
Ульданов Антонии, PhD Reading
Аннотация: В статье рассматривается возможность применения категорий и принципов Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ) для концептуализации школьного урока как процесса управления. Урок анализируется как замкнутый контур, где учитель выступает в роли субъекта управления, а коллектив учащихся – объекта управления, погруженного в среду внешних информационных воздействий. Особое внимание уделяется аспектам коммуникации, интерпретируемым как биополевое взаимодействие и формирование учебного эгрегора. Вводятся понятия «осознанность», «управление по предсказуемости» и «обратимости последствий» как ключевые компетенции педагога, а также освещается методика «погружения» как способ организации высокоэффективного процесса обучения. Подчеркивается определяющая роль внутреннего психоэмоционального состояния учителя в эффективности всего процесса.
Abstract: The article examines the possibility of applying the categories and principles of the Sufficiently General Theory of Management (SGTM) to conceptualize a school lesson as a management process. The lesson is analyzed as a closed loop, where the teacher acts as the management subject and the collective of students as the management object, immersed in an environment of external informational influences. Special attention is given to aspects of communication, interpreted as biophysical interaction and the formation of a learning egregore. The concepts of «awareness,» «management by predictability,» and «reversibility of consequences» are introduced as key competencies for educators, and the methodology of «immersion» is presented as a means to organize a highly effective learning process. The defining role of the teacher’s internal psycho-emotional state in the effectiveness of the entire process is emphasized.
Ключевые слова: ДОТУ, управление, школьный урок, педагогический процесс, вектор целей, мотивация, эгрегор, биополевое взаимодействие, методика погружения, эмоциональный интеллект учителя.
Keywords: SGTG, management, school lesson, pedagogical process, goal vector, motivation, egregor, biophysical interaction, immersion methodology, teacher’s emotional intelligence.
Введение
Современная педагогика находится в поиске метаязыков и междисциплинарных подходов, способных дать целостное описание сложного процесса учебного взаимодействия. Достаточно Общая Теория Управления (ДОТУ), предлагающая универсальный аппарат для описания процессов управления в любых системах, представляет собой плодотворный концептуальный инструмент для такого анализа. Рассмотрение школьного урока через призму ДОТУ позволяет выявить системные закономерности, часто ускользающие при традиционном методическом анализе, и перевести интуитивные находки педагогов в плоскость осознанного проектирования.
1. Школьный урок как контур управления
В терминах ДОТУ, урок представляет собой процесс управления, направленный на перевод объекта управления (ОУ) – каждого отдельного ученика и коллективного настроя класса – из исходного состояния в желаемое, заданное вектором целей.
При этом, вне зависимости от учебной дисциплины, в векторе целей присутствует ключевая, фундаментальная задача: усиление познавательной мотивации, создание атмосферы заинтересованности и удержание вовлеченного внимания учащихся. Именно достигнутое на этой основе состояние общего психоэнергетического поля класса выступает необходимым условием для реализации всех прочих целей.
Таким образом, управление вниманием и мотивацией становится первичной задачей, на которой строится все дальнейшее учебное взаимодействие. Этот принцип находит практическое подтверждение в афоризме Петра I: «Есть желание – тысяча способов, нет желания – тысяча поводов». Сформированная мотивация активирует внутренние ресурсы учащихся, открывая множество «способов» для усвоения материала, в то время как ее отсутствие порождает лишь «поводы» для сопротивления и формального участия.
2. Среда, субъект-объектные отношения и каналы связи
Класс как ОУ не изолирован; он погружен в среду, которая сама является мощным источником управляющих воздействий. Современная культурная среда, в значительной степени формируемая и управляемая средствами наиболее общей синхронизации психики (СМИ, интернет, массовая культура), порождает у учащихся не только общий культурный код, но и единый набор ценностных внутриличностных конфликтов и деструктивных программ, схожих по своим параметрам и содержанию. Это формирует общее поле скрытого напряжения, требующее от учителя особой чувствительности и навыков гармонизации, но одновременно создает специфический ресурс для урока — предсказуемость большого числа психоэмоциональных реакций группы, что позволяет точнее выстраивать и корректировать управляющие воздействия.
Субъект управления (СУ) – учитель – оказывает воздействия через речевые и визуальные каналы . Однако, помимо явных каналов, существует интенсивный обмен информацией на уровне биополевого взаимодействия. Концепция биополя в данном контексте отсылает к комплексной психоэмоциональной и энергетической структуре, окружающей и пронизывающей субъекта.
Качественной иллюстрацией существования подобных невидимых физических процессов может служить эффект Кирлиана, визуализирующий свечение газового разряда вокруг объектов, которое изменяется в зависимости от их состояния. Под «биополем» человека здесь понимается динамическая структура, излучающая и воспринимающая тонкую информацию и влияющую на взаимодействие людей. Общий настрой класса, формируемый сложением этих колебаний, может как катализировать учебный процесс, создавая фон доверия, вовлечения и сосредоточенности, так и блокировать его, порождая коллективную апатию или сопротивление.
3. Эгрегор урока как коллективное энергоинформационное поле
Понятие «биополе класса» получает более строгое системное описание через концепцию эгрегора. Эгрегор урока – это динамическое, резонансное энергоинформационное поле, формирующееся в результате взаимодействия психик всех участников. Механизм его формирования аналогичен работе сети, где каждый участник является одновременно передатчиком и приемником, а возникающее поле оказывает обратное влияние на всех.
Формирование единой психоэмоциональной атмосферы – это процесс создания сильного и позитивного учебного эгрегора в рамках класса, а также сведение к минимуму влияния негативно воздействующих на ребенка сторонних эгрегоров.
При синхронизации эмоций, внимания и интеллектуальных усилий участников их поля вступают в резонанс, взаимно усиливаясь и порождая состояние коллективной устремленности и сосредоточенности («состояние погружения»).
Это феномен является практическим воплощением принципа, высказанного Аристотелем: «Целое больше суммы своих составляющих». Эффективное командное взаимодействие на уроке рождает новое системное качество — единый «когнитивный и эмоциональный резонатор» (эгрегор), потенциал которого превосходит простую арифметическую сумму возможностей учителя и каждого ученика в отдельности.
Учитель как управляющий эгрегором выступает ключевым модератором этого поля, решая задачи:
1. Задания «несущей частоты» – основного эмоционально-смыслового тона и общей цели.
2. Модулирования ее содержанием – управления информационными потоками.
3. Обеспечения синхронизации – «стягивания» рассеянных вниманий в единый фокус.
4. Отстраивания учащихся от деструктивных управляющих воздействий конкурирующих сторонних эгрегоров, создавая защищенное информационно-полевое пространство для совместной работы.
Важно понимать, что учебный эгрегор урока формируется не в вакууме. Учащиеся до начала занятия уже находятся под влиянием мощных внешних эгрегоров: социальных сетей, молодежных субкультур, массовой культуры, семейных систем. Эти поля постоянно транслируют свои «волны влияния». Задача учителя – создать на время урока такое интенсивное, притягательное и созидательное энергоинформационное поле (эгрегор), которое смогло бы доминировать в психике учащихся, перекрывая или ослабляя влияние конкурирующих источников. Провал в этом приводит к фрагментации внимания и «утечке энергии» в сторонние эгрегориальные связи. Задача учителя – создать на время урока более созидательное, интенсивное и притягательное поле, способное перекрыть конкурирующие деструктивные влияния.
Таким образом, успешное управление уроком подразумевает не только работу с индивидуальными сознаниями, но и осознанное формирование и ведение коллективного энергоинформационного поля – эгрегора класса. Это поле, будучи созвучным векторам целей учителя, становится мощнейшим педагогическим инструментом, напрямую влияющим на мотивацию, вовлеченность и конечный результат.
Данный взгляд позволяет рассматривать ноосферу школы (по В.И. Вернадскому) как сложную многоуровневую систему взаимодействующих эгрегоров, а педагогическое мастерство – как искусство создания в этой среде продуктивных и созидательных полевых структур.
Так, личная психогигиена, эмоциональная устойчивость и внутренний мир учителя перестают быть его частным делом, а становятся ключевым параметром эффективности управления учебным процессом. Умение распознавать и минимизировать собственную аутоагрессию, трансформируя ее в осознанную и созидательную энергию действия, является критически важной компетенцией для создания безопасного и продуктивного информационно-полевого пространства урока, в котором каналы восприятия учащихся остаются открытыми для сути знаний, а не блокируются фоном внутренних конфликтов педагога.
4. Ключевые компетенции учителя в рамках ДОТУ
1. Управление по предсказуемости: умение прогнозировать реакцию класса и выстраивать цепочки «стимул – ожидаемая реакция – подкрепление». Каждое слово и действие учителя должны быть осознанным звеном, ведущим к цели.
2. Управление по обратимости последствий: способность оперативно диагностировать отклонения от плана и применять корректирующие воздействия для возвращения процесса в желаемый вектор. Требует гибкости, наличия альтернативных стратегий и осознанности.
3. Осознанность как метакомпетенция: ежесекундное отслеживание своих состояний и действий в изменяющихся условиях среды и обратной связи от ОУ с целью корректировки своего управляющего воздействия. Только так учитель может выполнить полную функцию управления процессом и стать регулятором общего психоэнергетического поля.
5. Методика «погружения» как технология оптимизации управления во время учебного процесса
В контексте ДОТУ методика погружения – это высокоэффективная технология обучения, создающая замкнутое образовательное пространство с высоким уровнем синхронизации участников. Технология реализуется через создание интенсивной, эмоционально и интеллектуально насыщенной среды на ограниченном временном промежутке и решает следующие задачи:
1. Формирование замкнутого информационно-психологического пространства (учебного эгрегора).
2. Синхронизацию ритмов деятельности учителя и учащихся, ведущую к резонансу и состоянию коллективной сосредоточенности.
3. Экранирование от конкурирующих воздействий внешних эгрегоров (социальные сети, медиасреда и т.п.).
4. Максимальное увеличение плотности и эффективности обратных связей не только в системе «учитель — ученик», но и «ученик-ученик».
5. Достижение прироста свободной психической энергии учащихся за счет устранения внешних помех и гармонизации внутренней среды — смягчения или снятия тех самых схожих внутриличностных конфликтов, и психосоматических проблем, существующих в каждом ученике. Высвобожденный когнитивный, энергетический и эмоциональный ресурс перенаправляется на продуктивную учебную деятельность.
Заключение
Применение концептуального аппарата ДОТУ позволяет системно анализировать школьный урок как процесс управления, учитывая не только дидактические, но и энергоинформационные аспекты взаимодействия. Рассмотрение урока через призму формирования и ведения учебного эгрегора, внимание к невербальным и биополевым каналам и роли внутреннего состояния учителя открывают новые пути для повышения эффективности педагогической деятельности. Методика «погружения» предстает как инструмент оптимизации управляющего воздействия через синхронизацию поля класса. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку конкретных диагностических инструментов и психотехник, основанных на данной теоретической модели, для целенаправленного развития управленческой компетентности учителя.
Список литературы
Плыкин, В.Д. (доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации, информациолог ООН) «В начале было Слово…», или След на воде [Электронный ресурс] / В.Д.Плыкин. — Режим доступа: https://www.balatsky.ru/home/RW.htm
ВП СССР. Основы социологии. Постановочные материалы курса. Том I. / ВП СССР — М.: Концептуал, 2018 г. — 496 с.
ВП СССР. Основы социологии. Постановочные материалы курса. Том III. / ВП СССР — М.: Концептуал, 2018 г. — 576 с.