Гранд-доктор философии, доктор филологических наук, профессор, академик А.Н. Иезуитов.
Война и победа
Война и победа. Эти слова и в таком соединении, пожалуй, наиболее часто и многообразно употребляются в настоящее время политиками и работниками СМИ. При этом каждый толкует их по-своему и в своих интересах, материальных и духовных. Философского истолкования и объяснения они до сих пор не имеют.
В известном смысле философской основой для понимания, что такое война, до сих пор остаются суждения Карла Клаузевица (1780-1831), который считал, что война «есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами», «не только политический акт, но и подлинное орудие политики, продолжение политических отношений, проведение их другими средствами».
Для «Философии взаимодействия» (ФВ), такое определение войны является и недостаточно сущностным, и слишком неопределенным, абстрактным.
С точки зрения ФВ, война как всякое реальное явление представляет собою взаимодействие различных начал, в конечном счете, материального и духовного, как их взаимодополнение, взаимообогащение, взаимоуточнение и частичный взаимопереход друг в друга. Такое взаимодействие в принципе присуще всем воюющим странам как реальным геополитическим явлениям.
Любая война «бинарна»: две воюющие стороны, победа и поражение, материальное и духовное начало, фронт и тыл. В любой войне две стороны воюют друг с другом. В любой войне есть общее и особенное у одной стороны, по сравнению, с другой воюющей стороной.
Между тем войну нередко рассматривают в теоретическом плане одностороннее, имея в виду только одну воюющую сторону. ФВ рассматривает, как «бинарное», любое реальное явление, включая войну.
Как считал Пушкин: «Односторонность есть пагуба мысли». Это глубоко справедливое суждение ничуть не устарело и по отношению к войне.
Война, по сути своей, означает сознательное и практически выраженное разрушение и устранение одной страной, с присущим ей взаимодействием материального и духовного начал, другого взаимодействия других материального духовного начал, присущего другой стране, и замену в ней такого взаимодействия таких начал иным взаимодействием иных по своему предназначению и внутреннему наполнению различных начал, имеющих материальное и духовное значение. Война показывает и доказывает их прежнюю, довоенную, внутреннюю несостоятельность, материальную и духовную, необходимость их существенного изменения, материального и духовного.
К таким началам относятся: государственное устройство как система, военное и гражданское управление, производство и потребление, общественные и личные связи, виды собственности, юриспруденция и т.д. Все они требуют и получают новые материальные и духовные выражения при своем взаимодействии как общего и особенного в побежденной стране и в значительной мере реально обновляются в стране-победителе.
Во время войны в принципе происходит «остервенение народа» (Пушкин) с той и другой воюющей стороны. У кого оно сильнее и «благороднее», тот побеждает. Иногда это называют «наукой ненависти». Она тоже способствует победе.
Существует философски-значимое структурно-функциональное взаимодействие между двумя воюющими странами.
Взаимодействие различных структурно-составляющих начал, в конечном счете, материального и духовного, внутри каждой их двух воюющих стран: до войны, во время войны и после войны как взаимодействие общего и особенного.
Специфическое взаимодействие между самими странными с их структурными составляющими началами до войны, прежде всего, во время войны, и после войны. В конечном счете, всюду имеется в виду взаимодействие общего и особенного, материального и духовного начал.
Специфическое взаимодействие во время войны между двумя воюющими странами представляет собою их постоянный взаимный и обоюдный обмен разного рода и вида ударами и другими взаимнонаправленными и взаимопоучительными по отношении друг к другу акциями. По сути своей, это именно взаимодействие, хотя и особого рода.
После войны происходит новое, мирное по своему характеру взаимодействие между странами, победившей и побежденной, и внутри стран между их структурно-составляющими. В этом случае тоже определяющая роль, в конечном счете, принадлежит взаимодействию материального и духовного начал внутри самих структурно-составляющих и между ними.
Война предполагает применение самого разного оружия.
В различных видах традиционного оружия как особого средства, применяемого на войне, в известной мере, проявляется взаимодействие присущих такому оружию материального и духовного начал. Материально-технически воплощенное оружие духовно-позитивно реагирует, реально повышая этим свою практическую эффективность, на духовно-позитивное отношение к нему со стороны человека, применяющего оружие и само оружие, в случае необходимости, выручает такого человека, спасает его от гибели. Существует немало фактов, подтверждающих этот феномен.
Воин, чтобы эффективно исполнять свои обязанности должен быть одновременно готов к этому и материально, и духовно, что вырабатывается у него напряженной предварительной подготовкой и непосредственно совершенствуется в боевых действиях.
Материальная готовность помогает успешно преодолевать различные материальные трудности и преграды, существующие на войне.
Духовное начало, которым обладает воин, природное и развитое в нем специальной тренировкой, делает его целенаправленно-убежденным, находчивым, внутренне чутким и стойким в самых разных и опасных для его жизни ситуациях, духовно и материально значимых, которые порождает война.
Оба начала, материальное и духовное, находятся в органичном взаимодействии, взаимообогащая, взаимодополняя, взаимоусиливая и взаимокоординируя друг друга. Это явление тоже подтверждается фактами.
Истинный патриотизм не продается и не покупается. Он бескорыстен и является действенным, материально и духовно. Добровольность за деньги – самопродажность, материальная и духовная. Оплата добровольца в разы превосходит оплату его мирного учителя. Стоит ли комментировать.
Клаузевиц утверждал, что «война есть нечто иное, как расширенное единоборство». Один борец «при помощи физического насилия» стремиться «принудить другого выполнить его волю; его ближайшая цель – сокрушить противника и тем самым сделать его неспособным ко всякому дальнейшему сопротивлению». «Физическое насилие является средством, а целью будет – навязать противнику нашу волю. Для вернейшего достижения цели мы должны обезоружить врага, лишить его возможности сопротивляться.». Одним словом, в войне цель оправдывает любые средства. Это положение нуждается в расшифровке и уточнении.
Своеобразным средством «сокрушить противника» является в настоящее время биологическое оружие.
Война – это не только «физическое насилие» и «расширенное единоборство», ставящее своей целью «обезоружить врага» и «лишить его возможности сопротивляться», когда к нему применяется «физическое насилие». На самом деле, все обстоит гораздо сложнее.
В многочисленных прогнозах о возможности третьей мировой войны сравнительно мало говориться о биологической войне. В основном – это разного рода декларации, причем довольно абстрактные. Все внимание обращено на возможную ядерную войну и ее губительные последствия для человечества.
Между тем именно биологическая война очень опасна и уже сейчас реальна для человечества. Она даже более опасна и непосредственно губительна, чем война ядерная. «Отравленные грибы» пострашнее «ядерных грибов». Их смертоносное воздействие сначала невидимо и даже незаметно. «Эпицентр» — сам и весь человек.
Профессиональная и эффективная военная биологическая рецептура, носящая наступательный характер, может быть использована для решения важных политических задач. Реальной угрозой для человечества является любая эпидемиологическая ситуация вне зависимости от ее географического положения. Биологическое оружие тайно готовится в разных странах.
Биологическое оружие сравнительно дешево для своего изготовления и может приобрести поистине массовый характер при своем изготовлении и применении. Против некоторых видов биологического оружия в настоящее время не существует никакого противоядия. Биологическая война не сразу обнаруживает себя, и ее губительные результаты практически не сразу могут быть устранены. Такая война фактически может уже идти, оставаясь внешне незаметной и никак не объявленной.
Можно сказать, что по своим негативным и разнообразным количественным результатам и своей универсальности биологическое оружие превосходит тактическое ядерное оружие. Биологическое оружие способно реально подорвать экономику страны-противника и вызвать панику у населения такой страны. Внутренне разоружить его, не производя внешне видимых разрушений, и не принося ущерба, материального и духовного, уже видимого. Тем опаснее и коварнее биологическая война как проявление различных военных действий. Это необходимо иметь в виду, говоря о биологическом оружии и биологической войне.
В биологическом оружии, как в оружии традиционном, тоже по-своему проявляет себя взаимодействие материального и духовного начал. В процессе его материального изготовления духовное начало в известной мере реально входит в такое оружие от составляющих его элементов как взаимодействия материального и духовного начал, при значительной роли в них начала духовного. В биологическое оружие в известной мере входит также духовное начало его изготовителя, его внутренняя установка на уничтожение людей при создании им такого оружия. Все это реально усиливает, материально и духовно, действенность биологического оружия.
Дополнительное вооружение существующим и более совершенным оружием уже воюющих сторон и своими силами, и с помощью союзников может иметь два разных пути. Первый путь – усиление войны и всех ее составляющих негативных результатов и последствий. Противник, уступающий в силе вооружения другой стороне, пойдет на все, словами его не удержать. Второй путь, когда у одной из воюющих стран появляется превосходство в общих вооружениях и в оружии массового уничтожения. Другая сторона стремится в этом случае преодолеть такое превосходство, чтобы снова сложился баланс сил в вооружениях. Это может сдержать эскалацию войны и даже прекратить ее, тем более остановить продолжение. Взаимоуничтожение в войне обеих воюющих сторон становиться реальностью. В этом ни одна из сторон не заинтересована, ни материально, ни духовно. При равенстве сил война теряет победоносный смысл.
К победе может реально привести только завоевание новых территорий. Никакая даже самая совершенная и успешная оборона заменить наступление не может. К победе это не приведет. Из окопов, хорошо оборудованных для длительного житья, очень удобных для него, все равно придется вылезать на открытый простор и неукротимо двигаться вперед. Это необходимо для действительной победы и совсем непросто это сделать, материально и духовно.
Война – это неимоверная жестокость и победить врага, сидя в окопе, невозможно. Вспомним художника В. Верещагина с его картинами «Апофеоз войны» (пирамида из человеческих черепов) и «на Шипке все спокойно» (солдаты, замерзающие в окопе). Это поистине великое и непреходящее антивоенное искусство.
«Пирамида» из разрушенных танков менее впечатляет, чем «пирамида» из человеческих черепов.
У войны, как ее реального и жесткого проявления, сейчас тоже нет человеческого лица. Любая война бесчеловечна, людям она не нужна, и люди не хотят в ней участвовать, погибать неизвестно за что. Мир и только мир. Война это показывает и доказывает. Надо внимательно приглядываться и более чутко прислушиваться к самой войне, что она нам демонстрирует и что говорит. Сама война отрицает себя.
У войны бывают разные результаты. Война может быть и средством обогащения, при спекуляции оружием для одних стран и ужасающей трагедией для других стран. Такова неприглядная реальность, которую необходимо исправлять, материально и духовно, через взаимодействие материального и духовного начал, общих и особенных интересов для различных стран, материальных и духовных.
Принципиальное своеобразие современного положения в мире состоит в том, что фактически все войны, планируемые и уже ведущиеся, носят агрессивный характер, имея своей действительной целью что-то присоединить и добавить к территории страны, ставшей на путь войны. Такая истинная цель войны, естественно, всячески камуфлируется и топится в самых выспренних словах и выражениях, формально призывающих к миру.
К сожалению, война стала в настоящее время поистине бытовым и привычным явлением. Она уже не вызывает бурного негодования и активного неприятия, воспринимается почти как норма жизни. Эфир заполнен безудержным весельем, о человеческих потерях в войне дикторы говорят ликующими голосами.
С обеих воюющих сторон «работой» называют сейчас массовое и сознательное убийство людей на войне. Еще в 1945 г. генерал Фаррелл (США) считал «работой», которая «хорошо оплачивается» сброс атомной бомбы на город Хиросиму. Одним словом, естественным и даже выгодным явлением, за которым стоит реальное и благоприятное для воюющей стороны дело. Войну пора остановить или лучше совсем прекратить в мировом масштабе. Выдавать собственную агрессию за собственную защиту – хуже и опаснее, чем демагогия. Это тоже человеческие жизни.
Все сказанное выше образует благоприятную почву, материальную и духовную, для агрессии во взаимоотношениях между странами.
На войну уже немало людей не обращают внимание. Воюют, ну и пускай воюют. Кто-то, из чего-то, куда-то и в кого-то стреляет. Нам до этого нет дела. Мы, как жили, так и живем. Оставьте нас в покое.
Позиция невмешательства по отношению к войне реально существует, хотя и не является единственной в настоящее время. Есть концепции, фактически признающие и даже оправдывающие войну, агрессивную по своей сути.
Существенным аргументом для оправдания агрессии служит псевдоистория. Утверждается, что какой-либо стране необходимо вернуть посредством войны прежде исторически принадлежащую ей территорию. Возникает вопрос, какой исторической датой или историческим периодом следует определять такую территориально-историческую принадлежность. Дату и периоды можно взять для этого хронологического оправдания самые разные и весьма произвольные, причем в собственных интересах, материальных и духовных. Исторически разные страны имели разные границы между собой. Какие же прежние границы и какого исторического периода мы изберем в настоящее время для объявления войны. Никакого действительно научного оправдания этого не существует.
Происходит также отожествление различных явлений и понятий: «быть частью» и «входить в состав». Известно, что некоторые страны и регионы добровольно входили в состав другой страны, фактически становясь ее частью, исторически не будучи ею. И обладают поэтому правом прекратить свое добровольное вхождение в состав другой страны исторической суверенностью, которая непреходяща. Это тоже следует постоянно иметь в виду.
Апологеты войны нам с гордостью заявляют: мы говорим, что думаем, и думаем, что говорим. Стоит ли этим гордиться: мы говорим, что убьем и убивает. Так тоже бывает. Говорить можно, что угодно, но это не значит, что надо делать то, о чем мы говорим. Надо хорошо подумать, прежде чем что-то сказать и тем более делать. Особенно, когда речь идет о человеческих жизнях на войне.
В интересах мирного мира лучше все оставить так, как уже исторически сложилось к настоящему времени, и все возможные пограничные спорные вопросы между странами решать путем взаимодействия, материального и духовного, между ними, их общих и особенных интересов, материальных и духовных, а не путем войны как взаимного насилия.
Именно всеобщее взаимодействие, материальное и духовное, путь к всеобщему миру, материальному и духовному, в настоящее время и на перспективу.
Что же представляет собою в философском плане победа, достигаемая в войне. Надо сказать, что действительно философского понимания и объяснения победы как явления и понятия до сих пор не существует. Победа в настоящее время рассматривается как успех в битве, войне, полное поражение противника. Такое определение победы весьма поверхностно и неточно.
Бывает разная основа для переговоров между воюющими странами. В то же время говорить о своей неминуемой победе и требовать у противника его безоговорочной капитуляции, даже не выйдя еще в своих военных действиях за границы собственной страны, по меньшей мере, преждевременно и несерьезно. Не очень убеждают и заверения, что со временем все будет решено. Пока «воз» не очень сдвинулся с места и сильно скрепит. Поживем – увидим, если доживем. Мир не хочет продолжения войны.
Для ФВ, военная победа в принципе означает восстановление и развитие взаимодействия собственных материального и духовного начал в уже победившей стране и установления нового взаимодействия материального и духовного начал в стране уже побежденной, которая исключает ее милитаризацию в будущем. Реальная цена военной победы поистине безгранична, материально и духовно.
Победа может и должная стать гарантом миролюбивой стабильности для побежденной страны и для других стран мира.
Необходимо прекратить гонку любого вооружения во всех странах и, в первую очередь, в военных сверхдержавах (США, РФ, КНР), ввести запрет на специальные технологии для непосредственного изготовления продуктов прямого военного назначения и ограничить технологии, опосредованно способствующие такому изготовлению. В предметах (военного и мирного «двойного назначения») по возможности максимально исключить и ослабить их военное назначение. Все это осуществляется под самым строгим международным контролем и наказанием за нарушение принятых обязательств различными странами. В то же время человечество не принимает такую современную уловку, согласно которой мир на земле должен быть только для «сильнейших». Это опасно для мира. Мир на земле должен быть для всех. Вспомним И.А. Крылова: «у сильного всегда бессильный виноват». Эта мудрость баснописца сохраняется и поныне.
«Сильная политика» не следует известным словам: «Сила есть, ума не надо». Когда есть сила, ум особенно нужен, чтобы сила была разумной.
Для ФВ «Сильная политика» — это не самодовольное усиление ударов по противнику, не всяческое запугивание его применением войны без границ, а практическая реализация многочисленных обещаний, переход от слов к делу на благо и в интересах мира во всем мире, материальных и духовных. Сначала сделай что-то победное, действительно превосходящее других, причем позитивное, материальное и духовное, а потом уже кричи о своей победе. К сожалению, часто происходит наоборот. Может быть война без сокрушительной победы и победа без жесточайшей войны. Война и победа должны быть мотивированы и скоординированы, а лучше всего вообще обойтись без войны.
ФВ сама по себе не может практически решить проблемы, уже имеющие и появляющиеся в современной жизни. Она способна раскрыть и объяснить их действительную сущность, наметить и обосновать реальные пути для их решения. Это в полном мере относится к проблеме «Война и победа». Нужны исполнители. Они уже существуют, их немало и они действуют словом и делом. ФВ «уперто» на мир, а не на войну. Это главное.
Человечеству, всем и каждому жизненно необходима бесповоротная и скорейшая победа, материальная и духовная, мира во всем мире над войной. Одержать такую победу вполне реально, если весь мир возьмется за ее реальное осуществление.
©
19.06.2023 Санкт-Петербург