Проф. Джаясекера Санти П., PhD, Grand PhD.
Памяти Тонино Гуэрры.
Признание – удивительный феномен выражения общественного мнения. Это реакция на выдающуюся деятельность той или иной личности, его заслуг и достижений.
Признание венчает известность и определяет продолжительность общения с автором независимо от времени его реального бытия. Избранники славы премируются, награждаются, красуются на экранах, обложках журналов.
Но есть и более скромное, но долговечное признание – это память. Память о делах, мыслях, обо всем, что остается в наследство.
Культурное наследие сохраняет авторскую индивидуальность, поступая в общечеловеческий фонд мирового искусства, в его духовную сокровищницу. Вклад достойного творца или исполнителя может быть либо эталоном произведения, либо стимулом совершенствования деятельности последователей.
Культурное наследие подобно дару природы: солнечному свету, родниковой воде, нежному морскому ветру – люди, всё это ваше, пользуйте во благо.
Недавно ушедший из жизни Тонино Гуэрра- , всего лишь миг во времени, — оставил нам богатое и одухотворенное наследие своего творчества.
В России он известен как сценарист, как один из ярких участников становления нового направления в итальянском кинематографе, оказавшем влияние на мировое кино в целом.
Но Гуэрра, прежде всего поэт. И можно быть уверенным, что еще долго будет доставлять радость общения с собой ценителям и любителям поэзии.
Именно поэзии, ибо как бы ни выражалось его творчество в кинематографе, вообще в литературе, живописи и в общении – всегда и везде вы найдете лирическое начало, мелодии поэзии и красоту мысли. И еще, или, прежде всего, любовь к людям и всему его окружающему.
Он философ, он открывает и объясняет законы бытия. Его философия понятна и проста в его изложении, и глубока по содержанию, смыслу. Раздумья, философские осмысления, собственное видение повседневности постоянно присутствуют в его творчестве.
Гуэрра описывает и рассказывает и нам о вещах и людях, которых мы знаем лучше всего. Россиянам он рассказывает о Петербурге и Москве, о Кижах, но он говорит новое и значительное, что нами принимается.
Умение представлять современно и увлекательно Гуэрра рассказывает о своих знакомых Улиссе и Пенелопе, и об Элладе.
Он открывает нам Италию, открывает мир, который он видит – и мы принимаем его открытия. Нет казенных слов и шаблонов, ты слышишь искренний голос Гуэрры: “Мы должны прокричать Большие слова, которые дойдут до сердца каждого человека. Слова, полные живой воды для народов, животных и растений, которые возродят жесты застывших без работы рук; слова, полные внимания к отчаявшемуся детству”.
А начиналась жизнь Тонино Гуэрры естественно и обычно, в бедной семье, в маленьком городке.
Детство промелькнуло быстро, но отпечаталось в сознании. Великий дуче, великая Италия, а затем разгром.
А для Гуэрры – плен. И, наконец, мирная жизнь, Университет – образование и знание.
“Я выучиться смог,
Лишь матери моей благодаря,
Она крест ставила в том месте,
Где имя пишут прописью обычно”.
Да, мать была безграмотна, и со стороны отца, трудящиеся. “Мой дед клал кирпичи, отец мой стены делал, и я кладу кирпич и делаю стену”. Он с грустью заканчивает это стихотворение: “Но всё же дом себе я не построил”. Давай те не согласимся с Поэтом: Тонино Гуэрра построил дом. Построил для себя и для многих ценителей ни вычурного или надуманного стихосложения. Да и сам Гуэрра однажды признался: “Мой дом стит так высоко, что слышен кашель Бога”.
Свой первый сборник стихотворений, в типографском виде увидел в 1946 г. Потом вышло еще несколько поэтических сборников. Он издавал стихотворения и в девяностые годы, и вообще сочинял всю свою жизнь, соединяя прозу и поэзию. Им опубликовано свыше десяти романов и пьес, и сборников.
А киноискусство Гуэрра обогатил, представив более ста сценариев. О его литературном творчестве написаны сотни статей, рецензий, выводов. Его творчество изучается и уже исследовано в нескольких диссертациях. Работы Гуэрры отмечены множеством премий и наград, таких как:
- 2 премии “Оскар” (“Амаркорд” и “Блоу-ап”) и 6 номинаций;
- 8 премий на фестивалях в Каннах (из них 5 – “Золотая пальмовая ветвь”);
- 3 премии в Венеции (“Золотой лев” и “Серебряный лев”);
- 2 премии “Донателло” – итальянский ”Оскар”.
Бывает, что такие премии присуждаются мимолетно вспыхнувшим, но недолго сияющим звездам экрана. Но творчество Гуэрры скорее не дополучило должного внимания со стороны широкой публики, и в какой-то мере ограничено признанием ценителей искусства. Но зато истинным признанием и почитанием.
При исследовании фильмографии Гуэрры замечаешь, с какими выдающимися режиссерами он сотрудничал и для кого писал. Микельанджело Антониони, Витторио де Сика, Фредерико Феллини, Андрей Тарковский и много других известнейших режиссеров. Трудно оценить и “разделить” авторство в сценариях, написанных совместно, скажем, с Антониани или с Феллини, да это и не принято.
Но когда мы смотрим “Амаркорд” Феллини, мы узнаем и мысли, и практику Гуэрры, мечтательность и воспоминания детства — от Гуэрры.
Его присутствие очевидно и в “Репетиции оркестра”, и в ранних фильмах, показанных на экранах Советского Союза, таких как “Брак по-итальянски”, “Подсолнухи”.
Тонино Гуэрра – один из ведущих представителей итальянского киноискусства, нового направления в итальянском, а затем и в мировом кинематографе. Этому новому направлению предшествовал неореализм.
Значение неореализма выходит далеко за пределы художественного явления. Основой неореализма является нравственность, поиск социальной справедливости, жизнь простых людей.
Послевоенный итальянский неореализм в кино, ожививший основные идеи философского неореализма, явился творческим прорывом. За свою короткую, но яркую жизнь определил последующие направления эволюции киноискусства.
Но и он со временем стал уходить в тень. Зрителей перестали волновать послевоенная нищета и страдания. На смену пришли новые герои, новые времена. Новые имена: Антониани, де Сантис, де Сика, Феллини и другие.
Они не только впитали идеологию неореализма, но и внесли свою новую идеологию в киноискусство.
Феллини писал: “Художник проецируется на галактику неизвестного происхождения… Основная задача состоит в том, чтобы распознать звуки, цвета, знаки, отвечающие тому голосу, которым был призван художник… И тогда не нужно делать ничего, кроме того как медиумически исполнять услышанное свыше.
А потом наступает черед практического опыта, которым обладает художник, мастерства, профессионализма”.
Под этими словами мог бы подписаться и Гуэрра. Но он – поэт, мысли и слова которого не ограничиваются берегами даже самых значительных течений в искусстве. Однажды в Петербурге Гуэрра говорил (сохраняю его русский язык): “Не надо быть только сценарист, тогда ты будешь писать им (режиссерам) сценарии так, как они хотят, что им надо. А надо быть поэт, чтобы они просили, упрашивали”.
Это не каприз поэта, это желание выразить свою мысль и донести её до зрителя и читателя.
Тонино Гуэрра — поэт, большой поэт. И Пьеро Паоло Пазолини включил его стихотворение “Над чашкой кофе с молоком” в энциклопедию “100 лучших поэтов современности”.
Пойдём в кафе для бедных, как и мы,
Где спички чиркают о стену,
За чашкой кофе с молоком поговорим
И восхитимся им…
Пойдём к нему и поговорим. Тонино приглашает нас. А гам есть о чём поговорить.
Трудно перечислить друзей и знакомых Гуэрры. Но можно сосчитать страны и народы, которых он навещал, где находил друзей и признательность. Кажется, он побывал везде, желая увидеть, услышать, и понять. А потом осмыслить и пересказать, увлекательно, умно и красиво.
В Советском Союзе и Новой России у него было множество друзей. Известный клоун Вячеслав Полунин, поэтесса Белла Ахмадулина и историк Натан Эйдельман, актриса Алиса Фрейндлих и президент Михаил Горбачев.
Гуэрра знал Россию и любил россиян. Гуэрра писал: “Столица моего сердца — Москва”.
***
Автору настоящей статьи посчастливилось познакомиться с Тонино Гуэрра. Великому итальянцу было присвоено звание Гранд-доктора Международного Университета Фундаментального Обучения, зарегистрированного в России, а также аффилированного в Оксфорде и Кембридже.
Светлая память о Тонино Гуэрра сохранится в сердцах ценителей искусства и глубинного понимания жизни.