РАЗВИТИЕ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Дубровина Л.И.
(гранд-доктор, академик)

РАЗВИТИЕ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В последние десятилетия проблемы акмеологии оказались в центре внимания исследователей различных областей знания. Это способствовало развитию прикладной акмеологии в МУФО. Акмеология (греч.акме — вершина, расцвет) – наука о закономерностях и факторах, способствующих или препятствующих самореализации творческого потенциала человека в процессе его самодвижения к вершинам профессионализма.
Широкому кругу вопросов, связанных с развитием прикладной акмеологии, посвящены исследования, защищенные в МУФО. В научных работах акцент делается прежде всего на междисциплинарный аспект решения проблем. Это обусловлено, во-первых, тем, что акмеология – интегративная наука, во-вторых, в основе акмеологических исследований лежит взаимодействие вопросов, рассматриваемых на стыке наук.
Фундаментальная акмеология разрабатывается гранд-доктором, Президентом Академии акмеологических наук Н. В. Кузьминой. В центре ее внимания вопросы, связанные с фундаментальным образованием, в процессе которого реализуется развитие созидательной деятельности объекта и субъекта обучения (1).
Предмет фундаментальной акмеологии – определение законов, закономерных связей, зависимостей между уровнями продуктивности субъектов созидательной деятельности и выявление факторов, субъективных, объективных, субъективно-объективных, способствующих самореализации природных потенциалов, потребностей, способностей субъектов в достижении «акме»-вершин в образовательном процессе, а также формулирование образа результата, выработка акмецелевых стратегий решения специальных и профессиональных задач.
Рассматриваемые Н.В.Кузьминой продукты деятельности участников образовательного процесса подразделяются на три вида: духовные, духовно-материализованные и материальные. Духовные продукты – в свойствах участников образовательного процесса (руководителей, преподавателей, обучающихся) как индивидов, личностей, индивидуальностей, субъектов деятельности. Духовно-материализованные продукты – это, те, по которым участники образовательного процесса оценивают уровень усвоения учебной информации: развитие мышления, способность к интеграции знаний, репродуктивное или творческое владение учебным материалом. Материальные продукты – это монографии, учебники, учебно-методические пособия, статьи, изобретения, открытия, технологии, обеспечивающие обмен опытом и преемственность в образовании.
В контексте фундаментальной акмеологии исследователи изучают вопросы, связанные с проектированием акмеологического развития вуза (Г.М. Иманов), с позицией педагога при создании проекта акмеразвития образовательного учреждения (О.В.Минаева). Проблемы развития профессионализма управленцев исследуются Б.Н.Герасимовым, акмеологические технологии развития компетентности специалиста — Р.Д.Кавериной. Акмеологическое развитие инновационной культуры руководителей системы образования изучается В.И.Долговой. Предмет исследования С.Ю.Трофимова — акмеологическое развитие политической культуры студентов вуза. Научная работа Г.А.Горбуновой посвящена изучению развития потребностно-мотивационной сферы обучающихся, а сформированность и зрелость мотивационной сферы личности студента исследуется М.В.Снетковой. Рассмотрение вопросов профессиональной подготовки будущих дизайнеров и архитекторов в центре внимания А.Д.Ярмоленко. В поле зрения магистра Е.Н.Жариновой вопросы, связанные с развитием коммуникативных умений у будущих специалистов психологов-акмеологов средствами тренинга.
В области акмеологии профессионального образования В.П.Медведевым исследована система развития направленности будущего специалиста в условиях акмеологически-ориентированного непрерывного профессионального образования.
В рамках военной акмеологии К.В.Лосевым рассмотрены акмеологические детерминанты пригодности студентов высшего учебного заведения к военно-профессиональному обучению, С.В.Волковой изучены акмеологические факторы профессионального становления курсантов в вузе.
В контексте педагогической акмеологии мастерство акмеологического взаимодействия учителя начальных классов с учащимися изучается О.И.Михайленко, акмеологический подход к изучению эмоционального интеллекта в этнокультурном образовании реализуется М.А.Манойловой, Н.Ш.Макаровой исследуется акмеметодика речевой коррекции дошкольников.
В контексте социальной акмеологии В.Е.Иноземцевой исследуется акмесинергетическая модель создания эффективной системы психологической помощи населению, Т.В. Нещерет осуществляет акмеологический подход к тренинговой и консультативной помощи семье, Н.В.Недожегиной рассматриваются акмеолого-педагогические условия личностного развития социальных сирот.
Изучению проблем экономической акмеологии посвящено исследование С.В. Манойлова, научная работа магистра В.А.Ивановой связана с изучением продуктивной организации маркетинга.
В области медицинской акмеологии М.Е. Комовой исследуется развитие ребенка в пренатальный период.
Преобразования в современной науке и технике приводят к ускорению роста научной информации, к ее усложнению. Ввиду этого возникают и развиваются новые отрасли и направления, например, информационная акмеология. Так, Ф.Н.Васильевым система автоматизированного обслуживания исследуется как акмеологическое средство деятельности органов снабжения железнодорожного транспорта. Использование данной системы позволяет повышать не только экономическую эффективность, но и получать оптимальный информационный продукт, развивает компетентность в решении задач по поиску нормативной информации, тем самым способствует становлению профессионализма пользователя.
Превращение науки в непосредственную производительную силу характеризуется ее воплощением не только в вещественных (техника), но и в личностных элементах (совершенствование знаний и навыков человека, его образованности, профессионального мастерства и т.д.). В связи с этим интерес представляет разрабатываемая В.А.Поляниным (3) инженерная акмеология, которая определяется им как область знания, направленная на совершенствование человека, ориентированного на профессионализацию в области техники и технологий, на гармонизированное достижение вершин профессионального и духовно-нравственного развития, на преодоление деструктивных факторов и условий, диссонирующих с прогрессивным развитием личности.
Объектом инженерной акмеологии является прогрессивно развивающаяся личность, самореализующаяся в профессиональной деятельности в области техники и технологий, достигшая, достигающая или стремящаяся к достижению вершин.
Предметом инженерной акмеологии являются закономерности, условия и факторы, способствующие совершенствованию профессионального мастерства в области техники и технологий, а также способы преодоления деструктивных факторов и условий при возникновении профессионального катаболе.
В.А.Поляниным выделяются три направления — акмеологические исследования, акмеологическое обеспечение, акмеологическое воздействие на следующих этапах: определение начального акмеологического потенциала абитуриента, акмеологическая подготовка студента, акмеологический процесс специалиста.
Значительное место в исследованиях занимают вопросы, связанные с развитием языка (родного или неродного) и речи обучающихся в контексте лингвоакмеологии.
Разрабатываемая Л.И.Дубровиной (3) лингвоакмеология трактуется как научное направление, способствующее исследованию акмеразвития языка и речи обучающихся в образовательном процессе и созидательной деятельности преподавателя-лингвиста. В центре внимания лингвоакмеологов изучение закономерностей саморазвития обучающегося, самореализации его творческого потенциала в процессе языковой и речевой созидательной деятельности, исследование объективных и субъективных факторов достижения «акме»-вершины. При этом большое внимание уделяется воздействию изучаемого языка на развитие личности обучающихся, на изменение их духовного мира.
Основополагающей в лингвоакмеологии является разрабатываемая А.Н.Иезуитовым (4) философия взаимодействия, в которой взаимодействие представлено как реальные отношения между реально существующими явлениями, как многоуровневый процесс, как объективный закон бытия и сознательная мыслительно-поведенческая установка. Применительно к лингвоакмеологии философию взаимодействия можно рассматривать как реальное проявление непосредственного и опосредованного, прямого и косвенного, материального и духовного, макро- и микровзаимодействия субъекта (преподавателя) и объекта (обучающегося), как взаимодействие разных по характеру сторон – активной и пассивной, обеих активных или обеих пассивных. В самом обучающем осуществляется взаимодействие преподавателя и лингвиста, преподавателя и акмеолога.
Главное состоит в том, что лингвоакмеология представляет собой взаимодействие лингвистики и языкового образования, обучения и акмеологического развития, акмеразвития языка и акмеразвития речи. Изучение языка есть взаимодействие получения обучающимся знаний и применения этих знаний в речевой деятельности, а развитие есть взаимодействие формирования духовных качеств личности у обучающегося (на основе учебной информации, используемых лингвоакметехнологий, лингвоакметренингов) и самореализации приобретенных качеств в своей жизни.
Лингвоакмеология является интегративной областью знания, в действительности имея одновременно тесные субъект-субъектные, субъект-объектные, языковые и речевые взаимосвязи, разноуровневые взаимосвязи созидательной деятельности обучающих и обучающихся. Взаимодействие всех составляющих языкового образовательного процесса — это источник развития обучающихся, так как взаимодействие стремится к своему реальному идеалу – к гармонии, которая представляет собой особый вид языкового и речевого акмеразвития.
В контексте лингвоакмеологии исследователями изучаются следующие вопросы: акмеразвитие коммуникативной компетенции обучающихся (Г.С.Трофимова); акмеологические основы преподавания техники сценической речи (А.М.Бруссер); акметехнологии обучения орфоэпии как развитие профессиональной речи теле-радиожурналистов (М.П.Оссовская); акметренинги обучения русскому языку как родному и неродному (Е.В.Ардатова); фонетические факторы акмеразвития профессиональной речи преподавателя-лектора (Г.Б. Губина) и адвокатов (Х.В.Грин); акмеологические средства развития языка специальности и иноязычной речи будущих экономистов (С.П. Тихонов); акмеразвитие познавательной деятельности студентов средством чтения иноязычной профессионально-ориентированной литературы (Е.В.Тарабаева); акмеологические средства развития успешности в овладении родным языком в общеобразовательной школе (Т.Я.Атласова); акметехнологии обучения, развития и воспитания школьников при изучении языков (родного или иностранного) (С.Я.Водовозова); акмеметодика речевой коррекции дошкольников (Макарова Н.Ш.);
Исследованию проблем акмеологии искусств, в частности акмеологическим продуктам профессиональной деятельности художников, посвящена работа А.И.Черняк, а изучение семантики знаковой символики в декоративно-прикладном искусстве в центре внимания Н.И.Терехова.
В контексте этноакмеологии акмеологические продукты народного творчества коми-ижемцев исследуются Л.Я.Каневой.
В рамках акмеологии спорта магистром А.И.Петренко изучается спортивная работа в Вооруженных Силах.
Итак, научные достижения в области прикладной акмеологии, развиваемой в МУФО, — это результат деятельности большого коллектива исследователей, объединяющих специалистов различных отраслей знания. Научная работа по акмеологии не означает нивелировку таланта или утрату творческой индивидуальности, а, напротив, — это процесс акмеразвития самого исследователя.
Проблема развития прикладной акмеологии остается весьма острой. В МУФО проявляется заинтересованность к решению этой проблемы, понимание тех прогрессивных изменений, которые может повлечь внедрение новых открытий, реализованных в данной области знания, поэтому создаются благоприятные условия для реализации научных исследований в области акмеологии.
Литература
1. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012.
2. Полянин В.А. Основы инженерной акмеологии / Прикладная акмеология. Сб.науч. статей.. – СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. – С.81-85
3. Дубровина Л.И. Лингвоакмеология – интегративная область знания / Прикладная акмеология. Сб.науч.статей. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. С.42-47
4. Иезуитов А.Н. Философия взаимодействия. – СПб., 2003.

No Comments

Post a Comment