ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ОРИГИНАЛЬНОЕ В НАУКЕ, КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ОРИГИНАЛЬНОЕ В НАУКЕ, КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ

УДК 159.9

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ОРИГИНАЛЬНОЕ В НАУКЕ, КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ

sergei35
Теплых Сергей, Ph.D.

Самое общее понимание толерантности включает в себя понятие уважения и терпения к любым чужим верованиям, идеям, мнениям и поведению. Истинная толерантность особенно не требует от человека всегда разделять чужое мнение, но требует признавать право другого человека на своё мнение и право его высказывать, поэтому в данном случае толерантность не занимается осуждением и критикой, но стремится понять субъективные и объективные явления.
В принципах учения ислама говорится: у нас — наша вера, у вас — ваша вера, наш бог и ваш бог, нет принуждения в вере. Этим самым сформулирована толерантность для межрелигиозных отношений. Все заповеди христианства по сути есть и принципы толерантности. Догмы, законы, нормы права, поведение, научное и художественное осмысление мира и себя не могут обойтись без принципов толерантности, которая включает и терпение, и понимание. Если бы толерантность для науки была бы сформулирована и введена в сознание мира и общества века назад возможно за свои суждения не были бы погублены многие учёные, и многие библиотеки мира, сожжённые фанатиками, сохранились бы до наших дней.

Таланта не бывает без нового и оригинального, а без таланта не бывает качественного прорыва к новому. Новое же суждение, как правило, встречает враждебно старое суждение. Недостаток толерантного отношения к учёным и художникам тормозил развитие науки и искусства, а также часто приводил к их гибели. Примеров в истории больше чем достаточно.

Без терпения и понимания мир будет больше утрачивать, чем сохранять и приобретать знаний и ценностей. Толерантность из науки и искусства должна перетекать в общество и в общества. Она несёт практическую выгоду всем и моральное удовлетворение. При наличии толерантного отношения друг к другу две страны, два народа, две культуры охотнее вступят и в экономические отношения друг с другом.

Антиподам сложно жить в мире, а антипатии делают сознание проблемой для самого разума. Толерантный разум не является проблемой для себя. Он себя чувствует комфортнее и универсальней в системе терпения и понимания. Он может обогащаться за счёт всей культуры мира и суммы всех знаний человечества.
Настало время, когда должна появиться Декларация о толерантности в науке и искусстве. Мир может столкнуться в будущем с такими явлениями в научном и художественном мышлении, к которым он может быть не готов. Духом Международного Университета Фундаментального Обучения (МУФО), без сомнения, является дух толерантности и было бы хорошо, если бы предлагаемая Декларация была провозглашена с его трибуны.

Никто не может сказать, какой будет наука, искусство, а также какими будут вкусы людей в будущем. Мир в противоречии с древними науками, многие традиции утрачены. Противостояние между социалистическими и капиталистическими полюсами включало противостояние в науке, в искусстве, в моде, в философии, в образе жизни. Наука и искусство больше проиграли в этом противостоянии, чем выиграли. Развив инженерную мысль до ракет и ядерных технологий, человечество осталось наследником чувств и инстинктов вражды, деления на своих и чужих, унаследованных из каменного века при разобщённости племён.

Человеку нужно совершенствовать свои чувства и вкусы, свои мысли и представления. Зрение остаётся зрением, но взгляд, умение смотреть и видеть могут быть развиты. Именно о таком развитии чувств идёт речь. Очень важно. Чтобы независимо от уровня развития общества и цивилизации, человек получил возможность развивать свои чувства и представления. Например, если бы могли гипотетически провести выставку картин художника первобытного племени из одной и той же местности и выставку современного художника нашего века, то чувство прекрасного у двух представителей разных обществ будет их сближать, при всей разности вкусов каждого из них. Можно предположить, что эстетическое чувство прекрасного было присуще представителям прошлых веков и нашим современникам. Художественное восприятие мира может помочь там, где может помочь научное восприятие мира. Разум никогда не исчерпает свою способность к творчеству и оригинальной интерпретации происходящего. Стандарты нужны. Но не для ограничения, а для упорядочения. Привычка, как колея, из которой трудно выбраться. Нестандартное мышление может помочь преодолеть привычное видение и вывести к новому этапу развития.

В мировых Религиях — христианстве, исламе, буддизме, индуизме, иудаизме разработано множество специальных обрядов, позволяющих верующим переживать экстраординарные, необычные состояния сознания и достигать при этом духовного и физического преображения. В таком необычном состоянии у многих людей и появляются значительные интеллектуальные и экстрасенсорные способности, о которых они сами раньше и не подозревали. Катарсис – один из механизмов психологической защиты, преодолевающий и нормализующий психическое состояние. Катарсис ведёт к духовному обновлению за счёт воздействия практически непосильных страданий, побуждающих глубокую Трансформацию Модели Мира. Трансформация связана с обретением человеком новых базовых ценностей и открывающих его для духовного роста. Просветление – это переживание, после которого человек уже не будет прежним. Он знает нечто. Чего не знал раньше и происхождение чего-то он не может объяснить.

На пути просветления первый шаг – это Вера. Именно она формирует установку и доминанту. На основе созревшей установки и углублённой доминанты в подходящий момент на грани нервного срыва творится просветление – как своего рода Чудо. Такое чудо служит проходом, коридором или доступом к более широкому охвату мира за счёт преобразования и восприятия. Преобразование делает более доступным недоступное, что даёт ощущение сопричастности всему миру. На базе этих экстраординарных ощущений возникает уверенность в своих силах и возможность духовного освобождения.

Осознание великой цели делает человека целеустремленным и сильным, а главные, великие цели человечества сосредоточены в религиях. Еще Э. Фромм отмечал, что религия – это система мышления и действия, которая позволяет человеку вести осмысленное существование, даёт ему объект для преданного служения. Высшая цель, освещающая жизнь человека, наперёд окрашивает для него все ведущие к ней действия в цвет необходимости. Это придаёт его стремлениям неукротимую силу. Вера в его достижение пролагает пути к действию, мобилизует волю, образуя основание уверенности в правоте избранного пути.

Если человек не имеет значительных целей и стремлений, он теряет всякую возможность понять, зачем он явился на свет, зачем он существует. Тайна земного бытия остаётся для него побочной проблемой, поэтому он не дозревает как личность и проходит по жизни в полуосмысленном состоянии, так и не испытав тех мощных положительных эмоций, которые способны перестроить иерархию его представлений. Иначе говоря, его Модель Мира не обретает чётких пирамидальных очертаний.
Человеку, нуждающемуся в целостной интерпретации жизни, трудно самому выработать глобальное ведение жизни. Ведь он существует в череде изменчивых ситуаций, поглощающих всё время. И чем труднее жизнь, тем сильнее желание вырваться из этой круговерти и осознать смысл своих бесконечных усилий, тем острее потребность в значимой цели. Такая потребность обостряется в нынешней парадоксальной ситуации, когда, несмотря на провозглашаемый прогресс человечества и рост уровня его потребления, совсем не редкость, что духовное содержание человека становится всё беднее.

От осознания своей беспомощности, невозможности достижения в этих условиях нравственного идеала у человека нарастает психологическая напряжённость. Эта напряжённость и растерянность служат предпосылкой для начала его продвижения и тем самым нормализует самочувствие. Достаточный уровень такого процесса побуждает искать выход из создавшегося положения и знаменует психологическую готовность к принятию убедительной интерпретации, вносящей порядок в хаос его представлений.

Список использованных источников
1) Грановская Р.М. Психология веры. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 576 с.
2) Субетто А.И. Теория качества жизни: монография. Под науч. Ред. д.э.н., проф., заслуж. Раб-ка высш. Школы РФ, заслуж. Строителя РФ Горбунова А.А., — СПб.: Астерион; 2017. – 280 с.
3) Субетто А.И. Исторический крах принципа богоизбранности народа для господства над миром в Эпоху Великого Перелома: монография / под науч. Ред. президента Петровской академии наук и искусств доктора философских наук, проф. А.В. Воронцова. – СПб.: Астерион, 2019. – 134 с.
4) Субетто А.И. Будущее «Великого Раскола» христианства в логике действий ноосферного императива: научно-философский очерк д науч. Ред. доктора философских наук, проф. Зеленова Л.А. – СПб.: Астерион, 2017. – 92 с.
5) Субетто А.И., Джаясекара П. Шанти, Лукоянов В.В. Ноосферно-Космическая гармония – СПб.: Астерион, 2014. – 20 с.
6) Субетто А.И., Джаясекара П. Шанти, Лукоянов В.В. Ноосферизм – новая обобщающая научная идея и новая парадигма история человечества (Россия – Шри-Ланка — Великобритания): научный доклад на IX Всемирном Научном Конгрессе / под науч. Ред. д.э.н., проф. А.А.Горбунова. – СПб.:Астерион. – 2017. – 100 с.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *