ЕЩЕ ОДНА РАЗГАДКА

ЕЩЕ ОДНА РАЗГАДКА

photo-izeiov-33
Гранд-доктор философии, доктор филологических наук, профессор, академик А.Н. Иезуитов

До сих пор, несмотря на многочисленные версии, так и остается научно невыясненным вопрос, откуда и какие образом появилась во Франции в 1353 г. в городе Лире, недалеко от города Труа, у графа Жоффруа де Шарни Плащаница с запечатленным на ней лицом Иисуса. Тайну появления у него Плащаницы граф унес с собой.

Граф как знаменосец Франции в битве с англичанами при Пуатье героически погиб в 1356 г.

Известно, что предком графа (очевидно, отцом), полностью совпадая с его именем и фамилией, был Приор Ордена тамплиеров в Нормандии Жоффруа де Шарни. С 1204 г. и до 1307 г. тамплиеры хранили у себя Плащаницу с изображением лица Иисуса. В 1314 г. старший Жоффруа де Шарни был как тамплиер казнен (сожжен), и у тамплиеров Плащаница позднее попала к его потомку.

В 1357 г., уже после смерти графа, Плащаница была выставлена для обозрения в церкви (город Лире). Местный эпископ Анри де Пуатье высказал за это свое порицание настоятелю церкви, а преемник Анри де Пуатье – Пьер д’Арси – в 1389 г. писал Папе Клименту VII, что лицо Иисуса изображено на Плащанице художником, который сам в этом сознался. Очевидно, не обошлось без насилия (пытки).
Климент VII 6 января 1390 г. разрешил выставлять Плащаницу как изображение Иисуса, а не как реликвию.

Из этого следует, что изображение лица Иисуса на Плащанице было хорошо видно как лицо человека. Оно являлось объемным и поддавалось копированию, т.е. могло в этом случае считаться живописным, а главное оказывалось слишком жизнеподобным и не укладывалось поэтому в канонические представления об Иисусе-Боге, носило для церковников условно символический характер, а не представляло собою непосредственно чувственно-воспринимаемую реальность. Нами уже неоднократно было доказано, что Иисус – живой человек, Христос – мифологический образ.
Дочь графа Жоффруа де Шарни (младшего) передала Плащаницу Савойскому герцогскому дому (г. Шамбери). После случившегося в 1532 г. в церкви г. Шамбери пожара, в которой хранилась Плащаница, и она уцелела при пожаре, снова стали говорить о Плащанице как о реликвии. Плащаница более 200 лет находилась во Франции (1353-1578). В 1578 г. герцог Савойский (столицей Савои до 63 года был г. Шамбери, а с 1563 г. стал город Турин) перевез Плащаницу из Шамбери через Альпы в Турин, где она хранится по настоящее время.
Все это представляет собою «послеисторию» появления Плащаницы во Франции, а затем в Италии, по-своему примечательную. Остается нерешенным главный вопрос: откуда и как появилась Плащаница во Франции? На этот вопрос мы постараемся ответить с позиций «Философии взаимодействия», начав сравнительно отдаленную «предысторию».

Если признать, что точно установленной датой реального появления Плащаницы во Франции был 1353 г., то окажется, что с 33 г. н.э. (дата реального «распятия» Иисуса) Плащаница находилась 1320 лет неизвестно где и неизвестно у кого. Срок весьма солидный и все еще не проясненный. В Турине Плащаница появилась в1563 г. Каким образом, это уже известно.
Духовное начало, в значительной мере присущее Плащанице, в принципе представляет собою внутреннюю установку (предрасположенность, готовность), ориентированную на свое материальное, непосредственно-чувственное выражение и восприятие.
Можно считать доказанным, что в Плащаницу действительно было завернуто лицо и тело Иисуса после его «распятия». Очевидно, именно эту Плащаницу, когда Иисус вместе с Марией Магдалиной удалились в Индию, унес с собою в Египет Марк – будущий «евангелист» (I в. н.э.). Там Плащаница, скорее всего, и хранилась в Александрийской «коптской» церкви. «Копты» и «ариане» считали Иисуса живым человеком еще и потому, что они могли видеть его реальное человеческое изображение на Плащанице, образовавшееся в результате экстрасенсорного микрообугливания ткани Плащаницы в том месте, где находилось лицо «распятого» Иисуса. Иисус был мощным экстрасенсом. [1]
Судя по всему, Плащаница с его лицом хранилась в Египте («копты») до VII в. н.э.
Туринский микробиолог Джованни Риджи ди Нумана обнаружил на Плащанице клещей и мелких насекомых, схожих с теми, которые встречаются на египетских саванах и древних тканях, в которые обертывали мумии. [2] Это свидетельствует о том, что Плащаница выставлялась в Египте и, видимо, рядом с древними захоронениями, не только пирамидами. В ткани заворачивались и мумии незнатных древних египтян. Скорее всего, это были «копты», последователи «Учения Иисуса». [3]

Непосредственно после Никейского Вселенского собора (325 г. н.э.), Плащаница вряд ли была отдана «коптами», последователями «Учения Иисуса», в Константинополь (Византия), центр «ортодоксального христианства». Слишком велики были у «коптов» расхождения с «христианами-ордоктоксами». На Халкидонском Вселенском соборе (451 г. н.э.) «копты», сохранившие верность «Учению Иисуса», были осуждены за ересь как «монофизиты» (от греч. «monos» — один, «physis» — природа), признающие «божественную» (духовную) сущность и природы, и человека как явления природы.

«Христианские ортодоксы» (325 г. н.э.), считая Иисуса (точнее, Христа) и «человекабогом» и «богачеловеком», так и не смогли определить в нем главную ипостась. Византийский император Юстиниан I Великий (527-565 г. н.э.), глава светской и духовной (церковной) власти, собирался утвердить догмат о «нетленности» («божественности») тела Христа, но не успел этого сделать, поскольку скончался. По существу, это и было «монофизитством». В его основе лежала попытка объявить «божественным» (духовно-насыщенным) и все тело Иисуса (Христа). Иисус фактически становился в этом случае «монодуховным», что, в свою очередь, не соответствовало «христианской ортодоксии», сохраняющей амбивалентность.

В 457 г. н.э. в Александрии произошло восстание «коптов» (последователей «Учения Иисуса») против навязываемой им из Константинополя «византийской ортодоксии», что обусловило окончательное отделение «коптской Церкви» от официально-Византийской. Такая острая ситуация сохранялась до 10-х годов VII в. н.э., когда собственно-религиозные разногласия были вынуждены отступить перед общими военно-политическими угрозами и бедствиями как для Египта («копты»), так и для Византии («христианской ортодоксии»).
В 614 г. н.э. «христианская Палестина» добровольно покорилась персам «мусульманам» и персы увезли из Иерусалима так называемое Древо Животворящего Креста, обнаруженное в 326 г. н.э. в Иерусалиме Еленой матерью римского императора Константина I Великого. На самом деле это была некая имитация, выдаваемая за «святыню». В действительности никакого «креста» не сохранилось с 33 г. н.э. («распятие» Иисуса) и, более того «крест» стал культовым знаком для самих христиан лишь на Вселенском Никейском соборе (787 г. н.э.). Причем крест просунутый crux immissa, тогда как Иисус был «распят» на Кресте Т-образном (crux commissa).
В 616 г. н.э. персы покорили Египет, включая Александрию (греческий анклав). Многих жителей они убили, многих увели в неволю. Александрия была разгромлена. Византия встревожилась.
В 626 г. н.э. византийцы (к тому времени они считались римлянами) взяли штурмом персидскую столицу (Ктесифон). После этого персы вернули захваченное ими Древо Животворящего Креста, и реликвию возвратили в Иерусалим. От персов византийцами (римлянами) был освобожден и Египет вместе с Александрией.

В 634 г. н.э. арабы двинулись на Иерусалим и «Древо Животворящего Креста» было заранее переправлено христианами из Иерусалима в Константинополь. В 639 г. н.э. арабы овладели Египтом, включая Александрию. [4]
Скорее всего, Плащаница с лицом Иисуса была из Египта (Александрия) именно «коптами» (последователями «Учения Иисуса») переправлена в Константинополь, значительную часть населения которого составляли «копты». Это было сделано перед общей угрозой со стороны ислама, который возник в начале VII в. н.э. (610). Плащаницу переправили в Константинополь, когда в Египте (Александрии) стало известно о судьбе Древа Животворящего Креста: его захвате персами (614), изъятии затем у персов (634) и переправке в Константинополь (639). Переправка Плащаницы в Константинополь могла произойти поэтому или сразу после 614 г. н.э., или после 634 г. н.э. и до 639 г. н.э., когда Египет вместе с Александрией, где, видимо, хранилась Плащаница, был завоеван арабами. Важно иметь в виду, что с IV-VII вв. н.э. христианство фактически являлось государственной религией в Египте, и Плащаницу спасали от иноверцев (мусульман).

По пути из Александрии Плащаница могла некоторое время храниться в Эдессе (Урфа) и затем была перенесена в Константинополь. Как установил М. Фрей, на Плащанице сохранилась пыльца из растений, произраставших в Эдессе, где Плащаница выставлялась на открытом воздухе для поклонения [2, 34, 35, 36]. Это продолжалось до тех пор, пока Плащаница не переместилась в Константинополь.
В Константинополе Плащаница хранилась в Церкви Богоматери Фаросской (Влахернский монастырь). В Александрии (Египет) находился знаменитый Фаросский маяк [2, 124, 125, 126]. Фаросс по-гречески означал «покров». В названии Церкви просматривается, таким образом, намек на то, что Плащаница (священный покров) прибыла в Константинополь именно из Александрии (Египет), где она хранилась некоторое время.
Во всяком случае, уже в VII в. н.э. Плащаница с лицом Иисуса могла оказаться в Константинополе, где она находилась как реликвия до 2004 г.
Когда тамплиеры в апреле 1204 г. штурмом взяли Константинополь, и для этого у них имелись серьезные основания. Во время второго Крестового похода через Антиохию тамплиеры были в 1148 г. вероломно преданы греками (византийцами) мусульманам и понесли большие потери. В 1182 г. и в 1185 г. греки («православные») устроили против «латинян» (католиков) кровавую резню в Константинополе. Погибли тысячи мужчин, женщин, стариков и детей [5]. Показательно, что после взятия Константинополя тамплиеров больше всего привлекали «священные реликвии» [5, 205, 207], которые находились в церковных сокровищницах. Такой реликвией была и Туринская Плащаница, которая в 1204 г. попала к тамплиерам. В 1261 г. тамплиеры были изгнаны из Константинополя византийцами и переместились во Францию, унеся с собою Плащаницу с лицом Иисуса. Плащаница хранилась у тамплиеров во Франции до 1307 г.
Французский король Филипп IV Красивый объявил Орден тамплиеров «преступным» и еретическим. Он фактически уничтожил Орден тамплиеров во Франции. Многие тамплиеры в октябре 1307 г. были арестованы и позднее казнены. В 1308 г. Папа Климент V полностью признал правоту короля Франции.
В 1307 г. оставшимися во Франции тамплиерами, очевидно, через крепость Ла-Рошель, ларец с Плащаницей был тайно переправлен в Англию.
Герцогиня Элеонора Аквитанская еще в XII в. благоволила тамплиерам и освободила их от уплаты пошлины в порту Ла-Рошель [5, 116]. Видимо, благожелательно приняли в Ла-Рошели и спасшихся от расплаты тамплиеров в 1307 г. Им была предоставлена возможность попасть в Англию.
Благожелательный прием тамплиерам оказывал еще английский король Генрих I (1068-1135), после смерти которого тамплиеры разместили свою штаб-квартиру в Холборне [5, 116]. Английский король Эдуард I (1272-1307) находился в дружеских отношениях с Великим магистром Ордена тамплиеров Жаком де Молле, который был казнен во Франции (сожжен на костре как еретик) в 1314 г. В 1294 г. Эдуард I встречался в Лондоне с Жаком де Молле [5, 312]. Тамплиеров ожидал в Англии радушный прием и в 1307 г.
В городе Уоллингфорде на Темзе Магистр английских тамплиеров Уильям де Ламор и французский тамплиер, Командор провинции Оверни Эмбер Блан, который избежал ареста во Франции в 1307 г., вступили в контакт. Они передали Плащаницу на добровольное хранение урожденной герцогине Жанне де Бар (1290-1361), предок которой Эврар де Бар был Третьим Великим магистром Ордена тамплиером (1147-1149). Жанна де Бар надежно хранила Плащаницу, будучи племянницей английского короля Эдуарда I, до 1353 г. (скорее всего, в Тауэре) [6]. Время от времени Жанна выезжала во Францию.

Храня Плащаницу, Жанна дала обет (согласно Уставу Ордена тамплиеров) прекращения супружеской жизни и выполнила его. Жанна была замужем за графом Сурреем с 1306 г. В 1316 г. английский парламент официально разрешил супругам жить врозь. Граф скончался в 1344 г. Обет безбрачия Жанна сохраняла до своей смерти в 1361 г.
В 1353 г. Жанна де Бар уже в преклонном возрасте окончательно возвратилась в Англии. Перед этим Жанна, взяв с собою во Францию Плащаницу, передала ее на хранения в 1353 г. на хранение графу Жоффруа де Шарни (младшему), который происходил из семьи с давними тамплиерскими традициями [6, 209]. Его предок, тоже Жоффруа де Шарни был сожжен вместе с Жаком де Моле в 1314 г. В 1353 году граф (младший) передал Плащаницу в церковь г. Лире (провинция Шампань, вблизи г. Труа). Дальнейшая история плащаницы нами была изложена выше.
До 1204 г. Плащаница с лицом Иисуса хранилась во Влахернском монастыре (Константинополь), и каждую пятницу изображение лица Иисуса можно было хорошо видеть. Его выставляли для обозрения. Тамплиеры не сомневались в том, что «изображение бородатого мужского лица» на Плащанице есть изображение лица Иисуса, достаточно отчетливо видимое. Портрет на Плащанице был объемным.
Существует версия, что тамплиеры поклонялись изображению «головы бородатого мужчины» как голове Иоанна Крестителя [7]. На самом деле, это, скорее всего, было изображение головы Иисуса, запечатленное на Плащанице. Именно поэтому тамплиеры так бережно и самоотверженно хранили у себя Туринскую Плащаницу с лицом Иисуса («бородатого мужчины»).

В «Истории моей жизни» Д. Казановы (1792) содержится весьма существенный факт. Одна из паломниц намеревалась, как пишет мемуарист, «отравиться в Рим через Турин, дабы поклониться святой Плащанице. Она знала, что их в Европе несколько, но ее уверили, что подлинная хранится в Турине, именно ею святая Вероника стерла пот с лица Спасителя и на нем запечатлелся божественный лик [9].
Из этого рассказа Казановы следует, что в Европе существовало несколько «лжеплащаниц». Подлинная Плащаница хранилась тогда в Турине. Святая Вероника никакого отношения к Плащанице не имеет. На Туринской Плащанице действительно запечатлелось лицо Иисуса в результате экстрасенсорного микрообугливания ткани, в которую было завернуто лицо Иисуса. В эту Плащаницу в самом деле было завернуто лицо Иисуса после его снятия с «креста» и помещено в могильный склеп, предоставленный Иосифом Аримафейским.

Платок, которым святая Вероника якобы стирала пот с лица Иисуса, когда он шел на Голгофу и на платке отпечаталось его лицо – явный фальсификат, не обоснованно отождествляемый с Туринской Плащаницей. Платок святой Вероники хранится ныне в Соборе Святого Петра в Риме. Кто, где и как изготовил этот платок и каким образом он оказался в Риме – особый вопрос, требующий специального исследования. Бесспорно, что подлинная Плащаница с запечатленным на ней лицом Иисуса находится в Турине.
Следует отметить весьма существенное обстоятельство. После 1204 г. тамплиеры тоже выставляли для обозрения Плащаницу и тоже только лицо Иисуса. Живописцами и скульпторами делались с него многочисленные копии. Одна из них хранится в церкви английского графства Сомерсет [5, 2008].
Лицо Иисуса на Плащанице возможно видел Данте, который в 1306-1310 гг. посещал Францию и Англию. Скорее всего, Данте видел Плащаницу в Англии, где она находилась в 1307 г. [6, 210].
Не исключено, что в книге «Рай», завершающей «Божественную комедию» (1307-1321), «нерукотворный лик» Иисуса появился под впечатлением от Туринской Плащанице, как суждение поэта, что «лик» «Богоматери», «всего сходней» с «ликом Иисуса» [8, 11], ее сына. Одного воображения для этого недостаточно, оно все же должно было иметь реальную основу и она, судя по всему, существовала в виде образа Иисуса на Плащанице.
Обращает на себя внимание, что самые первые изображения лица Иисуса (XIII в.) напоминают грека эпохи античности. Это тоже имело определенные основания. Считалось, что настоящим отцом Иисуса был грек Пандера (II в. н.э. римский историк Цельс).
Позднее, в угоду мифологической ортодоксии и в связи с эволюцией искусства изображения Иисуса (Христа) стали приобретать все более условный вид: от сурового аскета (Джотто) до могучего атлета (Микеланджело). Плащаница сохраняла подлинное лицо Иисуса, к тому же объемно приставленное. Судя по всему, тело Иисуса было сравнительно атлетическим и на Туринской Плащанице это по-своему отражено.
Так называемый «Образ Спаса Нерукотворного», который хранился в Константинополе и в виде списка был доставлен оттуда на Русь (XIV в.) стилизовал в соответствии с древнерусскими живописными канонами. При этом он, скорее всего, восходит к списку с лица Иисуса, отпечатавшегося на Туринской Плащанице, которое выставлялось в Константинополе. Именно так чтобы было видно лишь лицо Иисуса. Плащаница выставлялась в Константинополе до 1204 г. Лицо Иисуса могло быть при этом скопировано и самостоятельно выставляться как образ «Спаса».
Данте неслучайно считал «лик Иисуса» одновременно «нерукотворным» и «живым». Первоосновой такого «лика» являлась Плащаница, запечатлевшая лицо Иисуса – реального человека живого, и действительно «нерукотворно», запечатленного на Плащанице.
Одним словом, в истории Туринской Плащаницы, по нашему мнению, ясно виден «коптский след» и отчетливо выступает лицо Иисуса – живого человека. Христос как мифический образ никакого собственного и реального лица не имел и, более того, иметь не мог. С этим нельзя не считаться.

Литература:
1. Иезуитов А.Н. Философия взаимодействия. Теория и практика. СПб., 2009. С. 268-270; Философия взаимодействия. Мир и человек. СПб., 2006. С.183.
2. Ианноне Д. Туринская Плащаница. Загадка, которой 2000 лет (пер. с англ.). СПб., 2014. С. 34, 35.
3. Иезуитов А.Н. «Фаюмские портреты»: происхождение и функции / Философия взаимодействия: вопросы и ответы. СПб., 2021. С. 203-204.
4. Рыжов К. Все монархи мира. Древняя Греция. Древняя Русь. Византия. Энциклопедия. М., 2001. С. 285, 287, 288.
5. Рид Пирс Пол. Тамплиеры (пер. с англ.) М., 2008. С. 184, 185, 205, 212.
6. Бегичева В. Безмолвные хранители тайн. М., 2005. С. 208.
7. Таранов М. Кому поклонялись тамплиеры? // НЛО, 2009, №34. С.8.
8. Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай. (пер с итальянского). М., 1974. С. 235, 241.
9. Казанова Д. История моей жизни (пер с франц.). М., 1991. С. 647.

04.12.2021 г. © Санкт-Петербург


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *