РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Санти Джаясекера, PhD.
РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Как зарождалось телевидение.

В наши дни большинство людей воспринимают телевизор как бытовой электроприбор, назначение которого – предоставлять возможность удобного наблюдения за всем, что происходит в мире, принимая передачи с ближайшего телецентра или спутника-ретранслятора. Но, абстрагируясь, нельзя отрицать, что телевидение является одним из выдающихся изобретений XX века.

С каждым днем оно оказывает все большее и большее воздействие на умы и чувства людей, формируя их взгляды на жизнь, пристрастия, вкусы, настроения, поведение.

В процессе своего развития благодаря стараниям ученых телевидение превратилось в огромную индустрию.

Менее чем за сто лет эта индустрия, состоящая из сотен телевизионных каналов, выдающих в разных странах, распространилась по территории всего земного шара, сделав доступной любую информацию. Именно телевидение является символом технологического прогресса и развития человечества, в котором находит отражение жизнь каждого из нас.

Все начиналось с фотоэффекта.

Впервые влияние света на электричество обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1887 году.

Это явление называется фотоэффектом – вырывание электронов из вещества, при воздействии на него светом.

Но Герц, обнаружив это явление и подробно описав, так и не сумел его объяснить.

В 1888 году русский ученый Александр Столетов наглядно продемонстрировал влияние света на электричество и выявил при этом несколько закономерностей этого явления. Он же разработал прообраз современных фотоэлементов.

Подробными исследованиями занимались и другие ученые: О. Ричардсон, К. Комптон, Ф. Ленард, Ф. Иоффе и другие.

Но полностью объяснить природу фотоэффекта смог лишь Альберт Эйнштейн в 1905 году.

Параллельно этим исследованиям происходило и множество других, сыгравших не менее важную роль в истории создания телевизоров.

В 1879 году английским физиком Уильямом Крупсом были открыты вещества, способные светиться при воздействии на них катодными лучами, – люминофоры.

Позднее было установлено, что яркость свечения люминофоров напрямую зависит от силы их облучения.

— Кинескоп.

Первую версию катодно-лучевой трубки представил немецкий физик Карл Браун.

В 1907 году Борису Розингу удалось теоретически обосновать возможность получения изображения посредством электронно-лучевой трубки, разработанной К. Брауном.

В 1933 году Б. Розингу так же удалось осуществить эту идею на практике, получив изображение одной единственной точки, это был огромный шаг вперед.

— Механические телевизоры.

Первое устройство механического сканирования разработал немецкий инженер Пауль Нипков в 1884 году.

Его устройство представляло собой вращающийся непрозрачный диск, диаметром до 50 см, с нанесенными по спирали отверстиями, получившими в дальнейшем название “Диск Нипкова”. Обычное количество отверстий в диске составляло от 30 до 100.

Световым лучом происходило сканирование изображения с последующей передачей на специальный преобразователь. В телевизоре процесс повторялся в обратном порядке. При помощи этой системы проецировалось изображение, но с достаточной скоростью, для того, чтобы человеческий глаз видел уже целую картину.

В середине 20х годов шотландский ученый Джон Бэрд впервые продемонстрировал публике передачу изображения и воспроизведения его на экране.

Его система была основана на механической системе сканирования с использованием диска Нипкова.

Брэд передавал изображение, используя средневолновую радиосистему компании BBS.

Свой прибор Брэд назвал “телевизором”, и это был телевизор (в смысле – передатчик изображения), а не современный “телеприемник”.

Диски Нипкова использовались в ранних ТВ передачах вплоть до начала 30х годов. В дисках было 30 отверстий, что соответствовало 30 сторонам развертки, а для получения более четкого изображения необходимо иметь в 20 раз больше строк.

 

— Иконоскоп. Электронная развертка.

Увеличение диска до неприемлемых размеров выявляло тупиковость  механической развертки изображения.

Идея создания телевизионной трубки, в которой изображение будет “рисоваться” электронным лучом”, разработали и почти одновременно осуществили на практике в 1931 г. советский ученый С. И. Катаев и  американский специалист В. К. Зворыкин. Эта трубка в дальнейшем получила название иконоскоп.

Изобретение иконоскопа явилось поворотным пунктом в истории телевидения, определившим направление его дальнейшего развития.

Иконоскоп обеспечивал телевизионные передачи с большим числом строк, и с его появлением завершился период искания путей практического осуществления передачи изображений на расстояние и становления электронных телевизионных систем.

 

— Анализатор изображения.

В это же время в Сан-Франциско над электронным телевидением работал другой американский изобретатель Файло Тейлор Фарисуорт.

В 1927 году он разработал передающую электронно-лучевую трубку “анализатор изображения”, которую он присоединил к существовавшему приемному устройству. Все, что можно было увидеть – это слабое изображение треугольника на белом фоне.

Уже через несколько месяцев Фарисуорт показал кинематографическую версию Шекспировской пьесы “Укрощение строптивой”.

Обе передающие трубки применялись в телевизионных системах долго, до создания более сложных устройств: Иконоскоп Зворыкина – в передачах кинофильмов, анализатор Фарисуорта – в промышленном телевидении.

— Радиовизионный передатчик.

В 1928 году фирма Jenkins Laboratories продемонстрировала “радиовизионный передатчик”.

В июле этого года начались первые регулярные передачи “радиофильмов”.

В том же году в Германии Нипков осуществил первую телевизионную передачу изображения по проводам, а еще через два года на выставке в Берлине изобретатель обошелся без них.

Используя передатчик Бэйрда, вещательная корпорация BBC с 1936 года начала регулярные телепередачи. Телевидение признали быстро.

 Развитие телевидения в США.

 Американское телевидение многим обязано двум эмигрантам из России – инженеру-изобретателю Владимиру Зворыкину и предпринимателю-антепренеру Давиду Сарнову. Став президентом компании RCA (Radio Corporation of America), он поддержал и дал ход идее электронной передачи изображения Зворыкина, которым в 1931 году был создан первый в мире иконоскоп.

Первая передача из Вашингтона в Филадельфию (портрет президента Гардинга) была осуществлена в 1921 году, а первое живое изображение было передано с помощью радиоволн в 1925 году.

Экспериментальные телевизионные станции появились в 1931 году. В 1933 году кампания NBC (National Broadcasting), принадлежащая Сарнову, начала экспериментальные передачи с самого высокого здания Нью-Йорка – Empire State Building.

В 1939 году в Америке началось массовое производство телевизионных приемников. Этот год ознаменовал начало регулярного телевещания с показа церемонии открытия Нью-Йоркской всемирной выставки, а Франклин Рузвельт стал первым президентом, выступившим по телевидению. В этот же год впервые были показаны матчи по бейсболу.

Передач было мало. Большую часть времени на экране можно было видеть только заставку.

В начале 40х годов телевизоры стоили очень дорого – 400 долларов. Первая торговая реклама была включена в репертуар Нью-Йоркской телевизионной станцией в 1941 году.

После второй мировой войны телевидение США стало развиваться бурными темпами.

Уже в 1946 году в Америке будет продано 6400 телевизоров, а в 1948 году в стране уже был 1 млн. телевизоров и 60 работающих телестанций.

В 1950 году количество телевизоров превысило 6 млн. штук, а в 64 городах страны действовали 106 телевизионных станций.

— Вещательные компании

  1. Первой по времени создания вещательной компанией является NBC (National Broadcasting Company – Национальная вещательная компания), которая была создана в 1926 году, как дочернее предприятие корпорации Radio Corporation of America.

Первые передачи в ее системе велись в 1931 году, а регулярное телевизионное вещание началось в 1939-1941 годах.

В структуру NBC входили: телесеть NBC-TV – отделение занимающееся подготовкой программ, рекламой и сбытом; NBC Entertainment – развлечения; NBC Radio – отделение, имеющее радиосеть и собственные радиостанции; NBC Sport и NBC News – отделение новостей.

  1. NBC (Columbia Broadcasting System – Вещательная система Колумбия) возникла в 1927 году как радиовещательная компания. CBS принадлежат фирмы грамзаписей Columbia Records, ряд киностудий, несколько популярных журналов, 80% доходов фирмы поступает от рекламы.
  2. ABC (American Broadcasting Company – Американская вещательная компания) была основана в 1943 году. Крупный успех пришел к ABC в период с 1955 по 1961 год благодаря включению в передачи фильмов Уолта Диснея и продукции голливудских киностудий.

В систему корпорации входят: телевизионная сеть, 5 телестанций, компания ABC Radio с 4 сетями обслуживания и 14 радиостанциями, компания видеозаписи с сетью магазинов и 266 кинотеатров.

 

— Некоммерческое телевидение.

Оно было оттеснено на второй план частными коммерческими сетями. Прежде всего присутствие в стране некоммерческого телевидения стало заметно благодаря созданию в 1969 году государственной Службы общественного вещания (PBS), в которую к середине 80х годов входили 264 телестанции, имеющие связи с университетами и общественными организациями.

Некоммерческое ТВ в США финансируется государством, а так же за счет добровольного пожертвования от частных лиц. К началу 1960 года в Америке образовалась “телевизионная империя”. Телевизионные станции уже обслуживали 90% населения страны, телевизионных станций насчитывалось к этому времени 580, включая 50 станций образовательного вещания.

— Роль FCC.

Федеральная Комиссия Связи (Federal Communication Commission) жестко контролировала процесс распределения частот вплоть до 1952 года. Чтобы ограничить влияние в телеиндустрии, FCC были разработан ряд типов регулирования:

  1. Регулирование собственности.

Ограничивалось число сетей в собственности одной компании, ограничивалось число телестанций в одних руках: 1953 году – до 5 станций, а в 1985 году – до 12 телестанций.

  1. Регулирование доступа в эфир.

Плохие условия доступа в эфир сетей и местных телестанций, заставили к середине 1970 годов заставили сети увеличить долю программ их производителей.

  1. Регулирование финансовых интересов.

Стремление телесетей получить права на производимые программы и получение от этого прибыли, заставили FCC запретить сетям доступ в данный сектор телепроизводства.

 

В 80-х годах телеиндустрия США претерпела изменения в структуре собственности.

Телевидение США долгое время выступало синонимом коммерческой модели ТВ. В основе экономики сетей лежит продажа рекламы.

Кроме этого, сети ведут и другие операции на рынке: производят и продают телепрограммы, реализуют аудио- и видеокассеты и проводят операции с ценными бумагами.

Важной особенностью американской телеиндустрии является сетевая организация вещания.

Этот принцип возник на ТВ в качестве организационной основы с первых дней существования.

 

Телесети.

  1. NBC (National Broadcasting Company), телесеть начала сначала деятельность как национальная сеть радиостанций.

NBC считается лидером в сфере применения телевизионных технологий и программной политики. Она первой ввела выпуск утренних и вечерних новостей, первой провела эксперимент с цветным ТВ, первой освоила стереозвук и в 1995 году первой запустила свой Интернет-вариант.

  1. CBS (Columbia Broadcasting System) – создавалась в 1927 г. Как “Объединенные независимые вещатели”.

В течение многих лет ее радио- и телепрограммы оставались популярными у телезрителей, что обеспечивало ей постоянное лидерство. Сильные стороны CBS – высокое качество программ, популярные ток-шоу и комедийные сериалы. Слабые стороны – это вечерние новости и рейтинги утреннего шоу.

  1. ABC (American Broadcasting Corporation). Эта телевизионная сеть, созданная на основе второго канала NBC, стабильно была третьей среди грантов американского ТВ. С 1995 года ABC принадлежит Walt Disney Corporation.
  2. Fox. Попытка создать четвертую сеть общенационального ТВ в 1977 году претворилась в жизнь только в 1985 году. Тогда сеть предложила оригинальные новые программы для завоевания зрителей в основном представителей этнических групп. К 1993 г. Fox уже объединяла 140 телестанций на территории США, что обеспечивало потенциальный охват 90% домохозяйств. Использование кабельных сетей для ретрансляции своих программ, позволило Fox значительно расширить аудиторию.

Сильными сторонами Fox являются: ориентация программ на молодежь и юношество; на различные возрастные сегменты аудитории; внимание к интересам негритянских и испанских зрителей.

Занимая промежуточное положение между производителями телепрограмм, телестанциями и рекламодателями Американские телесети арендуют свои программы у студий Голливуда, затем берут в аренду эфирное время телестанций для показа этой продукции.

Выполняя свою сервисную функцию, национальные телесети США предоставляют рекламодателям доступ к широким группам потребителей, смотрящих ТВ.

— Кабельное ТВ.

История начала кабельного ТВ восходит к концу 1940-х годов. Это потребовало распространения сигнала на территориях со сложным географическим рельефом как дополнение к наземному, эфирному телеприему. Однако в настоящее время кабельное ТВ все чаще становится основой доставки сигнала на телевизоры зрителей телесигнала, полученного разными способами, — наземной трансляцией, посредством собственно кабельных систем и через спутник.

— Спутниковое ТВ.

Прямое спутниковое телевещание позволяет передавать сигнал на самые отдаленные расстояния, притом предоставляет более высокое качество изображения и большее число каналов. Спутниковое ТВ позволяет доставлять телепрограммы непосредственно телезрителю на индивидуальную антенну.

Одним из первых специализированных спутниково-кабельных каналов стала телевизионная служба новостей CNN Теда Тернера. Его идея охватить гигантскую аудиторию довольно проста: спутник плюс кабель – равно весь мир. Был задуман круглосуточный кабельный канал новостей. В июне 1980 года канал новостей вышел в эфир.

Сейчас CNN – это крупнейший в мире кабельно-спутниковый телеканал.

Следующий шаг в совершенствовании ТВ технологий – это развитие цифрового телевидения США.

Развитие телевидения в России.

У российского ТВ действительно великая история, важность которой заключается не только в сохранении связи времен, но и в будущем развитии телевидения: многие идеи совершенствования телевидения присутствуют в истории российского ТВ.

Механическое телевидение не обеспечивало удовлетворительного качества передачи изображения.

Первое предложение по электронному телевидению было сделано русским ученым Б. Л. Розинсом, который в 1907 году получил лицензию на приемную трубку для “электронной телескопии”. В дальнейшем эти трубки получили название кинескопов.

Конструкцию передающей трубки с двухсторонней мозаикой из фотоэлементов с накоплением зарядов предложил в 1930 году А. П. Константинов. Из-за сложности конструкции такую трубку в то время не представлялось возможным. Независимо от В. К. Зворыкина в 1931 году С. И. Катаев изобрел трехслойную светочувствительную мишень аналогичную мишени иконоскопа.

В 1933 году П. В. Шмаков и П. В. Тимофеев предложили конструкцию супериконоскопа (иконоскоп с секцией переноса электронного изображения).

В 1937 году начались передачи электронного телевидения из ОЛТЦ (опытного телецентра в Ленинграде) по системе на 240 строк, а из Московского телецентра (МТЦ) на Шаболовке по системе на 343 строки.

Экспериментальные и опытные передачи продолжались целый год. В эксплуатацию МТЦ был принят в 1938 году. Регулярное ТВ-вещание МТЦ началось в 1939 году. В 1940 году был утвержден ТВ-стандарт на 441 строку. С 1941 по 1944 год телецентр не работал, техника и оборудование было эвакуировано.

Но 7 мая 1945 года МТЦ первым в Европе возобновил телевизионные передачи.

Бурный рост передающей и приемной телевизионной сети начался в середине 50-х годов.

Если в 1953 году работали только три ТВ-центра, то в 1960 уже действовало 100 мощных телевизионных станций и 170 ретрансляторов малой мощности, а к концу 1970 г. – до 300 мощных и около 1000 телевизионных станций малой мощности.

В 1967 году вступила в строй Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция в Останкино, представляющая собой башню высотой 540 метров. Ввод в действие башни в Останкино обеспечил: увеличение одновременно действующих программ до четырех; увеличение радиуса уверенного приема всех телевизионных программ от 50 до 120 км.

Общая площадь телевизионного центра составляет 155 тыс. кв. м. Имеется 21 студия.

Технический комплекс обеспечивает видеозапись цветных и черно-белых программ, производство ТВ художественных фильмов и выпуск документальных программ.

В 1954 году МТЦ на Шаболовке были осуществлены первые опытные передачи цветных составляющих. Прием цветного телевидения производился на телевизоры “Радуга” с вращающимся светофильтром.

Однако такая  система требовала значительного расширения спектра видеочастот и была не совместима с существовавшей системой черно-белого ТВ. В 1956 году в лаборатории ЛЭИС – (Ленинградского электротехнического института связи) им. Проф. М. А. Бонч-Бруевича) разработали и изготовили под руководством П. В. Шмакова установку цветного телевидения с одновременной передачей цветов.

В 1960 году в Ленинграде с опытной станции ЛЭИС состоялась первая передача цветного телевидения.

70-е Годы принесли с собой новое творческое использование техники видеозаписи и видеомонтажа. Возник в и д е о ф и л ь м. Видеомонтаж позволяет осуществлять жесткую цензуру фильма. Эта же технология дает возможность вести съемку во много раз дольше, чем кинокамерой, обобщая нужные кадры из большого количества материала.

Версия перестройки 1980-1991 годов, попытка перевести советскую экономику, политику, идеологию к соответствию с общечеловеческими идеалами и ценностями осуществилась крайне непоследовательно и впоследствии создала предпосылки для распада СССР.

Гласность, закон о печати, отмена цензуры привели к переменам в недрах информационных служб.

Ночные выпуски ТСН (Телевизионная служба новостей) молодежная программа “Взгляд”, телемосты между СССР и США, СССР и Англией производили огромное впечатление на советских телезрителей.

Серьезное альтернативное телевидение возникло рядом с останкинским весной 1991 года.

Это было телевидение новой России, которой перешло 75 телецентров и студий, остальные центры отошли Украине, Белоруссии, Казахстану и странам Балтии.

К началу 1993 года число вещательных и продюсерских телеорганизаций достигло тысячи.

Были разработаны общие положения, по которым ведется телевидение:

— Соблюдение конституции и законодательства РФ;

— Учет интересов потребителей и групп населения;

— Создание условий для формирования нравственных и моральных устоев в обществе;

— Содействие формированию правового государства.

Кроме двух государственных каналов “Останкино” (1 Канал) и РТР (2 Канал) в январе 1993 года на шестом канале появились передачи телекомпании “ТВ-6 Москва”, в октябре 1993 года вышел в эфир канал НТВ (Новое телевидение). В апреле 1995 года Первый канал передан от “Останкино” новому акционерному обществу ОРТ (Общественное Российское ТВ). На дециметровых каналах стали выходить программы “Рен ТВ”, ТНТ, М-1, СТС (Сеть телевизионных станций), на третьем метровом канале появились программы телекомпании “ТВ- Центр”.

В 1997 году Пятый канал (прежде Санкт-Петербургский) отдан структурному подразделению РТР “Культура”.

Произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские центры) и вещателей. В результате возник рынок программ – конкуренция способствовала насыщению потребности зрительских интересов.

В это время российское ТВ потребовало более сложную классификацию:

  1. По способу трансляции – эфирное, спутниковое, кабельное;
  2. По типу деятельности – вещательные, продюсерские дистрибьютеры;
  3. По охвату аудитории – общероссийские, региональные, местные;
  4. По форме собственности – государственные и негосударственные (частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, ООО и ТОО).

Дальнейшее развитие телевидения привело к подлинной многопрограммности. В Москве кроме шести метровых каналов принимают один-два кабельных, четыре-пять в дециметровом диапазоне. Можно подписаться на просмотр 9 или 16 зарубежных каналов, среди которых английский BBC, французский ТВ-5, немецкий PRO7, американский Super Channel, Euro Sport, Euro News, CNN.

В Москве и ее окрестностях можно принимать более ста спутниковых каналов.

 

— Российские телекомпании и телесети.

ОРТ – закрытое акционерное общество. 51% акций принадлежит государству, а остальные распределены между крупными коммерческими структурами России. Программы ОРТ доступны почти 99% населения страны, и, кроме того, через спутниковую систему – жителям всех континентов Земли. Территория страны разделена на пять вещательных зон, для каждой из которых передается свой аналог московской программы – со сдвигом по времени.

РТР – второй канал, основу которого составляют информационные, общественно-политические, музыкальные и развлекательные программы. Как и Орт, Российское ТВ разделяет практически всю страну на пять вещательных зон.

“ТВ-6 Москва“ – имеет аудиторию в 90 млн. человек, рассчитанную на молодежь. Программы распространяются в 370 городах России, странах СНГ и Балтии.

НТВ – такая же аудитория – 90 млн. человек – могут смотреть программы НТВ. Компанией созданы системы спутниковых каналов.

Значительно расширилась сеть корпунктов. Фирменными являются информационные программы НТВ.

НВС (Независимая вещательная система) образовалась в 1993 году и объединяет 60 телестанций России, охватывает вещанием 95 городов.

Ведущей считается телекомпания “Рен-ТВ”.

СТС (сеть телевизионных станций) – учреждена совместно с американской телекомпанией.

Техническое оборудование по степени автоматизации, по качеству и удобству в эксплуатации превосходит все имевшиеся в России. Значительное место в эфире занимают американские передачи и фильмы.

Число каналов ТВ постоянно увеличивается. Этому может способствовать решение об “уплотнении сигнала”, которое позволит передавать параллельно 5 программ на одной частоте, на которой сегодня расположилась лишь одна программа.

В конце девяностых годов в Россию пришло цифровое ТВ.

В 1999 году Госкомсвязи Российской Федерации одобрил “Конвенцию внедрения цифровых наземных систем звукового и телевизионного вещания в России”. В основе конвенции лежит принцип создания в сетях вещания интегрированного транспортного потока для передачи как вещательных программ, так и мультимедийной и другой информации.

 

Развитие телевидения в Европе.

 

— ТВ ФРГ.

За точку отсчета начала телевизионных передач в Европе можно принять первые ТВ передачи, состоявшиеся в Германии для 30-строчного телевизора в 1928 году. Экспериментальное телевещание началось в 1935 году.

Структура электронных СМИ Западной Германии сложилась под влиянием западных держав-победителей. Была отвергнута неприемлемая система централизованного вещания, напоминающая о нацизме. Не была взята и коммерческая модель США. Телестанции основывались и действовали в рамках из 10 земель. Сложилась своеобразная система общественно-правового телевидения, когда основной закон ФРГ, провозглашая свободу слова, ограждал вещание от государственного контроля, передавая его обществу.

Система управления вещанием включает в себя три компонента:

Совет из представителей политических партий и общественных организаций, назначаемый ландтагом земли;

Административный технический совет, избираемый Советом вещания;

Генеральный директор, избираемый административным советом, и утверждаемый Советом вещания.

По воле земель в 1950 году создается координирующая радиотелевизионная структура АРД, в 1961 г. – вторая телевизионная организация ЦДФ.

Эти две организации АРД и ЦДФ являются общенациональными сетями-корпорациями электронных СМИ ФРГ.

Сетка вещания АРД и ЦДФ предусматривает баланс местных и общенациональных программ.

Обе общественные корпорации финансируются за счет абонентской платы и поступлений от рекламы.

На рекламу отводится не более 20 минут в день, после 20.00 реклама запрещена.

В 1981 году конституционный суд ФРГ отменил законодательные ограничения на коммерческое вещание, и частная собственность на вещание была признана необходимым элементом конкуренции.

Таким образом, общественно-правовое вещание перестало быть единственным и господствующим.

 

— ТВ Великобритании.

В 1936 году телестанция BBC начала регулярные передачи, которые продолжались до 1939 года. Тогда экраны телевизоров потухли в связи с войной. Регулярные телепередачи возобновились в 1950 году. Электронные коммуникации и СМИ в Англии находятся как в государственной, так и в частной собственности. Коммерческое телевидение разрешено в стране не очень давно.

Самая уважаемая а Англии корпорация – BBC. Она является образцом высокой информационной культуры. Руководит корпорацией совет директоров, состоящий из 12 человек и назначаемый королевой на 5 лет. Совет выбирает исполнительного генерального директора.

Решение совета обжалованию не подлежит. Правительство и парламент имеют право вето на программы BBC.

Законом парламента в 1954 году было основано независимое телевидение ITV. В 1972 году оно было переименовано в Управление независимого вещания в связи с введением коммерческого радио. Глава управления и 11 руководящих членов назначаются министром внутренних дел.

В 90х годах в Великобритании было 16 коммерческих вещательных компаний, занимавших в эфире, как и BBC, два общенациональных канала.

 

— ТВ Франции.

Начало регулярных телепередач во Франции приходится на 1951 год.

До 1982 года сохранялась государственная собственность на корпорацию РТФ (радио и телевидение Франции). В 1989 году работали два общенациональных государственных канала А-2 и ФР-3, которым было передано 70% процентов всей аудитории, а так же 4 коммерческих канала “ТФ-1”, “5-й канал”, “М-6”, “Канал плюс”.

Высший совет по СМИ, назначенный правительством, наблюдает за эфиром и работой телестанций. Из 9 членов совета трое назначаются на 8 лет, трое – на 6 лет, трое – на 4 года, соответственно президентом Франции, президентом национальной ассамблеи и президентом сената.

Правительство поддерживает не только государственные массовые коммуникации, но и частные структуры, помогает бизнесу, входя в его советы и направляя его в нужную сторону. Государство берет под защиту работников частных СМИ от посягательств на их репутацию, а также снижает для них налог.

 

— ТВ Италии.

В Италии регулярные телевизионные передачи начались в 1954 году. Государственная монополия на электронные коммуникации осуществлялась РАИ – итальянской радиотелевизионной организацией вплоть до 1970 года.

В 1974 году постановление итальянского суда о разделении существования станций коммерческого телевидения, вызвало волну их стихийного строительства.

Коммерческие станции имеют региональный, а не общенациональный характер. РАИ осталась рупором страны.

Основные задачи РАИ формирует парламентская комиссия сенаторов и депутатов. Совет директоров избирает президента РАИ.

В 1976 году вещание было разделено на две категории: 1-й телевизионный канал и 2-я радиосеть курируются христианскими демократами, 2-й телевизионный канал и 1-я радиосеть – социалистами.

Новый закон, принятый в Италии в 1990 году, запрещает прерывать демонстрацию фильма рекламной паузой более одного раза в течение 45 минут.

Рекламные паузы в мультифильмах запрещены. Антимонопольными мерами запрещено владение одним лицом более 3-х каналов.

В 1990 году РАИ по рейтингу превосходил коммерческое телевидение, и даже несмотря на засилье американских боевиков и всевозможных викторин, престиж государственной телеслужбы был высок.

Развитие телевидения в Японии.

В Японии государственная и коммерческая телевизионные сети возникли почти одновременно в начале 50-х годов. Государственная сеть NHK (Японская вещательная корпорация “Нипон Хосо Куокай”) работает на 2-х каналах.

Сеть существует за счет госбюджета и абонентской платы. Частное телевидение действует на основе лицензий, выдаваемых на три года министерством телекоммуникаций. До 80х годов эфир заполняла американская продукция, но в конце 80-х годов японское телевидение предложило свой вариант – самурайскую драму, ставшую одним из популярнейшим жанром.

Второй канал NHK стал источником знаний, 60 телециклов в неделю, 20 дисциплин, изучаемых в средней школе, заочный телеуниверситет, курсы по изучению языков.

Высший административный орган NHK – совет директоров, состоящий из 12 человек, которых отбирает правительство страны из разных сфер деятельности – науки, образования, экономики.

К производству телевизионных программ японское законодательство налагает повышенные требования:

— высокое качество программ, удовлетворяющее запросы людей и поднимающее их культурный уровень;

— вносить вклад в сохранение культурных традиций;

Сочетать общенациональные программы с программами местного характера.

Все японское вещание следует незыблемым принципам:

— политический нейтралитет;

— защита общественного спокойствия и морали;

— соблюдать баланс информационных, культурных и развлекательных программ.

Телевидение в развивающихся странах.

С целью ограждения своих национальных СМИ от “свободного” потока информации западных производителей, развивающимися странами был принят ряд совместных решений, препятствующих иностранному влиянию. Провозгласив политику “справедливого информационного порядка”, эти страны испытывают сильный прессинг со стороны Запада, особенно США, и, тем не менее, хотя с большим трудом, она приводится в жизнь. Такая политика была поддержана ЮНЕСКО. С целью укрепления собственного телепроизводства и регулирования телеимпорта в ряде стран были приняты квоты.

В Индии квота на иностранные телепрограммы – 20%, в Шри-Ланке – 40%, в Малайзии – 70%.

Подобные квоты в Европейских странах существовали давно.

В развивающихся странах иностранное участие в информационной деятельности рассматривается как покушение на национальный суверенитет.

Телевидение в странах третьего мира.

 

Телевидение многих стран Азии, Африки и Латинской Америки к 90-м годам находилось на невысокой ступени развития. Слабая экономика, отсутствие технологической базы и политических свобод – не способствовало росту средств массовой информации. В ряде африканских стран обеспеченность телевизорами – 2 аппарата на 100 жителей. Средний показатель для арабских стран в 90-х годах – 12 телевизоров на 100 жителей, в то время, как в богатых странах Персидского залива этот показатель в 5 раз выше.

Литература.

  1. Багиров Э., Кацев И. Телевидение XX века. М. 1968.

2. Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М. 1998.

3. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. М. 1989.

4. Голядкин Н. ТВ – информация в США. М. 1995

5. Цвинг В. Телевидение, системные характеристики. М. 1998.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *