КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАССАЖА ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Жумабекова Асель Нурлановна

Республика Казахстан, город Астана
Доктор философии МУФО в области коррекционной психологии

КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАССАЖА ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

По последним статистическим данным в Казахстане с каждым годом растет количество детей с различной речевой патологией. В данную категорию относятся и дети с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического раз¬вития ребенка (Р.Е. Левина). Психические процессы, такие как восприятие, па¬мять, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение форми¬руются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.).
В городе Астана функционируют различные виды и типы дошкольных организаций: дошкольная гимназия, детские сады оздоровительного характера, коррекционные дошкольные организации для детей с особыми потребностями в развитии. Таким является ясли-сад № 22 «Алем», в котором работает 6 коррекционно-интегрированных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, а так же функционирует кабинет коррекции и инклюзивного образования.
Недостаточное освещение в специальной литературе проблемы значения массажа при развитии речи и коррекции мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста, необходимость её рассмотрения характеризует важность исследуемого вопроса для теории и практики обучения детей с речевой патологией на современном этапе и недостаточную разработанность данной проблемы в специальной на-учно-методической литературе позволяет говорить об её актуальности.
Поиск нетрадицион¬ных путей организации коррекционно-образовательного и коррекционно-воспитательного процесса является наиболее актуальной. Поэтому логопед в своей работе использует самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка с учетом возрастных особенностей и дифференцированного подхода, не забывая при этом и остальные общедидактические и специфические принципы логопедии. Одним из таких эффективных направлений является массаж.
Массаж — это совокупность приемов механического дозированного воз¬действия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека, как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду.
Цель работы – определение благоприятных условий для развития речи при помощи коррекции мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи с помощью массажа.
В качестве рабочей гипотезы выдвинуто положение о том, что использо¬вание массажных приемов, элементов самомассажа, логопедического и точечного массажа, массажа с оборудованием соз¬дают благоприятные условия для развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста, а дальнейшем развития речи, в целом.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Разработать систему работы для нормализации мышечного тонуса приемами массажа у детей с общим недоразвитием речи.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— выявлены особенности мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи;
— адаптирована система упражнений по развитию мелкой моторики приемами массажа;
— разработан практический материал для развития мелкой моторики;
— использование массажа как метода коррекционно-педагогического воздействия.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
— экспериментально проверена эффективность использования массажа на логопедических занятиях;
— подобран комплекс массажных приемов для развития мелкой моторики;
— разработано специальное практическое оборудование для проведения массажа;
— разработаны методические рекомендации для проведения массажа.
Массаж выполняется на всех этапах организационной деятельности: фронтальных, индивидуальных, подгрупповых занятиях и как элемент коррекционного часа (схема 1).

Схема 1

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь ме¬жду уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому массаж проводится по двум направлениям (схема 2): массаж артикуляционного аппарата и область рук (предплечье, кисть, ладонь, пальцы).

Схема 2

В логопедической практике массаж осуществляется следующими способами:
1) Приемы самомассажа: поглаживание, вибрация, растирание, разминание, движение выполняются от кончиков пальцев к предплечью.
2) Самомассаж рук проводится по методикам В.Б.Галкиной, Н.Ю.Хомутовой
3) Массаж специальными предметами: орехи, шишки, прищепки, мячики-ежики, шестигранные карандаши, аккупунктуры Су-Джок, аппликаторы Кузнецова и т.д. На практике используются методики «Походи пальчиком» (связанные «пальчики» с нашитыми пуговицами на кончиках пальцев), «Волшебный круг» (связанный круг с нашитыми пуговицами и бисером), «Чудесный мячик» (связанные мячики различной формы, одни наполнены мелкими предметами: рисом, перловкой, камушками, а также с нашитыми пуговицами и бисером), «Чудо-массажерка» (связанный прямоугольник с нашитым бисером). Все движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам, т.е. от кончиков пальцев к кисти, от кисти к предплечью.
4) Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей пе¬риферического речевого аппарата. Логопедический массаж выполняется по методике Е.А. Дьяковой, Е.Ф.Архиповой.
5) Логопедический самомассаж. Самый легкий способ – легкое покусывание от кончиков до спинки языка. Под контролем взрослого массаж подушечками пальцев: кончик языка, боковые края, спинка языка.
6) Логопедический массаж специальным оборудованием: зонды, зондозаменители, ватные палочки. По разработкам Новиковой Е.В. и
Е.Ф. Рау.
Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться систематично и комплексно, в нее должны быть вовлечены как учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели детского сада, а так же родители.
На основе проведенной работы были разработаны методические рекомендации по проведению массажа на занятиях:
1. Массаж проводится на фронтальных, индивидуальных, подгрупповых занятиях и на коррекционных часах в качестве этапа занятия.
2. Поза массируемого – сидя. Массирующая рука свободно лежит на плоской поверхности.
3. При проведении массажа взрослым, массажист располагается несколько сбоку.
4. Массаж выполняется одной рукой, другой рукой фиксирует массирующую конечность.
5. Все массажные движения (массаж и массаж с предметами) выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю.
6. Упражнения начинаются и заканчиваются расслабляющим поглаживанием.
7. Массаж проводится 2 – 3 раза в день.
8. Продолжительность массажа 4 – 5 минут.
Таким образом, массаж обязателен в коррекционной работе с детьми-логопатами, так как он имеет огромное физиологическое значение и является неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *