« Тема дружбы народов » в балетах Арама Хачатуряна

« Тема дружбы народов » в балетах Арама Хачатуряна

nelly8
Нелли Аветисян
Доктор, Профессор

В современном мире, сложном, неоднозначном, полным трагедий и конфликтов, ненависти и разобщения, тема дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, объединения народов является, пожалуй, одной из актуальных. В музыкальном искусстве, в композиторском творчестве она проявляется многогранно и многообразно, каждый творец подходит к этой проблеме индивидуально и ответственно.

Произведения гениального композитора ХХ-го века Арама Ильича Хачатуряна (1903 – 1978) представляют собой уникальное художественное явление : новаторское, эмоционально-экспрессивное, насыщенное необыкновенной энергетикой. Его музыка не просто узнаваема, – с первых тактов она увлекает вихревой ритмикой, многокрасочностью мелодики и гармонии, яркой театральной образностью. В многожанровом творчестве Арама Хачатуряна особое место занимают балеты, которые сыграли знаковую, эпохальную роль в эволюции балетного искусства, повлияли на развитие музыкальной драматургии, хореографии, театрально-декоративного искусства, танцевального искусства, балетной театральной деятельности на всех уровнях. Композитор создал три балета : « Счастье » (1939), « Гаянэ » (1942) и « Спартак » (1954). Балет « Маскарад », который идёт под именем Арама Ильича, является балетом-транскрипцией на музыку Хачатуряна. Он создан в 1982-ом году выдающимся армянским композитором Эдгаром Оганесяном на музыку, написанную к драме Лермонтова « Маскарад » для постановки в Государственном татре им. Е. Вахтангова в Москве, и других сочинений Арама Хачатуряна.

Каждый из балетов, созданных Арамoм Ильичом имеет свою предысторию, которая была связана также и с Арменией, армянской культурой , армянской действительностью. Первый его балет « Счастье » написан по заказу Ереванского Государственного театра оперы и балета им. Спендиаряна в связи с предстоящей Декадой армянского искусства в Москве. Для работы над балетом композитор приехал в Ереван и буквально « погрузился » в армянскую народную музыку, прослушивая множество народных мелодий в разных исполнениях : и солистов, и разных филармонических коллективов. Как вспоминал сам композитор : « Работа над балетом шла необычайно интенсивно, я бы сказал по конвейеру. Написанная мною музыка (я как всегда записывал ее в партитуре) немедленно передавалась частями переписчикам, а затем в оркестр. Исполнение шло так сказать, по пятам за сочинением, и я сразу мог слышать отдельные куски созданной музыки в реальном звучании. Оркестром руководил замечательный, опытнейший дирижер Константин Соломонович Сараджев, оказавший мне в процессе работы большую помощь ».

Композитор создал балет на основе либретто, написанном Геворком Ованесяном, на современную советскую тему, воспевающую патриотизм, героизм, любовь к народу, дружбу разных народов в последние предвоенные годы. Не случайно либреттистом выбрано время и конкретное место действия : долина горы Арарат, приграничный район Армении, процветающий колхоз « Счастье », находящийся вблизи от границы, застава, пограничники, нарушители государственной границы. Главными героями балета являются передовая колхозница, общая любимица, бригадир Каринэ и молодой пограничник Армен, испытывающие чувство взаимной любви. Инцидент на границе, героизм и ранение Армена, не пропустившего нарушителей, радость Каринэ и родных Армена по поводу его выздоровления и, наконец, свадьба молодых. В либретто Ованесяна написано о финале следующее : « Свадьба Каринэ и Армена. В большом колхозном саду собрались крестьяне. Поздравлять молодых пришли и пограничники. Начинаются массовые танцы разных народов. Балет заканчивается апофеозом – хором колхозников и пограничников, прославляющих социалистическую отчизну. » Сюжет разворачивается на фоне колоритных массовых сцен крестьян, разных персонажей второго плана. Арам Хачатурян создал великолепную музыку, национальную в своей основе, широко использовал армянские песни и танцы, а в финале, следуя концепции заложенной в либретто, написал танцы разных народов : украинский гопак, армянский танец, лезгинка, грузинский танец лекури, русский танец. Это финал – дивертисмент, современный, актуальный, вместе с тем, следующий классическим балетным образцам, стал предтечей, моделью для следующих постановок балетов композитора и для хореографов-балетмейстеров. Уже в этой постановке были синтезированы элементы классического балета и народно-национального танцевального искусства, созданы назабываемые, яркие сценические образы. В сентябре 1939-го года, в Ереванском театре оперы и балета им. А. Спендиаряна состоялась премьера балета « Счастье » в постановке руководителя хореографической группы Ильи Арбатова, дирижировал ученик знаменитого Никиша, выдающийся дирижер Константин Сараджев, художник постановки – С. Аладжалян. 24-го октября того же года балет был с успехом показан в Москве на Декаде армянского искусства. Следующий творческий этап связан с музыкой этого же балета и ее преобразованиями в новом балете, который композитор назвал « Гаянэ ». Балет ему заказал Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (ныне, это Мариинский театр Санкт-Петербурга). Арам Хачатурян обратился с просьбой к драматургу Константину Державину написать либретто балета « Гаянэ », в котором должны прослеживаться и просматриваться связи и некоторые элементы балета « Счастье ». В либретто появились новые персонажи, которые усложнили и утяжелили сюжет, создали новый стимул для работы композитора. Были написаны новые сцены и номера, соответствующие развитию сюжета, благодаря которым он превратил трехактный балет в четырехактный, тематически и интонационно обогатил образы Гаянэ и некоторых других действующих лиц, развил систему лейтмотивов.

Державин оставил то же место действия балета : гористая местность Армении, погранзастава, начальником которой является русский офицер Казаков, колхоз « Счастье », молодая красивая колхозница Гаянэ, пастух Армен и колхозник Гико, влюбленные в Гаянэ, друзья Нунэ и Карэн. Неизвестный – враг, прибывший в эту местность на парашюте, геологи и Армен, нашедший образцы ценной руды. Конфликт между Гаянэ и врагом – парашютистом. Она хочет защитить находку, и враг сначала ранит ее, потом поджигает дом, разрастается пожар в колхозе « Счастье ». Гико в ужасе, понимая, что подружился с врагом, спасает Гаянэ. Здесь впервые Державин ввел в либретто образы курдов : Джемал, Айше и Измаил, которые вместе с пограничниками, во главе с Казаковым тушат пожар. Колхоз восстанавливается и балет завершается праздничными плясками.

Композитор признавался, что для этого балета он написал очень много музыки. Были созданы сцена пожара, Курдская сцена, танец Айше, некоторые номера из балета « Счастье » перешли в балет « Гаянэ » с новой смысловой нагрузкой.
В тяжелые годы Второй мировой войны, как известно, ведущие театры из Москвы и Ленинграда были эвакуированы в более безопасные районы СССР. Ленинградский театр им. Кирова был эвакуирован в город Пермь. Арам Хачатурян с семьей также был эвакуирован, где вплотную продолжил работу над балетом. Так же, как и во время работы над первым балетом «Счастье », вся музыка, которую он сочинял для « Гаянэ », моментально давалась переписчикам, затем передавалась в оркестр. Артисты балета были так воодушевлены, что караулили под дверьми гостиничного номера, где жил и писал музыку Арам Хачатурян, дожидаясь, когда появится новая сцена или танец. Создание музыки шло паралельно с постановочным процессом. А когда композитор за одиннадцать часов сочинил знаменитый « Танец с саблями », к утру вся труппа с удовольствием танцевала этот танец, который в дальнейшем разошелся по миру как эффектный балетный номер. Автор вспоминал : « Сел за работу в три часа дня, а к двум часам ночи всё было готово. В одинадцать утра танец прозвучал на репетиции. К вечеру он был поставлен, а на следующий день была генеральная ». К первой постановке балета « Гаянэ » был создан также второй финал, не праздничный дивертисмент, а рекламная вставка, связанная с войной. Смысл либретто заключался в следующем : в четвертом акте, вместо дивертисмента, была написана сцена у радиорепродуктора, из которого неслась весть о нападении гитлеровских войск на СССР. Казаков с пограничниками отправляются на фронт, Армен и его друзья записываются добровольцами в Советскую армию, оставшиеся колхозники возвращаются на работу. В финале участвуют два солиста и хор – пограничники и колхозники поют Оду Родине.

Однако балет поставлен был так, как первоначально задуман композитором.
Премьера балета « Гаянэ » состоялась в декабре 1942-го года в городе Пермь. Постановка была осуществлена силами знаменитой труппы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Постановщик-балетмейстер – Н. Анисимова, дирижер – П. Фельдт, художник – Н. Альтман (декорации). Танцевали тогдашние звёзды Ленинградского балета. Партию Гаянэ исполняли А. Шелест, Н. Дудинская, Армена – К. Сергеев, С. Каплан. Спектакль имел громадный успех, и балет « Гаянэ » Арама Хачатуряна завоевал широкое признание, а в дальнейшем был поставлен на многих сценах мира. Весной 1943-го года балет « Гаянэ » был удостоен Сталинской премии (Государственной премии СССР). Автор первоначального либретто несколько раз редактировал его, перекраивая, давая персонажам новую смысловую нагрузку. Композитор тяжело переживал разные перестановки музыкального материала, но писал новые музыкальные связки, чтобы балет шел на разных сценах.
В новой редакции Державина, функция Гаянэ изменилась : она – жена Гико, который вместе со злоумышленниками устроил пожар в колхозе. Гаянэ вступает в конфликт, Гико ранит её и его арестовывают. Армен в этой версии является братом Гаянэ, влюбленным в курдиянку Айше. Пожар тушат Казаков вместе с пограничниками, колхозниками, курдами. Между Гаянэ и начальником погранзаставы русским офицером Казаковым возникает взаимное чувство любви. Балет завершается веселой свадьбой трех пар : Нунэ и Карена, Гаянэ и Казакова, Армена и Айше. Так что, дружба народов перешла в другое качество межнациональных обьединений.
Финальный дивертисмент вобрал в себя лучшие номера этого балета : Украинский гопак, Лезгинка, армянский танец, русский танец, Танец с саблями, Танец розовых девушек, грузинский танец Лекури, Шалахо.

В этой редакции либретто, в 1947-ом году долгожданный балет « Гаянэ » был поставлен в Армении на сцене Государственного театра оперы и балета им. Спендиаряна, в Ереване. Балетмейстер постановки Н. Анисимова, партию Гаянэ танцевала великолепная балерина, солистка театра Л. Воинова-Шиканян. Этот балет с успехом шел на армянской сцене до 70-х годов прошлого века.
Главный балетмейстер театра, Народный артист СССР, блестящий танцовщик Вилен Галстян решил обновить устаревшую версию балета, изменить сюжет, сценарий и постановку. Было необходимо получить разрешение композитора. В интервью со мной Вилен Галстян рассказал, что неоднократно встречался с Арамом Хачатуряном по поводу своих исполнений партий Армена и Спартака. « Мы с главным дирижером театра Яковом Восканяном уговаривали композитора, что образ Гаянэ нетипичен для деревенской армянской женщины, которая не предаст и не разрушит свою семью. Кроме того, если отказаться от погранзаставы, Казакова, курдской сцены, и перенести действие балета в любую деревеню Армении, балет только выиграет. Арам Ильич долго не соглашался, мотивируя тем, что он написал балет о дружбе народов, а здесь получается другая история. И всё же мы его убедили, сказав, что он является основоположником армянского балета на армянскую тематику, поэтому новая версия постановки будет правомерной. В сценарии я снял ненужные сцены и оставил в качестве конфликта любовный треугольник : Гаянэ, Армен и Гико. Балет очень понравился Араму Хачатуряну, он даже на репетициях сам дирижировал. » Балет в этой редакции до сих пор ставится в Ереване с большим успехом. Великолепные декорации кисти художника Минаса Аветисяна были очень созвучны постановке. Балет « Гаянэ » в разных версиях поставлен во многих странах мира, а некоторые номера, в частности, « Танец с саблями » получил широкое мировое признание и исполняется повсеместно.
В следующем балете композитора, в « Спартаке », написанном в 1954-ом году, тема дружбы народов проявилась своеобразно, на первый план вышла тема борьбы за свободу, освобождение от оков рабства.

В 1933-ом году русский драматург Николай Волков создал либретто балета « Спартак » на основе одноименного романа Р. Джованьоли (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье « Спартак », трудов Плутарха и Аппиана. В работе над либретто Волков обращался к сюжетам древней истории. Либретто было предложено Араму Хачатуряну для написания балета. В 1950-ом году Арам Хачатурян был командирован в Италию, где посетил Колизей и Аппиеву дорогу, впечатление от которых сыграло определенную роль в создании и формировании драматургии балета. Либретто представляет собой античные времена, порабощенные люди и народы, жестокие гладиаторские бои. Эпический образ народного героя Спартака противостоящего римскому патрицию, полководцу Крассу, римские легионеры, возлюбленная Спартака Фригия и куртизанка Красса – Эгина. Восстание рабов, столкновение многонациональных лагерей Спартака и Красса, последний бой, в котором гибнет Спартак во имя свободы людей. Идея вневременная и вненациональная. Античная трагедия, которая стала эпическим событием в современном мире. Арам Хачатурян создал выдающуюся, гениальную музыку, в которой тесно переплетаются драма и юмор, лирика и трагедия. Композитором написаны незабываемые танцы разных народов : Танец египетской танцовщицы, Танец грека-раба, Танец Гадитанских дев, Танец Эгины и другие. Великолепны тема Спартака, тема любви Спартака и Фригии, знаменитое Adagio. Балет « Спартак » называют вершиной балетного искусства, героической хореодрамой, универсальной музыкой, в которой запрограммированы все возможные эмоции, краски, чувства, ритмы… Вместе с тем, поражают удивительная гармония в эстетике этого грандиозного произведения, симфонизм мышления, целостность широкомасштабной драматургии, чёткое формообразование, яркая оркестровая палитра, мастерски созданная система тем-образов, лейтмотивов. Балет « Спартак » был удостоен Ленинской премии в 1959-ом году.

Впервые этот балет был поставлен на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова в 1956-ом году балетмейстером Л. Якобсоном, дирижер – П. Фельдт, художник В. Ходасевич, в роли Спартака – А. Макаров, Красса – Р. Гербек. В 1958-ом году состоялась постановка балета « Спартак » в Москве в Большом театре СССР балетмейстром И. Моисеевым, далее в 1962-ом – Л. Якобсоном в Москве, а в 1968-ом году он шёл в постановке Ю. Григоровича. Все лучшие исполнители страны танцевали этот балет : В. Васильев, Д. Бегак, А. Макаров, М. Лавровский, М. Лиепа, И. Зубковская, А. Шелест, М. Плисецкая, Е. Максимова, И. Бессмертнова и многие другие. В Армении, в Ереванском академическом театре оперы и балета им. А Спендиаряна, балет « Спартак » был поставлен в 1961-ом году балетмейстером Е. Чанга, который был приглашен из Риги для постановки этого произведения. Первым Спартаком был народный артист Арм. ССР Вануш Ханамирян, который создал незабываемый образ античного героя. На сцене в образах Спартака и Красса блистали народные артисты – солисты балета : Вилен Галстян, Ованес Диванян, Рудольф Харатян. Женские роли исполняли Надежда Давтян, Белла Овнанян, Эльвира Мнацаканян. С 1976-го года балет шел в постановке Вилена Галстяна. В 2009-ом году для новой постановки был приглашен знаменитый балетмейстер Юрий Григорович, который создал свою версию балета, написал либретто по мотивам либретто Н. Волкова. Балет состоит из трех действий, 12-ти картин и 9-ти монологов. Это классика балетного искусства. Благодаря этой триаде – композитор А. Хачатурян, балетмейстер Ю. Григорович, художник С. Вирсаладзе – этот балет « Спартак » был поставлен на лучших сценах мира, его танцевали самые выдающиеся и именитые солисты, имеются разные видеозаписи, киноверсии. Более полувека он не сходит со сцены доставляя эстетическое наслаждение зрителям.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что балеты Арама Хачатуряна имеют ярко выраженную гуманистическую направленность, выявляя общечеловеческие проблемы и чаяния.

Композитор из музыки своих балетов « Гаянэ » и « Спартак » создал великолепные оркестровые сюиты, которые часто исполняются лучшими оркестрами мира. Имеются множество переложений для разных инструментов, обогащая исполнительский репертуар.
Балетная музыка Арама Хачатуряна подарила миру красоту соприкосновения с прекрасным, которое бесконечно, загадочно, непредсказуемо. Зрители всегда ждут новых сценических воплощений его балетов и талантливых исполнительских интерпретаций.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *