САМОДЕЙСТВИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПСИХОСОМЫ И БИОСИСТЕМЫ В МЕХАНИЗМАХ САМОРЕГУЛЯЦИИ

О.И. Шемякина , Д.Н. Сорокина2, Ю.В. Букатова3

В конце ХХ – в начале ХХI века в науке сложилась тенденция поиска решения сложных и сверхсложных задач через призму холистических методов познания. Такая тенденция обоснована обобщающими системами знания в науке и философии, которые актуализированы открытиями в науке фундаментальных законов и принципов, что се-годня позволяет выстроить достаточно стройную систему знания о мире и бытие.
Для полноты описания материи как процесса (по А. Эйнштейну) и самого бытия возникает, на уровне исторически сложившихся систем знания, потребность в понимании принципа самодействия. Понимание этого принципа необходимо для оформления знания о процессе непрерывного творения, что и есть суть материи, атрибутом которой является действие. Само понятие «движение» является атрибутом идеального мира, т.е. мира идей и проистекает из идеологеммы: «вечное движение» [1].
Явление самодействия в достаточной степени проявлено в жизнедеятельности биологической живой системе (БЖС) и в жизнедеятельности разумной биологической живой системе (РБЖС). Это позволит определить основные законы и принципы прояв-ления самодействия через призму иерархических связей процессуальной целостности и непрерывности процесса самодействия как явления.
Отправной точкой данной коллективной работы является гипотеза: самооргани-зация в биологии процессов, самоуправление в психологии процессов не возможны без самодействия на уровне физики процесса.
1. Известно, что существует взаимосвязь между всеми процессами Бытия, так как они взаимообусловлены единой системой континуальных ограничений и, невзирая на кажущуюся линейность процессов жизнедеятельности и персонифицированное су-ществование, все Вещи есть система пространственно-полевых вложений (иерархия) по принципу «матрёшки».
Процессуальная форма движения «развитие», так же подчинена этим принципам, более того, саморазвитие любых Вещей формирует Кон (смысловое поле), задающий вектор развития, как некую информационно-смысловую обусловленность, идею [1].
Касаясь кратко исторического аспекта исследования вопроса, отметим, что в академической системе знания есть понятие рефлексии академика В.И. Сеченова [2]. Есть понятие «доминанты» академика А.А. Ухтомского [3]. Они раскрыли механизм за-рождения и развития (до устойчивого функционирования) рефлексов, в физиологических процессах организма с ведущей ролью ЦНС и, прежде всего, коры головного мозга.
Академик П.К. Анохин разработал «теорию систем» [4], что обозначило самоор-ганизующую суть функциональных систем.
Сегодня, мы имеем строгую систему доказательства ведущей роли релаксации в мышечной деятельности организма человека, академика Ю.В. Высочина – теория мио-релаксации [5].
Сложилась стройная и завершенная система знания о физиологии жизнедея-тельности биологической живой системы (БЖС): Теория рефлексов ↔ Теория доминанты ↔ Теория систем ↔Теория миорелаксации [6].
В науке психология есть понятие рефлексии – отражение. Это сложный не ли-нейный процесс биологических живых систем (БЖС) и не тривиальный сверхсложный процесс разумных биологических живых систем (РБЖС), в нашем случае – ЦНС челове-ка.
Нам важно заострить внимание еще на одном событии в философии и науке. Это возникновение на базе естествознания философии психофизического холизма и новой методологии познания – матрица, которую разработал профессор IUFS О.Н. Сорокин.
По теории профессора О.Н. Сорокина рефлексия, по-сути, это механизм обработки сигнала-раздражителя психической системой на принципе: рецепция – перцепция – реакция – рефлексия. Деятельность ЦНС процессуально накладывается (образует связи) на физиологию процессов: возбуждение – торможение – релаксация. Физиология процесса накладывается на биологию явления: Воздействие и Самодействие. Изна-чальным единым условием является наличие физического явления – Взаимодействие.
Воссоздадим единую картину – процессуальную матрицу по методике профессора О.Н. Сорокина:
1 уровень – физика процесса
2 уровень – биология процесса
3 уровень – физиология процесса
4 уровень – психология процесса
Матрица иерархических взаимосвязей

<sorok-1-larg1

Здесь стрелочки – это отображение коммутативных связей, в основе которых по-ложена четырех фазовое состояние информации (теория информации). Эта принципи-альная процессуальная матрица трансформации прохождения сигнала через различные уровни системы организма (иерархия взаимосвязей, теория смыслов О.Н. Сорокина) [1].
Выводы по первой части работы:
Сложилась общая картина функциональных процессов биологических живых си-стем (БЖС) и разумных биологических живых систем (РБЖС) где задействован не только спектр электрических зарядов, но и информация, которая и есть функционал смыслов по теории О.Н. Сорокина.
Так, мышление, как функция коры головного мозга ЦНС, – есть высший функци-ональный иерарх, оперирующий образами и конструкциями, что само по себе немыслимо без информации, информы и инграммы [1]. Где:
Информа – это внутренний смысл, функциональное целеполагание.
Инграмма – это внутренняя структура, например, образа соответствия как рефлексия на сигнал-раздражитель.
Всякая структура – это конструкция (конструктивное мышление).
Всякая конструкция – это, прежде всего, структура.
Например. Спектр болевых ощущений фиксируется в чувственной памяти, как оперативной памяти ЦНС. В лесу, наше внимание приковано к поиску грибов, но, когда мы получаем укол в ногу, то ЦНС молниеносно выдает нам образ источника болевого сигнала: иголка ели, укол сучка и т.д. Если ЦНС не имеет аналитических аналогов в блоках чувствительной памяти, то мы испытываем страх и оборачиваемся, чтобы убедить-ся в природе полученного сигнала (колючая проволока, змея?). Здесь страх – это защитная форма реакции на неизвестный раздражитель или известный, но заведомо опасный.
Речь идет об образе, «Образе Соответствия» (ОС). Образ – это информационная структура обобщенного чувственного опыта [1].
Без введения понятия «информация» в систему естествознания не возможно в полном объеме раскрыть процессы формирования и развития психических и сложных психических функций, их комбинаторику взаимосвязей и взаимодействия в жизнедея-тельности человека, как РБЖС.
В практике психолога мы всегда имеем дело с состоянием нетривиальной, сверх-сложной РБЖС «человек».
Сама аббревиатура для посвященного в систему знаний о человеке специалиста сразу определяет иерархический уровень процессуальной целостности системы:
— единство биологических процессов организма – особь (биосома),
— единство индивидуальных отличий – индивид,
— единство функционального проявления с целостным, целенаправленным, смысловым вектором психодинамики осознанной социализации – личность [7], что определяет спектр функциональных задач психолога при психологическом консульти-ровании, психокоррекции, психологической экспертизе. Приведенная выше, процессу-альная матрица раскрывает нам не только подлинный функциональный механизм инте-ромира РБЖС, но и определяет методы психологической помощи и, при необходимости, психокоррекции.
2. Авторы является практикующими психологами.
Выше упомянутые, признанные наукой теории и философские знания, выявляют взаимосвязи самодействия и действия организма с самодействием и действием психики человека, что раскрывает новые горизонты в работе психологов и медиков, которые рождают новейшие методики и технологии в регенерации энергетического и информа-ционного потенциала РБЖС необходимые для полноценной жизнедеятельности и соци-альной активности.
Например, «Метод модуляции состояния информы» доктора психологии (IUFS) Д.Н. Сорокиной: «Главное отличие авторской методики заключается в подходе решения задач не от части к целому или от целого к части, а в подходе к системе «целое – целое». Лозунг: «Лечить не болезнь, но человека» лег в основу холистического подхода к реципиенту. Метод позволяет регулировать состояние реципиента, через регуляцию психоэмоционального состояния посредством изменения информы и инграммы внутренних переживаний. В процессе исследования использовались объективные научные данные: замер артериального давления, пульса, альфа и бета ритмов коры головного мозга; до коррекции и после коррекции.
Главная заслуга метода – замена «переживания» (заезжая пластинка) события или явления на проживание и самокоррекцию поведения реципиента в нем» [6]. В этой работе рассмотрен механизм саморегуляции функциональных процессов ЦНС, который определяет состояние биосистемы.
Психология ведает арсеналом негативных переживаний: обиды, страхи, злобы, раздражительности и т.д.
В свою очередь эти функциональные проявления являются порождениями нару-шений принципов: неустойчивого равновесия, адаптивности, адекватности, оптималь-ности, что выражается и закрепляется в поведении и влечёт за собой нарушения законов симметрий, принципов порядка и меры в процессах психосистемы и биосистемы РБЖС.
Реперной точкой в проблематике функциональных сбоев в деятельности психики человека является психоэмоциональное состояние РБЖС, в основе которого заложена чувственная память, что особо остро, с «завидным» постоянством рецидива, присутствует в любом возрасте, но особенно в старости, когда у человека только и осталось, что – воспоминания [8].
Довольно часто эти воспоминания корректируются до неузнаваемости. Обще-принято считать, что это синдром старения системы. Но как всегда, за поспешной оцен-кой анализа поверхностных функциональных проявлений, мы упускаем главное: анализ самодействия системы и анализ творческого потенциала этого самодействия, его методологического арсенала.
Если психика может моделировать состояние «старость», то она же может моде-лировать и другие модели. Что же не хватает психике для включения других методик существования? – Интероустановки. Что же мешает? – 1. Груз негативного опыта и 2. ложь общепринятых установок: «тебе за полтинник – старей». «Ты, как и все твои то-варищи» …
Если со вторым пунктом, системой вербальных установок, можно разобраться и дать объективную индивидуальную оценку в персональной работе с реципиентом, то с первым пунктом всегда сложнее.
Опыт – не скинешь, не продашь.
Однако …
Ключ функциональной непрерывности души заложен в ней самой. Так считает профессор О.Н. Сорокин. Его подход заставил задуматься учеников. « … Для начала, допустим, что это возможно и пересмотрим все наши знания о человеке в обратном анализе: есть единица знания о какой-то функции психики – хорошо. А что порождает ее проявление, что является базой для возникновения этой функции? – Принцип обратного прочтения. Какую скрытую общую идею скрывает в себе механизм возникновения этой функции? И … ответив на эти вопросы, мы нащупываем некую функциональную методологию (методику, систему и структуру) творения БЖС, где головной мозг есть инструмент этого творения, а не просто функционал управления ЦНС, как главный сводный рефлектор». Так, своих учеников профессор выводит на понятие – рефлексия рефлексии, которое является ключом к решению и пониманию вопроса о самодействии системы.
Самодействие – это действие системы направленное на самое себя при непре-рывном взаимодействии системы с внутренним (интеромир) и внешним (экстеромир) информационным потоком.
Самодействие – это корреляция интеропроцессов через идентификацию и ин-терпретацию непрерывных информационных потоков интеромира и экстеромира с по-следовательным проращиванием процессуальных связей, обеспечивающих информаци-онный обмен, который лежит в основании развития, трансформации и самой жизнедея-тельности РБЖС.
Всякий процесс – это синтез: силы, энергии и информации [1].
Функциональные процессы формализуются всей палитрой жизнедеятельности БЖС как внутренними процессуальными системами (физика, химия, физиология и психология процесса), так и взаимодействием с внешней средой. При рассмотрении самодействия РБЖС мы можем наблюдать обратную рефлексию (рефлексия рефлексии).
Самокоррекция системы начинается с деятельности коры головного мозга. В этих актах задействованы психические функции (воля и сознание, в равной степени вера и интеллект, а так же чувственная память, чувственный навык, чувственный опыт и мышление с много вариативными формами), которые обеспечивают преобразование информы и инграммы самого процесса мышления и, прежде всего, задают смысловой вектор цели.
Функциональная деятельность коры головного мозга обрабатывает информацию чувственного опыта и анализирует состояние психосомы, определяет болевые точки негативного чувственного опыта системы и, тем самым «осмысливает» изменения дея-тельности биосомы и регулирует ее деятельность посредством адаптации через инстинкт самосохранения.
Но, деятельность коры головного мозга самой природой сведены к полной авто-матизации и лишь при взаимодействии с сознанием система РБЖС получает возможность внедрения осознанного информационного потока с наперед заданными установками в процессы саморегуляции вплоть до биохимических процессов.
Сознание – холистическая функция, и в процессах проявлена как холотропный модус, которому нет дела до частностей, он апеллирует к целому и оперирует целым. Именно поэтому сознание, с наперед заданными установками, привнесенное в про-цесс проживания того или иного события, явления, поступка или действия, способно исправить психоэмоциональное состояние системы, тем самым вызвать цепочку изме-нений состояний в более частных системах, частных холистиках.
Изменение психоэмоционального состояния посредством иннервационных каналов через симпатические и парасимпатические системы организма приводит к изменению состояния и самой биосомы (а фактически к изменению функциональной деятельности): системы обмена веществ, эндокринной системы, а эти системы изменяют функциональную деятельность органов и их состояние.
Интероустановка привносит изменения в информационную базу сознания, не меняет его, а обогащает его функциональный опыт и расширяет его оперативные управленческие навыки. Многократно повторенное действие формирует навык. Много-кратно повторенный навык формирует опыт. Многократно повторенный опыт формирует новый уровень, в нашем случае, сознания. Здесь можно говорить об изменении состояния сознания как о новом витке его развития. Иерархические формы сознания: «Интуитивное сознание ↔ хилотропное сознание ↔ холотропное сознание» по теории профессора Сорокина О.Н.. Иерархическое изменение состояния сознания приводит к изменению всей процессуальной, функциональной деятельности ЦНС.
Состояние ограничено условиями, определено положением и оформлено отно-шениями целостных систем интеромира (допустим – организма).
Сознание оформляется осознанием, ограничено познанием и определено дея-тельностью.
Изменения определены потребностью, оформлены чувственным опытом, огра-ничены вектором целесообразности.
Все вместе они создают условия для формирования процесса трансформации и, прежде всего, состояния качественных характеристик психических и сложных психиче-ских функций. Опыт функционирования каждой психической функции на новом иерар-хическом витке спирали развития формирует информационную и энергетическую базу для развития человека.
Выводы по второй части работы:
При активизации управленческих функций сознания возникает момент перехвата холотропным сознанием частичного управления биосомой. Психосома и биосома не отделимы.
Отсюда вывод: изменения состояния в одной из этих систем неминуемо приведет к изменению состояния в другой.
То, что не осознано системой становится потенцией системы и нередко с опытом негативной информации, т.е. с накоплением отрицательной психической энергии (фор-мализован как неудовлетворение), если чувственный опыт осознан или проработан, он становится конструктивным опытом и привносит положительную психическую энергию для развития и проявления. Всякий негативный чувственный опыт, не обработанный сознанием, психосома блокирует и убирает в поле бессознательного состояния.
Баланс «негатива» и «позитива» в чувственном опыте является определяющим фактором содержания системы, ее сути и ее состояния.
Критическая масса негативного опыта включает программу отрицания данной формы, структуры и, наконец, самой системы, что приводит к нарушению законов сим-метрий, меры, порядка в процессах жизнеобеспечения и включает программу абсорбции. Например: суицид, онкология и пр. Так, биологическая система по закону сохранения вида и рода само ликвидируется, тем самым, сохраняя большое и значимое.
Критическая масса проявленного опыта, в нашем случае осознанного, прорабо-танного, усвоенного и принятого, способствует развитию и полноценной деятельности РБЖС.
Научное осмысление этих нетривиальных систем взаимовлияний отражено в са-мостоятельной дисциплине психологии – психосоматике.
Литература:
1. Сорокин О.Н. «Философский камень или философия психофизического холизма. Методология познания – Матрица», монография, Международный клуб ученых, С-Петербург, 2013 г.
2. Сеченов И.М. «Теория рефлексов», «Питер», С-Петербург, 2001г
3. Ухтомский А.А. «Доминанта», «Питер», С-Петербург, 2002г.
4. Анохин П.К. «Теория систем», «Питер», С-Петербург, 2004г.
5. Высочин Ю.В. «Физиология тормозно-релаксационных процессов и механизмов за-щиты от экстремальных воздействий у спортсменов», Материалы Всероссийской науч-нометодической конференции «Актуальные вопросы теории хоккея и методики подго-товки тренерских кадров» 1112 января 2008 г.  СПб.: Изд. «Олимп СПб».  2008. С. 259261.
6. Сорокина Д.Н. «Философские и психологические аспекты категории состояния в практике клинической психологии», докторская диссертация, IUFS, С-Петербург, 2012 г.
7. Сорокина Д.Н., Сорокин О.Н. «Индивид, как процессуальная целостность» стр.61-64. Журнал «Вестник» №10 (40) Специальный выпуск НИИ Астробиологических проблем и космической безопасности, 2009 г.
8. Шемякина О.И. «Клинико-психологическая реконструкция жизненных кризисов у людей пожилого возраста», дипломная работа, Дубна, 2010 г.
21. 10. 2016 год Санкт-Петербург — Москва


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *