ОБЪЯСНЯЙТЕ СЛОВА

ОБЪЯСНЯЙТЕ СЛОВА

izueitov1

Гранд-доктор философии, доктор филологических наук, профессор, академик А.Н. Иезуитов

ОБЪЯСНЯЙТЕ СЛОВА

В стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» «шестикрылый Серафим» вырвал у Лжепророка из его уст «празднословный и лукавый язык» и вложил в его уста «жало мудрой змеи». Не будем подвергать даже метафорически такой мучительной операции людей с «празднословным и лукавым языком». Змеи тоже бывают самые разные, в том числе очень ядовитые, со смертельно опасным языком.
Вместе с тем «празднословие и лукавство» в языке действительно проявляет себя в настоящее время.
Обратимся в связи с этим и к другим авторитетам. К. Маркс считал язык «непосредственной действительностью мысли». Р. Декарт призывал к «объяснению слов», чтобы «избавить мир от заблуждений». Ф.И. Тютчев утверждал, что «мысль изреченная есть ложь». Известно выражение: Cogito ergo sum – «Я мыслю, значит, я существую». Б. Паскаль полагал, что «наше достоинство в мысли». А.И. Куприн писал, что «мысль бессмертна».
Для «Философии взаимодействия («биализм»)» (ФВ) из всего этого следует ряд принципиально важных выводов.
Мысль имеет языковое (словесное) выражение. Мыслить и существовать можно по-разному. Достоинство мысль получает, будучи словесно-точным своим выражением. Именно объяснение слов избавляет человеческую мысль от заблуждений. Кто говорит и пишет неточно, тот мыслит и действует не в соответствии с реальностью, материальной и духовной, что ведет к серьезным теоретическим и практическим ошибкам, существенно значимым для человечества, всех и каждого.
Мысль теоретически и практически реализует себя в определенной идее, которая представляет собою взаимодействие мысли и чувства, выраженное словесно.
В связи со всем сказанным, возникает настоятельная необходимость создания Краткого терминологического толкового словаря, который, с точки зрения ФВ, включает в себя наиболее часто и вместе с тем произвольно употребляемые в настоящее время различные принципиально важные термины, которым дается неточное и предвзятое толкование, не соответствующее реальности, материальной и духовной.
ФВ дает принципиальное объяснение этим терминам, философско-лингвистически мотивирую тем самым многогранный процесс создания мира без насилия, материального и духовного.
Итак, начнем наш Словарь. Термины располагаются в нем по алфавиту.
Агрессия (от лат. aggressio) этимологически означает нападение, наступательный образ действия, что допускает достаточно широкое толкование агрессии и ее различных видов. В то же время всюду и везде агрессия выступает именно как нападение. Между тем агрессия некоторыми современными политиками трактуется как особый вид обороны, защиты одной стороны от предполагаемого ею нападения на нее другой стороны. Предположение не тождественно реальному нападению, которое реально нарушает мирное состояние между странами. Агрессия ни в коей мере не может ни в каком виде привести к утверждению мира без насилия. Курс на агрессию губителен для тех, кто сам его выбрал и навязывает другим.
Адекватность (от лат. adaequatus) этимологически означает приравнивание, тождественность, материальную и духовную, и одно явление признается похожим на другое явление, почти совпадает с ним. Когда призывают к адекватному ответу терроризму, это фактически означает самому быть террористом. Вряд ли такая своеобразная реинкарнация способствует созданию мира без насилия.
Амбициозность (от лат. ambitio) этимологически означает необоснованность, абсурдность, самомнение, спесь. Между тем амбициозность нередко рассматривается как величие планов, грандиозность достигнутых успехов, условия бурного развития и получения огромных позитивных результатов. Такая амбициозность, на самом деле, по меньшей мере, бесперспективна, и она никак не способствует созданию мира без насилия.
Виртуальность (от лат. virtualis – возможный) этимологически означает не то, что должно и может проявиться в определенных условия. Эта особая духовная реальность, которая никем и ничем не создается и становится непосредственно-чувственно воспринимаемой, существуя вне и не зависимо от человека.
Геноцид (от греческого genos – род плюс лат caedere – убивать) этимологически означает уничтожение рода и племени, а исторически позднее этноса и наций друг другом. Происходит сознательное истребление одной нации другой нацией. Геноцидом является Холокост. В то же время не может считаться геноцидом уничтожение какого-либо народа или населения определенного региона, состоящего из нескольких наций. Геноцид это именно уничтожение одной нации другой нации, а не народа, поскольку народ может состоять из нескольких наций. Это необходимо иметь в виду выдвигая обвинения какой-то бы ни было стране и государству в геноциде.
Геополитика (от греч. geo – земля + от греч politike – управление государством) этимологически означает не всемирную агрессивно-захватническую политику, а в принципе внешнюю и различную политику по отношению к отдельным регионам и миру в целом. Это именно различная и многофункциональная политика.
Идентичность (от лат. identicus) этимологически означает одинаковость, сходство с чем-то или с кем-то, а не исключительное превосходство, несравнимая ни с чем подлинность. На самом деле, страны являются одновременно и в чем-то сходными и различными в своем существовании и развитии. При сознательной установке на идентичность в принципе нигде и ни в чем невозможна подлинная оригинальность какого-то реального явления, материального и духовного.
Интеграция (от лат. integratio – восстановление, восполнение) этимологически означает не просто объединение каких-либо частей, а приспособление частей друг другу и признание ими руководящей роли стоящего над ними целого по отношению к объединяющимся частям. Это не суверенитет. Надо также иметь в виду, что часть какого-либо явления, включенное в состав целого, генетически не становится его частью, материальной и духовной.
Инфляция (от лат. inflatio – раздувание, неумеренный рост) этимологически означает неконтролируемый государством рост бумажных денег, что ведет к обнищанию трудящихся. Так бывает при макроэкономике, когда считается достижением общий рост бумажных денег, независимо от того, кому они принадлежат. Это реально сказывается на уровне жизни трудящихся, снижении их потребительских способностей, не обладающих большим капиталом. Инфляция носит временный характер и бывает разной в разных странах. Действительный финансово-экономический потенциал страны измеряется покупательной способностью ее трудящегося населения (микроэкономика). Взаимодействие макроэкономики с микроэкономикой, их частичный взаимопереход друг в друга содействует созданию мира без насилия.
Искусственный интеллект (от лат. surrogatus – лишь от части заменяющий собою + от лат. intellectus – мыслительная способность человека) этимологически означает не аналог природно-естественного интеллекта человека, хотя в некоторых и ограниченных действиях искусственный интеллект даже превосходит естественный. В принципе искусственный интеллект является весьма относительной имитацией природно-естественного интеллекта и в принципе не способен заменить его, тем более полностью. Не случайно реальное время создания искусственного интеллекта все время относится к будущему, а когда именно он будет создан, никак не указывается.
Консерватизм (от лат. conservatio) этимологически означает приверженность к сохранению существующего и восстановлению уже отжившего, вражду ко всяким новшествам. Безоговорочное принятия консерватизма ведет к явному застою в развитии, материальном и духовном, и даже откату к прошлому которое уже перестало быть по настоящего конструктивным.
Консолидация (от лат. consolidatio – вместе + consolidare — уплотнять) этимологически означает тесное объединение различных стран в военно-агрессивных или мирных целях. Консолидация в мирных целях содействует утверждению мира без насилия.
Коррупция (от лат. corruptio – подкуп, продажность) этимологически означает подкуп, продажность власти на всех уровнях и во всех ее проявлениях, материальных и духовных. Считается неукоснительным положением, что деньги решают и открывают все. Без взятки действительно сейчас немысленно что-либо сделать, а то, что сделано, надо оправдывать. Преодоление коррупции любой власти надо начинать с себя, со своего уровня, т.е. власть ни в коем случае не должна ни брать, ни давать деньги.
Многополярность (от русск. много – больше одного + от лат. polus, «би» от лат. два – больше одного + polus – «ось» с двумя концами). «Многополярный мир», по существу, есть мир «биполярный», т.е. с двумя «геополитическими» полюсами. У «оси» не может быть много полюсов-концов, т.е. больше двух. Много означает больше одного, а больше одного это именно «би» (два). «Многополярность», как ее сейчас многие толкуют, не способствует созданию мира без насилия. Более того, некоторые страны намерены использовать многополярность для сведения своих счетов с другими странами, которые они считают своими противниками. Естественно это не способствует созданию мира без насилия.
«Полюсом» не обоснованно и сами нередко называют себя регионы, и даже отдельные страны, геополитически и экономически тяготеющие к одному из двух действительных полюсов. В настоящее время – это КНР и США.
Национальные интересы считаются присущими к какой-либо, по сути своей, многонациональной стране и многонациональному народу. По отношению к полинациональной стране и полинациональному народу она оказывается таким образом интересам какой-то определенной нации, что фактически граничит с национализмом, который, в свою очередь, может привести к идейному неонацизму. Следует говорить не о национальных интересах, а интересах государственных и интересах всего народа, населяющего данную страну.
Прагматизм (от греч. pragma – дело, деяние) этимологически означает в политике сознательную ориентацию на получение конкретных и практически позитивных результатов, имеющих в то же время сравнительно частный характер. Прагматизм, в известной мере, способствует укреплению мира без насилия.
Реализм (от лат. realis – вещественный в широком смысле, как невоображаемый, действительный, доступный и независимый от своего восприятия, непосредственного и опосредованного) этимологически означает в политике мышление и действия, соответствующие реальности, материальной и духовной, и сущностным человеческим потребностям, материальным и духовным. Непосредственно и опосредованно реализм способствует формированию и утверждению мира без насилия.
Регион (от лат. regio – область, часть) этимологически означает группу близлежащих стран, образующих в своей совокупности особый экономическо-географический район мира. Отдельный регион не является и не может быть «полюсом» для всего мира.
Ремиссия (от лат. remissio – остановка) этимологически означает умеренное ослабление экономического развития, является временным в материальном и духовном смысле. Установлению мира без насилия реально не способствует.
Санкция (от лат. sanctio – утверждение высшей инстанцией какого-либо акта) этимологически означает ненарушимое постановление, юридически обоснованное как временное и сравнительно частное наказание, материальное и духовное, налагаемое высшей инстанцией на страну или страны, нарушающие международное право. При этом оно может не совпадать с правом, которое предоставляет себе само то или иное государство, ставя выше международного права и оправдывая этим правовой произвол в мире. Целью санкций не является взаимоответное наказание странами друг друга из-за их взаимной неприязни. Санкции в принципе призваны способствовать отдельной стране и ряду стран встать на путь, ведущий к утверждению мира без насилия.
Сепаратизм (от лат. separatus – разделенный) этимологически означает, что отделившаяся от государства его часть выдает свои интересы и стремления за интересы и стремления государства в целом. Государства в этом случае защищает собственные интересы, подменяя собою народ с его истинными интересами. Все это фактически никак не содействует установлению мира без насилия.
Стабильность (от лат. stabilis) этимологически означает устойчивость, которая может быть разного характера и консервативной, и постоянно развивающейся, поступательной. Именно поступательная стабильность способствует укреплению мира без насилия.
Стагнация (от лат. stagnum – стоячий, застывший) этимологически означает застой и неподвижность, прежде всего, в экономике, и в то же время носящие временный характер.
Суверенитет (от немец. Souveränität – независимость) этимологически означает невмешательство во внутренние дела и действия в отношении одного государства каким-либо другим государством или ряда государств — вмешательство, материальное и духовное. Такое невмешательство имеет позитивный характер. В то же время в известном смысле позитивным может стать неагрессивное вмешательство как своего рода обмен взаимополезным историческим опытом между государствами, материальным и духовным. Абсолютный суверенитет ведет к самоизоляции, которая препятствует поступательному развитию той или иной страны. Суверенитет предлагается защищать исключительно военными средствами, что никак не способствует утверждению мира без насилия.
Цифровизация (от арабск., польск. cyfra – условный знак для обозначения числа) этимологически означает полную замену цифрой, в которой сравнительно слабо представлены ее духовное начало во всех видах деятельности человека, в котором духовное начало во всех системах и структурах является доминирующим и определяющим. Такая попытка полной замены цифрой человека философски несостоятельна. Никакая цифровизация не может заменить человеческую деятельность, носящую материальный и духовный характер. Цифровизация создает своего рода «слежку» и «цифровизационный концлагерь». Цифровизация фактически никак не способствует созданию мира без насилия, хотя она и способна заменить некоторые сравнительно примитивные функции, связанные с числовым определением и отбором тех или иных вариантов.
Элита (от фр. élite – лучшее, отборное) этимологически означает совокупность каких-либо видных представителей какой-либо части общества, занимающихся материальной и духовной деятельностью. В настоящее время точнее было бы говорить и писать не об элите как явлении и понятии, а о плутократии (от лат. plutokratia – власть богатых). Именно плутократы владеют и управляет в современных условиях богатством, фактически всей материально-экономической и духовно-созидательной жизнью общества. Власть находится в подчинении у плутократии. Пора уже с этим покончить, что явно препятствует созданию мира без насилия.
Уже сейчас достаточно отчетливо реально проявляет себя взаимодействие и частичный переход друг в друга таких явлений, адекватность и идентичность, интеграция и геополитика, консерватизм и стабильность, стагнации и ремиссия. Однако это взаимодействие носит негативный характер, поскольку сами составляющие его являются искаженными и односторонне-ограниченными в своем толковании.
Естественно, что данный Краткий терминологический толковый словарь можно продолжать и уточнять. Такое право оставляет за собою ФВ, философско-лингвистически мотивируя жизненную необходимость создания мира без насилия. Сейчас перед человечеством стоит выбор, какой путь оно само изберет: военный или мирный. Это решают для себя все люди и каждый человек. Народы мира, несомненно, выбирают мир без насилия, материального и духовного.

04.03.2024
Санкт-Петербург


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/spirit6/spiritoftime.su/docs/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *