Любовь остается (отзыв о фильме)

Гранд-доктор философии, доктор филологических наук, профессор, академик А. Иезуитов

Любовь остается (отзыв о фильме).

Поистине великой и всеобъемлющей, неотразимой и животворящей силе любви посвящен фильм Шанти П. Джаясекара «Истинная любовь». Шанти П. Джаясекара – сценарист и режиссер фильма.
Герои фильма – молодые люди с так называемыми «ограниченными возможностями». При этом жизнь героев тесно связана с художественным творчеством.
Руслан – слепой музыкант, хорошо играет на рояле и поет, говорит и слышит, тактильно чуткий. Анна – слабослышащая переводчица, владеющая языком глухонемых, разговаривает и хорошо видит, тактильно чуткая.
Павел – глухонемой художник, зрячий, тактильно чуткий.
Ранее в искусстве и в жизни уже встречались музыканты, слепые и глухие. Слепой скрипач в «Моцарте и Сальери» А. Пушкина. Слепой пианист в «Слепом музыканте» В. Короленко. Фактически глухим стал Л. ван Бетховен. Слепым является талантливый современный пианист и певец О. Аккуратов т.д.
В настоящее время в Израиле существует особый и единственный в мире театр слепоглухих исполнителей, который проведет гастроли в России.
В Москве создан фонд поддержки слепоглухих «Соединение», организующий конкурсы в области искусства и творческий мастерские.
В Московском Театре кукол на спектаклях для незрячих детей, дети-зрители трогают находящихся у них в руках различных кукол, одетых в различные по своей фактуре одежды. Тем самым они духовно-тактильно определяют особый характер персонажей на сцене, одетых в такие же по своей фактуре одежды.
Московский Театр имени М. Булгакова в проекте «Спектакли-невидимки» показал в Петербурге для незрячих детей спектакль «Вольке». На зрителей одевают непроницаемые очки, чтобы они полностью погрузились в духовно-значимый мир. Это сопровождается звуками и запахами, в свою очередь, духовно-значимыми, и происходит реальный и заметный для зрителей их особый переход в мир зримо-воспринимаемый.
В Петербурге действует кукольный театр для плоховидящих и плохослышащих детей.
Шанти П. Джаясекара в своем фильме идет в русле поистине всемирной тенденции, и одновременно значительно развивая и обогащая ее, теоретически и практически. Он фактически совершает подлинный прорыв в мировом искусстве, впервые показывая, что все герои произведения – это молодые люди с «ограниченными возможностями» и, строя драматургию фильма на их очень сложных и напряженных взаимоотношениях.
Дело в том, что такие реальные явления, как зрение, слух, речь, осязание в природе представляют собою взаимодействие присущих им материального (собственно физического) и духовного начал. При этом духовное начало в определенных условиях способно частично переходить в начало материальное и может играть доминирующую роль в жизни. Так происходит при реализации человеком его духовно-волевых усилий, с которыми органично связана любовь как взаимодействие материального и духовного начал. В любви духовное начало имеет важнейшее и даже определяющее значение.
Любовное чувство, духовно сильное, помогает героям фильма в значительной мере преодолеть свою «физическую неполноценность»: Руслан, любящий Анну, начинает действительно видеть ее портрет, созданный Павлом, осязая его руками. Павел, влюбленный в Анну пытается внутренне говорить с ней, видя Анну, которая любит его и слышит ее слова, обращенные к нему. Анна, любящая Руслана, глубоко воспринимает его музыку и передает Павлу через азбуку глухонемых свое ощущение от музыки Руслана. Происходит впечатляющая и реальная своего рода компенсация «материальной некомпетентности», свойственной героям, с помощью сильнейшего духовно-значимого для них чувства любви. Перед нами «духовный резонанс» между людьми материально значимый. Выразительным и духовно-практически действенным является в фильме изобразительный ряд.
Кадр, когда крупным планом показано окончание белой трости, которой еще невидимый зрителю Руслан, осторожно нащупывает себе путь и затем твердо ставит ногу на тротуар, сразу же выразительно раскрывает чуткий и одновременно мужественный характер героя. Впечатляюще выглядят белая роза, подаренная Русланом Анне и падающая на пол в комнате, куда Руслан привел Анну, и затем показанные по диагонали кадры опавшие с розы лепестки, лежащие на полу. Все это говорит о происшедшем с героями больше, чем любой словесный комментарий. Многозначащие кадры в фильме Шанти П. Джаясекара сделаны в духе лучших образцов мирового киноискусства (Ч. Чаплин, С. Эйзенштейн, А. Довженко, В. Пудовкин и др.).
Московским ученым В. Бронниковым разработана и успешно применяется концепция «альтернативного зрения» («прямого видения») для слепых, в которой используется духовно-тактильное восприятие реальности незрячим человеком. Такое восприятие стимулирует у незрячих способность к «прямому видению», фактически без органа зрения.
Пережив сильную, внутренне и внешне выраженную, борьбу чувств все же отдает свое любовное предпочтение Павлу, обоснованно полагая, что Руслан как более сильная личность, чем Павел, сумеет пережить этот удар со стороны Анны. Сильно переживая тяжелый для него момент, Руслан произносит слова: «Прощай…Любовь…». Однако это всего лишь приходящее состояние героя. Музыка вновь духовно возрождает Руслана и к новой жизни, и к новому творчеству.
Заслуживает высокой оценки работа исполнителей ролей в фильме «Истинная любовь»: Анны – Дина Даншина, Руслана – Олег Токарев, Павла – Сергей Ермолаев.
Незрячему Олегу Токареву удалось убедительно показать, как в результате сильного духовно-тактильного напряжения, стимулированного любовью, его герой становится на какое-то время физически зрячим.
На самом деле все люди обладают поистине безграничными духовными возможностями, делающими их жизнь полноценной и прекрасной.
Фильм, созданный Шанти П. Джаясекара, убеждает его зрителей в том, что «истинная любовь» вечна и несокрушима, для нее не существует никаких препятствий внешних и внутренних, материальных и духовных. Такое понимание и такое изображение любви особенно нужное и полезное для жизни и деятельности молодого поколения любой страны. В этом состоит глубокий и подлинно гуманистический смысл фильма Шанти П. Джаясекара «Истинная любовь».

12 февраля 2016 года
Санкт-Петербург
А. Иезуитов

No Comments

Post a Comment