельности военнослужащих осуществлять посредством практической реализации дискурсивно-оценочного метода. Реализация дискурсивно-оценочного метода в научно-методическом, нормативно-правовом и организационном обеспечении психофизиологических мероприятий требует введения новой учебной темы в учебные дисциплины по психофизиологии «Дискурсивно-оценочный метод в психофизиологии профессиональной деятельности». Введение такой учебной темы дисциплины в качестве базовой, изучаемой по всем медицинским учебным дисциплинам, поможет существенно повысить качество человеческого фактора, эффективность и надёжность профессиональной деятельности человека не только в Вооружённых силах, но и в других выстраивать высокотехнологичные отрасли в стране с сырьевой экономикой. В целях совершенствования существующих методов обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих, внедрения системы психофизиологических мероприятий с военнослужащими предлагаем: При проведении научных исследований в профессиональной деятельности руководствоваться дискурсивно-оценочным методом. Включать в дискурсивно-оценочную процедуру шкалы оценок физического, психического, социального состояния человека, сконструированных с учетом экологического императива. Особое внимание уделять разработке перспективных направлений применения дискурсивно-оценочного метода для создания социально-оценочных закрытых сетей для военнослужащих, отражающих их отношения и состояния в режиме реального времени. Продолжать разработки перспективных, преимущественно немедикаментозных способов коррекции развивающихся в профессиональной деятельности функциональных состояний с целью сохранения и укрепления профессионального здоровья, повышения профессионального долголетия, связанных с участием военнослужащего в локальных и глобальных дискурсивно-оценочных процедурах. Ввести в систему закрытого учёта и отчётности значения обратной социальной связи: индивидуальные индикаторы физического эмоционального самочувствия, а также показатели доверия военнослужащих друг к другу, командованию, вверенному вооружению и военной технике для анализа отношений военнослужащих и динамической коррекции решений органов военного управления. Обучать врачей-психофизиологов организации дискурсивно-оценочной процедуры для коррекции психофизиологического состояния человека. Проводить подготовку курсантов факультетов подготовки врачей и офицеров факультета руководящего медицинского состава и использованием дискурсивно-оценочного метода. Литературные источники 1. Березовская, P.A. Профессиональное здоровье менеджера / P.A. Березовская // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб: Речь, 2001. - С. 267-275. 2. Белевитин, А.Б. Направления совершенствования психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов управления космическими аппаратами / А.Б. Белевитин и др. // Воен.-мед. журн. 2010. - Т. 331, №4. - С. 4-6. 3. Благинин, A.A. Надёжность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем /A.A. Благинин. СПб.: ЛГУ, 2006. -139 с. 4. Бодров, В.А. Основы профессионального отбора / В.А. Бодров, Д.И. Шпаченко // Физиология трудовой деятельности. — СПб: Наука, 1993. С.426-466. 5. Медведев, В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины: Актовая речь / В.И. Медведев. JL: ВМедА, 1983. - 24 с. 6. Сиротин, O.A. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: по материалам исслед. борцов высшей квалификации: автореф. . дис. канд. психол. наук / O.A. Сиротин. - М., 1972.-18 с. 7. К истории отечественной авиационной психологии. — М.: Наука, 1981. -320 с. 8. Минц, С.Е. О профессиональной пригодности к службе в качестве лётчика на основании статистических данных и психотехнических испытаний / С.Е. Минц // Вестн. воздуш. Флота, 1923. № 3. - С. 95-99. 9. Медведев, В.И. Функциональные состояния человека / В.И. Медведев // Физиология трудовой деятельности. СПб: Наука, 1993. - С. 25-61. 10. Кулганов В.А. Медико-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных вузах: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербурга, ВИКА им. А.Ф. Можайского, 1994. - 230 с. 11. Методики военного профессионального психологического отбора: учеб. метод. Пособие / Под ред. Г.М. Зараковского, В.И. Лазуткина. М.: Воениздат, 2005. - 528 с. 12. Чигирев В.А., Селегень В.П., Крюков М.П. Теоретические основы и методы совершенствования управления подготовкой военных специалистов. – Москва, МО СССР, 1990. 13. Юнацкевич П.И. Информационная война: методология ассиметричного ответа России, НКВКГ, 2012. – С. 1-3. 14. Юнацкевич П.И. Профилактика социальных катастроф – дискурсивно-оценочный метод. Санкт-Петербург, МАСТ, 2018. – С. 1-8. 15. Юнацкевич П.И. Экологический императив как основа дискурсивно-оценочного метода профессора Чигирева В.А..- Санкт-Петербург, ИН МАСТ, 2018. С 1-4.

No Comments

Post a Comment