Проф. А.Н. Иезуитов, Махатма, проф. Санти Джаясекера. «Философия взаимодействия» об открытиях и псевдооткрытиях
Уважаемые коллеги!
Вы, надеюсь, согласитесь со мной, что для науки главное – это открытие всего действительно нового в реальности, как на всех уровнях и во всех проявлениях взаимодействия присущих самой реальности материального и духовного начал.
Открытие – это взаимодействие, материальное и духовное, цели и результата научного исследования. В открытии его цель результативна, а результат целенаправлен. Цель и результат материально и духовно значимы, находясь во взаимодействии, материальном и духовном.
Научные открытия, по сути своей, «бинарны». Это констатация чего-то нового в реальности, ранее неизвестного науке, и одновременно находящегося во взаимодействии с объяснением реально существующего такого нового материально и духовно.
«Бинарность» – это «два в одном», а не «два порознь» или «два рядом», как в дуализме.
Многие люди нелегко воспринимают принципиально новые представления об окружающем их мире, которые им предлагают фундаментальные открытия, и чем сильнее внутреннее сопротивляется их восприятию, тем сильнее и заметнее они выходят за пределы традиционно-устойчивых представлений о мире. Это естественно, и необходимо время и терпение для утверждения нового в науке и в жизни.
Р. Декарт справедливо считал, что истину надо искать в неукротимом стремлении человека к «новому», а не в воинствующем удержании «старого», и «чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново построить систему своих взглядов». Именно к этому постоянно и настойчиво призывает и такова по сути своей «Философия взаимодействия» (ФВ).
Глубоко прав был Пушкин, утверждая, что «лучшие и простейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов без всяких насильственных потрясений». «Лучшие и простейшие изменения» людям несут подлинно фундаментальные научные открытия, которые требуют честности, правдивости от первооткрывателя и высокой нравственности от него. Они не терпят никакого насилия, материального и духовного.
Следует подчеркнуть, что взаимодействие не есть какая-то сделка. При взаимодействии не действует, как при сделке, принцип: «ты мне – я тебе», а действует принцип: «мы – друг другу» во взаимных и общих интересах, при этом каждое из взаимодействующих лиц не забывает как о себе, так и о другом. Взаимодействие добровольно и жизненно нужно обеим сторонам. Сделка в известной мере принудительна: так надо, так принято. Сделку может прервать одна из сторон и в удобный для нее момент. Взаимодействие можно прервать только одновременно и двустороннее.
Науке следует рассматривать не свои перспективы взаимодействия для политики, а реально вступать с нею в непосредственное взаимодействие на разных уровнях и в разных проявлениях, важных для науки.
Показательно, что на Западе сейчас появилась, с позволения сказать, философия, которая утверждает, что наука – не наука и все в мире сконструировано некими «системами языка» и «подсознанием», поэтому «объективного знания достичь невозможно». Это ни что иное, как вариант агностицизма. Естественно, ни о каких открытиях не может быть и речи. ФВ – будущее всего мира, мира без насилия, материального и духовного. Наука своими открытиями призвана утверждать это материально и духовно.
Язык существует не сам по себе и не произвольно. Он обозначает реальные явления, материальные и духовные, которые познаваемы наукой и поэтому содержат в себе открытия.
Современная наука в принципе не может остаться в стороне, материально и духовно, от бушующих на нашей планете войн, угрожающих жизни человечества, всем и каждому.
Наука, по сути своей, миролюбива. Предназначение науки – нести людям добро, а не зло. Другое дело, что достижения науки могут реально использоваться в антигуманных целях. Особенно это касается фундаментальных открытий.
Так, как его называют, «отец атомной бомбы» Роберт Оппенгеймер сначала был очень увлечен «интересной физикой», но, увидев массовую гибель людей от атомной бомбы, созданной на основе его фундаментального открытия, впал в глубокую депрессию и вскоре умер. Австрийский физик Лизе Мейтнер, которую называют «матерью атомной бомбы», теоретически открыла возможность появления атомной бомбы, но отказалась от участия в ее практическом создании как оружия массового уничтожения людей.
Примеры эти весьма поучительны для современных ученых. Наука может и должна служить не войне, а миру во всем мире. Это сознают сами ученые-первооткрыватели и такие «родители» неопасны для своих «детей».
В наше время немало людей, чтобы успокоить себя от возможного появления еще более мощного оружия уничтожения людей, чем уже существующее, ссылаются на слова Пушкина: «Гений и злодейство несовместны». На самом деле, у Пушкина они выглядят иначе. В трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» их произносит как вопрос-ответ Сальери и с ними полностью согласен сам Пушкин: «Гений и злодейство несовместны. Неправда.». Действительно, в реальности «гений и злодейство» вполне совместны. Можно сказать, гениальный «отец водородной бомбы» Эдвард Теллер всячески и постоянно гордился созданным им оружием массового уничтожения людей и не испытывал никаких угрызений совести, в отличие от Оппенгеймера, «отца атомной бомбы». Как видим, «родители» бывают разные, и «детям» необходимо сохранять бдительность, чтобы вовремя остановить их.
Как известно, многие люди, в том числе ученые, в течение многих веков тщетно пытались и пытаются установить как абсолюты такие определения добра и зла, которые безоговорочно принимались бы всеми, всюду, всегда и во всех ситуациях. Дело в том, что предлагаемые понятия добра и зла являются или слишком абстрактными, или слишком конкретными и тесно связанными с исторически обусловленным мировоззрением и считающимся нормой поведением человека, чтобы они стали действительно всеобщими и вечными.
ФВ попытается выйти из этого тупика. Для ФВ, все, что в принципе, так или иначе, материально и духовно, способствует взаимодействию, материально и духовно, является добром.
Все, что в принципе, так или иначе, материально и духовно противостоит взаимодействию, материально и духовно, нарушает и разрушает его путем насилия, материально и духовно, является злом.
И добро, и зло представляет собою взаимодействие общего и особенного, непреходящего и его исторического проявления, объективного и субъективного, типологического и непосредственно-индивидуального, природного и приобретенного, самостоятельного и воспитанного и т.д. Все аспекты невозможно перечислить. Главное, что это именно взаимодействие и антивзаимодействие, которые сами в принципе взаимодействую друг с другом, материально и духовно, интуитивно и сознательно. Гёте проницательно писал о «силе, желавшей вечно зла, творившей лишь одно благое». Существует и выражение: «благими намерениями выстлана дорога в ад». Так бывает. Никаких абсолютов добра и зла не существует, их искать бесперспективно и бесполезно. Если все же, так или иначе, зайдет речь об «абсолютной истинной», то ею является взаимодействие, материальное и духовное.
Счастье – это тоже, по сути своей, взаимодействие человека, материальное и духовное, с окружающей его природой, живой и неживой, собственными творениями, с внутренне близкими ему людьми и самим собою.
В наши дни в геополитике, как считает ФВ, поистине выдающуюся роль приобретает пацифизм, имеющий принципиальное отношение к науке. Пацифизм (от лат. pacificus – умиротворение) означает особое мировоззрение, осуждающее любые войны и требующее установление всеобщего мира на Земле.
Альфред Нобель был пацифистом по своим взглядам, учреждая особую Международную Премию Мира своего имени за «содействие установлению мира во всем мире», и считал «варварством любую войну», стараясь потенциально и всеми способами и средствами предотвратить любую войну.
Показательно, что первой женщиной, лауреатом Нобелевской Премии Мира, стала убежденная и активная пацифистка Берта фон Зутнер. Зутнер была защитницей жизни всех людей на Земле от любых войн, издателем специального журнала «Долой войну!» и одноименного романа. Вспомним в связи с этим Э. Хемингуэя с его романом «Прощай оружие!», противником любой войны и тоже лауреата Нобелевской Премии.
Именно пацифизм становится сейчас подлинным знаменем времени для защитников мира во всем мире.
Пора уже лозунг «para bellum» (готовься к войне) заменить лозунгом «para pax» (готовьтесь к миру). Подготовка к войне неизбежно ведет к самой войне и завершается ею.
Подготовка к миру учит своевременно и умело защищать мир во всем мире, устранять угрозу любой войны.
Пора создавать принципиально новую историю человечества без каких бы то ни было войн в настоящем и будущем.
Никаких «особых законов войны» не существует. Ее единственный «закон» – убивать людей, не дифференцируя их. Пора прекратить утешительную демагогию. Война в принципе не бывает без невинных жертв, их избежать невозможно. Надо это понять и прекратить любую войну.
Демагогически считается «работой» массовое убийство людей на войне. Чем больше убьют, тем лучше «работа». Это профанация самого явления и понятия «работа», которая всегда созидательна.
Военные конфликты на Земле не прекратятся до тех пор, пока не перестанут делить людей на «наших» и «не наших», «своих» и «не своих». Даже единично убитых «своих» оплакивают. Массу убитых «не своих» даже не замечают. Для человечества все люди были, есть и будут людьми «своими» и «нашими» и всем людям всегда был и будет жизненного необходим, материально и духовно, мир во всем мире.
В настоящее время значительная часть людей находится в состоянии «милитаристской пандемии», пораженная «вирусом милитаризма». Наступило настоящее «военизированное безумие», появился даже «синдром войны». Не признавать его невозможно.
Папа Римский Франциск своевременно предупреждает, имея в виду различные локальные войны, уже ведущиеся на нашей планете, что началась частично мировая война и «никому до этого нет дела». Пора от слов переходить к делу. Миру действительно угрожает гибель. Надо не укрываться от войны, а полностью исключить ее из жизни человечества.
В настоящее время нет войн «справедливых» и «несправедливых». Все войны «несправедливые». Все войны ставят своей целью насильно присоединить к территории своей страны какую-то часть воюющей с ней страны и, тем самым, геополитически усилить себя. Это явно нарушает мир во всем мире. Не должно быть никаких войн на нашей Планете. Это жизненно необходимо человечеству, всем и каждому.
В то же время вспоминаются слова Пушкина: «есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю». Это тоже сейчас «жизнеопасный синдром». Американский кинорежиссер Мартин Скорсезе наглядно показал жизнеопасную привлекательность насилия как жестокого удовольствия. Такой «синдром» надо как можно скорее преодолевать, и чем скорее, тем это будет лучше для всего человечества. Война для всех и всегда смертельно опасна, для всех людей.
Следует в то же время сказать, что существуют и другие реальные угрозы для жизни человечества, всех и каждого. Их тоже надо видеть, с ними надо считаться, надо их объяснять и каким-то образом преодолевать.
В наши дни уже отказались от теории, согласно которой промышленное выделение углекислого газа повышает температуру поверхности Земли. Появилась новая теория, утверждающая, что природный процесс дегазации Земли и распад изотопа калия влияют на потепление земной поверхности. Для ФВ, это явное псевдооткрытие.
Дегазация означает удаление вредных газов. Какие вредные газы есть у Земли, каким образом и куда они удаляются. Остается только гадать. По своей распространенности в земной коре калий как щелочной металл занимает седьмое место. Непонятно, какое отношение имеет он к газам, тем более вредным, и как именно калий влияет на повышение температуры земной поверхности. Вопрос остается открытым. Земля слишком велика, чтобы она зависела от каких-то частных и сомнительных процессов, происходящих на ней самой.
Нанотехнология, которая считается фундаментальным открытием, на самом деле, псевдооткрытие, крайне опасное для жизни человека. «Нанотехнология» уже применяется в медицине для замены эритроцитов в крови человека наночастицами. Делается инъекция и в крови человека появляется несколько триллионов «нанороботов». Трудно это даже представить себе, тем более, непосредственно ощутить. Естественно, что летальный исход от такого эксперимента неизбежен. Не надо слишком резво экспериментировать на человеке и стараться заменить в нем естественное искусственным. Ничего полезного для человека из этого не получиться.
Как писал Пушкин: «бывают в жизни странные сближения», и они становиться подлинными открытиями. Так, еще в 1913 году в России была поставлена опера Михаила Матюшина «Победа над Солнцем», в оформлении которой впервые появился знаменитый «Черный квадрат» художника Казимира Малевича. «Черный квадрат» как символ Космоса побеждал собою губительное для человека воздействие сильнейшего солнечного теплового излучения. И вот совсем недавно миллиардер Билл Гейтс предложил с помощью особых аэрозолей, образующих по форме «черный квадрат», предохранить определенные участки земной поверхности от губительного для них активного солнечного теплого излучения. Посмотрим, что из этого получится. Во всяком случае, «сближение» происходит.
Часто звучат утверждения, что всем необходимо придерживаться «традиционных ценностей». Это нельзя признать открытием. Слишком неопределенно и расплывчато говорится о таких «ценностях», и даются они не системно. Есть основания сказать, что традиционная ценность на все времена и для всех – взаимодействие, материальное и духовное, в природе, в обществе и в человеке.
Открытием в современной геополитике считается введение в нее термина «бархатная революция» в широком плане, который означает сравнительно «мягкое», ненасильственное и в то же время принципиально важное преобразование уже существующего. Очевидно, возможно и в качестве своего рода термина ввести понятие «бархатное открытие», означающее ненасильственное, «мягко» воспринимаемое и принципиально новое, сделанное в фундаментальной науке. ФВ может считаться в известном смысле аналогом «бархатного открытия», как, в свою очередь, определенного аналога «бархатной революции».
В настоящее время считается фундаментальным открытием полная замена приборами человека как пилота и шофера в авиа- и автотранспорте. Уже предпринимаются практические попытки. С точки зрения ФВ, это очень опасно для жизни людей, пассажиров такого транспорта, и, по существу, является псевдооткрытием.
Уже известен своего рода эксперимент, произошедший еще в 1986 году. Пилот самолета ТУ-134 сознательно отключился от какого бы то ни было собственного управления самолетом и все управление им полностью доверил приборам. При посадке самолет потерял всякую ориентацию в пространстве, ударился о землю, развалился и сгорел. Погибло много людей, находившихся в самолете. Стоит ли повторять такой эксперимент, весьма поучительный и принципиально значимый. При «автопилоте» пилот постоянно следит за приборами и корректирует их показания.
Никакой, даже самый совершенный прибор, не может полностью заменить собою человека при управлении сложной системой, находящейся в движении. Прибор может дать лишь предварительные и относительно точные данные для управления. Духовно-практическая реакция человека на различные неожиданности и внезапно проявляющиеся внезапности осмысленнее, дальновиднее, оперативно-действеннее и даже быстрее, чем у кого-либо прибора, который заранее запрограммирован на определенные показания. Приборы помогают человеку принять его собственное решение. Кстати, в автомобиль без шофера для страховки подсаживается инструктор.
Необходимо взаимодействие человека и приборов, при руководяще-управляющей роли человека. Вряд ли найдется много желающих сесть в предоставляемый им пустой и без шофера и пилота автомобиль или самолет. Это очень опасно и очень непривычно. Наверняка люди предпочтут самолет и автомобиль с пилотом и шофером. Предупрежден, значит, сохранен. Такова реальность.
Современным «апологетам» беспилотного авиатранспорта и автотранспорта необходимо помнить, что действующие «беспилотники», малогабаритные летательные аппараты, управляемые человеком с земли, в принципе отличаются от самолетов и автомобилей без пилотов и без шоферов. В данном случае «беспилотностью» называют разные явления. Этимология предполагает точное значение какого-либо слова при его употреблении. По отношению к «беспилотности» это не соблюдается и не только по отношению к ней.
Сейчас очень много говорят и сравнительно меньше пишут (это дело очень ответственное и серьезное) о необходимости «многополярного мира». Такое утверждение и такую, с позволения сказать, концепцию ФВ никак не может признать научным открытием и чем-то полезным для развития науки, материально и духовно.
Обратимся, и уже не первый раз, к этимологии, чтобы «избавить мир от заблуждения»
Слово «полюс» (от него производится слово «полярность») – по лат. polus – означает воображаемую крайнюю точку земной оси. Как известно, у оси могут быть только два конца. Больше их в принципе быть не может. «Би» по лат. означает «два». «Биполярность» – это «два полюса» как два конца «оси».
На земле существуют два полюса: северный и южный, два магнитных полюса и два полюса: холода и жары. Никому не приходит в голову увеличить количество таких «полюсов» и добавить к ним еще какие-то «полюса» с другим названием и расположением на Земле.
В геополитике дело обстоит сложнее.
Долгое время были два общепризнанных «полюса»: СССР и США, которые взаимодействовали материально и духовно. Другие страны, так или иначе, располагались между этими «полюсами» и тоже взаимодействовали, материально и духовно. Мир был в основе своей «биполярен».
Когда «один полюс» исторически ослабел, а «другой полюс» усилился, стали говорить об «однополярном мире» во главе с США. Однако другой полюс вовсе не исчезал. Оставались СССР (потом РФ), КНР, Куба, Вьетнам, Шри-Ланка и т.д.
В настоящее время мир тоже будет и останется в принципе «биполярным». «Один полюс» – это КНР – великая социалистическая страна. «Другой полюс»: США – великая капиталистическая страна. Другие страны, так или иначе, расположатся между этими «полюсами».
Отдельные страны и их разного вида объединения (союзы, блоки, альянсы, консорциумы и т.д.) торопятся объявить себя «полюсами». На самом деле, это особая «многорегиональность» со своими центрами, называющими себя «полюсами».
В интересах действительных «полюсов» и всех регионов материально и духовно взаимодействовать друг с другом. Разумеется, в самом многоуровневом и многообразном виде.
Этимологически, за этимологией стоит истинная наука, считается, что «один» — это «мало», а «два» («би») – это «много» (больше «одного»). «Множество» – больше «двух». Таким образом, «многополярный мир» этимологически означает «двуполярный мир». Сторонники «многополярного мира» фактически выступают, сами не ведая этого, за «биполярный мир».
«Многополярный мир» не формируется, под него маскируются и не очень умело.
«Полюса» — это противоположности, которые могут и должны взаимодействовать. Принципиальный и всеобщий источник развития, в действительности, вовсе не борьба противоположностей, а их многоуровневое и многообразное взаимодействие, в конечном счете, материальное и духовное. В этом убеждена ФВ, и это соответствует реальности. Борьба как насилие не стимулирует развитие, а задерживает и даже останавливается его. Именно взаимодействие различных начал порождает новое явление и выявляет новое в уже существующем явлении. Это и есть развитие, которое может быть позитивным и негативным по своему направлению и результату.
Цель и смысл «биполярности» – в неукоснительном и незыблемом всеобщем и всеобъемлющем утверждении мира во всем мире, мира без насилия, материального и духовного. Это поистине фундаментальное и непреходящее открытие.
Можно сказать, что в современном мире богатые и бедные – два неизбежных социально-экономических «полюса», которые могут и должны взаимодействовать, материально и духовно, во взаимных жизненных интересах, материальных и духовных. Один «полюс» в принципе не существует вне и без другого «полюса». Они призваны взаимодействовать, материально и духовно.
Взаимодействие материального и духовного начал, при важнейшей роли начала духовного, — основа развития науки, ее подлинных открытий.
Считается современным фундаментальным открытием утверждение, что в мире реально существуют государства-цивилизации. С точки зрения ФВ, это псевдооткрытие.
Цивилизация, по сути своей, шире и многограннее государства.
Государство какой-либо страны вместе со страной, так или иначе, входит в определенную и существующую в данном время цивилизацию, включающую в себя разные страны с их государствами, и представляющую собою исторический период с особым материальным и духовным взаимодействием в различных областях материальной и духовной жизни человечества, всех и каждого.
Государство останется государством, цивилизация – цивилизацией.
Рожденное цивилизацией не является исключительной собственностью государства. Государства приходят и уходят. Цивилизация остается.
Истинный патриотизм состоит в том, что себя надо ценить высоко, но не считать себя лучше и совершеннее во всем, всегда, всюду и по сравнению с другими. Не следует путать гордыню с гордостью.
Подлинно фундаментальным научным открытием является в наше время установление особого рода «коротких отростков» в ДНК, которые прежде считались «мусором». Оказалось, что именно «короткие отростки» регулируют скорость и эффективность передачи наследственных признаков в генах и делают проявление наследственности индивидуально-неповторимым. В этом процессе велика роль духовных начал, присущих ДНК и генам. Они находятся во взаимодействии, стимулирующим и направляющим этот процесс.
Этимология тесно взаимодействует с историей, что позволяет сделать своего рода открытие.
Рим – столица Италии – город. Это слово мужского рода, однако, при написании и произношении он называется Roma – т.е. словом женского рода. Дело в том, что персонификацией Древнего Рима была языческая царица Roma, от нее и пошло название Рим – Roma, а не от мифического Romola. Мы полагаем, что для истории это существенное уточнение. Словами «Arriverderci, Roma» с городом Римом прощаются, как с женщиной. Это никого не удивляет.
ФВ распространяется на самые разные явления, в том числе и на любовь, которая представляет собою особое и постоянное открытие, общечеловечески значимое, для всех и каждого.
Для ФВ, любовь представляет собою «бинарное» взаимодействие, по сути своей, материального и духовного начал как влечения и сдержанности, неожиданного и ожидаемого, интимно-сокровенного и открытого, индивидуально-неповторимого и всеобщего, непреходящего и временного, нового и привычного, неповторимого и повторяющегося, трагического и комического, наслаждения и страдания, случайного и закономерного, внезапного и длительного, гармонии и дисгармонии, звучания и безмолвия, внутреннего и внешнего, привычного и непривычного, видимого и невидимого, национального и вненационального и т.д. Всего не перечислить, да и не нужно. Любовь поистине неисчерпаема по своему появлению и выражению. При этом всюду, всегда, во всем и у всех это именно взаимодействие различных начал, в конечном счете, материального и духовного.
В своем «Завещании» (1895) Альфред Нобель утверждал, что Премия его имени должна присуждаться за «наиболее выдающуюся работу в идеалистическом направлении». Таким «направлением» являлась для Нобеля признание и выражение важнейшей роли духовного начала («идеал») в человеческой жизни и в «установлении мира во всем мире». Все наши ВНК тоже стоят на таких принципиальных позициях.
Для науки и жизни наиболее важным и значительным являются фундаментные открытия, которые реально, непосредственно и опосредованно, способствуют укреплению мира во всем мире, мира без насилия, материального и духовного, что жизненно необходимо человечеству, всем и каждому, на нашей тревожной планете.
В то же время это не исключает негативное и опасное для жизни человека использование фундаментальных открытий, особенно псевдооткрытий.
В нашем докладе мы внимательно и тщательно рассмотрели принципиальные основы для существования открытия и псевдооткрытия. Мы надеемся, что подлинных научных открытий появится значительно больше, чем псевдооткрытий. В этот состоит наш «осторожный оптимизм». Да будет так. Благодарю всех за внимание и терпение, что поделать, наука требует от нас жертв и самых разных. C’est La Vie.
Еще раз всех присутствующих, непосредственно и опосредованно, благодарю за внимание.
24.11.2023
Париж