РАССТРОЙСТВО ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

РАССТРОЙСТВО ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

31804a9b-f745-452a-bfee-b9f6b56f8f03
Jenny Goferman, PhD in Psychology

Ключевые слова: синдром дефицита, девиантное поведение, аддикция, делинктвентный, адаптация, дезадаптация, структура личностиэ
Аннотация:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является довольно распространенным, длительным, однако — поддающимся лечению детским поведенческим расстройством, которое характеризуется тремя группами симптомов: расстройством внимания у ребенка, его гиперактивностью и импульсивностью. Рассмотрены основные подходы, такие как когнитивно-поведенческая терапия и поведенческая психотерапия, которые помогают детям справляться с проблемами поведения и недостатком внимания. В статье описываются психотерапевтические методы, направленные на развитие социальных навыков и управление импульсивностью, что критически важно для интеграции детей с (СДВГ) в общество.

Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), также известное как (СДВГ) , является одним из наиболее распространенных нейроразвитий у детей. В соответствии с данными Всемирной организации здравоохранения, примерно 5% детей и подростков по всему миру сталкиваются с проявлениями (СДВГ) . Это психическое расстройство характеризуется недостатком внимания, гиперактивностью и импульсивным поведением. Несмотря на то, что обычно диагностируется у детей, (СДВГ) может сохраняться и проявляться и во взрослом возрасте.
Установлено, что СДВГ сопровождается задержкой развития систем мозга, обеспечивающих формирование высших психических функций, таких как внимание, память, восприятие, письменная и устная речь; нарушениями социализации, школьной дезадаптацией, снижением успешности обучения.
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особое внимание, так как число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее частых нервно-психических расстройств детского возраста. Природа СДВГ гетерогенна, в его этиологии и патогенезе играют роль раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде, а также генетические и социально-психологические факторы, прежде всего внутрисемейные.
Ранее некоторые эксперты-психологи считали СДВГ расстройством поведения, так как дети обычно проявляют невнимательное, импульсивное и чрезмерно активное поведение, а также потому, что широко распространены и коморбидные расстройства поведения, в частности, оппозиционно-вызывающее расстройство и кондуктивное расстройство. Однако, СДВГ имеет хорошо обоснованную неврологическую подоплеку и не является просто «неправильным поведением».

Актуальность исследования о синдроме гиперактивности известна давно во многих странах.
Например, в Германии до сих пор популярны детские стихи про непоседу Филиппа, автором которых является врач Генрих Хоффманн (Heinrich Hoffmann). Первое издание вышло в 1845 г. называлось «Der Struwwelpeter».
«Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гаррибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение». Так писал великий русский физиолог И.М.Сеченов в вышедшей в 1863 году книге «Рефлексы головного мозга». Подытожил он свои наблюдения более сухо, но всеобъемлюще: «Все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно лишь к одному явлению — мышечному движению».

В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей – это повышенный уровень двигательной активности в детском саду и дома. Она может быть, как естественным проявлением физиологических потребностей ребенка (особенно младшего возраста) к движению, проявляться под влиянием конфликтных психотравмирующих ситуаций и дефектов воспитания, так и выявляться с первых лет или даже месяцев жизни.
Современные представления о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Современными исследователями признается, что природа СДВГ гетерогенна, в его этиологии и патогенезе играют роль раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде, а также генетические и социально-психологические факторы, прежде всего внутрисемейные.
Считается, что в основе развития СДВГ лежат повреждения развивающегося мозга в периоды беременности и родов, приводящие к нарушениям морфофункционального онтогенеза нервной системы.
Важной причиной этого заболевания является наследственная предрасположенность, роль которой подтверждается клинико-генеалогическими исследованиями, а также выявлением нескольких регулирующих обмен дофамина в мозге кандидатных генов, которые могут детерминировать синдром дефицита с гиперактивностью.
Необходимо отметить, что в настоящее время существует целый ряд подходов к оценке причин возникновения СДВГ.
Нейробиологическая теория предполагает, что у детей с СДВГ отмечается ряд особенностей строения и функционирования структур мозга, преимущественно префронтально-стриатоталамо-кортикальных структур. В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и раннее органическое повреждение ЦНС в пре- и перинатальный периоды, которые могут сочетаться между собой.
Нейромедиаторная концепция свидетельствует о вовлеченности в патологический процесс при СДВГ основных нейромедиаторных систем головного мозга: дофаминовой, норадреналиновой и серотониновой.
С точки зрения сторонников генетической концепции к числу генов, детерминирующих предрасположенность к развитию СДВГ (роль некоторых из них подтверждена, другие рассматриваются в качестве кандидатных) относятся гены, регулирующие обмен нейромедиаторов в мозге. СДВГ считается полигенным расстройством, при котором одновременно существующие многочисленные нарушения процессов нейромедиаторов обусловлены влияниями нескольких генов, перекрывающими защитное действие компенсаторных механизмов.
Нейропсихологическая теория. СДВГ рассматривается с позиций нарушений (незрелости) функций лобных долей головного мозга (особенно префронтальной области) — управляющих функций (поведенческого торможения и самоконтроля).

Ряд исследователей подчеркивает роль пищевых факторов и несбалансированного питания. Возникновению или усилению симптомов СДВГ могут способствовать несбалансированность питания (например, недостаточность белков при увеличении количества легко усваиваемых углеводов, особенно в утренние часы), а также недостаточность в пище микронутриентов: витаминов, фолатов, омега-3-полиненасыщенных жирных кислот, макро- и микроэлементов (магния, железа и др.)
В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация – DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), – согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как СДВГ. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием «синдром дефицита внимания и гиперактивности».
Социальнопсихологические факторы, по мнению исследователей, модифицируют проявления раннего повреждения центральной нервной системы и действие генетических факторов.

Нейрорадиологическими исследованиями установлено наличие у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью морфологических изменений, затрагивающих, главным образом, лобную область коры и базальные ганглии (хвостатое ядро, бледный шар) и способствующих нарушению лобно-подкорковых связей. Отмечена преимущественная локализация морфологических изменений в правом полушарии.
Известно, что возникновение симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или их нарастание, как правило, относится к младшему школьному возрасту. Подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств (алкоголизма и наркоманий) и асоциального поведения. Однако распространенность, структура факторов риска и динамика основных проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в разные возрастные периоды остаются недостаточно изученными.
Несмотря на то, что СДВГ считается расстройством детского возраста и всегда начинается в детстве, лежащие в основе нейрофизиологические различия сохраняются во взрослой жизни, а поведенческие симптомы примерно в половине случаев продолжают проявляться во взрослой жизни. Хотя диагноз иногда может быть не выставлен до подросткового или зрелого возраста, некоторые из проявлений обнаруживались в детском возрасте.

Механизмы формирования СДВГ, (этиология и патогенез) носят комбинированный характер. Несмотря на значительное количество исследований, проведенных к настоящему времени, причины и механизмы развития остаются недостаточно раскрытыми. По мнению российских и зарубежных исследователей, необходимо учитывать воздействие ряда факторов, влияющих друг на друга. Факторы, вызывающие повреждение мозга у детей, делят на биологические, действующие до родов, в момент родов и после родов, и социальные, обусловленные влиянием непосредственного окружения. Клинико-генеалогические исследования и катамнестические наблюдения подтверждают генетическую этиологию СДВГ. Гиперактивность, предположительно, является врожденной характеристикой наравне с темпераментом, биохимическими параметрами, специфической реактивностью центральной нервной системы (ЦНС).
Доказательством генетической предрасположенности является наличие симптоматики СДВГ в детстве у родителей, дети которых в настоящее время страдают данным синдромом. Симптомы чаще проявляются у монозиготных близнецов, чем у дизиготных. Высокая частота заболевания установлена среди братьев и сестер детей с СДВГ, а риск развития СДВГ выше, если у матери или обоих родителей имеются указания на синдром в анамнезе. Генетические исследования СДВГ подтверждают значительный вклад в этиологию,
Среди основных биологических факторов раннего органического повреждения ЦНС выделяют четыре типа: гипоксический, токсический, инфекционный и механический. Неблагоприятные воздействия в ранние сроки формирования пллода могут явиться причиной возникновения пороков развития, детских церебральных параличей и умственной отсталости. Патологические воздействия на плод в более поздние сроки оногенеза часто влияют на формирование высших корковых функций и служат фактором риска для развития СДВГ.

Предполагается также, что причины возникновения СДВГ в значительной степени связаны с нарушением активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по-видимому, связаны с дисфункцией норадренергической системы. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что разные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность.
Нельзя обойти вниманием и негативные социально-психологические факторы усугубляющие влияние генетических, пренатальных, перинатальных и постнатальных патологических факторов, но не являющиеся самостоятельной причиной формирования СДВГ.
Причиной формирования гиперактивности может стать микросоциальная среда ребенка — его семья, по данным исследований не менее чем в 15% случаев. Прежде всего, определяя эмоциональную связь ребенка с матерью, семья закрепляет, а иногда и провоцирует возникновение гиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром. Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника — центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.
Во многих семьях гиперактивных детей постоянно контролируют, тормозя развитие независимости и самостоятельности. В контролирующем поведении родственников значительно больше указаний и гораздо меньше ласки, поощрения и похвалы. Исследованиями установлено, что с уменьшением симптомов гиперактивности ребенка, которые купировалисьпутем приема стимуляторов, снижался родительский контроль за поведением ребенка и значительно уменьшалось проявление негатива. В дальнейшем в таких семьях все чаще наблюдается неумеренное ужесточение режима воспитания. В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравновешены и неопытны.
Ребенка часто несправедливо наказывают, начинают сомневаться в его способностях, постоянно указывают на ошибки, а иногда начинают считать неполноценным.
Роль психотерапии в комплексном лечении (СДВГ) .
Психотерапия играет важную роль в комплексном лечении (СДВГ) у детей. Однако, часто психотерапия воспринимается как дополнительный метод лечения, в то время как фармакологическое лечение занимает основополагающее место. Психотерапевтические подходы могут быть эффективны в управлении симптомами (СДВГ) , а также помочь детям освоить стратегии самоконтроля, улучшить их социальные навыки и повысить самооценку.
Когнитивно-поведенческая терапия при (СДВГ)
Одним из самых распространенных методов психотерапии, применяемых при (СДВГ) , является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Этот подход направлен на изменение негативных мыслей и поведенческих шаблонов у ребенка. Целью КПТ является помощь ребенку развить навыки саморегуляции, контроля импульсивности и улучшения концентрации внимания.
Игровая терапия
Игровая терапия также может быть весьма эффективной у детей с (СДВГ) . Через игровую форму специалисты могут помочь детям выражать свои эмоции, учиться взаимодействовать с другими, улучшать коммуникативные навыки и развивать социальную адаптацию. Игровая терапия помогает детям с (СДВГ) обрести навыки саморегуляции и принятия решений, что способствует успешному преодолению трудностей, связанных с этим расстройством.
Семейная терапия
Семейная терапия также может сыграть значительную роль в помощи детям с (СДВГ) . Она направлена на работу с семейной динамикой, разрешение конфликтов, поддержку родителей и обучение их эффективным стратегиям взаимодействия с ребенком. Участие родителей в процессе психотерапии повышает шансы на успешное преодоление симптомов (СДВГ) и улучшение качества жизни всей семьи.
В заключение необходимо отметить, что отклонение в поведении (или ребенка, или взрослого) — девиантное поведение — является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения. Основная цель специалиста-психолога, психотерапевта заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
И психотерапия представляет собой важный компонент комплексного лечения расстройства дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Различные методы психотерапии, такие как когнитивно-поведенческая терапия, игровая терапия и семейная терапия, способствуют улучшению симптомов (СДВГ) , развитию саморегуляции и социальных навыков у детей. Важно индивидуально подходить к выбору метода психотерапии и учитывать особенности каждого ребенка для достижения наилучших результатов в лечении данного расстройства.

Литература:
1. Актуальные проблемы адаптационной, экологической и восстановительной медицины / Под ред. Агаджаняна Н.А., Уйба В.В., Куликова М.П., Кочеткова А.В. М.: Медика, 2006. 208 с.
2. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.
3. Аллан Д. Ландшафт детской души. Спб, 1997.
4. К.Атанассиу-Попеско. Техники детского психоанализа.
5. К.Атанассиу-Попеско. Техники интерпретаций в детском психоанализе.
6. Айдаркин, Е.К. Исследование нейрофизиологических механизмов оценки перцептивного времени и их роли в сенсомоторной интеграции / Е.К. Айдаркин, Д.Н. Щербина // Валеология.- 2006. -С. 72-82.
7. Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие для студен-тов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова; УНИИ валеологии РГУ.- Ростов-на-Дону, 2002. — 147 с.
8. Александрова, Н.В. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятель-ности / Н.В. Александрова; ОмГТУ- Омск., 2005. — 44с.
9. Яременко К.В. Адаптогены как средства профилактической медицины. – Томск, 1990.
10. Барсукова Л.П., Котляревская Е.С., Марьяновская Г.Я. К вопросу об энергетическом гомеостазе организма при развитии различных адаптационных реакций//Гомеостатика живых и технических систем. – Иркутск, 1987. – С. 49-50.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *