к.э.н., проф. Ипатов Ю.М.
Экономико-управленческая подготовка – важнейший элемент квалификационного уровня руководителей
Экономико-управленческую подготовку руководящих кадров модно рассматривать как одну из важнейших функций экономического сознания, гносеологический потенциал функций экономического сознания, который формируется, во-первых, на основе методов марксистко-ленинской диалектики, и, во-вторых, на основе изучения экономических явлений на всех уровнях социального познания и всеми методами познания (научная абстракция, эмпирические наблюдения, экономические и социологические эксперименты).
Современные явления, возникающие в обществе в связи с его научно-техническим, экономическим, социальным и политическим развитием, специфика труда в сфере НИИОКР , порождает диалектические противоречия, разрешение которых связано с объективной необходимостью приведения в соответствие фактического и требуемого уровня квалификации и экономико-управленческой подготовки руководящих работников и специалистов отраслевой науки.
Выделим основные из этих явлений, с тем, чтобы уточнить задачи, решение которых позволит устранить возникающие противоречия.
1. Выросли масштабы и сложность объектов управления в связи с усложнением выпускаемой продукции, технологии ее изготовления, увеличением номенклатуры изделий и расширение кооперации на всех стадиях жизненного цикла изделий (исследования, разработка, производство – распространение и реализация результатов). Отсюда – рост масштабов и сложности задач управления объектами народного хозяйства (отрасли, предприятия, новая техника и технология и др.)
2. Сложность и качественно новый уровень развития системы управления и внутри каждого их уровней, усиление значения слаженности и пропорциональности в работе всех элементов системы управления усиливают требования к согласованности и скоординированности действий линейных и функциональных руководителей.
3. В настоящее время наблюдается колоссальный рост объема научных знаний. Ускорение научно-технического прогресса приводит к увеличению разрыва между сроками физического и морального износа техники (соответственно 15-30 лет и 5-7 лет).
Срок морального износа техники становится соизмеримым с длительностью разработок и освоения производства. Таким образом, в связях науки и производства фактор времени становится решающим, закон ускоренного развития науки приводит к объективной необходимости дальнейшего сокращения цикла «исследование-производство».
4 Рост объема и изменение структуры знаний, систематическое появление новых знаний, в том числе и в области управления — расширяет возможности кадров воздействовать на управление.
Практическое осуществление курса на интенсификацию и повышение эффективности производства должно быть связано с поисками новых подходов и решений, с изменением в мышлении хозяйственных руководителей. Требуется решительно преодолеть косность во взглядах, устаревшие представления о неисчерпаемости ресурсов, боязнь новой техники и новых технологических решений.
Управление экономикой представляет собой специфический вид деятельности, основанный на сознательном использовании объективных экономических законов и направлений на удовлетворение требований этих законов.
Следуем заметить также, что управление экономикой – это прежде всего управление людьми, степень восприимчивости которых к управленческим решениям во многом определяет конечные результаты деятельности коллективов, которые находятся в прямой зависимости от научной обоснованности применяемых на практике методов и форм управления, от правильности оценки реальной обстановки и тенденций ее изменения.
Общественная значимость экономических наук состоит как в поисках путей интенсификации, повышения эффективности общественного производства, так и формировании общественного сознания.
Все это обусловливает сосуществование не только экономической, но и управленческой подготовки руководящих кадров и специалистов всех звеньев народного хозяйства с целью овладения ими основными принципами и современными формами и методами управления
В создании современной сложной техники принимаю участие тысячи различных предприятий. При этом число производственных связей в целом по стране постоянно растет. Сбой в одном элементе процесса «исследование-производство — потребление» вызывает сбои в других, что оборачивается большими экономическими потерями. Растет также цена ошибки от неоптимальных управленческих решений, что приводит к необходимости повышать эффективность использования научно- технического потенциала отраслевой науки, в частности, его кадровой составляющей.
На обеспечение единства процесса планирования и управления сложными комплексами работ по достижению определенных целей развития отраслей и народного хозяйства направлен переход к целевым комплексным научно-техническим программам. При этом расширяются горизонты планирования всех сторон деятельности предприятий и организаций, что требует совершенствования методологии прогнозирования, технико-экономического обоснования, нормативной базы.
Целевые комплексные научно-технические программы должны предусматривать органическое единство научно-исследовательских, проектных, строительно-монтажных, производственных организационных и других процессов, направленных на достижение общей цели программ. Это обстоятельство требует совершенствования специализации и кооперирования при выполнении НИОКР, дальнейшего развития таких управленческих функций, как регулирование, контроль.
Таким образом, появление новых социально-экономических задач заставляет корректировать содержание почти всех управленческих функций и актуализирует проблему совершенствования экономико-управленческой подготовки руководящих работников и специалистов.
5. Дальнейшее усиление планомерности в развитии демократизации, расширение прав и рост самостоятельности и ответственности всех звеньев управления в процессе принятия решений.
Длительность хозяйственных процессов, научно-производственного цикла создания новой техники, отдаленность последствий принимаемых решений, а также возрастание значения неэкономических аспектов хозяйствования (социальные нормы и критерии потребления, проблема охраны окружающей среды, обороноспособность, торговая конъюнктура, политическая престижность и т.д.) – все это усиливает ответственность кадров управления.
Рост объема производства, качественные структурные сдвиги в общественном производстве. Реализация достижений научно-технического прогресса – увеличивают число вариантов решений и резко осложняют проблему выбора этих решений. При этом резко возрастает цена ошибки от принятия неправильных или неоптимальных решений, что в свою очередь повышает ответственность руководителей и требования к уроню их квалификации в области экономики и управления.
6. В условиях осуществления перехода к экономическим методам управления, когда складываются новая концепция централизма, возникают и новые условия развития экономической науки, резко возрастает общественная потребность в ее «услугах». Так, например, при распределении средств производства на основе «карточной» системы жесткого фондирования достаточно было уметь более или менее грамотно разрабатывать материальные балансы. Совсем другой уровень и объем экономических знаний необходим, чтобы уметь развивать договорные отношении я между производителями и потребителями, оптовую торговлю средствами производства, совместную кооперацию при использовании вычислительной техники, измерительного и метрологического оборудования, учебных заведений по повышению квалификации и переподготовке кадров.
7. Научно-техническая революция, несомненно, открывает благоприятные перспективы для оснащения управленческой деятельности современными средствами сбора, переработки, передачи и хранения информации. В народном хозяйстве происходит все более широкое применение экономико-математических методов, использование электронно-вычислительной и организационно техники и средств связи.
Несмотря на то, что автоматизация во всех видах деятельности – важное государственное дело, следует иметь в виду, что автоматизированные системы, облегчая подготовке, расчеты и обоснования проектов хозяйственных решений, учет и анализ, не могут, естественно, выполнить основной функции хозяйственного руководителя – принятие со знанием дела ответственных решений на политическом уровне, то есть по взаимосвязи с общегосударственными задачами. Вот почему наряду с внедрением в управление достижений научно-технической революции необходимо повышение уровня экономико-управленческой и политической подготовки руководящих работников и специалистов.
8. Противоречие между достигнутым высоким уровнем развития нашего общества, с одной стороны, и неадекватными этому уровню стилем и методами хозяйственной и научно-производственной деятельности многих руководящих кадров. Это диалектическое противоречие можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как противоречие между высоким уровнем развития производственных сил общества (в нашем случае – науки, техники, интеллектуального и профессионального уровня основной массы работников) и недостаточно высоким уровнем профессиональной экономико-управленческой деятельности руководящих кадров.
Многие прогрессивные методы организации труда и производства (например, различные системы управления качеством труда и продукции, метод бригадного подряда, самоокупаемости и самофинансирования и др.) внедряются медленно или вообще не распространяются из-за нехватки у руководящих работников в организационных, экономических, управленческих знаний, умений, навыков.
Во-вторых, как противоречие между самым передовым в мире типом политической власти – демократией, предоставляющей широкие возможности для участия всех членов общества в управлении, — и еще неумением ряда руководителей использовать в интересах производства большие потенциальные возможности коллективного разума, наладить процесс демократизации хозяйственного управления.
9. Данные литературных источников и результаты исследования автора показывают, что большинство казусов при принятии научно-технических, хозяйственных и других управленческих решений происходит из-за низкой экономической и правовой культуры руководящих кадров.
Многие вновь назначенные руководители (особенно директора, их заместители, главные инженеры) не всегда умеют правильно определить сферу своей деятельности в системе управления, производить отбор узловых проблем, недостаточно восприимчивы к научно-техническим достижениям, слабо владеют методами решения нестандартных производственных ситуаций, испытывают затруднения в координации работы подчиненных и организаций взаимодействия с ними.
«Каждый третий-четвертый работник около половины своего рабочего времени занят научно-организационной деятельностью, но большинство из них никогда не обучалось современным методам управления научно-исследовательской деятельностью, планированию и прогнозированию научно-технических работ, формированию и ведению целевых программ, правовым и социально-экономическим основам научных коллективов и кадров науки, оценке результатов и стимулирования научного труда и многому другому, без чего невозможно эффективное управление в современной науке» .
10. При невысоком уровне развития техники и технологии основой в трудовом процессе является преимущественно физический труд. Поэтому основным методом управления кадрами в течение длительного времени (как у нас в стране, так и за рубежом) служил комплекс мер материального поощрения, включающие тарифную заработную плату, дополнительные выплаты к ней, а также выплаты социального характера, зависевшие от возраста и стажа.
Внедрение в 60-х годах новых технически более совершенных средств производства повлекло за собой изменение как характера и содержания труда за счет его усложнения и интеллектуализации, так и факторов, влияющих на его эффективность. Изменились и требования к рабочей силе. Теперь на первый план выдвигаются не столько опыт работника, сколько его приспособляемость к новой технике, умение взаимодействовать с нею, отсюда повышается значимость квалификации, основанной на специальных занятиях, ценится умение быстро обновлять знания и приобретать новые профессиональные навыки. Стаж перестает быть основным фактором организации заработной платы, им становится качество рабочей силы.
Все это вызвало рост значимости новых методов управления кадрами, направленных на формирование профессионально-квалификационного потенциала высокого качества.
Управление потенциалом кадров, основанное только на оплате труда, не в состоянии самостоятельно решить проблемы повышения эффективности системы управления в целом.
11. Под воздействием научно-технической революции происходит рост социальной потребности в образовании, поскольку овладение современными знаниями является одним из основных условий превращения науки в непосредственную производительную силу.
Изменяются отношения между квалифицированным и неквалифицированным трудом. Доля квалификационного труда существенно увеличивается. Это обстоятельство имеет следствием увеличение удельного веса специалистов с высшим и средним специальным образованием, а, следовательно, — рост затрат на подготовку квалификации кадров в связи с развитием системы непрерывного образования.
Применительно к рассматриваемой проблеме ведущей долговременной тенденцией, определяющей работу по оптимизации содержания, форм, методов и средств обновления и пополнения знаний специалистов, является тенденция актуализации, расширения и углубления деятельности институтов повышения квалификации (ИПК) руководящих работников и специалистов. Эта тенденция состоит в расширении функций ИПК, превращении их в организационно-методические и научно-информационные центры, осуществляющие руководство непрерывным образованием специалистов соответствующей отрасли народного хозяйства и ответственные за уровень их профессиональных, экономико-управленческих знаний.
Указанная тенденция должна одновременно рассматриваться и как цель работы по совершенствованию отраслевой системы повышения квалификации и переподготовке кадров (СППК) и как критерий эффективности деятельности этой системы.
В связи с этим подготовка работников всех уровней уже не может ограничиваться обучением в течение определенного, строго ограниченного периода времени, а должна представлять собой практически непрерывный процесс повышения квалификации.
Постоянный рост объема знаний, квалификации трудящихся на всех участках производства, всеобщая интеллектуализация труда становятся объективно необходимыми для успешной реализации достижений научно-технической революции, совершенствования хозяйственного механизма, интенсификации производства и воспитания трудящихся. Кроме того, существует объективная потребность иметь определенный «резерв знаний», обеспечивающий способность работников быстро приспосабливаться к меняющимся условиям производства, овладевать новой техникой, успешно осуществлять новые экономические эксперименты.
Указанная тенденция, наряду с потребностями производства, должна приниматься во внимание при обосновании пропорций в распределении обучающихся в системе непрерывного образования, в том числе и в системе повышения квалификации кадров.
12. Обследования показывают, что до 60-70% рабочего времени управленческих и до 40-50% труда научных и инженерно-технических работников уходит на выполнение малополезных, и подчас и бессмысленных процедур, соблюдение ненужных регламентов.
Задача стратегии ускорения и состоит в резком увеличении доли полезного труда, повышении отдачи работников. «Бюрократизм, разбухшие управленческие структуры, лавинообразные документопотоки, громоздкие согласования, бесконечные и малосодержательные собрания, совещания, заседания, проверки и комиссии – все это, — отмечают акад. Михалевич В. И д.э.н. Каныгин Ю., — бьет по самой социально активной части трудящихся». Следовательно, борьба не только за экономико-управленческую, но и информационную культуру (умение различать работу и «антиработу», информационные и «пустые» сообщения, документы и процедуры, нетерпимость к дезинформации, аналитический подход к своей работе и жизни с точки зрения ее реального содержания и т.д. должны стать массовым движением.
13. Повышение квалификации (в том числе и экономико-управленческой подготовки) имеет также политическое значение. Во-первых, по успехам в экономике судят о развитии нашего общественного строя и его прогрессивности. Во-вторых, трудящиеся рассматривают органы хозяйственного управления как неотъемлемую часть социального управления обществом. Поэтому недостатки и ошибки в деятельности органов управления и отдельных руководителей приводят к идеологическим потерям.
Явления, происходящие в научно-техническом и социально-экономическом прогрессе, порождают целый ряд задач, связанных с повышением эффективности использования научно-технического потенциала отраслевой науки, улучшением качества его кадровой составляющей, и, как следствие этого, — с совершенствованием экономико-управленческой подготовки кадров при повышении их квалификации.
Особая ответственность в решении этих задач ложится на экономическую науку, на систему непрерывного образования: ВУЗы – отрасль – институты повышения квалификации кадров.
Система подготовки инженерных, экономических и хозяйственных кадров должна строиться так, чтобы кадры получали глубокие, систематические знания в области экономической теории, экономической политики государства, овладевали современными методами и техническими средствами управления, умением творчески применять их на практике.
Все более широкое вовлечение трудящихся в активную экономическую жизнь требует и нового подхода к формированию структуры их профессиональных знаний, то есть экономико-управленческая подготовка кадров становится обязательной составной частью профессионального образования рабочего, инженера, руководителя. В.И.Ленин неоднократно подчеркивал необходимость внедрять в сознание масс навыки хозяйствования, чтобы «трудящиеся постоянно учились сами понимать и видеть, как и сколько надо работать, как и сколько можно отдыхать, — чтобы сравнение деловых итогов хозяйства отдельных коммун стало предметом общего интереса и изучения» .
Особенно высокие требования предъявляются к экономико-управленческой подготовке хозяйственных руководителей и вообще управленческих кадров.
Еще В.И.Ленин подчеркивал: «…чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование» .
По мере роста ранга руководителей растет объем трудозатрат, приходящихся на экономико-управленческую деятельность, значимость этой деятельности, а, следовательно, и пополнения их экономико-управленческих знаний. Об этом свидетельствуют как результаты исследований отдельных ученых (см. табл. 1.2), так и анализ автора (см.табл. 1.3), составленную нами по результатам обработки опросов слушателей ИПК за ряд лет).
Таблица 1.2. Соотношение знаний различных категорий руководящих кадров
Таблица 1.3 – Значимость основных видов деятельности для различных категорий работников НТО
Таблица 1.4. Основные направления действия экономических стимулов
Таблица 1.5. Результаты контроля знаний слушателей ИПК по курсам экономико-управленческих дисциплин
В результате обучения количество правильных ответов на вопросы (при выходном контроле) увеличилось с 8-16% до 82-92%, что подтверждает высокую эффективность учебного процесса.
О значении экономико-управленческой подготовки в деятельности работников различных должностных категорий свидетельствует систематизированная нами (см. табл.1.6) структура учебных планов повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства .
Как видно из таблицы 1.6, дисциплины экономико-управленческого цикла составляют от 30% у инженерно-технических работников и специалистов в области вычислительной техники до 65-85% у руководящих работников и работников экономических служб.
Большую роль экономико-управленческих вопросов в деятельности современного руководителя подтверждают также исследования ученых из ГДР, которые выявили, что рабочее время руководителя предприятия распределяется на решение: технических проблем (исследования, разработки, вопросы технологии и т.д. – в среднем 23%, экстремальные значения – 5-50%; экономических проблем (включая планирование) – в среднем 33%,
Таблица 1.6. Структура учебных планов повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства
экстремальные значения – 10-75%; проблем снабжения – в среднем 10%, экстремальные значения – 5-40%; вопросов сбыта в среднем 6%, экстремальные значения – 0-20%; кадровых вопросов – в среднем 8%, экстремальные значения – 5-20%; прочих проблем – в среднем 20%, экстремальные значения – 5-40%.
М.С.Горбачев в одном из своих выступлений отмечал: «Вопрос стоит так: без знания основ экономики, без умения экономически грамотно мыслить и действовать нет и не может быть современного работника» .
Работник, не умеющий оперировать категориями экономических наук, не может сегодня считаться полностью пригодным к трудовой деятельности.
Сегодня уже недостаточно простого пополнения и обновления накопленных кадрами экономико-управленческих знаний. Одновременно требуется глубокое переосмысливание накопленного прежде хозяйственного опыта, привычных представлений и стереотипов деятельности работников и их переоценка с учетом всего комплекса новых условий и задач.
С целью расширения возможностей применения всего арсенала достижений экономической науки и передовой практики (на основе многолетних экономических экспериментов) необходим переход в целом ряде случаев от жестких «точечных» нормативов к «интервальным» нормативам, расширяющим творческую инициативу и социалистическую предприимчивость современных руководителей. К таким случаям можно отнести сферу подготовки и повышения квалификации кадров (сферу управления качеством кадрового потенциала, сферу формирования современного экономического мышления кадров), где количественные методы управления еще мало разработаны и преобладают эмпирические, экспертные оценки.
Одно из отличий в экономико-управленческой подготовке кадров по сравнению с их подготовкой в области техники и технологии обусловлено следующим. Если в технике то или иное техническое решение, открытие, изобретение может быть тиражировано в пространстве и во времени, то в экономике – один и тот же метод управления, организации, стимулирования, показатель экономической оценки новой техники, технологии, деятельности объединений, предприятий, организаций, подразделений, исполнителей, алгоритмы функционирования и т.п. – в различных отраслях, регионах и временных периодах проявляются по-разному. Они зачастую могут быть противоречивыми по последствиям: то, что эффективно в одних организационно-технических условиях, — неприемлемо для других условий, в другие временные интервалы.
Отсюда особое внимание при ЭУПК следует обращать на обучение современному экономическому мышлению, предполагающему творческий подход к выбору методов и средств управления.
Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент// Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — №2. — С.123.
Литовченко С., Дынин А., Панов П., Соколов А. Глобализация и конкурентоспособность: стратегия успеха. — М.: Ассоциация менеджеров, 2003.
Путь в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. — М.: Экономика, 1999.