Реализация личностно-ориентированного обучения

Реализация личностно-ориентированного обучения путем
формирования акмеологической направленности личности
Медведев В.П., к.п.н., доцент,
Таганрогский авиационный колледж им. В.М.Петлякова,
Тел. (8634) –312638, E-mail: medvedev@itt.net.ru
Перед профессиональным образованием России сейчас очень остро встала проблема массового формирования совершенно нового поколения специалистов: креативных и социально активных профессионалов. Это возможно только при реализации достаточно совершенного личностно-ориентированного обучения. Современный специалист должен быть активной, творческой личностью, реализующей свой личностный потенциал и настроенной на достижение высших профессиональных и социальных вершин. Вот почему для педагогики профессионального образования актуальной стала разработка новых образовательных технологий, реализующих акмеологическую направленность в подготовке специалиста, основанную на личностно-ориентированном обучении и предусматривающую саморазвитие человека, самореализацию его в процессе созидательной деятельности, самообразование и самоконтроль, а также самокоррекцию и самоорганизацию деятельности [1].
Реализация акмеологической направленности в подготовке специалистов требует, чтобы в процессе обучения студент усваивал не только знания в области определенных дисциплин, но и чтобы у него формировались такие акмеологические инварианты профессионализма как умение предвидеть, высокий уровень саморегуляции, умение брать на себя ответственность и принимать верные решения.
В колледже уже более 10 лет функционирует акмеологически-ориентированная, четырехуровневая система непрерывного профессионального образования, реализующая личностно-ориентированное обучение и включающая постоянно действующие подготовительные курсы, подготовку техника базового и повышенного уровня, и начальную подготовку инженера. При этом для формирования «акмеологического ядра» специалиста нами используется «модуль дисциплин акмеологической подготовки», включающий дисциплины, как вошедшие в стандарт, так и элективные курсы. Полный перечень этого модуля, с учетом всех восьми специальностей, по которым ведется подготовка в колледже, включает в себя четырнадцать дисциплин: «Введение в специальность (история отрасли)», «Основы исследовательской деятельности (психология и методы инженерного творчества)», «Основы управленческой деятельности», «Управление персоналом», «Основы психологии», «Социальная психология», «Управленческая психология», «Основы делового общения», «Этика деловых отношений», «Основы социологии», «Основы культурологии», «Креативная акмеология», «Развитие коммуникативной компетентности личности» и «История Донского края и Таганрога».
В ходе исследования результативности созданной системы личностно-ориентированного обучения мы обнаружили, что в процессе формирования акмеологической направленности у будущих специалистов повышается социально-интеллектуальная активность не только отдельных индивидуумов, но студенческих групп в целом. Поэтому для интегральной оценки результативности созданной системы формирования нами был разработан специальный инструментарий, измерения социального интеллекта основанный на идее «социознаниевого» подхода к данной проблеме.
Инструментарий, для интегральной оценки результативности формирования акмеологической направленности будущих специалистов, был разработан в ходе выполнения многоцелевого социологического исследования, проведенного при участии автора данной работы [2].
Для определения состояния социального интеллекта в анкете было зафиксировано отношение обучаемых к каждому из выбранных профилей знания в 6-х следующих смысловых пространствах: интерес, потребность, стимулы, вероятность изменений, мотивация и субъектность. Измерение этих отношения велось на базе традиционной шкалы: удовлетворяет полностью, частично удовлетворяет, затрудняюсь ответить, скорее неудовлетворяет, совсем неудовлетворяет (с использованием соответствующей бальной оценки).
В качестве первоосновных набора профилей знаний были использованы следующие: «о себе», «о людях», «о природе», «об обществе», «о политике» и «об экономике». Для оценки фазового состояния при этом использовались три основных состояния: активированное, нейтральное и дезактивированное.
С использованием данной анкеты в 2001-2002г.г. был проведен опрос учащихся выпускных классов (девятого и одиннадцатого) школ, учащихся профтехучилищ, студентов колледжей и вузов (всего более 500 человек) [2]. В 2007-2008г.г. по этой же анкете был произведен опрос студентов колледжей и вузов (всего более 300 человек) [3].
Обработка материалов анкетирования, которая проводилась с использованием методов математического моделирования и таксонометрии, на основе новейших компьютерных технологий, позволила построить имитационные модели социального интеллекта, как раскрытия их личностного потенциала, для различных категорий молодежи с учетом возрастных и образовательных признаков.
Анализ результатов исследования показал, что за шесть лет, прошедших между первым и вторым исследованием, показатель социального интеллекта у выпускников 9 классов, поступивших в авиационный колледж, снизился на 13 единиц, с «обвалом» такой его составляющей как «Вероятность» на 31 единицу. За этот же период у студентов авиационного колледжа, в целом, данный показатель снизился всего на 4 единицы.
По данным последнего исследования показатель социального интеллекта у студентов авиационного колледжа выше обобщенного по колледжам города всего на 3 единицы, но при этом такие его структурные составляющие как «Интерес» и «Мотивация» выше соответственно на 7 и 6 единиц. Это при условии, что показатели социального интеллекта и его внутренняя структура у выпускников 9 классов, поступивших в авиационный колледж и поступивших в другие колледжи города практически одинаковы.
Весьма интересна при этом динамика изменения социального интеллекта у студентов авиационного колледжа специальности «Производство летательных аппаратов»: за шесть лет он вырос на 3 единицы, и это при значительном повышении всех его структурных составляющих, за исключением «Интереса», который снизился на 9 единиц. Эту, в целом положительную динамику показателя социального интеллекта, мы имеем с учетом того, что у первокурсников данной специальности в 2007/08уч.г. он был ниже на 7 единиц среднего показателя первокурсников колледжа, при «провале» такой составляющей как «Стимулы» на 25 единиц. Снижение таких составляющих социального интеллекта как «Интерес» и «Стимулы» у студентов этой специальности объясняется особенностями социально-экономического положения авиационных предприятий города — на протяжении последних четырех лет у них хронические задолженности по выплате заработной платы.
Студенты специальности «Производство летательных аппаратов» лидируют в колледже по уровню социального интеллекта, его «разогретости» и инициированности — на 4 единицы выше от среднего показателя по колледжу, на 7 единиц выше от среднего показателя студентов всех технических специальностей колледжа, при очень высоких значениях таких его составляющих, как «Потребность», «Мотивация» и «Субъектность».
Это объясняется тем, что студентам именно этой специальности преподается больше всего курсов из «модуля дисциплин акмеологической подготовки»: четыре обязательных курса («Введение в специальность», «Основы исследовательской деятельности», «Социальная психология» и «Управление персоналом») и три курса по выбору из четырех предложенных («Креативная акмеология», «Развитие коммуникативной компетентности личности» и «История Донского края и г. Таганрога»).
Определенный интерес представляет также сравнение социального интеллекта у студентов специальностей «Производство летательных аппаратов» и «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта». У учащихся специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» социальный интеллект на 17 единиц ниже, чем у студентов специальности «Производство летательных аппаратов» и на 10 единиц ниже, чем студентов всех технических специальностей колледжа. И это при условии, что у поступивших на первый курс специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», социальный интеллект был на 12 единиц выше, чем в среднем по колледжу и на 19 единиц выше, чем у поступивших на специальность «Производство летательных аппаратов».
Важно отметить также, что в структуре социального интеллекта, как первокурсников, так и студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» очень низкие показатели таких составляющих как «Вероятность» и «Субъектность», которые в процессе обучения не только не повышаются, а даже снижаются. У студентов специальности «Производство летательных аппаратов» по этим же составляющим мы имеем обратную тенденцию, а именно — повышение.
Объяснение данного соотношения кроется в том, что студентам специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» преподается меньше всего курсов из «модуля дисциплин акмеологической подготовки»: два обязательных курса («Введение в специальность» и «Социальная психология») и два курса по выбору из четырех предложенных («Основы управленческой деятельности» и «История Донского края и г. Таганрога»).
Сравнение показателей социального интеллекта у групп студентов специальности «Производство летательных аппаратов» авиационного колледжа и технологического института группы, которого на 80% состоят из выпускников колледжа этой же специальности, показали, что рост социального интеллекта студентов в вузе продолжается. При этом показатели социального интеллекта этих групп выше, чем по вузу в целом.
Показатели социального интеллекта этих групп оказались также выше, чем у групп специальности «Психология». Данный факт тем более интересен, что группам специальности «Психология» читаются в значительно большем объеме дисциплины аналогичные тем, которые образуют созданный нам «модуль дисциплин акмеологической подготовки». Следовательно, успешность реализации раскрытия личностного потенциала, оцениваемая нами по показателю их социального интеллекта, зависит ни столько от объема преподавания дисциплин психологической направленности, сколько от их целевой ориентации, «заточенности» этого блока дисциплин на формирование «акмеологического ядра» специалиста.
Подтверждением эффективного раскрытия личностного потенциала у студентов колледжа является также положительная динамика роста за последние десять лет следующих показателей: число дипломов с отличием, поступление выпускников в вузы, трудоустройство по специальности, призы и победы в олимпиадах и конкурсах городского, областного, Российского и международного уровней, выступления на конференциях самых различных уровней, а также публикации статей в сборниках и научных журналах. Так, за последние четыре года студентами колледжа опубликовано 55 статей в научных журналах и 32 студента внесены в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России».

Литература.
1.Медведев В.П. Система непрерывного профессионального образования акмеологической направленности (из опыта Таганрогского авиационного колледжа им. В.М.Петлякова) — Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование» №5, 2004, С.57-75.
2.Чичилимов В.В. и др. Энергия социального интеллекта населения среднего города России: Социологический дигитальный инфомодельный атлас — Таганрог, ТРТУ, 2002, — 1200с.
3.Медведев В.П. Исследование результативности формирования акмеологической направленности будущего специалиста путем определения состояния его социального интеллекта — Журнал «Среднее профессиональное образование», №9, 2009, С.79-93.

No Comments

Post a Comment