««Единая теория поля» на основе «Философии взаимодействия»»

Гранд-доктор философии, доктор филологических наук, профессор, академик А.Н.Иезуитов

(Россия, Санкт-Петербург)

««Единая теория поля» на основе «Философии взаимодействия»»

«Единая теория поля» все еще не создана, хотя в ней испытывают настоятельную теоретическую и практическую потребность современная физика и другие науки. Более того, она в принципе не может быть создана на основе традиционных философских, сугубо материалистических, представлений о реальности на всех ее уровнях и во всех проявлениях.

Показательно, что большую часть своей жизни А. Эйнштейн, по его собственным словам, посвятил созданию «Единой теории поля», но так и не добился позитивного для себя и для науки результата. Его опыт в этом отношении весьма поучителен.

В своем итоговом «автобиографическом наброске» (1955) Эйнштейн подчеркивал: «с момента, когда была завершена теория тяготения, прошло 40 лет. Они были полностью отданы только одному стремлению – обобщив теорию тяготения, создать теорию поля, способную стать основой для всей физики. Многие стремились к той же цели. Многое из того, что, появившись, внушало мне надежды, я должен был отвергнуть.»[1]

Еще в 1942 г. Эйнштейн, как он сам говорил о себе, лелеял «надежду разрешить уже ставшую для меня проблему единого физического поля. Это напоминает воздушный корабль, на котором витаешь в небесах, но неясно представляешь себе, как опуститься на землю… Быть может, удастся дожить до лучшего времени и на мгновение увидеть нечто вроде обетованной земли…»[2]

В 1950 г. Эйнштейн полагал: «Единая теория поля теперь уже закончена… Несмотря на весь затраченный труд, я не могу проверить ее каким-либо способом. Такое положение сохранится на долгие годы, тем более, что физики не воспринимают любительских и философских аргументов.»[3]. Такое положение сохраняется и поныне.

Эйнштейн отмечал, что «затруднения, которые физик испытывает сейчас в своей области, заставляют его соприкоснуться с философскими проблемами в значительно большей степени, чем это приходилось делать физику прошлых лет.»[4]. В наше время такое положение лишь усугубилось.

Эйнштейн всегда признавал особую роль философии в своей научной деятельности. «Интерес к науке был для меня ограничен изучением принципиального, это лучше всего объясняет характер моей деятельности. То, что я опубликовал так мало вещей, проистекает из указанного же обстоятельства: страшное желание познать принципиальное (т.е. философски-значимое. – А.И.) привело к тому, что большая часть времени была потрачена на бесплодные усилия». [5]

Удовлетворяющей философии Эйнштейн не нашел для своей «Единой теории поля». Эйнштейн был убежден: «Природа устроена так, что ее законы в большей мере определяются уже чисто логическими требованиями настолько, что в выражения этих законов входят только постоянные, допускающие теоретическое определение…»[6]. «Постоянные» — это есть философские постоянные, которые Эйнштейн тщетно стремился найти.

Эйнштейн отмечал ограниченный характер современного ему философского знания: «Если долгие поиски меня чему-либо научили, то их итог таков: мы гораздо дальше от понимания элементарных процессов, чем полагает большая часть современников…»[7] И снова, как видим, дело заключается в философии.

Эйнштейн считал также, что «Единая теория поля» не может быть создана и чисто математическим путем. «Быть может, мне суждено, — писал он, — еще узнать, в праве ли я верить в свои уравнения. Это не более, чем надежда,  потому что каждый вариант связан с большими математическими трудностями… Математические учения держат меня в безжалостных тисках, я не могу вырваться».[8]

В построении Эйнштейном «Единой теории поля» для него «целью служит релятивистская характеристика физического пространства, но без дифференциальных уравнений. Последняя не приводит к разумному пониманию квантов и вещества… В принципе, — считал Эйнштейн, -это возможно без использования статистического метода, который я всегда считал гнилым выходом».[9]. Иными словами, необходима новая философия.

Относительно своей «Единой теории поля» Эйнштейн говорил: «Я не в состоянии ответит на вопрос, считать ли эту теорию ценной для физики или нет. Эта неуверенность связана с непреодолимыми математическими трудностями, с которыми, впрочем, сталкивается каждая нелинейная теория поля».[10]. Эти «трудности» Эйнштейн преодолеть не смог, и они в принципе непреодолимы.

В. Гейзенберг выдвинул «Единую теорию элементарных частиц», основу которой составляла некая всеобщая материальная частица. Относительно этой теории Н. Бор сказал: «Нет никакого сомнения, что перед нами безумная теория. Вопрос состоит в том, достаточно ли она безумна, чтобы быть правильной». В тоже время Гейзенберг справедливо замечал, и фактически с ним был согласен сам Эйнштейн, что пока он создавал свою «Единую теорию поля» физики непрерывно открывали новые частицы и одновременно с ними «новые поля» (в частности «квантовое»), которые никак не вмещались в теорию, «создаваемую Эйнштейном»

Таким образом, традиционная материалистическая философия, именно этой философией придерживался Эйнштейном, не могла и не может внутренне объединить и объяснить все существующие «физические поля». Математические методы и расчеты, в свою очередь, не в состоянии исчерпывающим образом представить такие «поля», как единую систему.

Философской основой для «Единой теории поля» может и должна стать принципиально новая «Философия взаимодействия» (Биолизм)» — философия XXI века, созданная автором этих строк еще в 1992г. и уже получившая признание у Международной научной общественности.

«Философия взаимодействия» исходит из того, что реальность на всех ее уровнях (микро и макро), во всех своих проявлениях, живая и неживая, представляет собою взаимодействие материального и духовного начал. Реальность по сути своей, «бинарна». Ни одно из начал не является при этом по отношению к другому «первичным», генетически, онтологически, структурно и функционально. Оба начала суверенны и в принципе одного нет и не может быть без другого. Они «бинарны». В то же время, конкретная мера присутствия одного начала, по сравнению с другим, в каком-либо реальном явлении, может быть самой разной. Материальное начало воспринимается непосредственно – чувственно, материально. Духовное начало не вносится в реальность никем и ниоткуда, но присуще самой реальности на всех ее уровнях и во всех проявлениях. Духовное начало – это внутренняя установка (предрасположенность, готовность) любого и самого реального явления (микро и макро, живого и неживого), ориентированная на свое материальное выражение. Духовное начало невозможно искусственно создать, тем более с какими-то заранее заданными свойствами. Материальное начало непосредственно и количественно измеряемо. Духовное начало непосредственно и количественно не измеряемо. Его можно зафиксировать и даже измерить по реальному результату («свету» своего воздействия). Оно в принципе не имеет пространственно – временных и скоростных ограничений и всепроникающе.  Вместе с тем в конкретной реальности оно всегда так или иначе «оттягощено» началом материальным, что не во всех случаях бывает непосредственно уловимо, настолько минимальным оказывается материальное начало («квант»). Взаимодействие означает взаимодополнение и взаимообогащение одним каким-либо началом другого начала, в конечном счете материального и духовного, а также частичный переход в определенных условиях одного начала в другое,  когда одно начало заметно усиливает другое. Сколько бы ни было начал, их взаимодействие бинарно по своей сути. Взаимодействие есть неисчерпаемо-бесконечный и спонтанно – прерывный процесс. Именно духовное начало «перекрывает» собой возможные перерывы в константном, по сути своей, процессе взаимодействия.

Материальное начало, духовное начало и их взаимодействие между собой и есть, по существу, самые «постоянные, допускающие теоретическое определение», о которых говорил Эйнштейн и которые в принципе необходимы для создания «Единой теории поля».

«Философия взаимодействия» в полной мере применима к реальному созданию и объяснению «Единой теории поля».

Элементарные частицы принято считать частицами материи, явлением материальным. Материальным считается и «поле», образуемое материальными частицами.  На самом деле, элементарные частицы (частицы) в принципе представляют собою взаимодействие присущих им материального и духовного начал, что соответствует действительности. При этом одно из начал в определенной частице может доминировать и в разной мере, что придает частице особый вид и характер и отсюда – образуемому такими частицами «полю» как взаимодействию материальному и духовному начал. В принципе всем частицам, которые уже известны и которые еще будут открыты, присуще взаимодействие материального и духовного начал. При этом, по мере дальнейшего проникновения в микромир, в открываемых частицах все сильнее будет доминировать духовное начало и частицы станут все более непосредственно неуловимыми. Такие частицы можно будет обнаружить по реальному результату их воздействия на что-либо, по их «следу», реально воспринимаемому и даже измеряемому. В полной мере это относится к «полю», образуемому такими частицами.

В настоящее время известны такие «физически поля»: «гравитационное», «электромагнитное», «ядерное сильное», «ядерное слабое», «квантовое», «электронно-протонное», «волновое». Любое «поле» в принципе нематериально, а реально, т.е. существует вне и независимо от своего восприятия, как взаимодействие присущих тому или иному «полю» материальному и духовному начал. В каждом «поле» как взаимодействие материального и духовного начал существует специфический характер взаимодействия этих начал в образующих «поле» частицах как в определенном взаимодействии присущих частицам материального и духовного начал.  Каждое из начал есть в данном случае взаимодействие общего и особенного.

Представление о «поле» и образующих его частицах как взаимодействие материального и духовного начал может показаться, с традиционных позиций, «безумным», однако это именно такое «безумное» представление, которое соответствует самой реальности, как взаимодействие действительно присущих ей материального и духовного начал на всех уровнях и во всех проявлениях.

По отношению к различным «полям» в образующих их частицах заметный переход духовного начала в начало материальное происходит в определенных условиях (температура, давление, время, расстояние, скорость частиц, плотность и проницаемость «поля» и т.д.). Условия эти поддаются регулированию и конкретному измерению. Частицы, в которых в принципе доминирует духовное начало и которые образуют определенное «поле», становятся в особых условиях непосредственно-воспринимаемыми и количественно измеряемыми.

В «гравитационном поле» («поле тяготения»), в образующих его частицах, как взаимодействие материального и духовного начал, доминирует материальное начало, и частицы сравнительно уплотнены в «поле». Они притягиваются друг к другу и сильнее притягивают к себе на небольших расстояниях частицы подобные им. В свою очередь, чем больше представлено материальное начало, тем сильнее притяжение. Духовное начало способно частично переходить в начало материальное, заметно увеличивая в частицах, образующих «поле», силу их взаимотяготения, что делает «поле» в целом «зоной притяжения», особенно активно проявляющейся себя в реальности. Духовное начало по-прежнему действенно.

В «электромагнитном поле» как взаимодействие материального и духовного начал, в свою очередь, в образующих поле частицах, доминирует начало материальное. При этом оно «направленно-подвижно», и духовное начало частиц, переходя в известной мере и в определенных условиях в начало материальное, ускоряет направленное движение частиц в «электромагнитном поле», делая «направленно-подвижным» все «поле». Духовное начало сохраняет собственную реальную действенность, весьма активную.

В «ядерном сильном поле» как взаимодействие материального и духовного начал, составляющее «поле» частицы (в них доминирует материальное начало), настолько тесно прижимаются друг к другу и уплотняются, что создают своего рода «ядро», в котором одновременно концентрируется и духовное начало, присущее частицам. Духовное начало, частично переходя в начало материальное заметно удерживает «ядро» от распада в соответствующем «поле», укрепляет и стабилизирует все «поле». При этом само духовное начало продолжает реально проявлять себя.

В «ядерном слабом поле» как взаимодействие материального и духовного начал в образующих его частицах материальное начало тоже доминирует. При этом оно внутренне «неподвижно» и как бы ждет своего активного выхода, «высвобождения». Духовное начало, в свою очередь, частично переходя в особых условиях в начало материальное, заметно усиливает его, сначала потенциальную и затем реальную активность в отдельных частицах и во всем «поле», образуемом частицами. Духовное начало и само по себе остается реально влиятельным.

В «квантовом поле» как взаимодействие материального и духовного начал явно и безусловно доминирует начало духовное, которое непосредственно не воспринимается. Вследствие этого минимально представленное материальное начало частицы и отсюда – всего «поля» становится практически незаметным и тоже непосредственно не воспринимается.  Духовное начало в определенных условиях, частично происходя в начало материальное, реально выявляет его в частицах, образующих «поле» и делает их непосредственно-воспринимаемыми, количественно меняя в сторону ее увеличения  первоначальную «квантовую статистику», появляясь в виде новых частиц как бы из ничего.

И «квант» («фотон»), и «вещество» как структурное выражение материального начала представляют собой взаимодействие материального и духовного начал. При этом в «кванте» («фотоне») доминирует духовное начало и материальное начало в нем практически незаметно. В «веществе» доминирует материальное начало, хотя в принципе оно обладает и ощутимым духовным началом. Частица своим материальным началом структурно сближается с «веществом» и в этом плане может считаться «частицей вещества».

Когда создатели «квантовой физики» (Н.Бор, В.Гейзенберг и Э.Шредингер) полагали, что сознание «может считаться физической величиной», влияющей на реальные процессы, они по существу, имели ввиду «духовное начало»,  которое присуще всем реальным явлениям и которое действительно способно и само по себе оказывать реальное воздействие на реальные процессы, и, частично переходя в определенных условиях в начало материальное. «Сознание»  — особый вид «духовного начала», который присущ именно человеку и который имеет целенаправленно-волевой характер.

В «электронно-позитронном поле» как взаимодействие материального и духовного начал тоже доминирует в частицах, составляющих «поле» их духовное начало. При этом частицы и образуемое ими «поле» могут непосредственно (материально) восприниматься. И духовное начало, частично переходя в особых обстоятельствах в начало материальное, заметно усиливает его непосредственно-чувственное проявление и восприятие. Духовное начало как суверенное дает себя знать и в данном случае. В «поле волновом» любая «волна», состоящая из частиц как взаимодействие материального и духовного начал (в них доминирует духовное начало), в свою очередь, представляет собой взаимодействие материального и духовного начал при доминировании в различных «волнах» и в разной мере присущего им духовного начала. Это в принципе придает «волне» значительную скорость перемещения в пространстве и во времени и таким образом, «волновому полю».

Как видим, есть все основания сделать вывод, что самые разные «физические поля» внутренне объединяет присущие им, хотя и в разной мере, именно духовное начало, поистине универсальное и всеобъемлющее по своей природе. Материальное начало, тоже в разной мере присущее разным «полям», в каждом из «полей», является все же слишком своеобразно неповторимом в своем непосредственно-чувственном выражении, чтобы объединять собою самые разные, генетически и онтологически, структурно и функционально «физические поля». Это способно сделать духовное начало, в принципе присущее любому «полю» как общее и особенное.

«Поля», образуемые частицами, способны в различных «бинарных» комбинациях взаимодействовать, материально и духовно, друг с другом. «Бинарно-комбинаторно» взаимодействуют, материально и духовно, различные частицы, образующие различные «поля». Взаимодействуют общее и особенное.

Говоря о восприятии, непосредственном и опосредованном, «полей» и образующих их частиц, мы имеем ввиду соответствующих приборов, различных технических средств и приспособлений.

Следует подчеркнуть, что при понимании и объяснении любого «поля» как взаимодействие материального и духовного начал и признание духовного начала как начала, объединяющего все «поля» в некое «единое поле» как динамичную систему,  можно реально воздействовать и разными способами, на материальное и даже духовное начало любого «поля» (духовно-волевое воздействие на него оператора и т.д.), усиливая тем самым позитивное воздействие «поля» и ослабляя его негативное воздействие на человека. Так выглядит «Единая теория поля», созданная на основе «Философии взаимодействия» («биолизма»), теория комплексная, системная, последовательная, внутренне непротиворечивая, практически значимая и действительно соответствующая реальности. ©

5.12.2013. Санкт-Петербург

 

[1] Helle Zeit — Dunkle Zeit. Hrsg. C. Seelig Europa. Verlag. Zürich, 1956. 16-17 p.

[2] Helle Zeit, 50-51 p.

[3] Einstein A. Lettres a Maurice Solovine. Paris. Gauthier-Villars, 1956. 75 p.

[4] Einstein A. Ideas and opinions. Grown publ. Inc. London, 1956. 19 p.

[5] Lettres a Solovine. 49 p.

[6] Эйнштейн А. Научная автобиография/ Успехи физических наук, 59, вып. 1, 1956. С. 93

[7] Seelig C. Albert Einstein. Leben und Werk eines Genies unserer Zeit. Zürich, 1960. 396-397 p.

[8] Helle Zeit, 50-51 p.

[9] Ibid. 51 p.

[10] Ibid. 16-17 p.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *