Новые технологии обучения и консультирования семьи.
Н.П.Коваленко – д.пс.н., профессор, президент Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины(РАППМ). (Санкт-Петербург)
Аннотация: Перинатальная психология — новое научное направление на стыке социальной психологии, экологии, психотерапии, семьеведения и педагогики, актуальное при разработке новых подходов в просвещении и образовании взрослых в период создания и развития семьи. В перинатальной психологии исследуются глубинные психологические связи в семейной системе, предлагаются практические методики диагностики молодой семьи и молодых родителей, методики работы с проблемными темами периода создания семейных отношений: неустойчивость взаимоотношений, неосведомленность об особенностях периода вынашивания и рождения ребенка; неумение регулировать динамичные эмоциональные переживания (особенно в ситуации семейного конфликта), тревоги и страхи по поводу родительских функций и др. Консультирование молодой семьи — особый вид работы профессионального консультанта или психотерапевта, требующий специальной подготовки по программам перинатальной психологии.
Современная семья и её проблемы служат объектом исследования ряда наук — экологии, психологии, медицины, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и её распада, особенности периода вынашивания и рождения ребенка и особенности семейного воспитания.
Как объект исследования семья начинает фигурировать в науке с 60-х годов прошлого столетия. Известные американские ученые, социологи — У.Гуд, П.Бергер(1) и др., отмечали необходимость пристального внимания ученых к этому объекту социальной жизни. И только во второй половине 19 века появляются серьезные исследования, сфокусированные на семье как социальном институте. Это работы – Л.Моргана, Ф. Энгельса, М Ковалевского, Ф. Ле Пле, Б Малиновского и П. Сорокина (1).
Важно отметить, что период построения семьи и ее развития для каждого человека связан с периодом взрослости, самостоятельности и требует определенных знаний и умений, не менее важных и обширных, чем профессиональные. Если в 18-19 веках семейные знания передавались из поколения в поколение в больших многодетных семьях, то во второй половине 19 века началась тенденция к разрушению традиций больших патриархальных семей, демократизации общества и расслоения семейных систем. Т.о. прервались и нивелировались традиции семейного обучения, передачи коренных семейных знаний будущему поколению. Только в клановых семьях сохранились до сих пор эти традиции.
Несмотря на распространенность нуклеарной семьи, в современном обществе продолжают существовать династические браки, только о них не так часто можно услышать и иметь полную достоверную информацию. Чаще всего это семьи «сильных мира сего», где династия базируется на законе наследования больших материальных ценностей.
Акцент на индивидуализацию и самореализацию в общественных отношениях и в социуме вытесняет человека из семьи. Да и 60 лет построения коммунистического и социалистического общества сделали свое дело и люди отвыкли жить большими семьями, отвыкли чувствовать свои корни, опираться на них, заботиться о них. Семья во все времена опиралась на имущество, семейный капитал и только при наличии капитала могла существовать. Люди бедные не имели возможности строить настоящую семью, так как не могли позволить себе отдельное жилище и содержание детей и женщин. Так и сегодня позволить себе организовать большую семью могут только богатые люди. Средний и малый достаток ограничивает стремление к семейной жизни. Многие выбирают беззаботную необремененную зависимостью и ответственностью за потомство жизнь, так как знают, что не смогут справиться с такой серьезной задачей.
В современной России, возможно, что именно среди богатых людей и сможет начаться процесс восстановления династических семей. Однако надо понимать, что организации семейной системы — это процесс, который может быть реализован только при учете общечеловеческого, тысячелетнего опыта. Одной финансовой базы здесь недостаточно, всегда в основе жизнеустройства семьи лежали еще и моральные законы. Иначе семейная система всегда тяготела к развалу и разрушению.
Домострой, патриархат – это неписанные законы для наших предков, они просуществовали не одну сотню лет в России и были действительно основой государства.
В настоящее время династические законы(после их разрушения) еще не сформированы, или не реконструированы. А если и существуют, то в виде не российских традиций.
Задача нашего времени — восстановить знания, законы семенного жизнеустройства для укрепления Российской государственности. Ведь семья – действительно основа государства.
Формирование финансовых династий – это нормальный, своевременный процесс, который говорит о том, что наша государственность укрепляется. Важно, чтобы этот процесс распространялся не только на финансовые династии, но и на другие слои(интеллигенция, например).
Благосостояние семьи базируется и на культуре взаимоотношений членов семьи. Благо не всегда измеряется материальным эквивалентом, а связано с переживанием счастья, радости, умиротворения, удовлетворения — такие чувства прежде всего возможны только в семейных родственных связях.
В наше время, к сожалению, включенность в семью и семейную жизнь перестали быть необходимыми, узаконенными, популярными. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье. Такой стереотип представлений о семейной жизни является весьма распространенным и ослабляюще действует на силу семейных взаимосвязей, способствует распаду института семьи, нивелирует традиции семейного уклада, характерного для российской ментальности(2).
Назрела необходимость восстановления значимости института семьи как родовой системы, восстановление статуса фамилии и фамильного наследия, которым могут выступить прежде всего семейные традиции, достижения, качество эмоциональных взаимоотношений. В настоящее время формируется представление о перинатальной психологии и психотерапии как нового подхода к изучению семейной системы в период образования семьи, ожидания и рождения ребенка и в другие актуальные для семьи периоды.
В перинатальной психологии и психотерапии исследуются глубинные психологические связи в семейной системе в период ожидания и рождения ребенка и причины, влияющие на качество психического здоровья ребенка и успешность родоразрешения матери. Предлагаются практические методики диагностики молодой семьи и молодых родителей и методики работы с проблемными темами этого периода: неустойчивость взаимоотношений, неосведомленность об особенностях периода беременности и родов, неумение регулировать динамичные эмоциональные переживания в период беременности и родов(особенно в ситуации семейного конфликта), тревоги и страхи по поводу родовых страданий и др.. Эти важные и сложные вопросы, которые должны решать молодые родители продвигают их к взрослому мировоззрению, поведению, ответственной жизненной позиции. В норме помогают решать все эти вопросы старшие родители. Но в наше время отношения «отцов и детей» чаще всего конфликтны и не предполагают сотрудничества, поэтому взрослые люди, вступившие на путь родительства должны где-то получать необходимые знания и умения. Консультирование молодой семьи, ожидающей ребенка — особый вид работы профессионального консультанта или психотерапевта, требующий специальной подготовки по программам семьеведения(3).
Молодая семья, ожидающая ребенка, обычно прибегает к консультациям врачей акушеров-гинекологов, акушерок. И действительно особенно волнующей темой для молодых родителей является тема здоровья матери и ребенка, успешных родов. Однако, к сожалению, не придается внимание психологической готовности к родам и родительской грамотности, которая так же как и грамотность вообще является залогом жизненного успеха семьи.
Современная культура при всех ее достижениях, разрушающе повлияла на институт семьи и разрушает семейные ценности и семейные традиции и сейчас. Семейственность и родительство — не модные темы в среде молодежи в репродуктивном возрасте, гораздо популярнее – свобода, развлечения, безответственность. Все это приводит к серьезным проблемам для молодежи, решившейся на семейную жизнь и ожидающей ребенка. Разобщенность в семейных отношениях, отсутствие поддержки между поколениями порождают беспомощность и безысходность у молодых супругов в период образования своей семьи, хотя на первых порах им кажется, что на гребне влюбленности они смогут преодолеть все семейные тяготы и заботы. Но жизнь и особенно беременность актуализирует новые, неизвестные темы и без поддержки родителей молодой паре зачастую не справиться.
Перинатальная психология и психотерапия занимается исследованием развития семейной системы прежде всего во имя обеспечения базы для формирования основы психического здоровья ребенка, начиная с внутриутробного периода жизни(Коваленко Н.П.,2000).
Перинатальная психология развивается и как теоретическая и практическая наука. Исследованы закономерности влияния эмоциональной жизни матери и отца на психический потенциал ребенка, особенности психо-эмоциональной жизни женщины в период беременности и родов, условия и методы, позволяющие благоприятно выносить и родить ребенка. Причем, все практические модели не имеют отношения к медикаментозным методам сопровождения беременности и родов, а состоят из психологических, педагогических и культурологических элементов.
Перинатальная психотерапия развивается, прежде всего, в форме семейного и индивидуального консультирования. Цель семейного консультирования в связи с этим может быть следующей – подготовить молодую семью к рождению ребенка. При этом психологические проблемы в этот период обычно бывают самыми распространенными:
— проблемы отношений с родителями,
— страх за жизнь ребенка,
— неуверенность в своих возможностях и силах,
— проблемы взаимоотношений в молодой семье,
— неготовность к родам и кормлению ребенка,
— потеря супруга во время беременности,
— измена супруга,
— неуправляемые спонтанные эмоции во время беременности,
— психосоматические расстройства здоровья,
— страх медицинских учреждений,
— страх боли и др.
Из этого перечня видно, что проблемы, с которыми чаще всего обращаются взрослые люди к семейному консультанту, имеют отношение к психологической жизни молодых супругов – будущих родителей и связаны с конкретными навыками адаптации и саморегуляции, с коммуникативной культурой, которые приобретаются прежде всего в семье(4).
Если же семья не является источником благоприятных жизненных навыков и в учебных заведениях эти знания не получены, то в период ожидания первого ребенка могут возникнуть много вопросов.
Партнерство и сотрудничество в новой семье требует от молодых, но взрослых людей усилий, мобилизации своих ресурсов, развития и еще раз развития. Если же в этот период рассчитывать на «авось», то можно получит такие непредвиденные обстоятельства, с которыми будет трудно справиться.
В перинатальной психологии предлагается комплексная программа «Глория» (Коваленко Н.П.) по подготовке семейной пары к родам. Хотя акцент ставится на беременной женщине, но подчеркивается роль отца и в период вынашивания, и в период рождения ребенка(5).
Семья здесь рассматривается как единый организм-система –«мать-отец-дитя», в которой все части одновременно независимы и взаимозависимы. Изучение семьи как единой системы, имеющей общие законы и закономерности, давно ведется специалистами в области семейной психотерапии.
Так, автор теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Это утверждение сближает его с системными терапевтами. Но есть и различия: Боуэн рассматривает все человеческие эмоции и поведение как продукт эволюции. Причем не индивидуальной, уникальной, и связанной со всеми формами жизни. Он разработал восемь тесно связанных между собой концепций, среди которых концепции дифференцировки собственного Я, эмоциональных треугольников, семейных проекций и др. По его мнению, механизм внутрисемейных отношений аналогичен механизму функционирования всех других живых систем. Неслучайно его концепция дифференцировки собственного Я так напоминает существующие в науке представления о дифференцировке клетки. Терапевты этой школы считают, что дифференцировка собственного Я в ходе сеансов семейной психотерапии ведет к успокоению семьи клиента, это способствует ответственному принятию решений и ослаблению симптомов семейной дисфункции. Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к позиции тренера: он обучает членов семьи дифференцироваться в семейном общении, осмысливать имеющиеся у них способы взаимодействия в семье и осваивать более продуктивные способы взаимодействия. При этом психологу предписывается не подходить к семье с готовыми рекомендациями, а вести совместный поиск. С этим трудно не согласиться: совместный поиск позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъективности и уверенности в своих силах, что после ослабления негативной симптоматики приводит к устойчивым переменам в жизни семьи.
Боуэн широко использует в своей теории и практике семейной терапии представления о жизненном цикле семьи, а также считает необходимым учитывать национальные особенности клиентов(6).
Другой вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, — структурная семейная терапия С. Минухина.
В основе этого подхода лежат три аксиомы.
• Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как её подсистема.
• Терапия семьи изменяет её структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы.
• Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.
Семья предстает у С.Минухина как дифференцированное целое, подсистемы которого — отдельные члены семьи или несколько её членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенные требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому большое значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами.
С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: первый—их спутанность, нечеткость, размытость; второй — излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребёнком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: «мать-ребёнок (дети)» и «отец». У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей — в доверии, тепле и поддержке.
Спутанная семья реагирует на любые изменения быстро и интенсивно, её члены как бы заражают друг друга своим настроением. А вот в безучастной семье преобладает отчуждение, которое ребёнок ощущает как холодность, агрессивность и может охарактеризовать свою семью так: «У нас никому ни до кого нет дела».
Описанная классификация и подход к психологической помощи направлены, в первую очередь, на осознание и преодоление неадекватной близости членов семьи, доходящей до симбиотической взаимозависимости, и помогает каждому осознать и отстроить границы между собой и другими.
Роль психолога в системе С. Минухина понимается так: ему предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из её членов. «Терапевтическое воздействие на семью, — пишет он, — является необходимой частью семейной диагностики. Терапевт не может наблюдать семью и ставить диагноз со стороны» (С.Минухин, 1978). «Вхождение» психолога в семейную систему вызывает «миникризис», имеющий большое значение: жесткие ригидные связи и отношения ослабляются, и это дает семье шанс изменить состояние своих «границ», расширить их, а значит, и изменить свою структуру.
С.Минухин выделяет семь категорий действий психолога по переструктурированию семьи: это актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ; эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция определенного настроения; поддержка, обучение или руководство.
Не менее распространен ещё один из вариантов системного подхода — стратегическая семейная терапия (Дж.Хейли, К.Маданес, П. Вацлавик, Л.Хоффман и др.), где основная работа терапевта направлена на формирование у членов семьи ответственности друг за друга.
Иногда в рамки стратегического направления включают и вариант системной семейной терапии, разработанный в миланской научной школе. Однако здесь в центре работы — выявление и преобразование тех бессознательных «правил игры», которые поддерживают семейное неблагополучие. «Семейные игры» (впервые они описаны в трансактном анализе Эрика Берна) основаны на ошибочном представлении членов семьи о том, что, возможно, осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями в семье, манипулируя другими членами семьи. Работа психолога(терапевта) сначала направлена на выявление тех реакций членов семьи, которые приводят к «зацеплениям», делающим семью нездоровой (диагностика), затем — на помощь в осмыслении этих зацеплений и выработку продуктивных способов взаимодействия.
Ещё один конструкт, используемый для анализа супружеских взаимодействий — это представление о том, что в основе семейных конфликтов лежит бессознательная борьба супругов за власть и влияние, конкуренция и соперничество друг с другом (в российском варианте это можно выразить пословицей-вопросом: «Кто в доме хозяин?»). Работа консультанта в этой модели психотерапии сфокусирована на установлении баланса между супругами, когда выигрыши или проигрыши одного будут компенсироваться выигрышами или проигрышами другого(2).
С точки зрения перинатальной психологии семейная система – живой организм, имеющий генетическую основу. Образное сравнение семейной системы с деревом (Коваленко Н.П.)– распространенный прием в перинатальной психологии, т.к. хорошо иллюстрирует целесообразность и взаимосвязанность всех частей системы: предки, прародители-корни, реальные родители – ствол, дети-ветви и плоды. Этот образ (дерево) часто используется в перинатальной психологии для описания семейной системы и дает образное представление о глубинных связях членов семьи на основе генетического родства и зависимости от глубинных психологических и физиологических программ предков (Коваленко Н.П. , 2006.).
Для анализа семейной системы воссоздается «родовое дерево», которое в какой-то мере подобно «системе» в системном подходе, но отличается образно-наглядным характером и подчеркивает целостность семьи как живого организма, в котором все части обусловливают друг друга.
Причинные обусловливающие уровни взаимодействия в семейной системе:
— генетический,
— исторический(событийный),
— личностный(индивидуальный),
— психологический(эмоциональный).
При консультировании молодой семьи образ «родового дерева» становится особенно важным, т.к. помогает молодым людям почувствовать и осознать связи и преемственность поколений, ответственность за своих детей и важность родительских ролей. В связи с этим модель изучения семьи не как структуры, системы, а как живого организма дает естественное переживание семейных отношений не как уз, связей, ограничивающих свободу и уникальность членов семьи, а как способ проявления жизни, питающий и обуславливающий связь поколений.
Перинатальная психология имеет целый комплекс методик, направленных на использование творческого ресурса молодых родителей, особенно женщин-матерей при формировании родительских ролей, осознании эмоциональных проблем и сложностей во взаимоотношениях в семье, особенно в период подготовки к родам. Это специально разработанная модель Ресурсной арт-терапии, которая с успехом применяется в семейном консультировании, особенно в период вынашивания ребенка.
Семейное консультирование в перинатальной психологии имеет профилактический характер, однако при наличии в молодой семье осложнений психологического характера осуществляются и психотерапевтические программы, нацеленные на коррекцию патологизирующих эмоциональных состояний, разрешение конфликтов, терапию тревожных состояний и болевых синдромов. Для психотерапевтической работы используются «семейные расстановки» (Н.П.Коваленко), которые не требуют участия всех членов семьи в терапевтическом процессе и нацелены на патогенные переживания конкретного члена семьи, который обратился за помощью и осознает необходимость терапевтической работы. Расстановка производится исходя из опыта осознания психосоматического комплекса пациента, сформировавшегося в результате патологизирующих отношений в семье.
Большая часть методик в перинатальной психологии направлена на обучение молодой семьи родовым навыкам. Здесь используются и модели «семейных расстановок», и арт-терапевтические приемы, позволяющие создать благоприятный образ родов, сформировать эффективные установки по отношению к родам и родовым переживаниям.
В течение 10 лет, наблюдая за семейными парами, готовящимися к совместным родам, мы видим, что, безусловно, рождение ребенка в присутствии отца – это весьма благоприятное явление в семье. Но есть и отрицательные результаты, связанные с неготовностью мужа-отца присутствовать при этом ярком, с точки зрения проявления физиологии женщины процессе. Некоторые мужчины испытывают большие сложности в послеродовом периоде, проявляющиеся в болевых ощущениях в области крестца, груди, депрессивных состояниях, потере сексуального влечения к жене.
При исследовании истории жизни этих мужчин выявилось наличие следующие закономерностей: период «нежеланности» в процессе вынашивания, травматизм в процессе рождения, сложные взаимоотношения между родителями в процессе вскармливания и раннего воспитания. В результате – наличие невротических комплексов, вытесненных из поля осознавания, склонность к тревожным состояниям и депрессии. Унаследованные неконструктивные, патогенные взаимоотношения в семье на самых ранних этапах развития ребенка становятся базой для формирования его собственного эмоционального опыта и родительских чувств в дальнейшем, которые также тяготеют к патогенности, причем, часто в неосознаваемой форме.
Требуется глубокая, но корректная работа с содержанием и сознательной и подсознательной сферы будущего отца, чтобы оказать ему в дальнейшем эффективную помощь. Такого рода методы разработаны в семейном консультировании. Перинатальная психотерапия нацелена на работу с содержанием психики, памяти начиная с перинатального периода и заканчивая реальными событиями. При консультировании в этой модели в качестве опорных механизмов для начала работы может быть использована спонтанная или тематическая изобразительная продукция пациента, касающаяся зон страхов, зон родственных отношений, интимных отношений. Так же в этом виде консультирования применяется и анализ Родовой семейной системы.
Консультирование как информирование – известный метод в психологии и проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. В программах Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Психотерапии (РАППМ) активно применяются эти методы работы. Просветительские консультации можно использовать в студенческих аудиториях, центрах молодежи, для любого контингента взрослых. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр.(4)
Важной частью информирования молодых семей является передача информации, касающейся рождения первого ребенка, трансляция позитивных данных о рождении детей, которую часто они не могут получить в кругу семьи и друзей. Для этого возможны просмотры фильмов с успешным опытом молодых пар, родивших замечательных здоровых детей. Популяризация позитивного родительского опыта в настоящее время весьма своевременна и злободневна, если учесть, что СМИ заполнены информацией противоположного содержания с акцентом на патологиях и страданиях в родах. Но ведь рождение детей — это основа продолжения человеческого рода и это прекрасно.
Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования — в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложить прочесть специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.
В Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины создан «Университет родительской культуры», в котором молодые пары и родители обучаются науке быть успешными родителями, науке быть здоровыми и растить здоровых детей. Здесь передается только позитивный родительский опыт и актуальная информация об укреплении семейных отношений и здоровья членов семьи.
В книге «Психологический практикум» (Н.П.Коваленко) дана практическая модель, по которой может работать и семейный консультант, и сами супруги самостоятельно, ориентируясь на самые острые темы, которые чаще всего бывают проблемными в молодой семье: взаимоотношения, любовь, деньги, сексуальность и др. Прорабатывая эти темы по данной в этой книге схеме, можно моделировать развитие соответствующего ресурса члена семьи или семьи в целом. Основой для работы является выработка эффективных утверждений: Я хочу, Я верю, Я могу. Эти формулы отражают постепенный процесс развития желания в утверждение и принятие решения действовать, а этот и означает взрослое решение. Этот процесс часто затруднен, особенно при осложненных жизненных обстоятельствах молодых супругов или членов семей. Для того, чтобы войти во взрослую роль требуется зрелое решение и зрелое действие, которое должно накопить потенциал и вылиться в эффективный результат. Осознанное решение и действие – это проявление мудрости и опытности в житейских делах и семейных отношениях, которое требует терпения, знаний, внутренней культуры.
Структура данного метода позволяет провести через осознание ресурсные зоны личности и препятствующие успешности зоны личностных установок и стереотипов. Осознавая и находя новые решения человек или самостоятельно, или с помощью консультанта преодолевает свои ограничения. Так и формируется основа для нового ресурса.
Работая в рамках данного метода консультирования, психолог помогает выделить психосоматических комплекс, мешающий личностному росту, развитию, сотрудничеству.
Обычно этот комплекс имеет историю из раннего детства и связан с системой взаимоотношений со своими родителями и закрепленными стереотипами эмоционального и соматического реагирования.
Выработка новых принципов и новых норм взаимоотношений, которые позволяют обрести новые формы отношений и новое качество самого себя–взрослого, родителя — это и есть цель консультирования.
Важной частью семейного консультирования в перинатальной психологии является предбрачное консультирование и консультирование молодой семьи, ожидающей ребенка и семьи, имеющей младенца. Переходя в новый статус, готовясь стать родителями, молодые супруги часто испытывают потребность в расширении своих знаний и возможностей, относительно обеспечения благоприятного рождения ребенка, помощи друг другу в этот непростой для молодой пары период. Именно в этот период возникают психологические проблемы, связанные с новыми правами и обязанностями родительских ролей, а также проблемы эмоциональных конфликтов, с которыми молодым людям не всегда просто справиться самостоятельно.
Однако в этом подходе все же главной проблемой выделяется – психическое здоровье ребенка, начиная с внутриутробного периода. Среда, обеспечивающая основу благоприятного психического и психологического развития ребенка – это семья. Особую роль при этом имеет психологический статус будущей матери (психологическое здоровье, мотивация к материнству, самооценка, способность к саморазвитию и др.)(Н.П.Коваленко, 1998). Однако, доказано что и отец при вынашивании и рождении ребенка оказывает активное влияние на психо-эмоциональную составляющую системы мать-дитя, т.е. беременной жены и внутриутробного ребенка. В контексте перинатальной психологии психическая жизнь внутриутробного ребенка вполне активна и позволяет отражать яркие эмоциональные всплески родителей, что фиксируется подсознанием ребенка и в дальнейшем может проявиться как предрасположенность к тем или иным эмоциональным реакциям, формам поведения, жизненным стратегиям. Важно желаем ли ребенок, каковы мотивы беременности. Так же важен и опыт рождения ребенка, который зависит от компетентности матери и отца и способности максимально снизить родовую травму за счет конкретных навыков и умений в родовом процессе. Поэтому семейное консультирование в перинатальной психологии включает следующие составляющие:
— психопрофилактика эмоциональных кризисов в молодой семье,
— психокоррекция внутрисемейных отношений и балансирование семейных связей ,
— подготовка к родительству и родам ребенка,
— психокоррекция патологизирующих эмоций у беременной (тревога , страх, обида) ,
— помощь в освоении ролей матери и отца, научение родительским функциям,
— ресурсная терапия членов семьи не справляющихся с психо-эмоциональным напряжением в период ожидания и рождения ребенка. (Н.П.Коваленко 2000).
Особой зоной в семейном консультировании являются эмоциональные травмы, полученные в семье. Именно близкие, родные люди могут нанести удар такой силы, после которого на всю жизнь остается незаживающая рана – обида, страх, разочарование и др. Именно эти травмы могут исказить адекватное восприятие мира, людей, повлиять на жизненную стратегию, выбор собственно партнера, супруга.
Возможности ресурсной психологии и консультирования в этой модели так же весьма эффективны для решения таких проблем.
Литература:
1. С.И.Голод. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1998. -272 с.
2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. -319 с.
3. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб., изд-во СПбГУ, 2000.
-345с.
4. Коваленко Н.П. Психологический практикум. СПб., Изд-во ИТПП, 2006. 230с.
5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ.ВУЗов/Е.А.Артамонова, Е.В.Екжанова, и др.; Под ред. Е.Г.Силяевой.- М.: Изд. Центр «Академия», 2002.-192 с.
6. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. – М.: «Когнито-центр»,2005. -496с.