НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «ТРИЗ»

zainullyn-photo1
Зайнуллин Евгений Габдулович, PhD, Visiting Professor

Зайнуллин Евгений Габдулович – Генеральный директор, Россия СПб ООО «Электромеханический завод», Гранд – доктор философии GPhD в области управления, доктор философии PhD в области управления, академик, член президиума Международного Высшего Учёного Совета (МВУС), золотой Лауреат Международного конкурса «Экономика и управление» (ЮНИСЕФ – ЮНЕСКО)

Аннотация: Наука изобретать или теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) получило большое развитие в 1946 году в СССР, когда началась работа над созданием научной технологии современного творчества (НТСТ).
Ключевые слова: наука, творчество, анализ, синтез, качество.

С древнейших времён изменилось почти всё, кроме технологии решения творческих задач, к методу проб и ошибок настолько привыкли, что стало творчество отождествляться с решением задач с решением задач путём перебора вариантов. В бурях великих революций рухнули предрассудки о превосходстве родовитых людей, об особых способностях богатых людей, но устояло и, даже, пожалуй стало прочнее представление об исключительности людей, наделённых творческими способностями и уже не говорят, что он лучше, потому что богаче. Поэтому теперь говорят иначе: он лучше, потому что у него творческие способности. Только это не причина неравенства, а следствие. Миф, обосновывающий неравенство ссылкой на способности, исключительно крепок, но и он неизбежно рухнет. Так как, люди имеют одинаковое право на счастье, а право это включает, прежде всего, каждому человеку возможность творчества, эмерджентное развитие для гармоничного творчества и соответствующих способностей – знаний, умений, навыков, для получения высоких результатов в выбранном направлении деятельности.
Экономическая система ТРИЗ была разработана и усовершенствована в СССР известными учёными Муравьёвым Геннадием Александровичем (1923 – 2001) и Альтшуллером Генрихом Сауловичем (1926 – 1998). Основной же постулат ТРИЗ гласит, что все технические системы развиваются только по определённым законам, причём эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ). Всё это позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным уже задачам и противоречиям, решить эти задачи с помощью различных приёмов и принципов, а также получить сразу несколько идей, из которых осознанно можно выбрать наилучшие, более того оптимально спрогнозировать и чётко эмерджентно предупредить проблемы. Действительно, это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность уже с методами активизации и развития мышления, что позволяет человеку решать творческие и социальные задачи самостоятельно. Основные принципы ТРИЗ технологий состоят в снятии психологического барьера перед неизвестными проблемами, имеют гуманистический характер обучения, формируют чётко гармоничный образ мышления. Более того, ТРИЗ – это уже инструмент для поиска нетривиальных идей, выявления и решения многих творческих АРИЗ проблем, выбора перспективных направлений развития техники, технологий и снижения затрат на их разработку и производство, развития творческого мышления и формирования творческой, гармоничной личности. В основе принципов ТРИЗ – педагогики лежит проблемно – поисковый метод, что уже сближает его с развивающим обучением. При «тризовском обучении» перед учащимися не только ставятся проблемы, но уже предлагаются инструменты для их решений. Предлагаются принципы свободного выбора, открытости, деятельности, обратной связи и идеальности, причём главной целью ставится формирование адаптивного мышления и воспитание креативной личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных направлениях и областях жизнедеятельности человека. Основными функциями ТРИЗ всегда являются: решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов, прогнозирование развития любых технических систем и получение самых перспективных решений, в том числе и принципиально новых, а также дальнейшее развитие новых эмерджентных качеств выживания человека в экстремальных условиях жизнедеятельности и окружающей среды. В 1956 году Г.С. Альтшуллер доказал, что, совершая уже одинаковый алгоритм действий, можно достаточно быстро и качественно решить самые сложные задачи. Основная цель методик ТРИЗ–новые области применения технологий творчества, различные модификации «метода проб и ошибок»: мозговой штурм, синектика (соединение воедино различных, даже зачастую очевидно не совместимых элементов), морфологический анализ и метод контрольных вопросов. ТРИЗ – предполагает необходимые знания и системность мысли, умения и видеть мир в противоречиях, навыки и важная способность генерировать неожиданные идеи, а также достижение высоких результатов и очень всегда важно найти одно – единственное, оптимальное решение. По оценке психологов, выявлено, что ТРИЗ формирует у человека такие мыслительные способности как телекинез, проскопию и телеологизм, а также эмерджентный анализ и синтез, обобщение, гибкость мысли и даже активность использования ноуменального воображения – улучшение памяти. Выявлено, что ТРИЗ – метод, где в качестве жёсткого ограничителя вводится триада: размер – время – стоимость (РВС), затем осуществляется оценка уже имеющихся характеристик (пространство – время – ценности) и далее чётко формируется последовательная замена характеристик из всех возможных сочетаний (Р1 – В1 – С1, Р2 – В2 – С2 и т.д.) и наконец получаем конечный результат при соединении новых характеристик с практическими данными и параметрами решаемой задачи. При выполнении проектов используются следующие приёмы ТРИЗ: 1. Метод контрольных вопросов (поиск решения с использованием списка специальных вопросов); 2. Синектика (поиск решения задачи на основе аналогий из разных областей знаний); 3. Метод фокальных объектов (поиск новых оригинальных модификаций известных проектов и перенос случайно выбранных объектов на нужный объект); 4. Анализ морфологический (выявление морфологических признаков объекта и составление всех возможных сочетаний этих признаков); 5. Алгоритм решения изобретательских задач (инструмент анализа и поиска решений нетиповых задач: выявление и устранение противоречия, которое есть в данной задаче). Системная инженерия включает в себя системный анализ: как возникает наблюдаемое эмерджентное свойство и системный синтез: как получить заданное эмерджентное свойство. Внешняя среда включает в себя проектирование структуры (анализ и синтез структуры, инструментальную компоненту, а также ментальную и эмерджентную составляющие). Важнейшим звеном системной инженерии является структура эмерджентных (мгновенных, спонтанных) свойств и наконец экономическая система чётко регулирует отношения и взаимосвязи между различными элементами, уже образуя детальную и структурную сложность гармонизированной цепочки стратегического управления. Рассмотрим патентный континуум ТРИЗ – Полигон инженерного предпринимательства ТПУ, АРИЗ по странам ГД ООН, ЮНИСЕФ – ЮНЕСКО под эгидой МВУС при МУФО и МАИА-OEN:
2010 г. 1. Япония (330 тысяч патентов) 2. Китай (200) 3. США (149) 4. Герм. (50) 5. Ю. Корея (49) 6. Россия (35) 7. Франция (30) 8. GB (13) 9. Тайвань (10) 10. Италия (7)
2020 г. 1. Китай (479) 2. Япония (370) 3. США (150) 4. Герм. (55) 5. Ю. Корея (50) 6. Россия (39) 7. Франция (25) 8. GB (11) 9. Тайвань (10) 10. Индия (9)
А теперь про экономическую систему Г.А. Муравьёва. Игорь Анатольевич Пухов – лучший ученик Муравьёва, я тоже у него учился, когда я с ним работал, он всегда говорил об изобретательстве и рационализации. По Г.А. Муравьёву нельзя забывать про социально – психологический аспект всего производства – это социальное равенство. Этого никогда нельзя забывать, ведь мы часто забываем, что самый главный на любом производстве на самом деле – это действительно Рабочий!
В настоящее время почти вся экономика в общественном сознании уже подменяется рынком или по Аристотелю – хремастикой, то есть искусством наживаться (см. Аристотель «Политика»). Клиринг и маркетинг, консалтинг и менеджмент, валюты и их курсы – вот о чём пишут в книгах и говорят в СМИ. Повсюду на первый план выводятся финансы, причём воплощение труда деньги уже оказались впереди самого труда. Даже те, кто занят в реальном производстве, как правило, зависят сейчас от того, смогут ли они найти заказ, то есть пристроиться к каким-нибудь финансовым потокам. В условиях рынка многим нашим хозяйственникам стало проще устанавливать зарубежные связи, приобретать оборудование и комплектующие, но это всё означает, что мы финансируем чужой интеллектуальный и физический труд, то есть мы уже сами инвестируем иностранную экономику. Однако для роста нашей экономики нужны рост нашей производительности труда и чёткое снижение себестоимости нашей продукции. Рыночные эксперименты уже обернулись для реальной экономики беспримерным в истории сокращением, развалом и уничтожением производства. Из-за того, что огромные массы людей выброшены из реального производства, Россия переживает острейшие проблемы социального характера (коррупция, наркомания, беспризорность, а также огромная смертность и деградация населения). Поэтому, уже всей стране придётся заниматься решением таких задач, о которых рыночные «гиганты мысли» не только не говорят, но даже и не думают – что и как надо всё делать в материальном производстве, чтобы выйти из глубокого кризиса. Но для этого нужно будет научиться решать ещё одну задачу – как отличить истину от лжи, а также доказать самому себе и другим правильные решения!

Литература
1. Муравьёв Г.А. Производственное соревнование. – СПб: ИПЦ «Политехника сервис», 2015. – 292 с.
2. Пухов И.А., Зайнуллин Е.Г. О Будущем. Система управления народным хозяйством на всех уровнях в условиях ограниченных ресурсов. – СПб: ИПЦ «Политехника сервис», 2017. – 24 с.
3. Субетто А.И. Эпоха Б.Н. Ельцина: 10 ударов по уничтожению самостоятельности России и русского народа. – СПб: ИПЦ «Политехника сервис», 2017. – 60 с.
4. Субетто А.И., Махатма Шанти, Лукоянов В.В. Ноосферизм – новая парадигма выживания человечества на Земле. – СПб: Астерион, 2021. – 60 с.
5. Субетто А.И., Семикин В.В. Ноосферная психология (предпосылки и основания становления в ХХI веке) / Под науч. ред. президента Международной ассоциации выживания человечества д.пс.н., д.п.н., д.т.н., профессора Виктора Витальевича Лукоянова. – СПб: Астерион, 2020. – 40 с.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *