АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

В.А. Мошкивская
Род дом №18

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Аннотация: в статье сравнивается адаптационный потенциал беременных женщин пяти различных стилей переживания беременности. Полученные данные указывают на отсутствие прямой зависимости между адаптационным потенциалом и стилем переживания беременности.
Abstract: The article compares the adaptive capacity of pregnant women experience five different styles of pregnancy. These data indicate the absence of a direct link between adaptive capacity and style experience pregnancy.
Беременность, как продолжение рода человека является древнейшим событием, естественным и необходимым, как считали наши предки. В современном мире, пары могут оставаться без детей осознанно, в отсутствии желания воспитывать детей и вынужденно, когда партнеры тщательно стараются забеременеть, но у них не получается. Каждая женщина приходит к периоду планирования беременности своим индивидуальным путем, для кого — то это осознанный и взвешенный шаг, для кого-то это решение принимается под давлением социума (например — желания супруга или родителей), а для кого-то это «случайность». Существует более 700 факторов выделенных учеными различных стран отражающихся на еще не родившемся ребенке и процессе вынашивания беременности [4,5,6,8,9,11,13]. Взаимоотношения матери и ребенка начинаются задолго до его появления на свет и представляют собой высшее жизненное единство. Формирование системы «мать — дитя» происходит постепенно с момента зачатия и несет в себе огромные перемены в жизни, будущей мамы. Беременная женщина сталкивается с новыми адаптационными задачами, для решения которых требуется внутренняя личностная перестройка женщины. Кто – то справляется с ней достаточно легко, а кому – то требуется помощь и поддержка специалиста. В течение 9 месяцев беременности женщина должна постепенно принять роль матери, научиться воспринимать будущего малыша, соотносить свои потребности и желания с фактом его существования. Исходя из этого, в данном исследовании внимание было сосредоточено на изучении адаптационного потенциала беременной женщины. Под адаптационным потенциалом мы будем понимать — уровень приспособления латентных и явных возможностей группы или личности к новым или меняющимся условиям социального взаимодействия [15]. Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько закономерных, вытекающих один из другого этапов. В.И. Брутман выделил ряд естественных этапов адаптации женщины к беременности, первый этап происходит еще до наступления беременности, — это фаза формирования матрицы родительского поведения в онтогенезе. Второй этап – фаза первичного телесного опыта, когда женщина может реально ощутить контакт с ребенком в животе. Это позволяет женщине формировать образ ребенка, взаимодействовать с ним (разговаривать, читать книги, включать музыку для контакта с ребенком). По мере приближения к родам образ ребенка становится все более реалистичным, а контакт с ребенком все более тесным [3]. Иной взгляд на решение вопроса об адаптации беременной женщины к своему новому состоянию имеет Н.В. Боровикова. Автор рассматривает процесс адаптации как непрерывный процесс активного приспособления женщины и выделяет 3 основных направления этого процесса. Таких как, социальный, психологический и физиологический, утверждая, что индивид может быть как в активной (меняюсь Я и меняется весь мир вокруг меня), так и в пассивной позиции (стремление сохранить неизменный образ жизни, как до наступления беременности) [2].
В данном исследовании мы выдвинули задачу – изучить влияние личностных особенностей (я – функции личности) на способность к адаптации.
Целью исследования являлось изучение адаптационного потенциала в выделенных в процессе исследования группах беременных женщин, с пятью различными стилями переживания беременности.
Нами выдвинуто две гипотезы: первая гипотеза исследования: мы предполагаем, что стиль переживания беременности определяет способность к высокой или низкой адаптации к изменяющимся условиям (в случае нашего исследования,- к беременности). Преобладание дисгармоничных черт личности присущих женщинам, не относящимся к группе беременных женщин с адекватным стилем переживания беременности, обуславливает затрудненную адаптацию к процессу беременности. Женщины адекватного стиля переживания беременности с более гармонично развитой личностью не имеют сложностей с адаптацией к процессу беременности.
Вторая гипотеза исследования заключается в отсутствии связи между стилем переживания беременности (а соответственно и набором Я – функций личности) присущих данному стилю переживания беременности и способностью к адаптации.
Выборка исследования представлена 251 беременной женщиной. С помощью стилей переживания беременности Филипповой Г.Г. (2002) мы разделили всех женщин выборки на шесть стилей, в данном исследовании рассматриваются женщины пяти групп – адекватного (130 чел.), тревожного (72 чел.), отвергающего (25 чел.), эйфорического (6 чел.) и амбивалентного (18 чел.) стиля переживания беременности. Далее были изучены Я — функции женщин у каждой подгруппы. Анализ результатов исследования Я – функций личности показал, что у женщин с адекватным стилем переживания беременности в структуре личности преобладают преимущественно конструктивные Я — функции (конструктивная агрессия, конструктивная тревога, конструктивное внешнее и внутреннее Я отграничение, конструктивная сексуальность). Женщины тревожного стиля переживания беременности в структуре Я – личности имеют повышенные показатели деструктивной тревоги, деструктивного внутреннего и внешнего Я – ограничения, деструктивный дефицитарный нарциссизм, дефицитарная сексуальность. В структуре Я – личности женщин отвергающего стиля переживания беременности отмечается преобладание дефицитарной тревоги, деструктивного и дефицитарного внутреннего Я – отграничения, дефицитарное внешнее Я – отграничение, дефицитарная сексуальность. У женщин с амбивалентным стилем переживания беременности отмечается выраженность деструктивной агрессии, деструктивного страха, дефицитарного внешнего Я – отграничения, деструктивного и дефицитарного нарциссизма. Женщины эйфорического стиля переживания беременности в структуре Я – функций личности имеют преобладание конструктивной и дефицитарной тревоги, а также конструктивной сексуальность. Более подробно результаты этих исследований изложены в статье Денисовой В.А. «структура Я — функций личности беременных женщин имеющих благоприятное и неблагоприятное отношение к беременности» [7].
На следующем этапе исследования, нами был оценен адаптационный потенциал личности с помощью ISTA (Я структурного теста Г. Аммона).
Анализ частоты встречаемости высокого адаптационного потенциала в сравниваемых группах показал, что женщины отвергающего, адекватного и тревожного стиля переживания беременности имеют наиболее высокий адаптационный потенциал. Женщины амбивалентного и эйфорического стиля переживания беременности имеют наиболее низкий адаптационный потенциал (рисунок 1).
Это позволяет нам сделать вывод, об отсутствии влияния стиля переживания беременности, и преобладающего набора конструктивно развитых черт личности на способность к адаптации, а соответственно подтверждает верность второй гипотезы. Таким образом, нами подтверждается вторая гипотеза об отсутствии прямой связи между Я — функциями личности и способностью к адаптации. Способность к высокой адаптации и психической активности не зависит от стиля переживания беременности и личностных особенностей (я — функций) беременных женщин. То есть женщины с преобладающими в структуре личности деструктивными и дефицитарными Я – функциями обладают равной способностью к адаптации, как и женщины с преимущественно конструктивными чертами личности.
Список литературы:
1. Аммон, Г. Психосаматическая терапия / Г. Амон. СПб.: Речь, 2000. 239 с.
2. Боровикова, И. В. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины / Н. В. Боровикова. Перинатальная психология в родовспоможении : сб. материалов конференции.- СПб., 2002.
1. Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 110-118.
2. Винникот, Д.В. Маленькие дети и их матери / Д.В. Винникот. — М.: Класс, 1998. – 110 с.
5. Денисова, В.А. Структура Я-функций личности беременных женщин имеющих благоприятное и неблагоприятное отношение к беременности / В.А. Денисова // ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. 2012 №24. С. 46-49.
6. Денисова, В.А. Влияние личностных особенностей женщин на стиль переживания беременности / В.А. Денисова // Молодой ученый. №12 (35), декабрь 2011 г.
7. Денисова, В.А. Я-функции личности женщины и стиль переживания беременности / В.А. Денисова // Сибирский психологический журнал № 41 Томск. 2011 г. С. 76-80.
8. Денисова, В.А.Материнство как социально – культурный феномен с позиции различных психологических направлений / В.А. Денисова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Владивосток №2 (18) 2012. С. 115-119.
9. Добряков, И. В. Клинико — психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты / И.В. Добряков // Диагностика и лечение невротических расстройств у беременных женщин; Перинатальная психология родовспоможения : Сб. материалов конференции. — СПб, 1997. — 195с.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *