МИРОВОЙ СУДЬЯ В СИСТЕМЕ ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМОК ПО НАЛОГАМ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.

anna-kovalenko11sm
Коваленко Анна Юрьевна, PhD
Юрисконсульт 1 категории ООО «Ситилайт»,
Доктор философии в области юриспруденции,
Дипломант и Лауреат Международных конкурсов ЮНЕСКО

МИРОВОЙ СУДЬЯ В СИСТЕМЕ ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМОК ПО НАЛОГАМ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.

В статье на основании анализа работы налоговых инспекций и мировых судей Санкт-Петербурга поставлены на обсуждение актуальные вопросы по взысканию недоимок по налогам с физических лиц с наделением права налоговых инспекций самостоятельно взыскивать недоимки по налогам, что повысит собираемость налогов, уменьшит физические и материальные затраты налоговых инспекций, обусловит исключение приказного судопроизводства по административным делам, что создаст мировым судьям сосредоточиться на рассмотрении судебных дел.

Ключевые слова: мировые судьи, налоговые инспекции, недоимки по налогам, судебные приказы.

В Российской Федерации в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований важным источником наполняемости бюджета является транспортный налог физических лиц, поступающий в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также налог на имущество и земельный налог физических лиц, поступающие в местный бюджет муниципальных образований. Данные налоги уплачивают граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства по обязательным, индивидуально безвозмездным платежам.
Работу по организации уплаты гражданами федеральных, региональных, местных налогов и взысканию недоимок по ним осуществляют налоговые инспекции по их территориальному размещению.
Налоговым законодательством для налогоплательщиков из числа физических лиц установлен единый срок уплаты налогов – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим [ст.ст. 363, 397, 409 НК РФ].
Поэтому налоги за 2017 г. налогоплательщики должны уплатить не позднее 1 октября 2018 г. на основании налоговых уведомлений, которые направлены в их адреса налоговыми инспекциями [ст. 52 НК РФ].
В случае, если граждане не уплатят в установленный законом срок налоги, налоговые инспекции направят им налоговые требования об уплате налога с начислением пени за несвоевременную уплату налога.
Если налогоплательщики в установленный срок оставят без исполнения налоговые требования, налоговая инспекция обратится в суд с заявлением о взыскании с них недоимок по налогам.
Первой судебной инстанцией взыскания с граждан недоимок по налогам в порядке административного судопроизводства является мировой судья.
По определению автора мировой судья – это судья общей юрисдикции первой инстанции, наделенный законодательным органом субъекта Российской Федерации полномочиями осуществлять правосудие в пределах созданного данным законодательным органом судебного участка.
Налоговая инспекция по общим правилам подсудности подает по подсудности мировым судьям заявления о вынесении судебных приказов о взыскании с должников недоимок по налогам.
По представленным документам мировой судья единолично выносит судебный приказ, копия которого направляется должнику, имеющему право в установленный законом срок представить возражения относительно его исполнения.
Если от должника в течение двадцати дней со дня направления в его адрес копии судебного приказа не поступят возражения на судебный приказ, он вступает в законную силу, второй экземпляр которого за подписью судьи, заверенной гербовой печатью, как исполнительный документ, выдается взыскателю.
Судебный приказ может быть обжалован только в суде кассационной инстанции, а не в апелляционном порядке в районном суде, как это предусмотрено гражданским судопроизводством.
В случае отмены судебного приказа по необоснованным возражениям должника взыскатель вправе в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей обратиться в районный суд с административным исковым заявлением. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей может быть восстановлен судом [ст. 286 КАС РФ].
Несомненно, на этапе поступательного экономического развития нашего государства этим законодатель определил стройную систему судебного контроля над законностью и обоснованностью осуществления налоговыми органами их полномочий по взиманию налогов [ст. 11 НК РФ].
Однако после перехода к взысканию налогов с физических лиц в порядке административного судопроизводства не устранен пробел в работе налоговых инспекций по совершенствованию обновления базы сведений о месте регистрации и жительства своих клиентов и др., что не уменьшило, направляемых налоговыми инспекциями в адрес мировых судей, заявлений о взыскании недоимок по налогам. Мировые судьи чрезмерно загружены заявлениями налоговых органов о взыскании недоимок по налогам, что не позволяет им сосредоточиться на решении других судебных дел в том случае, когда по статистике от 80 до 90 процентов налогоплательщиков не получают копии судебных приказов.
Поэтому в нашем государстве следует срочно повысить ответственность налоговых инспекций за получение полноты сведений о налогоплательщиках, а граждан – за своевременную уплату налогов.
Актуальной является необходимость значительного увеличения пресекательного срока взыскания недоимок по налогам. Он должен быть не равным шести месяцам, а соразмерным установленному сроку исковой давности.
Создавшаяся экономическая ситуация в стране обязывает изменить действующее законодательство таким образом, чтобы не налоговая инспекция разыскивала налогоплательщиков, а налогоплательщики самостоятельно стремились в срок исполнить свою гражданскую обязанность по уплате налогов.
Исходя из требований действующего налогового законодательства, налоговые органы самостоятельно не вправе взыскивать недоимки по налогам с граждан. Следует отметить, что никто не подсчитывал расходы налоговых органов по обращению в суды с заявлениями о взыскании недоимок по налогам. Можно просто сказать: они огромные!
Автор полагает, что законодатель может наделить налоговые инспекции правом выносить налоговые постановления о взыскании с физических лиц недоимок по налогам, а граждан – правом их обжалования в управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации. Вынесенное решение вышестоящего налогового органа физическое лицо могло бы в дальнейшем обжаловать в порядке административного искового судопроизводства в суд кассационной инстанции субъекта Российской Федерации. При этом только на процессуальных издержках в государстве будут сэкономлены миллиарды рублей.
Повышение ответственности граждан за своевременную уплату налогов можно решить путем значительного увеличения размера пеней по налогам.
Сегодня за собираемость налогов отвечает в налоговой инспекции лично ее руководитель. В налоговой инспекции нет лица, отвечающего за собираемость налогов с налогоплательщиков на конкретном участке территории района. Возможно, следовало бы ввести участковых налоговых инспекторов, которые бы занимались индивидуальной работой с налогоплательщиками?
Так как с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не отмечается, что налоговые органы приняли существенные меры по совершенствованию своей организационной работы в собирании с граждан налогов при существующей ныне системе ответственности налогоплательщиков за своевременную уплату налогов, поэтому нельзя допустить, чтобы чрезмерная нагрузка судей нарушила незыблемые принципы судопроизводства в стране.
Считаю, что наделение налоговых органов правом самостоятельно взыскивать недоимки по налогам с физических лиц будет служить интересам нашего государства.
Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (1993)// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.03.2016). // СПС «КонсультантПлюс».
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016). // СПС «КонсультантПлюс».
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая), от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. — № 31. – Ст. 3340 (ред. от 27.11.2017).
5. Сведения Управления Судебного департамента в Санкт-Петербурге о месячной нагрузке мировых судей судебных участков Санкт-Петербурга по оконченным уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях за 2017 г.

No Comments

Post a Comment