Отцы цивилизации. Что человечество унаследовало у Шумера.

Отцы цивилизации.

                  Что человечество унаследовало у Шумера.

   Проф. В.И.Тюрин

Существования организованных сообществ, с конца неолита, время от времени подтверждается последними археологическими открытиями. Однако, не погружаясь в дискуссии, примем как достоверные свидетельства о зарождении первой цивилизации.

Место рождения первой человеческой цивилизации – Ближний Восток, Месопотамия, оно же Междуречье, Двуречье. Да, да, там, где был Эдем, откуда были изгнаны Адам и Ева, давшие нам жизнь. Время действия, тоже примем из известных нам источников – около четырёх с половиной тысяч лет до нашей эры. Имя и  место происшествия – Шумер. И население его шумеры, неизвестно откуда пришедшие. Заметим, что есть свидетельства  о существовании поселений в Междуречье еще до прихода шумеров, но все их можно пересчитать на пальцах одной руки. Эту эпоху археологи назвали времена Обейды.  А в шумерских источниках говорится о городе-государстве Аратта, расположенным  где-то в районе Каспийского моря. При этом некоторые исследователи предполагают, что Аратта является прародиной шумеров.   Мысленно перенесемся в далёкие времена, в Шумер, в тёплые плодородные края. Много солнца, много воды, ила и кругом болото. Правда, более ничего существенного там не было. Тем не менее, предприимчивые и работящие шумеры  создали там государство, точнее, города-государства. Экономической основой существования Шумера являлось сельское хозяйство. Упорный труд шумеров на протяжении нескольких столетий создал самодостаточное обеспеченное сообщество. Ирригационные сооружения превратили болотистую равнину в плодородную пашню и пастбища для скота. Плодородная земля давала два урожая в год. Судя по всему, ремесленники удовлетворяли нужды потребителей, используя как собственное сырьё, так и приобретаемое на рынке. Развивалась торговля, причём как с соседями, так и морским путём. И парус впервые появился в Шумере, когда этого потребовала экономика. Была организована армия, хорошо вооружённое регулярное войско. Своими победами над соседями Шумер был обязан своим превосходством  в вооружении и организации ведения войны.

Исследователи утверждают, что шумерская цивилизация была городской, хотя и основывалась на сельском хозяйстве. Страна  Шумер состояла из нескольких городов-государств. Вокруг обнесённого высокими стенами города располагались принадлежавшие ему деревни и поселения. Структура общества была представлена такими социальными стратами, как знать, богатая прослойка населения, владевшая большими поместьями; так называемые общинники, коллективно владевшие землёй,  и «клиенты». Клиентами считали и храмовых иждивенцев, и ценных ремесленников, некоторым из них выделялись небольшие наделы земли, труд других оплачивался.  Общество было рабовладельческим, но как свидетельствуют источники, к рабам относились хорошо. Во главе города стоял «большой человек», избираемый из среды свободных граждан, В случае принятия важных для государства решений, свободные граждане созывались на двухпалатную «ассамблею», включающую палату «мужей» и палату «старейшин». Главным сооружением шумерского города был храм. Это было самое высокое и самое красивое здание города. Согласно верованиям и убеждениям шумеров, боги создали людей для служения.

Признание и благодарность создателю формировало идеологию поклонения и прославления богов, что и выражалось в строительстве храмовых сооружений, ритуалах и церемониях. Жрецы были влиятельнейшим сословием, определявшим духовное содержание и развитие общества. Самыми выдающимися достижениями шумерской цивилизации считается клинописное письмо и система образования. Шумерская письменность распространилась по всем странам Ближнего Востока, имеются доказательства её влияния на создание египетского письма. Шумерская письменность мотивировало совершенствование письма у многих народов и привело к созданию алфавита, арамейского и финикийского, давшего начало античным и современным алфавитам. Шумерская  система обучения распространились на всём Ближнем Востоке, а адаптированная и усовершенствованная получила распространение во всём  мире. Обучение шумеров проводилось с раннего возраста. Существовала школьная администрация. Были руководители школ, учителя, учебники. Детям выдавались домашние задания, нерадивых учеников наказывали. Школьники учились писать, изучали родной шумерский язык, математику. В частности школьные учебники, обнаруженные исследователями, содержат таблицы умножения, квадратов и квадратных корней, кубов и кубических корней,  показательные функции и т.д. Второй вид обнаруженных математических текстов связан с нахождением чисел Пифагора, извлечением кубических корней, решением уравнений, имеющих практический характер и т.д. Были найдены таблицы с медицинскими, лучше сказать с фармацевтическими сведениями, а также медицинские учебники, правда, с непонятными в наше время названиями болезней. Следует упомянуть о художественных ремёслах и творчестве шумеров. До наших дней дошли скульптурные малые формы, различные барельефы, драгоценные украшения и прочие изделия прикладного искусства. Храмовая архитектура, с подачи шумеров, явилась началом  зодчества в государствах Месопотамии и впоследствии в соседних странах. Бегло упоминая о тех или иных сторонах шумерской цивилизации, мы лишь обозначаем, области и направления, в которых они проявлялись. При этом мы должны понимать, что это были первые значительные достижения человеческого разума. Глубокие духовные и интеллектуальные аспекты жизнедеятельности шумеров, открывает нам знакомство с их литературой. Нельзя согласиться  с утверждением, что вся шумерская литература была религиозной. Эпические поэмы, лирические сочинения, мифы и пословицы отличаются и по содержанию и  по форме от гимнов и плачей, исполняемых в храмах. Шумеры были первыми творцами эпической литературы.

Цари содержали менестрелей, сочинявших произведения о подвигах героев, их бесстрашии и похождениях, певцы и музыканты устраивали театрализованные представления . Сегодня можно познакомиться с такими литературными произведения шумеров как диспуты, эссе и, наконец, пословицы. Пословицы были сгруппированы по, так называемым, тематическим сводам. Парадоксы и противоречия, остроумие и ирония, надежды, недостатки и т.п. показывают живое и полнокровное существование шумеров. Шумер, развиваясь, как государственная система, имел законодательную и правовую систему. За справедливость и законность в стране отвечал лично царь, но реально и государственный контроль, и судопроизводство находились в руках администрации. Это приводило к бюрократии в худшем её проявлении, правонарушениям и коррупции.  Важнейшим результатом становления законодательства в Шумере явилось формальное изложение законов в виде законодательных сводов и положений. Судопроизводство строилось на основе утверждённых письменных законов. Налогообложение также имело законодательную базу. И, наконец, поговорим о религии и теологии.  Коротко и по существу. Так, Самуэль Крамер* выделяет три важнейших аспекта религии шумеров:  Создание космологии и теологии, ставших основой религий всего Ближнего Востока; – Создание обрядов, ритуалов и церемоний, богослужений и богопочитания; – Сочинение гимнов, молитв и песнопений богам; – Создание мифов и  эпических произведений, прославляющих божественное начало и  божественное участие в жизни людей. Согласно космологии шумеров существовало первичное море, в котором зародилась Вселенная, «земля-небо». Между землёй и небом, была подвижная «атмосфера» (она же дух, дыхание, ветер, воздух). В связи с этим вспомните «и Дух Божий носился над водою».  После разделения неба и земли возникла жизнь: растительность, животный мир, и, венец творения —  человек. Управляли вселенной, всеми явлениями и процессами, всем живым и неживым – боги. Но и боги действовали в соответствии с Замыслом, согласно законам и правилам. Божественный пантеон состоял из семи богов, «вершащих судьбы», и пятидесяти «великих богов». Здесь мы бы хотели подчеркнуть мысль о существования «главного бога», что по нашему мнению, даёт возможность перейти к признанию главного бога – единственным. Для понимания роли религии  в жизни шумерского общества важно то,  что верховное божество признавалось в качестве личного бога.  Личный бог мог быть у отдельного человека, того или иного шумерского города, был личный бог союза городов и государства. Боги по образу и подобию походили на людей. Но они были бессмертны и всесильны. Шумерские священнослужители создавали церемонии и ритуалы богослужения. Храмовые службы и обряды, гимны и песнопения, посвящённые богам  проходили в обстановке торжественности и создавали атмосферу духовного религиозного подъёма. Огромную роль в религии и духовной культуры в целом играли поэты и писатели, барды и менестрели.  Их  сочинения – мифы, эпические произведения, гимны и лирика формировали духовную среду общества. Мифология, эпос и литература также были на службе у религии. В то же время на их основе развивалась  светская литература,  поэзия, прозаические произведения, а также «народное творчество», басни, пословицы. Тысячи глиняных табличек, содержащих данные произведения, являются кладом мировой культуры. Здесь мы встречаем повествования о сотворении человека,  а женщины из ребра бога Энки, о всемирном потопе, этические религиозные догматы, которые впоследствии стали основой последующих религий. Центром жизни шумерского города-государства являлся храм.

Из скромного святилища храм превратился в функционально организованное религиозное учреждение с кастой священнослужителей и обслуживающим персоналом, с рабочими и рабами. Можно считать, что основы религиозной организации и структуры также берут своё начало в Шумере. Главным мотивом, определяющим поведение шумеров, являлось убеждение в том , что боги создали людей для служения себе. От человека требуется преданно служить богам, прославлять их и просить у них милости. Поэтому не удивительно, что в религиозной литературе встречается «мотив Иова». Благополучный и верующий человек становится несчастным и нищим. Но не жалуется на судьбу, а продолжает славить бога. И ему воздаётся. Эта тема получила развитие в иудейской Книге Иова. Нужно отметить и  другие переходящие темы. Так, младенец  Саргон Древний также приплывает в корзиночке и берётся на воспитание в царский дом. Правда, это происходит за тысячу лет до Моисея и т. д. Исследователи приводят десятки параллелей между Пятикнижием Моисеевым и преданиями шумеров (или первых преемников Шумера, Ассирии и Вавилона) Осторожно обращаясь со Святым Писанием,  попробуем дать объяснение такой преемственности. Шумеры считали себя,  «богоизбранным» народом. По их мнению, боги избрали Шумер местом своего обитания. Шумеры составляют священное сообщество, которое находится в близких отношениях с богами, ближе, чем какой-либо другой народ. Высокие моральные качества шумеров,  сложившиеся за многие годы, отвечают воле богов. Шумеры воспитывали в себе доброту и  справедливость, свободу, милосердие и сострадание.  И осуждаемыми обществом считались человеческие пороки: зло, лживость, извращение, жестокость и т.д.

Преемственность наследия шумеров, заключалась в принятии достижений Шумера, усвоении его опыта, подражании  его обычаям. И, главное,  полученное  достояние являлось фундаментом  развития и совершенствования приобретений наследниками. Со временем на смену Шумеру приходят новые государства и народы, овладевшие шумерским наследием. Вавилон и Ассирия, прибрежные страны Средиземноморья, а также страны-соперники, такие как Персия,  позднее  и государство хеттов, впитывали  прямо или опосредовано наследие Шумера. Есть основания полагать,  что и последующие государства античности: Карфаген, Греция и Рим испытали влияние Месопотамской цивилизации.
 

С. Крамер предлагает оценивать шумерское наследие,  начиная с его политической и социальной структуры. Итак, рассмотрим город-государство. Общественный строй первых шумерских городов-государств представлял собой сельскую общину. Переход общинных земель в частную собственность определил социальное  расслоение общества. Есть  чиновники, ремесленники, торговцы, крестьяне и, конечно, воины. Воины и чиновники являлись особой группой землевладельцев, Они получали земной надел за свою службу и на период службы. Особое значение приобретало жречество, занимавшее привилегированное положение в обществе. И замыкали социальную иерархию рабы, которые рекрутировались из пленных и из должников. Это ли не типичная структура практически любого древнего общества, с  некоторыми дополнениями и изменениями, характерными для конкретного государства? Однако принципиальным положением является то, что в Шумере  такая система сложилась впервые в известные нам времена. Руководил обществом – лугаль, «большой человек». Само общество состояло из свободных граждан, из которых избиралась двухпалатная «ассамблея», для участия в управлении государством. Лугаль был «верховным командующим» и лично руководил строительством и эксплуатацией ирригационных сооружений.

Со временем лугаль превратился в монарха, чиновники в бюрократическую машину.  Монарх стал верховным законодателем и правил «по поручению бога Солнца всё знающего». Такая государственная система встречается в определенные периоды почти у всех стран, естественно со своими коррективами на местные пороки. Авторство государственного законодательства также принадлежит шумерам. Историю права не понять без записей древних шумерских законов и правил. Интересен тот факт, что в шумерских судах считалось необходимым оформлять все дела в письменном виде. При этом обязательно указывались вина и наказание и.т.д. Суды рассматривали всевозможные виды правонарушений,  начиная от колдовства до нарушений по службе. Суды состояли обычно из трёх человек. Есть записи, в которых перечислены все судьи. Есть записи, описывающие  процедуру судебного процесса и.т.д. Полученное от шумеров законодательство и право спустя несколько столетий нашли отражение в так называемом  Кодексе Хаммурапи. Сам Хаммурапи правил Вавилоном в ХVIII веке до н.э.. Статьи кодекса расположены по отраслям права. В числе основных юридических категорий рассматриваются: – Право собственности.  Очевидно, что существовала государственная, дворцовая, общинная  (коллективная) и частная собственность на землю.  – Обязательственное право, которое устанавливало, что обязательства возникают из договоров и правонарушений. В данном своде описываются договоры займа и имущественного найма; договоры хранения, товарищества, поручительства, мены.  – Семейное право касалось жизни общины, положения женщины в обществе, положения детей. — Наследственное право. В Месопотамии предусматривалась практика наследования или по завещанию или по закону.  – Уголовное право. Основным положением уголовного права считалось, что наказание должно быть соразмерным преступлению («око за око»). Самым распространённым наказанием был штраф. Кодекс допускал и самосуд.  – Суд и судебное производство. Судьи  назначались государством. И им помогал «совет старейшин», назначаемый из уважаемых граждан. Судье предписывалось быть справедливым, в противном случае он и сам мог быть наказан. Для рассмотрения государственных преступлений, таких как посягательство, на общественный порядок или оскорбление царя, создавался специальный суд. Практиковался и так называемый «суд божий»:  погружение руки в кипящую воду, поединок на мечах и др. Мы рассказали о  кодексе Хаммурапи, но до него существовали  «законы Эшнунны», на три четверти схожие с законом Хаммурапи. А ещё раньше были созданы законы правителей  Липпит-Иштара и Ур-Намму, написанные на шумерском языке. Но все они проецируются из древнего Шумера, чему есть письменные доказательства Поздние государства Междуречья, а также их ближние и дальние государства-соседи использовали готовые законодательства непосредственно или  вносили целесообразные, по их мнению, поправки и коррективы. А кодекс Хаммурапи был переведён на несколько языков. В связи с использованием кодекса Хаммурапи в других переднеазиатских странах уже в наше время возникла полемика о «первородстве  Закона», (здесь имеется ввиду, так называемый, Закон Моисея). Некоторые исследователи  утверждают о заимствовании многих положений еврейского закона из более ранних вавилонских источников. А открытие текстов шумерских законов говорит и о еще более ранних источниках древних законодательств.

Как уже отмечалось, важнейшим достижением шумерской цивилизации явилось изобретение письменности. Управление государством, школа и образование, наука и литература, медицина, законодательство, культура и искусство и, наконец,  религия, явившиеся основой шумерской цивилизации, были сцементированы и просуществовали более тысячи лет благодаря письменности. Падение и возвышение царств Междуречья, создание духовных и культурных ценностей любым государством Месопотамии, а также соседями месопотамских царств, всегда сопровождалось письменным подтверждением своего существования и активности. На сегодняшний день нет окончательного мнения по поводу происхождения алфавита. Однако, доказано, что развитее шумерской клинописи привело к созданию первого фонетического письма. Создание финикийского письма можно рассматривать как поиск новой более совершенной формы письменности. Импульсом же для древних лингвистов-финикийцев могло служить всеобщее распространение месопотамской клинописи. Шумерская письменность была вызвана хозяйственной необходимостью, экономикой. Первые  найденные и расшифрованные глиняные таблички содержат храмовые записи о приёме или выдаче товаров, списки различных продуктов, домашних животных и т.д. Использование письма  быстро распространялось в религиозных целях, вскоре охватило и другие сферы деятельности шумерского общества. Интересно, что литературные произведения начали записываться лишь через тысячу лет после изобретения письменности. Таблички с шумерскими письменами содержат математические расчёты, как принято сейчас говорить прикладного характера. Например, рассчитывалось количество кирпичей, необходимых для строительства того или иного объекта, определялась площадь земельных участков и т.д. В руках археологов оказались различные медицинские записи, рецепты для лечения больных, описание болезней и их признаки,  фармакологические описания приготовления лекарств и процедуры  лечения. Преемственность шумерской письменности как инструмента культурного наследия, обеспечивалась её особенностью. Шумеры изобрели концепцию силлабограммы. Это позволяло использовать «звуковую оболочку» того или иного символа, того или иного значка пиктограммы. Такой подход давал возможность записывать другие языки, отличные от шумерского. Здесь, прежде всего, имеется ввиду аккадский язык, т.е. древневавилонский и ассирийский, языки государств, пришедших на смену Шумеру.

Примечательного, что литературные произведения шумеров по своей художественной ценности являются уникальными. Ассирийцы и вавилоняне заимствовали литературные произведения шумеров в полном объёме. Хетты и ханаанеяне переводили их на свой родной язык.  А в собственных литературах подражали шумерским оригиналам. “Форма и содержание еврейских литературных произведений и, в некоторой степени, даже греческих оказались под сильнейшим  воздействием шумерских текстов“.*

Мы уже говорили о шумерской школе, однако хочется ещё раз подчеркнуть, насколько содержательным был курс математики. Арифметика, алгебра, геометрия, элементы высшей математики, таков неполный перечень математических дисциплин, изучаемых в шумерских школах. Математические достижения шумеров были восприняты соседями на востоке и на западе вплоть до Греции. И даже знаменитый Пифагор прожил несколько лет в Вавилоне, изучая в числе многих наук и математику. Шумерская математика оставила наиболее заметный след в  развитии мировой математики и цивилизации в целом.  К упомянутым выше математическим успехам шумеров, которые были заимствованы потомками, необходимо добавить следующие существенные открытия в математике:

— создание шестеричной системы счёта, определившей появление десятеричной индо-арабской системе счёта,

— создание на базе шестеричной практики счёта систем измерения круга и углов, а также некоторых мер, используемых в наши дни. Можно считать подтверждением последующее использование медицинских достижений шумеров.

До нас дошли многочисленные записи вначале  на шумерском, а в последствии и на аккадских языках, содержащие развёрнутые медицинские сочинения,: процедуры лечения, описания болезней и т.д. Искусство Шумера оставило в истории след, прежде всего своей архитектурой. Шумерские храмы с их колоннами, расписными стенами и алтарями, мозаичной отделкой послужили эталоном последующей храмовой и церковной архитектуры. Скульптура шумеров, по мнению исследователей, предположительно также породило ваяние как вид искусства во многих странах, включая и античную Грецию. Такие находки шумеров как свод, арка, пол были заимствованы античным миром. В древнем Шумере впервые  появились плуг, гончарный круг, и первый  парус был поднят на шумерских судах, плывущих по водам Персидского залива и рекам Месопотамии. Не забудем, казалось бы, незначительное, но вечное изобретение шумеров – цилиндрическую печать, которая до сегодняшнего дня является сокровищем чиновников и финансистов. Значительным научным вкладом Шумера являются создание им астрономии. Заметим,  что шумеры не разделяли астрономию и астрологию. Астрономия как наука о Вселенной, изучала небесные светила, их движение, изменения и особенности. Велись наблюдения за Венерой, фиксировались даты солнечных и лунных затмений и.др. Нельзя сказать, что астрономия была отмечена высокими достижениями Подчеркнём лишь главный факт – она была первой, и это само по себе должно вызывать уважение.

После окончательного поглощения Шумера амореями, известными в истории как вавилоняне – по имени своей столицы и своей страны – всё духовное, культурное и технологическое достояние Шумера перешло в руки покорителей. Астрономия стала наукой, отмеченной мировыми достижениями при преемнике Шумера, Вавилоне. Астрология у шумеров была главной из «небесных наук». Астрологи изучали связи небесных явлений с приметами, погодой, прочими природными процессами и, главное,  с обществом. И астрономия, и астрология были заимствованы и получили развитие  в странах Ближнего Востока, в Древней Греции, Риме и позднее в Европе. . Неоценимое значение имело духовное наследие Шумера. Мы уже кратко упоминали об этом. Большего внимания заслуживает литературное наследие шумеров. Существовало мнение, что вся шумерская литература, в том числе и мифы и эпос являлись сугубо религиозными сочинениями. Однако, изучение литературного наследия шумеров позволяет судить о светском характере отдельных направлений литературного творчества шумеров.. Возьмём наиболее известные сочинения. В ранних шумерских мифах присутствуют такие сюжеты миропонимания как сотворение мира и сотворение человека, говорится о райских кущах и всемирном потопе, о смерти и потустороннем существовании. И в тоже время мифы содержат описания практических действий богов, направленных на организацию быта людей, то есть о человекоподобном поведении богов.  В шумерской мифологии описывается сотворение первой женщин из ребра бога Энки. Для этой цели даже была создана богиня Нин-ти, или «госпожа ребра». Слово ТИ на шумерском языке означает ребро, другое значение слова ТИ –  “оживлять». Из этих толкований и сложилось мифологическое объяснение появление женщины на земле. В другом мифе рассказывается, как Энки сотворил первого человека.

В поэме о Дильмуне, рассказывается об удивительной стране Дильмун, рае богов. Исследователи отмечают многие параллели с раем иудейской Книги Бытия. Вавилон, наследник шумерской идеи, расположил свою обитель бессмертных в тех же краях, что и шумерские авторы, восточнее Шумера. И Эдем идентичен шумерской райской земле. Одним из самых интересных месопотамских мифов является миф о Всемирном потопе. Многочисленные исследования доказывают лишь один бесспорный факт – Всемирный потоп был. На  вопросы: когда был потоп, был ли он Всемирным и каковы реальные последствия этой катастрофы – нет убедительного ответа. Мнения учёных и неучёных исследователей существенно расходятся. Оценки времени потопа колеблется от  33981года (согласно Шумерскому списку царей) и 35449 (по расчётам античного греческого историка Бероса) до н.э.; некоторые учёные датируют потоп  за 8 тысяч лет с лишним до нашей эры. И, наконец, иудейская Тора утверждает, что потоп произошёл за 3 тысячи лет до нашей эры. Воспользовавшись письменными источниками и ссылками на научные исследования, мы уйдём от дискуссий и необоснованных утверждений.  Сведения о Всемирном потопе приводятся во множественных источниках. Их насчитывается:  по Азии — 13 источников, в Новом свете – 37,  в Австралии и Океании  — 9.  И период затопления составил от 5 дней до 52 лет. Нельзя сказать был ли потоп Всемирным или региональным, случился  ли он одновременно, или речь идёт о нескольких катастрофах. Наиболее полно Всемирный потоп описан в Месопотамских мифах и преданиях. В хронологическом порядке укажем, что описание потопа  приводится:         — в шумерском мифе,  где главным героем является шумерский царь Зиусурда,

—  в вавилонском, где герой Утнапиштим, единственный человек, переживший потоп и рассказавший об этом Гильгамешу, месопотамскому жрецу и царю, герою многих эпических произведений,

— и, наконец,  потоп, известный нам из ветхозаветной Книги Бытия. В  названных мифах и Ветхом Завете приводится, в общем, схожая картина всемирной катастрофы. Катастрофа произошла в шумерско-аккадских преданиях по прихоти богов.

В ветхозаветом повествовании Потоп – наказание Божье, за грехи человека. «Раскаялся Господь, что создал человека на земле». Всего лишь единственный человек удостоился спасения – это Утнапиштам (Зиусурда у шумеров) и в иудейской редакции — ветхозветный Ной. В этих редакциях практически совпадают основные  мотивы  и сюжет повествования в целом. Шумерских и ассирийских персонажей предупреждает один из богов шумерского пантеона. Праведного Ноя предупреждает сам Господь. Имеются вороны или голуби, которые свидетельствуют об окончании наводнения. Особой темой исследований Потопа являются сопоставления ветхозаветного изложения с другими повествованиями. Сравниваются  размеры плавучих средств, оценивается возможность размещения всех  живых тварей на одном, пусть даже большом судне и т.д. Отметим, что ветхозаветное  описание потопа отличается от прочих описаний, порой далеко не полных, целостностью сюжета, морально-этическим содержанием, показывающем  катастрофу как божественное наказание людей за их грехи и пороки.  Повторим, что одно из первых описаний потопа относится к XVIII веку до н.э. При этом известны более ранние описания, о которых мы упоминали выше. И Гильгамеш и Утнапиштим реальные исторические личности.

В частности, Гильгамеш жил в  XXVII  в.  до н.э., был жрецом и царём одновременно. Имя его встречается в мифах,  эпических произведениях и отдельных текстах. Можно предположить, что устные предания  о потопе, Зиусурде, Гильгамеше  существовали вначале в Шумере, а  затем в Вавилоне и Ассирии.  Можно сказать, что письменное описание потопа старше описания, данного в иудейской Торе, примерно на тысячу лет. Сравнение устных версий, рассказывающих о потопе, не представляется корректным.      Мифотворчество являлось одним из выразительных и впечатляющих примеров литературного наследия Шумера. Можно утверждать, что и эпос, как литературный жанр, родился в Шумере  и был заимствован, вначале соседями, а затем соседями соседей. Эпические произведения были посвящены героическому времени в истории древнего Шумера. Героями эпоса были и боги, и смертные, отважно сражающиеся с врагами страны, как с реальными, так волшебными и демоническими. Эпические произведения Греции, Индии и даже Северной Европы  имеют много параллелей  в гораздо более ранних шумерских произведениях.

Шумерские гимны были одним из сложных, можно сказать,  изощрённых жанров шумерской литературы. Гимны  исполнялись в музыкальном сопровождении,  было и хоровое исполнение в сочетании с декламацией. Гимны группировались по следующим направлениям: гимны, прославляющие богов или царей, молитвы, гимны в честь шумерских храмов. Шумерские торжественные богослужения и молитвы получили распространение  в  Месопотамии и других странах Ближнего Востока; естественно с учётом изменений, произведенных согласно собственным догматам той или иной религии. Известны и, так называемые, плачи. Это элегии отличаются художественной красотой, и выражают глубокие человеческие чувства. В плачах повествуется о разрушении городов или о смерти  родственников и близких. По утверждению С.Крамера, эти выразительные сочинения предваряют, появившиеся  не менее чем через тысячелетие, плачи по Гектору из «Илиады» или плач Давида по Саулу.

Духовное наследие Шумера представляет и тёмные стороны человеческого существования. Демоны и прочая нечисть активно присутствовали в повседневной жизни. Болезни, детская смертность, людские страдания и несчастья, всё это дело рук нечистой силы. Были и злые люди, колдуны и колдуньи, которые тоже приносили несчастье и беды. Защититься от демонов или колдунов можно было, обратившись о помощи к божеству или посредством магических заклинаний и действий. В субботу (Шаббату на шумерском, аккадском и иврите) и вавилоняне, и ассирийцы избегали покидать свой дом.

Суббота считалась самым несчастливым днём, нельзя было начинать никакое дело, и домашние работы не исполнялись. В Месопотамии был составлен первый календарь, состоящий из двенадцати месяцев, и введена семидневная неделя. От шумеров календарь перешёл в Вавилон и Ассирию, затем в Ханаан и далее к иудеям. Интересно, что название месяцев в Вавилонском календаре и у иудеев практически  идентичны. Семидневная «вавилонская» неделя распространилась в Риме при императоре Августе  (63г. до н.э.- 14г. н.э.)  Исследователи нашли следы шумерского наследия в иудейских религиозных текстах. Из них «только самые очевидные и значительные» включают такие эпизоды как: сотворение вселенной, сотворение человека, рай, потоп, Закон, Вавилонская башня и рассеяние народов и т.д., общим количеством пятнадцать совпадений. «Этот перечень — лишь малая часть лежащая на поверхности». Количество таких примеров «будет расти и множиться, особенно таких книг, как Псалмы, Пословицы, Плачи, и Песня Песен.»* Преемственность  и заимствования из шумерской мифологии и религиозной литературы могли произойти через прямых наследников Шумера – Вавилон и Ассирию. Написание Торы совпадает со временем пленения евреев Вавилоном. Пленение евреев Навуходоносором  в 588 г. до н.э. и их семидесятилетнее пребывание в чуждом окружении не могло не затронуть их культуры. Несмотря на то, что большинство евреев ассимилировалось или вписалось в Вавилонское общество,  другие евреи обострённо чувствовали необходимость самосохранения. Не повторилась судьба евреев первого вавилонского плена и предшествующего ему ассирийского пленения израильтян. В этом случае и пленные, и их потомки ассимилировались.

Однако, воздействие духовной среды, литературы и мифологии, религии, быта и обычаев Вавилона не могли не оставить след в сознании иудеев. Некоторые исследователи отмечают и такой факт, что Переселение Авраама из Ура Халдейского произошло в годы в период заката Шумера. Но семьдесят пять лет своей жизни, тогда ещё Аврам  и его  жена Сара, правда меньший срок, провели в шумерском обществе, воспитывались   шумеро-аккадской религиозной среде, воспринимали тогдашний быт и обычаи. Некоторые исследователи считают Авраама шумером.

Археологические работы, изыскания и научные исследования позволяют надеяться на последующие открытия и освоение великого наследия Шумера.   * С. Крамер. ШУМЕРЫ. Первая цивилизация на Земле.

 


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *